Особенности морского страхования: направления и нюансы составления договора

Содержание

Морское страхование — основные условия, особенности, виды, пример

Особенности морского страхования: направления и нюансы составления договора

Любой экономический субъект нуждается в полном обеспечении страховой и социальной защитой, в иных формах реализации страховых взаимоотношений.

Его осуществление заключается в страховании имущественных и других интересов экономических субъектов, которое относится к категории корпоративных страхований.

Корпоративное страхование подразумевает страхование единичных или нескольких рисков экономического субъекта.

Одним из самых старейших видов страхования является морское, которое стало отдельным видом страхования в начале XII века.

Его основной целью стало возмещение ущерба, который причиняется страхователю в результате гибели или повреждения объекта страхования во время совершения морского плавания. Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства, и носит имущественный характер.

Оно позволяет избегнуть непредвиденные опасности, возникающие на морском пути. Его формы, условия развития преобразовывались под влиянием сферы морской торговли.

Страхователем может выступать  любое лицо, которое имеет имущественный интерес на законном основании в области морской отрасли, его составных частях, получающий определенную выгоду от благополучного завершения сделки или ущерб от всевозможных потерь, повреждений морского транспорта.

Нередко страхователем становится лицо, которое ждет некую прибыль от благоприятного завершения сделки в сфере морской торговли.

Особенности

Кодекс торгового мореплавания, утвержденный в конце апреля 1999 года за номером 81-ФЗ, регламентирует правовые основы при заключении договора морского страхования. Данное положение закреплено в главе 15 КТМ РФ.

Согласно положениям статьи 246 указанного нормативного акта при заключении договора морского страхования страховая компания обязуется за оговоренную плату при наступлении страховых случаев покрыть понесенные страхователем или выгодоприобретателем.

При оформлении договора на случай гибели имущества страхователь или выгодоприобретатель могут предъявить заявление страховой компании об абандоне, то есть отказе прав на него, чтобы иметь возможность получения всей страховой суммы.

Данное положение действует в ситуациях, когда морской транспорт:

  • пропадает без каких-либо вестей;
  • полностью уничтожается сам или транспортируемый им груз;
  • не подлежит восстановлению, ремонту вследствие экономической нецелесообразности, то есть происходит его полная конструктивная гибель;
  • экономически нецелесообразно устранение повреждений транспортируемого груза, его доставка в порт назначения;
  • захвачен пиратами и остается у них на срок, превышающий полгода. Тоже касается перевозимого груза при наличии в договоре пункта о данном риске.

Кодекс определил специальные случаи, когда страховщик освобождается от ответственности в отношении страхователя за убытки, которые имеют место быть в результате:

  • воздействия ядерного взрыва, всех видов ионизирующих излучений, полученных от радиоактивных элементов заражений, если иное не установлено его правилами;
  • совершения действий военными силами, пиратскими нападениями, причинение ущерба народными волнениями и забастовками;
  • требования властей иностранных государств конфискации, реквизиции, ареста или полного уничтожения морского транспорта, перевозимого груза.

Морской транспорт считается в качестве пропавшего без вести в том случае, когда от него не поступает известие на протяжении длительного срока, который превышает необходимый для перехода от места поступления последнего извещения о нем в нормальных условиях до порта назначения в два раза.

Причем в соответствии с указаниями статьи 48 КТМ он должен быть не меньше одного месяца и не больше трех, в условиях военного положения не меньше полугода.

Отзывы о полисе ОСАГО в компании Энергогарант вы можете посмотреть в этой статье.

Что является объектом

К объектам морского страхования причислен всякий имущественный интерес, который связан с торговым мореплаванием.

В их число входит:

  • эксплуатируемое судно;
  • строящееся судно, его основные части;
  • перевозимый груз;
  • плата за проезд пассажира,
  • арендная плата за использование судна;
  • ожидаемая от перевозимого груза прибыль в качестве упущенной коммерческой выгоды, то есть утеря фрахта, расходы на ликвидацию аварии, наложенные на судовладельца штрафы, судебные издержки;
  • другие виды обеспечения морским судном, транспортируемым грузом;
  • причитающиеся в качестве платы капитану, членам экипажа денежные средства;
  • расходы на осуществление репатриации;
  • гражданская ответственность судовладельца за нанесенный третьим лицам ущерб;
  • обязательства страховщика, включая риск перестрахования;
  • жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров.

Перечень возможных объектов морского страхования, их характеристика указывается в лицензионных правилах клуба взаимного страхования судовладельцев, условиях страховой компании индивидуально по каждому конкретному виду страхования.

Он включается в содержание заключаемого договора, которые подписывают стороны, поэтому страхователь должен быть с ними ознакомлен до его подписания.

Основные условия морского страхования

Кодекс торгового мореплавания установил основные требования договора морского страхования.

Он регулирует взаимоотношения сторон, которые заключают договор корпоративного морского страхования.

Правила, условия подвергаются всесторонней правовой, экономической экспертизе, которую проводят органы государственного страхового надзора страны, где зарегистрирован страховщик.

