Налоговые льготы в россии и за рубежом

Налоговые льготы в россии и за рубежом

Библиографическая ссылка на статью:
Жердева А.И., Немирова А.С. Налоговые льготы: практика применения в России и за рубежом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10410 (дата обращения: 07.02.2019).

Анализ системы налоговых льгот и проблем, связанных с механизмами налогового стимулирования особенно актуальны в период кризиса, замедления темпа экономического роста экономики.

Цель исследования: исследование нормативной базы и реализации налоговых льгот в России и в мировой практике.

На данный момент в большинстве субъектов России применяются региональные системы налоговых льгот, однако их условия реализации несущественно отличаются друг от друга. Из региональных льготных систем массовый характер применения имеет упрощенная система налогообложения [16].

Для развития российской налоговой системы очень важно изучение зарубежного опыта, в том числе и нормативно-правового регулирования налоговых институтов. Сравнительно – правовые исследования можно обосновать тем, что возможность использования сравнительного права для совершенствования каких-либо национальных сфер дана не только законодательным органам, но и судебным (судебная практика) либо правовой доктрине. Однако, следует учитывать, что само право не приравнивается к закону [13].

Изучение налогового права зарубежных стран дает возможность изучить существующие решения подобных проблем и результат применения этих решений. В соответствии с этим, актуальным представляется изучение зарубежного опыта в решении вопросов, связанных с проблемами налоговой системы и путями их решения с помощью конституционных основ налоговых льгот. Также необходимо учитывать, что именно конституционные нормы лежат в основе законодательного регулирования налогообложения практически всех стран [2].

Основные принципы налогового права России закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, тем не менее, единого подхода к их применению и понимаю нет. Таким образом, Налоговый кодекс не дает возможность раскрыть понятие и содержание данных принципов. Несовершенство действующего налогового законодательства РФ приводит к трудностям в правоприменительной практики при оценке норм соответствия налоговых льгот принципам [4].

Помимо этого Конституция РФ не содержит нормативных предпосылок для предоставления льгот и преимуществ по налогообложению. В то время, как, например, Конституция Греческой Республики предусматривает таможенные и налоговые преимущества Святой горы Афон, а Конституция Бразилии содержит льготы для экпортируемой промышленной продукции [8]. По мнению автора, положение России в этом случае оправдано, т.к.необходимые меры по государственной поддержке отдельных сфер деятельности или субъектов не может быть основание для ограничения дискреции законодательных органов в регулировке вопросов формы государственной поддержки с учетом различных факторов [7].

В России принцип недискриминации в области налогообложения вытекает из ст. 3 НК РФ, которая регламентирует принцип равенства налогообложения. Основой для данной статья служит ст. 19 Конституции РФ, которая является гарантом защиты от дискриминации. Наличие данных норм говорит отсутствии необходимости введения в текст Конституции отдельных норм по принципам недискриминации в области предоставления налоговых льгот. Однако, конституция Исламской Республики Пакистан и ряда других стран содержат отдельный принцип н дискриминации в сфере налогообложения. Кроме того, право Европейского союза содержит общий принцип н дискриминации, включающий в свое определение также и недопущение дискриминации в области установления налоговых льгот [9]. Возвращаясь к российской практике, можно отметить, что судебная практика дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ, говорит о необходимости того, чтобы установление налогов и освобождение от них подчинялось конституционным принципам. Из данной практики вытекает итоговое мнение о возможности проверок соответствия правовых норм в сфере налоговых льгот конституционности [14].

Таким образом, правовое регулирование сферы налогообложения РФ и в мировой практике имеют существенные отличия. Конституция России не содержит определенных гарантий, регламентируемых конституциями иностранных государств [10]. Однако, из толкования Конституции РФ все же следуют соответствующие гарантии. Так, установление налоговых льгот только законом следует из ст. 57 Конституции РФ. По нашему мнению, требование Конституции об законном установлении налогов относится и к форме нормативно-правового акта, устанавливающем льготы. Таким образом, нормы, предусматривающие налоговые льготы, оцениваются на предмет конституционности и соответствия принципам налогового права [11].