Оценка проводится до заключения договора страхования или введения  его в список клуба взаимного страхования, в некоторых случаях для совершения возмещения по факту страхового случая с целью установления действительного размера понесенного страхователем материального ущерба.

По результатам оценки выносится решение об осуществлении выплат или мотивированного отказа. Результаты экспертизы оформляются в виде отчета, акта, докладной записки. Они могут быть использованы при оформлении морского страхования.

Чтобы получить страховое возмещение судовладелец должен представить страховщику нижеперечисленные документы:

  • судовые, машинные журналы, где воспроизводится полное описание событий на пути следования морского транспорта;
  • письменные объяснительные записки капитана, членов команды, осуществляющих морское плавание;
  • акт первичного осмотра, который произвели специалисты команды;
  • подлинные счета на все виды расходов, которые были затрачены в момент происшествия, на производство ремонтных работ.

Осуществление выплаты влечет к переходу права собственности на морской транспорт при полной гибели морского транспорта или его пропажи без вести в размере выплаченной суммы.

Страховая компания вправе расторгнуть договор досрочно, если произойдут  изменения, приостановится или закончится деятельность транспорта.

Какие бывают виды

Корпоративное морское страхование подразделяется на три основных вида.

К ним относятся:

  • КАСКО, по которому осуществляется страхование корпуса плавучих, перевозочных  средств, его оснастка;
  • Карго, совершается страхование подлежащих к перевозке грузов;
  • ответственность судовладельцев, являющаяся наиболее сложным видом страхования из-за особенностей конструкций плавучего средства, характера и условий его эксплуатации, жестких правил, отличительных признаков перевозки грузов морским транспортом, специфики правовых, законодательных актов, по которым осуществляется регулирование процедуры.

По всем видам морского страхования страховщик возлагает на себя обязательства покрытия понесенного ущерба вне зависимости от причин, по которым наступил расцениваемый страховым случай.

Примеры

Страхование защиты грузов производится путем заключения договора. Согласно части 1 и 2 статьи 930 Гражданского кодекса РФ груз можно застраховать в пользу заинтересованных в сохранении его лиц.

Любое юридическое, физическое лицо может стать получателем груза и одновременно выгодоприобретателем, если в его пользу заключен договор страхования груза.

Он наделен правом получения от страховщика компенсации по страховке за груз в размере страховой суммы, может выступать как грузоотправитель, уполномоченное им лицо.

По новым правилам возможно приобретение полиса страхования грузов на «предъявителя», который дозволяет упростить процедуру переоформления договора страхования на приобретающего товар покупателя.

Результаты исследований должны использоваться в разработке их стратегий и тактики. Исследования имеют большое значение для совершения корпоративного морского страхования, чтобы определять его стоимость, место в системе управления рисками.

Выплаты УТС по КАСКО рассматриваются тут.

Отзывы по ОСАГО в страховой компании Югория вы можете прочитать по ссылке.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/korporativnoe/morskoe-strahovanie.html

Какие виды морского страхования регулируются Кодексом торгового мореплавания

Какие виды морского страхования регулируются Кодексом торгового мореплавания

» Страхование » Общая информация

Истоки морского страхования лежат глубоко в веках, первое подобие этого процесса возникло в XIII веке в Италии.

С развитием флота идею морского страхования перехватила Англия, но только в начале XX века английским лондонским институтом андеррайтеров был разработан и внедрен акт, который стал регулировать этот вид страхования по всему миру.

На сегодняшний день морское страхование является крупнейшей отраслью.

В РФ оно регулируется нормативной базой Кодекса торгового мореплавания от 30.04.99 г. № 81-ФЗ.

Некоторые страховые компании занимаются им на всей территории России. В портовых городах страны размещены филиалы или дочерние организации данных компаний, через них же и оформляются все виды морского страхования.

Любой договор может заключаться на один или несколько рейсов, на определенный период времени или на год. Он является документом, при предъявлении которого может быть произведена оплата страхового случая.

Виды морского страхования

Морское страхование разделяют на несколько видов:

Страхование каско

Каско обеспечивает страховое покрытие строящимся и работающим судам речного и морского флота, газо- и нефтедобывающим платформам.

Договор включает в себя страхование оснащения, корпуса и двигателя судна.

Каско позволяет возмещать ущерб при следующих случаях:

  • гибель судна (если владелец теряет его безвозвратно);
  • аварийная ситуация, после которой восстановление судна невозможно (если ремонт обойдется дороже стоимости корабля);
  • взносы при общей аварии;
  • ответственность при столкновении;
  • расходы на спасение, судебные траты и оплата труда.

Выплаты производятся при возникновении страхового случая и зависят от размеров общей страховой суммы.

По такому договору не возмещается ущерб, связанный с нанесением вреда или гибелью пассажиров, порчей имущества или грузов.

Морское страхование каско предполагает покрытие следующих рисков:

  • Риски водной стихии: затопление, посадка на мель, столкновение с другими судами, маяками, мостами, рифами, айсбергами и другими объектами;
  • Пожар, хищение оборудования и другие, угрожающие судну.

Исключены военные и политические риски: бунты, забастовки, волнения, в результате которых возникают поломки, аварии и др.

Страхование КАРГО

Страховую защиту груза на пути его следования от места отправки до места назначения осуществляет обязательное страхование КАРГО.

В данном процессе заинтересованными лицами можно считать страхователя и выгодоприобретателя, т.е. того, кто отправляет груз и того, кто его получает.

Страхователь может оформить страховку на свое имя или на получателя.

В договоре указывается стоимость груза и расходы на его перевозку – от этих цифр зависит и страховая сумма, которая также указывается в документе.

Необходимо предусмотреть в договоре страхования сохранность груза во время разгрузки и погрузки.

В случае задержки груза не по вине страхователя договор страхования остается в силе до доставки груза до назначенного места.

Перевозчик вправе требовать от отправителя точное описание груза, все данные о нем должны быть занесены в опись, составленную страхователем.

При условии если отправитель дает перевозчику заведомо ложные данные о грузе и они вскрываются во время наступления страхового случая, первый вправе требовать расторжения договора.

Во избежание ответственности за порчу перевозимого груза страховщик имеет полное право привлекать экспертов, которые оценят его состояние на день погрузки.

Заключая договор страхования, нужно учесть стандартные исключения– риски, которые выходят за рамки страхового покрытия. Они позволяют определить страховую выплату, которая будет зависеть от характера повреждения перевозимого груза.

Виды страхования КАРГО по покрытию рисков:

  • Страхование от всех рисков потери или фатальной порчи груза (договор предусматривает потерю груза по причине взрыва или пожара, попадания судна на мель или выброса на берег, затопления или опрокидывания судна, аварии при разгрузке в порту, землетрясения, удара молнии или извержения вулкана и других форс-мажорных обстоятельств);
  • Страхование направленое только на выплату при крушении судна.

Страхование ответственности

Вид страхования ответственности предусматривает страховую защиту не только судовладельцев, но и фрахтователей, а также других лиц, эксплуатирующих судно.

Страховой случай наступает при причинении ущерба судну или грузу третьими лицами.

Такое страхование считается обязательным в ряде государств, и если судно совершает международные рейсы, то оно должно быть обязательно оформлено.

Страховые организации заключают договора на следующие виды ответственности:

  • Расходы, произведенные при возникновении болезни, ранения или смерти члена экипажа, а также другие расходы;
  • Причинение вреда здоровью лицам, находящимся на судне или работающим с ним (члены экипажа, докеры, пассажиры и др.);
  • Повреждение, недостача или гибель груза;
  • Материальный ущерб, нанесенный другому судну или его имуществу при столкновении;
  • Повреждения, нанесенные портовым сооружениям – недвижимым и плавучим объектам (молу, пирсу, доку, пристани и др.);
  • Загрязнение морской или речной акватории, а также прибрежных вод и побережья в связи с утечкой нефтепродуктов;
  • Удаление остатков судна при кораблекрушении;
  • Оплата штрафов при нарушении правил таможни и эмиграции, а также техники безопасности;
  • Пропажа судна без вести.

При страховании могут оговариваться и другие виды ответственности, и при достижении согласия они включаются в договор.

При страховании разных частей судна, в том числе и механизмов, сумма страхования не может превышать той, по которой экспертная комиссия оценила их на момент заключения договора.

Страхование фрахта

Фрахт представляет собой оплату перевозчику за доставку грузов к месту назначения морским путем.

Страхование фрахта – это страхование выплаты, которую обеспечивает заказчик исполнителю за перевозку груза. И отправитель, и перевозчик – оба заинтересованы в таком страховании, так как существуют различные риски при доставке грузов.

Если фрахт оплачен авансом, то грузоотправитель имеет страховой интерес доставки груза в целости к месту назначения.

Если по договору оплата за доставку будет произведена после прибытия груза, интерес страхования выгоден обеим сторонам.

В случае недоставки груза в пункт назначения по любым причинам перевозчик не получает фрахт. И, наоборот, при благополучном прибытии груза отправитель обязан оплатить его доставку перевозчику даже в том случае, если груз будет поврежден.

При подписании договора о страховании фрахта разумно предусмотреть все его возможные варианты.

В договоре должен быть указан уровень ответственности перевозчика за принятый для доставки груз.

Условия договора должны гарантировать грузоотправителю определенный маршрут судна и доставку груза в безопасный порт.

Перевозчик может предъявить претензии отправителю груза при отсутствии гарантий безопасного порта или причала. Они могут возникнуть при повреждении судна.

На период остановок судна перевозчик обязан контролировать гидрометеорологические условия, особенно это касается открытых портов. Это необходимо для сохранности принятого на борт груза.

От чего зависит стоимость страховки?

Стоимость любой страховки оценивается по ряду факторов, которые учитываются при составлении договора:

  • количество страховых рисков;
  • лимиты ответственности и размеры франшизы;
  • характеристики судна (тоннаж, класс, возраст и т.д.);
  • районы передвижения;
  • перевозимые грузы;
  • опыт работы страхователя (стаж);
  • количество претензий, полученных ранее и др.