Проблема допустимости преимуществ и льгот в налоговой сфере, а также оценка их объективности нашла отражение в практике не только Суда ЕС и ЕСПЧ, но и российских судов, в т.ч. Конституционного Суда России. Анализ судебной практики РФ по данному вопросу позволил выявить существующие проблемы. Так, зачастую судам общей юрисдикции не удается предотвратить ограничительное толкование положения ст. 3 НК РФ [12], которые закрепляют основы принципов налогообложения. Кроме того, невозможно считать обоснованным выводы большинства арбитражных судов об установлении налоговых льгот априори не ограничивающих конкуренцию.

Для российских изобретателей вводят налоговые льготы, а также оплачивают пошлины при патентовании за рубежом

В 2019 году может быть введен единый Евразийский промышленный образец. Это поможет нашим предпринимателям-изобретателям быстрее выйти на внешние рынки. Пока же для них вводят налоговые льготы, создают в регионах центры поддержки технологий и инноваций, а также оплачивают пошлины при патентовании за рубежом. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

Григорий Петрович, все азиатские «драконы» поднялись на волне коммерциализации научных разработок. Как с этим дела обстоят в России?

Григорий Ивлиев: У нас очень много научных разработок и изобретений. Но у нас есть проблема, как подниматься на этих изобретениях. Трансфер технологий, патентование в России и за рубежом того, что сделано нашими умельцами, составляют проблему для государственного управления и нашего сообщества изобретателей и предпринимателей.

И все механизмы, которые используют, как вы говорите, «драконы», и использует, например, Китай, для коммерциализации интеллектуальной собственности вполне могут быть использованы нашими специалистами. Например, для развития инфраструктуры коммерциализации, конечно же, нужен залог интеллектуальной собственности и финансирование научно-технической деятельности под залог интеллектуальной собственности. Она должна быть увидена и оценена. Именно тогда, когда финансовые ресурсы находятся для реализации изобретений, когда выкупаются права на патент, когда патент продается и перепродается, в этом случае и развивается производство самых современных товаров. Тех товаров, которые необходимы экономике и гражданам.

Как государство развивает охрану интеллектуальной собственности в рамках интеграционных процессов?

Григорий Ивлиев: Для нас важно, что каждое государство выстраивает услуги по охране интеллектуальной собственности, по его защите и формирует в том числе правоохранительный механизм такой защиты. Евразийская патентная организация, в которой Россия и еще семь стран бывшего СНГ участвуют, ставят вопросы о развитии региональной защиты, когда патент получается сразу на несколько государств. Это нужно для того, чтобы производство из одной страны беспрепятственно переходило в другие страны.

На заседании административного совета Евразийской патентной организации мы решили выйти с инициативой о создании единого промышленного образца для евразийских стран. Если единый патент на изобретение у нас уже действует, то промышленный образец, как один из видов интеллектуальной собственности, не получил достаточного развития.

У нас есть опыт реализации Гаагского протокола по промышленным образцам. Наша страна в октябре 2016 года подписала этот протокол и будет его реализовывать в своей деятельности. Международная регистрация будет облегчена. Подача может быть в любом из ведомств, входящих в эту Конвенцию. И для Евразии мы предложим сделать единый Евразийский промышленный образец, с тем чтобы его рассматривать.

Когда может быть введен этот промышленный образец?

Григорий Ивлиев: Дипломатическую конференцию по принятию Конвенции о действии единого промышленного образца мы предлагаем провести в 2018 году. Уже с 2019 года он может быть введен. А при более активном его продвижении во всех 8 странах он может быть введен и раньше.

Для деятельности каждой организации, для каждого патентообладателя очень важна международная регистрация. Вот международная система регистрации и как ее часть региональная система регистрации: когда подается одна заявка на одном языке в одно ведомство, а защита получается на территории тех государств, в которых нужна защита интеллектуальной собственности — это современный механизм. Менее затратный, но более эффективный, потому что он более быстрый, чем прямая подача заявок в каждую конкретную страну. Мы видим, что им успешно пользуются не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, им пользуются во всем мире. И нам использовать этот механизм, конечно, необходимо.

Кто толкает прогресс

Вы говорите, те инструменты, которые азиатские страны использовали, мы тоже можем использовать. Многие наработки уже есть. Почему же у нас патентная активность стагнирует?