Условия для выплаты страховки

Выплаты страховой компанией производятся, если страхователь выполнил все установленные правила при наступлении страхового случая.

Они состоят из пунктов, которые предполагают следующие действия:

  • сообщить в страховую компанию о поступивших претензиях;
  • сообщить о начале следственных действий по причинению ущерба;
  • предоставить всю составленную и дополнительную информацию о произошедшем случае.

Если соблюдены все правила, указанные в договоре, возмещение ущерба производится следующим образом:

  • Выплаты при наступлении страхового случая могут производиться единовременно или частями – это будет зависеть от договоренности сторон;
  • Если судно застрахованного судовладельца было выведено из строя более чем на 30 дней подряд, страхователю возвращается 95 % суммы уплаченных взносов;
  • При нанесении вреда третьим лицам сумма страховых выплат определяется при наступлении такого случая на основании заключения независимых экспертов, заранее просчитать эту сумму невозможно;
  • Сумма возмещения по страхованию ответственности определяется по решению суда, который происходит на основании претензий потерпевшей стороны.

Условия для невыплаты страховки

Любой вид страхования исключает выплату страхового вознаграждения в следующих случаях:

  • умышленный вред, нанесенный судну или грузу;
  • перевозка контрабандных товаров;
  • любые убытки, нанесенные грузу или судну, возникшие во время нахождения команды на судне;
  • обоснованные претензии владельца, перевозимого груза;
  • риски, связанные с военными действиями (они могут оговариваться в особом документе).

Морские перевозки действительно связаны с большими рисками, но в некоторых случаях без них обойтись невозможно.

Страхование поможет возместить большую часть понесенных убытков при наступлении страхового случая.

Источник: http://StrahouNado.ru/insur/i-info/morskoe-strakhovanie.html

Глава XVII. ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Глава XVII. ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Страница 1 из 4

1. Понятие договора

По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретатель), понесенные убытки (ст. 246 КТМ).

Морское страхование — одна из разновидностей имущественного страхования, о чем свидетельствует определение договора имущественного страхования, содержащееся в п. 1 ст. 929 ГК.

Согласно данной статье по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Вместе с тем договору морского страхования, несмотря на то что он не относится к самостоятельным гражданско-правовым договорам (таковым является договор страхования), а представляет собой лишь его разновидность (отдельным видом договора страхования является договор имущественного страхования), принадлежит особая роль в развитии договорного права.

Дело в том, что именно с морского страхования началось развитие страхования вообще, данное обстоятельство предопределило его приоритетное правовое регулирование специальными нормами, что находит отражение и в системе современного законодательства о страховании.

На данное обстоятельство (особую роль морского страхования) неоднократно обращалось внимание российскими правоведами.

Так, Д.И. Мейер, анализируя состояние российского дореволюционного законодательства (первая половина XIX в.) о страховании, указывал: «Наше законодательство дает очень немного определений относительно этого договора; в Своде гражданских законов всего две статьи содержат о нем определения.

В Уставе торговом есть особая глава о морском страховании, о страховании от огня, от скотского падежа и тому подобного, так как эти страхования производятся компаниями на акциях, излагается в уставах страховых обществ.

Точно так же, как и определения законодательства о морском страховании, они дополняются уставами страховых от морских опасностей обществ и пока служат главным источником для изучения договора страхования» .

———————————

Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902 г. Изд. 2-е, испр. М., 2000. С. 681.

Еще более определенно высказывался на этот счет Г.Ф. Шершеневич, который писал: «Морское страхование является видом вообще страхования и притом, с исторической точки зрения, первоначальным, который послужил образцом для других форм страхования.

По своей природе морское страхование не должно ничем отличаться от сухопутного и слияние их — вопрос времени.

В нормировании морского страхования со стороны русского законодателя нельзя не заметить той особенности, что договор этот определяется: а) волей контрагентов; в) русскими законами; с) за молчанием последних иностранными законами…» .

———————————

Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. По изданию 1914 г. М., 1994. С. 331.

При проведении первых кодификаций гражданского и торгового права (Франция, Германия) сказалась особая роль договора морского страхования.

Так, во Франции Торговый кодекс регулировал исключительно морское страхование, а в Гражданском кодексе (ФГК) упоминание о договоре страхования содержалось лишь в одной статье: указанный договор был включен в перечень так называемых рисковых договоров (ст. 1961 ФГК).

Однако, как отмечает М.И. Брагинский, «представление об этом договоре оказалось очень узким, поскольку в той же статье подчеркивалось, что данный договор, как и другой, включенный в указанный перечень (имеется в виду договор морского займа), «регулируется морскими законами».

Тем самым сфера действия соответствующего договора (страхования) оказалась ограниченной областью того же, в конечном счете, морского страхования» .

———————————

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 495.

Аналогичный подход обнаружил себя и при проведении некоторых последних кодификаций гражданского права. «Среди других, — пишет М.И. Брагинский, — может быть назван также Гражданский кодекс Квебека.

В отличие от большинства аналогичных актов других стран, в нем страхование прямо делится на морское и наземное…

Абсолютное большинство норм соответствующей главы посвящены все же морскому страхованию» .

———————————

Там же. С. 498.

Действующий сегодня российский Гражданский кодекс не акцентирует внимание на морском страховании, а обеспечивает детальное регулирование как общих положений, относящихся в целом к обязательствам по страхованию, так и отдельных договорных видов соответствующих правоотношений.

Тем не менее и здесь можно заметить существенную особенность правового регулирования: отношения, связанные с морским страхованием, отнесены к специальным видам страхования (наряду со страхованием иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, медицинским страхованием, страхованием пенсий и банковских вкладов), которые могут быть урегулированы отдельными специальными законами (ст. 970 ГК). «При этом, — подчеркивает М.И. Брагинский, — речь идет в равной мере как о специальных законах, посвященных соответствующим разновидностям страхования, так и о более общих законах. Примером последних может служить КТМ. В новом Кодексе, как и в том, который ему предшествовал (КТМ СССР 1968 г.), содержится глава, посвященная морскому страхованию. Поскольку морское страхование входит в перечень, содержащийся в ст. 970 ГК, нормы, включенные в гл. XV КТМ («Договор морского страхования»), обладают приоритетом по отношению к статьям гл. 48 ГК» .

———————————

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 507.

Определяя соотношение правил о договоре морского страхования, содержащихся в КТМ, и норм о договоре страхования, помещенных в ГК (глава 48), В.А. Мусин подчеркивает субсидиарный характер действия последних применительно к отношениям, связанным с морским страхованием.

Он пишет: «Вместе с тем согласно ст. 970 ГК правила о страховании, предусмотренные главой 48 ГК, применяются и к некоторым специфическим видам страхования, включая морское, «постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное».

Это означает, что отношения по морскому страхованию регулируются нормами главы 48 ГК в той мере, в какой они не урегулированы нормами главы XV КТМ…

Таким образом, нормы главы XV КТМ преобладают в сфере морского страхования как над нормами Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», так и над нормами главы 48 ГК» .

———————————

Источник: http://uristinfo.net/dogovornoe-pravo/96-dogovornoe-pravo-dogovory-o-perevozke-kn4/2381-glava-xvii-dogovor-morskogo-strahovanija.html

Страхование морских грузов

При перемещении морскими транспортными средствами любых грузов всегда присутствуют потенциальные риски его кражи, гибели, повреждения. Лишь страхование может защитить собственника перевозимого имущества от негативных моментов при транспортировке.

Способы перевозки

Учитывая варианты перевозки и размещения грузового объекта выделяют:

  • страхование объекта на судах;
  • страхование объекта в контейнерах.

Условия соглашения при первом варианте определяются исходя из:

  • типа и параметров зафрахтованного судна (сухогруз, танкер, рефрижератор), одним из наиболее важных среди которых является возраст;
  • варианта расположения объекта на судне (трюм, палуба).

Страхование груза, перевозимого в контейнерах, широко распространено, в основном благодаря тому, что в ходе всей транспортировки груз дополнительно защищается транспортной тарой от воздействия внешних факторов.

Основной проблемой в спорах сторон по страховой сделке является урегулирование убытков от недостачи груза при наличии неповрежденной пломбы. Нехватка в данной ситуации не выступает страховым случаем, если только страхователь не сумеет представить доказательства того, что она возникла в результате хищения.

Страхование перевозок проводится при учете их специфики и критериев, разработанных специально для определенных грузовых категорий (угля, нефти, зерна, пищевых масел и жиров, кормов).

Страховые риски

При страховании морских грузов учитываются риски, группируемые по трем группам:

  • Полное покрытие, защита от любых рисков, включая защиту от пиратства. Покрываются траты в случае аварий и спасательных мероприятий.
  • Частичное покрытие (без связи с франшизой) обеспечивает только риски (исключая крушение):
    • частичного ущерба грузу или его гибели, случившихся по причине аварий, пожаров, смывания с судна, взрывов);
    • опрокидывания, столкновения или попадания судна на мель, выброса на берег;
    • разгрузки груза в порту из-за аварии, землетрясения, стихийных явлений.
  • Страхование минимального количества рисков потери объекта без ответственности за урон от повреждений (общая авария, взрыв, опрокидывание, попадание на мель, пожар).

Во всех ситуациях компенсация предусматривает охват периода от времени вывоза объекта с точки складирования в начальном месте отправки до склада получателя или по прохождении 60-дневного периода после выгруза в порту назначения.

Подтверждением страховой ситуации служат:

  • судовой журнал (выписки из него);
  • протест (морской);
  • протоколы аварийных комиссаров;
  • показания свидетелей;
  • справка о неприбытии судна в точку назначения (при потере судна).

Стоимость и тарифы

Сумма страхования по сделке рассчитывается из страховой оценки объекта, определяемой из цены в договоре купли и затрат на перевоз, составляющих порядка 10%.