Григорий Ивлиев: С точки зрения инфраструктуры коммерциализации нет совершенных экономических связей между субъектами. Одни изобретают, другие производят, третьи реализуют за рубежом. И у всех не хватает возможности для того, чтобы объединиться. Изобретатель не может найти своего финансиста и предпринимателя. А предприниматель не видит значения полученного изобретателем эффекта. Того технического решения, которое обладает мировой новизной. У нас 60 тысяч патентных заявок в год. Это совсем не маленькая цифра. Представьте себе, что они определяют мировую новизну технического прогресса. Особенно в таких областях, как химия, ядерная физика, космонавтика. И мы видим, что и 3D-принтинг стал приоритетным для наших изобретателей.

Сейчас нужно проводить политику, когда интересы всех субъектов находят реализацию, когда они находят друг друга. Государство создает для этого механизмы. Мы тесно сотрудничаем с Российским экспортным центром (РЭЦ). Он оплачивает пошлины при патентовании за рубежом и дополнительно компенсирует организациям до 70 процентов иных сопутствующих получению патента расходов. Это существенный вклад государства в развитие инфраструктуры патентования за рубежом. Причем именно эти проекты определяют и объемы производства новых товаров, и лицо нашего государства на мировом рынке. Использование таких механизмов очень эффективно.

Как еще можно снизить издержки на продвижение интеллектуальной собственности?

Григорий Ивлиев: Приняты изменения в Налоговый кодекс, по которым, если вы до 2019 года включительно выявляете и ставите на учет созданное изобретение как интеллектуальную собственность, то вы не платите налог на прибыль. Такие предложения важны. Инфраструктура коммерциализации должна быть комфортна для продвижения. Люди, которые вложили огромные средства и силы в изобретения, которые много лет проводят опыты, изыскания, исследования, расчеты, должны быть поощрены государством. Тот, кто просто производит товар, и тот, кто создал новый товар, — это разные субъекты. Поэтому к интеллектуальной собственности нужно подходить разумно, поощряя ее внедрение. Если мы эти механизмы будем развивать, мы увидим, что наших изобретений будет больше реализовано, в том числе на мировом рынке.

Министерство финансов опубликовало табличку о стоимости конкретных налоговых льгот. Из неё можно узнать, что в стране существует 848 налоговых льгот, и самые крупные из них предоставлены отнюдь не инвалидам или тем, кто работает с детьми.

«336 из 848 налоговых льгот Минфин вообще не в состоянии оценить, не знает, насколько они велики, — сообщает телеграм-канал Серпом По. — 7 из них отрицательны, т. е. фактически означают доплату налога в пользу Минфина (все они связаны с НДС — случаи, когда входящий налог оказывается больше исходящего). Самой крупной отрицательной льготой является освобождение от уплаты НДС коммунальных услуг, предоставляемые УК, ТСЖ, ЖСК — компании и товарищества теряют на этой «льготе» более 2 млрд рублей ежегодно. Спасибо, государство, за такую льготу!

Самой крупной налоговой льготой в стране (если не считать естественные вещи, вроде освобождения от НДС банковских, страховых и т.п. операций) является. Никогда не догадаетесь! «Налоговый вычет из прибыли с доходов банка развития — государственной корпорации» — ВЭБ получил льготу в 2018 году в 423 млрд рублей и это больше, чем следующая за ним льгота «Пониженная ставка НДС на продовольственные товары» — она стоит бюджету всего 394 млрд.рублей.

За ними идут 2 льготы для нефтяников — в зависимости от территорий и выработанности месторождений: 324 и 321 млрд руб. В сумме — 663 млрд руб. Главный получатель этих льгот, конечно, государственная Роснефть .

Ускоренная амортизация, имеющая значение для крупных компаний, стоит бюджету 231 млрд.рублей. Сравните с этим льготу для ИП и юрлиц в виде пониженных тарифов страховых взносов (в пенсионный и др.фонды): для работающих на «упрощенке» — 66 млрд рублей, для IT-компаний — 31 млрд рублей. Льготы по подоходнику для граждан выглядят совсем «дешевыми»: от 20 млрд рублей и ниже. И их совсем не так много.

Забавно устроено наше государство, не так ли? Налоговые льготы не для людей, а для госкомпаний и крупного бизнеса. Не то, чтобы мы ждали обратного. Просто, когда смотришь на это в цифрах закрадываются сомнения в том, что в нашей стране государство — «социальное», как написано в Конституции».

В России иностранные компании обошли отечественные по получению налоговых льгот

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Неожиданно? Самые большие налоговые льготы имеют банки и нефтяные компании

Патент долго ждать

Многие жалуются на затянутые сроки регистрации. Иногда они достигают полутора лет. Как будете их сокращать?

Григорий Ивлиев: Мы несколько сократили сроки нашей экспертизы, особенно по товарным знакам. Мы сейчас уже выходим на средний срок в восемь месяцев по товарным знакам. По патентам сама экспертиза занимает у нас около 10 месяцев. Это средний срок. Изобретение как новое решение требует, чтобы его проверили по всем документам, находящимся в нашем ведомстве, и по всем документам, которые есть в мире. Не только патентным, но со всем минимумом патентной литературы, к которой относится, по сути, любой научно-технический журнал, в котором есть резюме на английском языке.
Для нас важно не просто найти соответствие, но еще и проверить, сопоставить. Найти какой-нибудь радикал или электрон новый в заявке не так просто. И когда его находят изобретатели, когда мы перепроверяем, мы, по существу, проводим очень сходную с деятельностью изобретателя работу. Поэтому она занимает месяц. Сейчас вводим ускоренные процедуры рассмотрения приоритетных заявок, откликаемся на просьбы ускориться в каких-то случаях. С минобрнауки договорились, что если будут изобретения по их программам, то мы найдем возможность рассматривать их быстрее. Но в целом наши сроки примерно соответствуют общемировым. И как весь патентный мир, мы идем к тому, чтобы их значительно сократить.

Какие меры принимаете?

Минкомсвязи согласовало Роспатенту программу, по которой вы модернизируете свою информационную систему. В чем суть?

Григорий Ивлиев: Мы переводим наши системы на отечественные технологии. И переводим информационную систему на новые современную поисковые системы, которые обеспечивают нам интеллектуальный поиск, с использованием нейрофизических систем и новых подходов. Это создание новых платформ и поисковых систем. Но это и такой элементарный вопрос как покупка новых компьютеров для наших экспертов, для того, чтобы каждый наш эксперт имел компьютер с двумя экранами, потому что сравнительный метод анализа, который мы используем, предполагает автоматизированное сравнение в цифровом виде. Мы это сделаем уже в следующем году. Каждый наш эксперт будет обладать самым современным компьютером с самыми современными технологиями. А программы, которые обеспечивают быстрый поиск и доступность этой информации для всех желающих, мы создадим до 2021 года.

6. Место и роль налогов с населения во время
перехода к рынку

Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Сейчас все большая роль отводится налогам. На начало 1995 года уже было установлено 44 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому — косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги — это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

В России начали готовиться к отмене налоговых льгот

Президент России Владимир Путин поручил провести инвентаризацию всех действующих налоговых льгот, чтобы выделить те из них, что предоставляются в обмен на инвестиции. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Кремля.

Работу необходимо завершить до 1 июля 2020 года. Ответственным назван председатель правительства Михаил Мишустин. После этого, с 1 января 2021 года, в России останутся только льготы инвестиционного характера. Их получатель будет обязан заключить специальное соглашение, где обозначат объемы и сроки вложений.

Как следует из документа, также начата подготовка к отмене всех действующих льгот, выданных по другим правилам. В случае нарушения обязательств их получателю придется компенсировать ущерб государству в полном объеме. Исключения сделают только для территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Центр для малышей

Насколько легко в эту сферу войти малому и среднему бизнесу?

Григорий Ивлиев: Программа поддержки среднего и малого предпринимательства сейчас включает и поддержку его в сфере патентования. Мы видим, что такой комплексный подход поддержки стартапов, малых и средних предприятий, очень важен. И, наверное, все это должно идти не только с нашего сайта. Чтобы предприниматель имел доступ к этой инфраструктуре, мы создаем в регионах центры поддержки технологий и инноваций. В них есть удобный доступ к нашим информационным ресурсам, это уникальная база данных. Мы представляем консультационные услуги, там можно получить помощь в подаче электронной заявки, которая на 30 процентов дешевле и в два раза быстрее рассматривается, чем на бумажном носителе.