На показатель премии влияют вид товара и упаковки, маршрут перемещения, наличие промежуточных пунктов (перевалки), продолжительность нахождения в дороге.

Особенности соглашения

Договор морского страхования груза оформляется при подаче клиентом письменного заявления с использованием типовых форм страховых компаний.

В заявлении должно предусматриваться описание следующего:

  • наименования страхователя, адреса и контактных номеров телефонов;
  • груза (в разбивке по предназначенным к перевозке предметам), наименования, количества мест, веса, типа упаковки, особенностей;
  • транспортных документов для перемещения (квитанций, накладных, коносаментов);
  • транспорта (наименования, типа, марки, регистрационного номера);
  • способа отправки грузового объекта (трюм, палуба, налив, насыпь);
  • точек на маршруте (отправки, прибытия, перевалки);
  • даты отправления и прибытия объекта в конечную точку маршрута;
  • действительной цены груза;
  • суммы страхования;
  • вида ответственности по страховщику (определяется клиентом).

Страховщик вправе осматривать предлагаемый для оформления объект и при обоснованной необходимости назначить специальную экспертизу по определению действительной стоимости груза. Стороны сделки при совместном осмотре составляют опись с указанием характеристик по каждому виду объекта.

Для оценивания рисков по перевозке некоторых видов объектов, страховщик вправе привлекать экспертов и консультантов по соответствующим типам грузов.

Подтверждением заключения соглашения служит выдача сертификата или страхового грузового полиса.

Договор составляется на одну услугу (перевозку), на некоторое число перевозок на протяжении определенного временного отрезка или на 12 месяцев по любой схеме перевоза (генеральный договор).

При разработке условий договора особого внимания требует определение времени страхования грузов при морской перевозке и распространения покрытия на погрузку (перегрузку), хранение между пунктами при перегрузе и иные ситуации.

Если сложно точно выяснить время перевозки, принято устанавливать лимит времени по действию покрытия на перевозку.

После его окончания соглашение признается прекратившим действие, если СК не было выставлено требование дополнительной проплаты страховой премии.

В морских перевозках рискуют все участники процесса, но более всего – собственник груза. Избежать или уменьшить неприятности от получения ущерба его имуществом поможет страхование груза, выступающее гарантией возмещения ущерба.

Юридическая консультация

Источник: https://www.insurance-liability.ru/straxovanie-morskix-gruzov.html

Страхование ответственности по договору: порядок действий, условия, документы и рекомендации

В современном мире отдельного внимания требуют страховые случаи, связанные с ними понятия и законы, а также нюансы гражданского страхования. Важно не только понимать, что отражено в содержании договора страхования ответственности граждан (ГО), но и различать особенности, присущие различным случаям и видам.

Помимо этого состав пакета требуемых документов и порядок заключения договора – информация не менее важная, поэтому она должна быть в свободном доступе для каждого гражданина. Что означает страхование ответственности по договору?

Что представляет собой страхование ГО?

отличительная черта подобных соглашений, сформулированных на базе страхование ГО – предмет, по которому заключается соглашение, носит имущественный характер.

В подобной практике имеется непреложный постулат, он же – основное правило – если лицо причинило ущерб, будь то имущественный или физический, нанесло потерпевшей стороне вред, то оно обязано в полной мере возместить возникшие убытки и потери. Для этого и производится страхование ответственности по договору.

Статьи возмещений

  • Имущественные расходы потерпевшей стороны. Данная статья включает в себя абсолютно все имущественные и финансовые покрытия, на которые претендует потерпевшая сторона с целью восстановить или вернуть в полной мере, либо произвести ремонт имущества, которое было испорчено виновником.

    Это носит название покрытия реального ущерба, причиненного потерпевшему виновниками. Например, это предусматривает договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца авто.

  • Расходы правового характера, которые понес потерпевший.

    Включает в себя денежные средства, которые лицо, перенесшее потерю прав, потратило на то, чтобы их восстановить. Сюда можно отнести, например, расходы в результате отзыва товаров или услуг, различные судебные расходы.

  • Доходы, которые получил потерпевший.

    Если имущество, которое пострадало в результате действий виновника, приносило своему владельцу доход, то виновник обязан возместить сумму выгоды, которая была упущена за конкретный срок и при определенных условиях. Данный порядок четко зафиксирован в пятнадцатой статье ГК РФ.

  • Возмещение вреда, который был нанесен здоровью и жизни потерпевшего.

Стоит отметить, что страхование ответственности по договору в этом случае распространятся не только на действия, носящие деструктивный (разрушительный) характер, но и на случаи бездействия, которые влекут за собой причинение ущерба потерпевшему.

Классификация ответственности

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на две составляющих: договорную и внедоговорную.

В договорном случае регулированию подлежат правила, обязательства и ответственность, а также наказание за невыполнение, которые прописаны в тексте соответствующего договора.

ГО договорного типа ограничивается правилами страхования и порядком, либо ответственностью, предусмотренной законодательно или по личному соглашению сторон договора. Условия договора страхования ответственности рассмотрим ниже.