Такие центры нужно создавать везде. Татарстан уже создал 22, в Москве, помимо нашей патентной библиотеки, 7 таких центров. И мы продолжаем создавать их с крупными корпорациями.

От Москвы до Магадана нам нужны такие инфраструктурные опорные точки, в которых найдет поддержку изобретатель, предприниматель, человек, который просто хочет узнать, какие патенты в мире сейчас выдаются. А в мире их почти два миллиона каждый год появляется по разным направлениям. С помощью нашей системы ориентироваться в этом может любой человек. И чем больше людей будут понимать, как происходит этот процесс, какие здесь есть подводные камни, тем быстрее мы с вами выйдем на уровень этих самых «драконов».

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Материалы по теме

В ожидании прорыва

В 2015-2019 годах правительство предоставило порядка 100 налоговых льгот, в результате чего бюджет потерял более триллиона рублей. В общей сложности в России сейчас действует 3,5 тысячи таких послаблений на всех уровнях.

Министр финансов, бывший первый вице-премьер Антон Силуанов ранее неоднократно заявлял о необходимости пересмотра принципа выдачи льгот, чтобы сэкономленные компаниями деньги направлялись в развитие, а не на выплату дивидендов акционерам. В конце февраля он намекал на то, что правительство разрабатывает новые подходы в этом вопросе.

В январе сообщалось, что налоговые льготы в России выгоднее иностранным компаниям. Ими пользуются 75 процентов предприятий с зарубежными собственниками и только 65 процентов российских.

http://lenta.ru/news/2020/03/05/invest/

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Иностранные компании получают в РФ больше налоговых льгот, чем российские. Эксперт пояснил, что для россиян сыр находится скорее в мышеловке, а не на тарелке, в то время как иностранцы исходят из того, что закон существует для налогоплательщика и для его удобства, и спокойно пользуются всеми преимуществами.

В России налоговыми льготами пользовались 75% зарубежных предприятий и только 65% отечественных, при этом наиболее ощутимую поддержку получают компании-экспортеры, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на исследовании Deloitte (Делойт) и Центра стратегических разработок.

Наибольшее распространение налоговых льгот отмечено в химической промышленности (на 9% выше среднего показателя по остальным отраслям), а наименьшее — в автомобилестроительной отрасли (44% компаний не пользуются льготами).

При этом наиболее часто пользуются льготами предприятия в рамках региональных инвестиционных проектов (18%). В несколько меньшей степени — в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК) (11%), и еще реже — в рамках работы на территориях опережающего развития (ТОР) (10%).

В свою очередь, выбирающие в основном региональные инвестиционные проекты иностранные компании получают льготы на 16% чаще, чем это делают компании из России.

Как отмечается в публикации, иностранные компании перед тем как начать работу в России изучают регионы и смотрят, какие преимущества для ведения бизнеса предоставлены, в то время как отечественные предприниматели имеют привязку к конкретному региону, и у них меньше возможности для получения налоговых льгот.

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, в комментарии “НИ” отметил, что иностранцы исходят из того, что закон существует для налогоплательщика и для его удобства, и спокойно пользуются всеми преимуществами в то время, как россияне полны опасений:

“Мое личное мнение состоит в том, что, как правило, иностранные компании обслуживаются профессиональными привлеченными специалистами, которые более серьезно подходят к процедуре комплаенса и процедуре собственно получения тех льгот, которые им, собственно, положены по закону. На западе, в частности, в Соединенных Штатах получение соответствующих льгот является фактически правом, которое налогоплательщиками не игнорируется.

Если говорить о России, то здесь использование льгот зачастую рассматривается регулятором, как желание злоупотребить налогоплательщиком своими правами. Исходя из этого понимания и отсутствия, скажем так, “местного правосознания”, иностранцы зачастую претендуют на льготы чаще, чем российские налогоплательщики.

Речь не идет о неправомерном лишении льгот. Когда есть убеждение, что по закону право на льготу является безусловным, а российский обыватель понимает, что, если он использует льготу, то скорее попадет под проверку, чем при неиспользовании такой льготы, то уместно говорить о том, что боязнь т.н. санкционной дубины вызывает опасение взять то, что похоже на сыр в опасении, что сыр скорее находится в мышеловке, чем на тарелке.

Иностранцы же исходят из того, что закон существует для налогоплательщика и для его удобства, а не для того, чтобы преследовать фискальную цель.

Есть две характеристики налогообложения, налоговой политики. Фискальный уклон — когда все равно, мягко говоря, как отжать. Если говорить о социальной направленности налоговой политики, то нужно понимать, что она нацелена именно на предоставление льгот”.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Леонова Ж.К.¹, Иванина В.М.²

¹Доктор экономических наук, профессор; ²аспирант, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация

В статье рассмотрено – льготное налогообложение в образовании, как в РФ, так и зарубежный опыт (США, Великобритания). Проанализированы налоговые льготы в экономико-правовом пространстве (изъятие, скидка, налоговое освобождение), позволяющие эффективно развиваться в сфере образовательных услуг в условиях сокращения финансирования данной сферы со стороны государства. Обозначена специфика налогообложения образовательных учреждений связанных с высвобождением средств.

Ключевые слова: образование, налог, льгота.

Leonova Zh.K. 1 , Ivanina V.M. 2

¹Doctor of economic sciences, professor; ²postgraduate student; State Educational Institution of Higher Professional Education “Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies”

PECULIARITIES OF TAXATION ON EDUCATIONAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD

Abstract

The article deals with preferential taxation on education in Russia and abroad (the USA and the UK). It gives the detailed analysis of preferential taxation in economic and legal domains (seizure, discount, tax exemption), which makes it possible for entities and individuals develop in the sphere of educational service in the situation of reduced state funding. The text gives valuable information on the peculiarities of educational institutions taxation connected with funds release.

Key words: education, tax, privilege

Перемены, преобразовывающиеся в сфере образования в рамках экономики знаний, воздействуют на уровень государственного регулирования, эволюции форм и методов организации образования как общественного блага. Сбалансированность и комплексность национальной образовательной системы зависит от интенсивного сочетания смешанных организационно-экономических форм, в рамках которых реализуется деятельность по введению, хранению и распространению и многочисленному внедрению усовершенствованных знаний и технологий [1].

Одним из элементов государственной политики в условиях недостаточного финансирования в сфере образования может быть система льготного налогообложения.

За рубежом в течение нескольких десятилетий, как в развитых, так и развивающихся странах активно используются налоговые стимулы с целью развития сектора образования и научной сферы.

Международная практика налоговых льгот образовательных сфер показывает, что в США взимается:

Одной из наиболее развитых льготных налоговых систем в сфере образовательных услуг является двухуровневая налоговая система в Великобритании. Осуществляет деятельность налогов налоговая и таможенная служба Ее Величества (Her Majesty’s Revenue and Customs, или кратко HMRC, здесь и далее – налоговая служба). Служба относится к неминистерской (non-ministerial), т.е. руководимой гражданским служащим, а не министром или секретарем руководства, и отчитывается непосредственно парламенту.

Специфика налога в сфере образования Великобритании, во первых, связана с предоставлением разнообразных налоговых льгот, освобождений, прекращений налогоплательщикам – участникам образований – родителям (в форме точных налоговых вычетов), образовательным организациям, фондам и иным юридическим лицам, уставные цели создания, которых, каким либо способом, связаны с рычагом образования, студентам (в виде налоговых скидок процента по кредиту, вычетов по налогу на доходы, освобождения от налога стипендий и выплат по грантам, предоставленным на научные достижения). Можно так же отнести льготы налогообложения работодателям, которые усовершенствуют квалификацию работников за счет своих средств. Главным органом, которым служит связующим институтом между системой налогообложения, и системой образования, а так же и системой государственной поддержки образования, является институт налоговой скидки (tax credit), которая в Великобритании нередко преобразовывается не только как просто налоговая льгота и становится непосредственно финансовой помощью государства, субсидией как таковой. Особенность Великобритании в этой сфере формируется тесной связью таких понятий как “налоговая скидка” и “пособие” (benefit) [4].