То есть, возможны два варианта. Первый: рамки, в пределах которых исполняется договор, регламентируются законодательными формами и ограниченными законно пределами ответственности. Второй вариант: две стороны договора самостоятельно договариваются о рамках ответственности – кто, как и за что будет отвечать.

Все договоренности, регламентируемые договором, должны быть прописаны четко, все сроки, суммы и права должны быть зафиксированы.

Внедоговорная форма ГО (ее еще называют деликтной) регулируется только законом и иными нормативно-правовыми актами.

Наиболее распространенным является страхование ответственности по договору.

Необходимо отметить, что между собой отличаются режимы ответственности. Например, существуют разные виды судебных исков, в зависимости от того используется договор или деликт:

  • По условию происхождения ущерба.
  • По срокам исковой давности.
  • По бремени доказывания вины.
  • По отсутствию или наличию возмещения морального ущерба.
  • Иные режимы. Подобное разграничение ГО является необходимостью на тот случай, если возникнет противоправное действие, связанное с обязательствами по договору.

В качестве примера можно привести случай, когда пассажир, пострадавший от действий перевозчика, вправе самостоятельно выбрать режим судебного исполнения и вид искового заявления.

Зачем может потребоваться заключение договора страхования ответственности?

Особенности

ГК РФ фиксирует некоторые особенности, сопровождающие действие договора страхования ГО. Подробно это изложено в 48-й главе, в статье № 932:

  1. Лишь один единственный страхователь может застраховаться от риска ответственности, которая может возникнуть за нарушение условий договора.
  2. Также может быть застрахован выгодоприобретатель. При этом несущественно, зафиксировано это в договоре или нет, в чью пользу он был заключен (в пользу страхователя, выгодоприобретателя, иных лиц, ни в чью пользу).
  3. Застрахованный риск ответственности, возникающей при нарушении договора, предусмотрен законом.

Виды договоров

В настоящее время имеется ряд наиболее распространенных страховых договоров, которые отражают различные случаи страхового характера и гражданскую ответственность, отличающуюся от других типов ответственности.

К видам страховок от риска ответственности можно отнести:

  • Страхование ГО застройщика.
  • Туроператора.
  • Владельцев автомобилей. Это договор страхования ответственности владельцев транспортных средств.
  • Грузоперевозчиков или пассажироперевозчиков.
  • Договор страхования ответственности за причинение вреда.

В процессе рассмотрения особенностей страхования по различным причинам и ГО не лишним будет уделить отдельное внимание каждому из приведенных видов договора.

Договор страхования ГО застройщика

В соответствии с поправками, принятыми в ФЗ, застройщикам необходимо исполнять определенные обязательства, касающиеся передачи жилых помещений тем участникам, которые фигурируют в заключенном договоре.

Предоставление определенного вида залога является таким обязательством. Выбрать залог можно из нескольких способов:

  1. Поручительство банка.
  2. Договор страхования ГО застройщика по риску, который может возникнуть из-за невыполнения обязательств.

Договор страхования в этом случае необходимо будет заключить еще до того, как будут поданы все необходимые документы по соглашению осуществления долевого строительства или иному договору строительства в Росреестр.

При заключении такого соглашения объектом страхования будут выступать имущественные интересы страхователя (в данном случае – застройщика), которые неразрывно связаны с интересами выгодоприобретателей, то есть участников долевого строительства.

Страховым случаем является неисполнение застройщиком обязательств по сдаче жилья участникам договора долевого строительства. При этом все суммы по страховке и размеры убытков должны быть рассчитаны в соответствии с соглашением долевого строительства.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности туроператора

Если говорить о договорных взаимоотношениях, касающихся туристского договора, и неисполнении обязательств туроператором (который является в данном случае Страхователем), то клиенты фирмы (которые являются выгодоприобретателями), наделены правом подавать письменные требования о покрытии всех понесенных расходов, в том числе и стоимости самой путевки.

В данном случае регулирующим законодательным актом выступает ФЗ № 132, фиксирующий основы туристской деятельности, а также правила по страхованию ГО.

В случае страхования ГО туроператора страховыми рисками могут являться:

  • Убытки, которые возникли вследствие полного неисполнения или ненадлежащего исполнения Страхователем своих обязательств.
  • Наличие в туристском продукте неоговоренных ситуаций.
  • Нарушение мер по обеспечению безопасности клиента туроператора в течение организации поездки или непосредственно в процессе поездки.

По данному соглашению в страховое возмещение включаются суммы, зафиксированные договором страхования ответственности туроператора, а также компенсации за реально причиненный выгодоприобретателю ущерб.

Страхование ГО владельцев автотранспорта

В соответствии с законодательством, которое в настоящее время действует на территории РФ, каждый владелец ТС или владелец таксомоторного парка обязан заключать со страховой договор обязательного страхования, он же ОСАГО.