В Великобритании образовательные учреждения чаще всего получают статус благотворительной организации (charity) и освобождается от уплаты налогов по большинству своих операций. Статус благотворительной организации присваивается образовательному учреждению на региональном уровне (регуляторы благотворительных организаций), поэтому в некоторых случаях негосударственному частному образовательному учреждению может быть отказано вправе получить освобождение от налогообложения (например, прецедент в Шотландии). Так, например, в Великобритании следующие предоставления налоговых льгот образовательным организациям:

  • налог на прибыль организаций (Corporate Tax) (государственный) Применяется освобождение от налогообложения за исключением операций, не относящихся к полученному благотворительному статусу ( non-charitable), то есть в отношении операций, которые не отражаются в учредительных документах.
  • государственная пошлина (stamp duty) (государственный). Пошлиной не облагается приобретение недвижимости и иной собственности.
  • налог на добавленную стоимость (Value Added Tax) (государственный). В отношении приобретения товаров и услуг большинство операций не облагаются налогом (при условии использования в непредпринимательской деятельности в отношении недвижимости). Так, от уплаты НДС освобождаются следующие виды операций образовательных организаций:
    • предоставление образовательных услуг;
    • проведение исследовательской деятельности;
    • проведение услуг по проведению экзаменов;
    • закупки и реализация товаров/услуг, которые тесно связаны с вышеперечисленной деятельностью, в случае если товары/услуги предназначены для прямого использования учащимися и контрагентом по операции является образовательное учреждение;
    • образовательные услуги в сфере профессионально-технического образования, а также закупки товаров и услуг, необходимых для их предоставления [5].

Обозначение налоговой льготы дано в ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – часть первая НК РФ). Согласно п. 1 данной статьи льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Льготы по налогообложению предоставляют существенное влияние на масштабы налоговых обязательств образований. Классификация и признаки предоставляемых действующим законодательством льгот представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Налоговые льготы в экономико-правовом пространстве Российской Федерации

выполнила В.М. Иванина по материалу http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/_obrprog/4_2.pdf.

Классификация льгот производится в зависимости от её установки на изменение того или иного типа в структуре налога.

Сумма налога = объект налогообложения (с учетом льготы №1) х ставка налога (с учетом льготы №2) – иные законные изьятия (с учетом льготы №3).

Льгота №1 определяется как не взимаемый минимум объекта налогообложения, а также возможное изъятие из обложения данных элементов объекта налога.

Льгота №2 определяется как вероятное уменьшение налога для реального объекта налогообложения или субъекта хозяйственных операций.

Льгота №3 определяется как многообразные вычеты и законные изъятия из налога за рассчитанный этап времени, в том числе и не связанные с льготами (например, сумма НДС, оплаченная производителем).

При установлении налоговых льгот на уровне субъектов РФ и муниципальных образований изменениям могут подвергаться только такие субъекты налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом за субъектами РФ и муниципальными образованиями сохраняется право определить основания и порядок применения установленных налоговых льгот.

Так как образовательные организации в основном массе формируются в организационно-правовой форме некоммерческой организации – учреждения, основной акцент в выявлении льготного налогообложения будет сделан на государственные и муниципальные образовательные организации. Такой подход не ущемляет интересы остальных категорий организации, так как налоговый кодекс РФ запрещает устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности налогоплательщиков. Таким образом, установленные для образовательных учреждений льготы будут распространяться на все образовательные организации.

В России развитие рынка образовательных услуг, как и в большинстве современных стран, зависит от темпов роста денежных доходов населения, а так же от возможностей государства финансировать средства на социальные нужды [2].

В России как коммерческие, так и некоммерческие образования облагаются налогами: федеральными – налог на прибыль, НДФЛ, НДС (определяются налоговым кодексом, и обязаны выполняться на всей территории РФ); региональными – транспортный, налог на имущество (определяются в соответствии с налоговым кодексом, могут корректироваться региональными властями); местными налогами и сборами – земельный (установлены налоговым кодексом, но соответствующие изменения определяют местные налоги и сборы) [3].

В целом, специфика налога образований обуславливается условиями расчета и уплаты каждого конкретного вида налога. При этом существенными факторами, влияющими на порядок налогообложения, является:

  • принадлежность учреждения к государственной или частной форме собственности;
  • регион (муниципалитет) месторасположение учреждения;
  • направления использования полученного результата от хозяйственной деятельности.

Налоговым законодательством для образовательных учреждений обозначены льготы по НДС. Так, не взимается налог на НДС по профессионально-техническому, среднему, начальному, высшему образованию. В ст. 149 НК РФ указаны нормы, не облагаемые НДС, и определены основания, согласно которым образовательные организации могут не платить тот или иной налог. Не взимается налог от реализации на территории РФ:

  • услуг по обеспечению детей в дошкольных учреждениях, проведение учебных занятий с несовершеннолетними детьми в секциях (включая спортивные), кружках и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • осуществление продуктов питания, напрямую произведенных в столовых (студенческих и школьных), а так же в столовых других образовательных заведениях, столовых медицинских учреждений, детских дошкольных образований, и продуктов питания, только изготовленных учреждениями общественного питания и осуществляемых ими данными столовыми, данными учреждениями (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг в области образования по введению государственными образованиями учебно-производственного (по распределению главного и дополнительного образования, отмеченного в лицензии) или второстепенного процесса, за исключением, услуг по сдаче в аренду помещений, и консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Представляется, что налоговое законодательство имеет нормы, которые образуют, в общем, устройство правового регулирования налогообложения в области образования. При этом представляется возможным увеличить льготы для контрагентов рынка образовательных услуг: предоставление финансовой помощи от государства, субсидии, уменьшенных процентных ставок по налогу, скидка налога (tax credit), избавлений и послаблений налогоплательщикам – участникам образовательных сфер. Также предоставления налоговых льгот, таких как налог на прибыль организации (Corporate Tax, Income Tax), государственная пошлина (stamp duty), НДС (value Added Tax), налог за право осуществление деятельности (Franchise Tax), налог на имущество (Property Tax), налог с продаж (Sales and use tax).

С первого взгляда может показаться, что в Российской Федерации действует вполне развитая и эффективная налоговая система, подобная системам развитых стран. Но ряд имеющихся факторов полностью опровергает данное предположение. До сих пор не обеспечен должный уровень устойчивости поступления доходов в бюджетную систему. Необходимо обратить во внимание на зарубежный опыт в сфере применения налоговых льгот посредством вовлечения, особенно позитивных моментов в российскую налоговую систему (таблица 2).

Таблица 2 – Льготы налогообложения в России и зарубежом.

выполнила В.М. Иванина по материалу http://nalogooblozhenie-obrazovatelnyh-uchrezhdenij-2.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эта система мер позволит обеспечить формирование финансовой базы для усовершенствования образовательных организаций, как на уровне муниципальных образований, так и на общегосударственном уровне. Предоставление различных налоговых вычетов и льгот разрешает гражданам реализовать права на приобретения образования, а образовательным органам создает финансовые и экономические гарантии надежного и эффективного осуществления образовательной деятельности.

Источники

  • http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10410
  • http://newizv.ru/news/economy/21-12-2018/neozhidanno-samye-bolshie-nalogovye-lgoty-imeyut-banki-i-neftyanye-kompanii
  • http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovye_lgoty.html
  • http://xn--90abkhe5acaqlhe.xn--p1ai/list_item/2/dlya_rossiyskih_izobretateley_vvodyat_nalogovyie_lgotyi_a_takje_oplachivayut_poshlinyi_pri_patentovanii_za_rubejom
  • http://55referatov.ru/doc/nalogi/7021-nalogooblozhenie_naseleniya_v_rf_i_za_rubezhom.php?PAGEN_2=11
  • http://www.rbc.ru/economics/26/09/2017/59ca347f9a794740dac157e4
  • http://newizv.ru/news/business/28-01-2020/v-rossii-inostrannye-kompanii-oboshli-otechestvennye-po-polucheniyu-nalogovyh-lgot
  • http://research-journal.org/economical/osobennosti-nalogooblozheniya-obrazovatelnyx-uslug-v-rf-i-zarubezhnyj-opyt/
Налоговые льготы в россии и за рубежом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here