Этот вид сегодня является самым распространенным на рынке подобных услуг. К основным страховым случаям по договору ОСАГО относятся:

  • Ущерб, нанесенный пассажиру или другому ТС, возникший в результате ДТП.
  • Ущерб, нанесенный имуществу, исключающий ущерб здоровью пострадавшего.
  • В ДТП участвуют не более двух транспортных средств. Это все предусматривает договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Оба ТС, пострадавшие в ДТП, должны иметь полисы ОСАГО.

Договор страхования ГО перевозчика

В данном случае ответственность перевозчика регламентируется ФЗ № 67. В соответствии с данным законом, все юридические лица, фирмы, предприятия, организации, предоставляющие услуги по осуществлению любого из видов перевозок, обязаны страховать свою ГО, если они перевозят пассажиров.

За исключением метрополитена и такси легкового типа закон обязывает страховать своих пассажиров перевозчикам, осуществляющим деятельность перечисленными ниже видами транспорта:

  • Железнодорожный. Причем, страхование производится при перевозке на абсолютно любую дальность. Также регламентировано Уставом ж/д транспорта.
  • Воздушный. Страховка необходима при перевозке на расстояния любой дальности, в том числе вертолетами. Данная деятельность регламентирована Воздушным кодексом. На что еще необходим договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
  • Морской. Деятельность регламентируется Кодексом морского мореплавания. Если речь идет о перевозке грузов.
  • Внутренний водный. Контроль осуществляется на основе Кодекса внутреннего водного транспорта.
  • Наземный. К данной категории относятся трамваи, автобусы, троллейбусы, метро, монорельсовый транспорт. Регулирование осуществляется на основе Устава автомобильного транспорта и транспорта городского наземного электрического.

Договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда

В ГК РФ и в законе о страховании зафиксированы положения об ответственности, которые могут ложиться в договорную и деликтную форму регулирования компенсаций по страховым случаям. А именно:

  1. Разрешено страховать риск ГО самого страхователя в соответствии с договором, в котором он несет определенные обязательства в случае, если будет причинен вред или ущерб другим лицам.
  2. В договоре обязательно должен быть прописан тот, кто несет ответственность. В противном случае вся ответственность ляжет на страхователя.
  3. Договор страхования ГО по причинению ущерба или вреда всегда считается заключенным в пользу лица потерпевшего. Вне зависимости от наличия страховки у самого страхователя.

Каким еще может быть договор обязательного страхования ответственности?

Страхование ГО перед третьими лицами

Если рассмотреть этот тип на примере соглашения, касающегося строительных и монтажных работ, то станет ясно, что представляет собой страхование ГО перед третьими лицами.

В этом случае договор может заключаться компанией, осуществляющей застройку, которая будет выступать первым страхователем, главным подрядчиком, который будет являться вторым, и лицом, которое непосредственно застраховано и выступает выгодоприобретателем.

Объектом может выступать, как имущественный интерес, так и ущерб, вред, который может быть причинен третьим лицам при проведении строительных и монтажных работ, либо работ, связанных с пуско-наладкой.

В данном случае страховыми рисками признаются:

  • Вред, причиненный здоровью или жизни третьих лиц.
  • Ущерб имуществу третьих лиц.
  • Заключенные в одном случае вред имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.

Необходимые документы и порядок оформления

Страхование любого из видов ГО всегда осуществляется в соответствии с определенным порядком.

Данный порядок регламентирован сводом правил страхования. Они включают в себя:

  • Необходимо подать письменное заявление, которое будет содержать в себе просьбу о предоставлении страховых услуг. После этого происходит встреча двух сторон для осуществления переговоров, на которых обсуждаются все без исключения обязательства и условия. При этом представитель страховой компании обязан сообщить гражданину обо всех условиях, возможных рисках, привилегиях, характерных для каждого из предлагаемых продуктов.
  • В соответствии с принципом высшей добросовестности, характерной для сферы страхования, лицо или организация, оказывающая подобные услуги, должно извещать своих клиентов об условиях договора честно и в полном объеме.
  • После обсуждения условий в соглашении отражается волеизъявление страхователя.
  • Договор должен содержать такую информацию, как фамилия, имя, отчество и контакты страхователя.
  • Обязательно должна быть оговорена и указана сумма страхования рисков по причинению имущественного ущерба.
  • Необходимо также указать период страхования, премии, вид, а также способ, которым будут вноситься взносы.
  • Отдельным пунктом следует указать случаи, которые не являются страховыми, и при наступлении которых компенсация назначаться не будет.

Таким образом, страхование ГО представляет собой предусмотренную законом, ГК РФ, либо договором страхования риска ответственности, соответствующим определенному виду, некоторая мера по принуждению на уровне государства, применяющаяся тогда, когда происходит нарушение прав и имеется необходимость восстановить их, когда был нанесен ущерб или вред и его требуется возместить.

Именно поэтому законодательная база так важна. Она призвана регламентировать осуществление определенных мер, направленных на удовлетворение нужд потерпевшего лица за счет нарушителя или виновника, причинившего ему вред.

Источник: http://.ru/article/328865/strahovanie-otvetstvennosti-po-dogovoru-poryadok-deystviy-usloviya-dokumentyi-i-rekomendatsii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть