Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования

Налоговое регулирование: теоретические аспекты

Государственная налоговая политика реализуется посредством налогового регулирования. Налоговая политика и налоговое регулирование соотносятся как целое и частное, налоговое регулирование выступает отдельным, причем весьма важным, направлением налоговой политики. Объективной основой использования налогообложения в качестве одного из важнейших рычагов экономической политики государства служит присущая налогам регулирующая функция.

Существующие в научной литературе определения налогового регулирования в достаточной мере однородны и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия. Вот некоторые из них.

Налоговое регулирование – мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем:

  • изменения вида налогов;
  • изменения лотовых ставок;
  • установления налоговых льгот;
  • повышения или снижения общего уровня налогообложения;
  • отчислений в бюджет.

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов.

Налоговое регулирование – комплекс мероприятий в налоговой сфере (изменение ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот, отмена определенных видов налогов и др.), с помощью которых государство влияет на процесс перераспределения национального дохода в интересах отдельных классов, социальных слоев, а также на инвестиции, научно-техническое развитие, экономический рост и др.

С позиций процессного подхода налоговое регулирование может быть определено следующим образом: налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование, как процесс, базируется на социальном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

Задачи налогового регулирования в рамках реализации государственной социально-экономической политики:

Инструменты налогового регулирования:

http://articlekz.com/article/14034

Налоговое регулирование: цели, задачи, классификация

Налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов. Обобщены теоретические аспекты содержания налогового регулирования, выделены задачи и инструменты налогового регулирования в целях выявления основных направлений дальнейшего налогового регулирования государством.

Государственная налоговая политика имеет не только фискальные цели, но и регулирует экономику посредством налогов. Налоговая политика и налоговое регулирование соотносятся как целое и частное, а налоговое регулирование выступает отдельным, причем весьма важным, направлением налоговой политики. Объективной основой использования налогообложения в качестве одного из важнейших рычагов экономической политики государства служит присущая налогам регулирующая функция.

Существующие в научной литературе определения налогового регулирования в достаточной мере однородны и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия. Вот некоторые из них.

Налоговое регулирование – мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем:

  • изменения вида налогов;
  • изменения налоговых ставок;
  • установления налоговых льгот;
  • повышения или снижения общего уровня налогообложения;
  • отчислений в бюджет.

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов.

Налоговое регулирование – комплекс мероприятий в налоговой сфере (изменение ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот, отмена определенных видов налогов и др.), с помощью которых государство влияет на процесс перераспределения национального дохода в интересах отдельных классов, социальных слоев, а также на инвестиции, научно-техническое развитие, экономический рост и др.

С позиций процессного подхода налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс базируется на социальном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

Задачи налогового регулирования в рамках реализации государственной социально-экономической политики:

Инструменты налогового регулирования:

  1. Общий уровень налогообложения как системный регулятор. Повышение налоговой нагрузки, как правило, является фактором, сдерживающим экономическую активность и процессы накопления, способствующим ускоренному развитию теневой экономики. Снижение уровня налоговой нагрузки чаще всего способствует оживлению всех экономических процессов и снижению уровня теневой экономики, однако сопровождается временным сокращением доходной части бюджета на период до соответствующего увеличения налоговых баз.
  2. Структура действующей в стране налоговой системы как системный регулятор. Изменение этой структуры может быть осуществлено двумя основными путями: во-первых, введением новых либо отменой применяемых налогов и сборов, а во-вторых, изменением соотношения эффективных налоговых ставок по разным группам налогов, что может быть реализовано путем скоординированного применения элементных инструментов налогового регулирования.

Важнейшими структурными показателями налоговой системы являются: соотношение прямых и косвенных налогов (уменьшение этого показателя в общем случае позволяет переносить центр тяжести налогообложения с производителя на потребителя и стимулировать накопления и инвестиции, а его увеличение снижает стимулы для производства и получения доходов, но снижает остроту проблемы переложения налогов); соотношение корпоративных и индивидуальных налогов (с помощью регулирования этого соотношения государство может существенным образом стимулировать деловую активность, влиять на структуру инвестиций и изменение объемов производства. Увеличение этого соотношения способствует росту реальных доходов населения и сокращению масштабов теневой экономики (за счет легализации выплаты доходов физическим лицам). При этом одновременно оказывается косвенное регулирующее влияние и на потребление за счет увеличения чистого дохода, который остается в распоряжении конечных потребителей. Вместе с тем чрезмерное увеличение налогового бремени для юридических лиц приводит к таким отрицательным последствиям, как повышение цен, уменьшение внутренних источников инвестирования и потеря конкурентных позиций производителями товаров (работ, услуг).

  1. Применение альтернативных систем налогообложения как системный регулятор. К таким системам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Как правило, альтернативные системы направлены на стимулирование развития отдельных секторов экономики и приоритетных форм предпринимательской деятельности. Альтернативность этих систем налогообложения в большинстве стран, использующих такой регулятор, обусловлена следующими обстоятельствами: переход на одну из этих систем налогообложения (при условии соблюдения установленных ограничений) обусловливается в большинстве случаев решением самого налогоплательщика; одна и та же деятельность, осуществляемая экономическим агентом, может облагаться налогом только по одной системе налогообложения – обычной или альтернативной; каждая из этих систем является альтернативой общей системе налогообложения, т.е. ограничивает соответствующий перечень налогов и сборов, которые являются обязательными к уплате. При этом выбор одной из этих систем освобождает плательщика от уплаты ряда наиболее фискально значимых налогов и сборов, которые предусмотрены общей системой.

  1. Специальные территориальные режимы налогообложения как комплексный регулятор. Данный регулятор включает в себя все многообразие специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ).

http://articlekz.com/article/14062

Налоговые льготы: содержание, черты и признаки

Налоговые льготы представляют собой важный инструмент в налоговом регулировании и ад­министрировании. Налоговые льготы призваны осуществлять стимулирующую и социальную функ­ ции. В экономике страны с помощью налоговых льгот воздействуют на деятельность хозяйствую­ щих субъектов, создавая благоприятный бизнес­климат. Налоговые льготы создают определенные преимущества и для отдельных категорий населения, предпринимателей. Налоговые льготы, соот­ ветствующие конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. На основе данных подходов можно классифи­ цировать налоговые льготы, применяемые в Казахстане на основе действующего налогового зако­ нодательства.

Провозгласив в качестве конституционного принципа всеобщность налогообложения и продолжая придерживаться этого положения, Республика Казахстан в ряде случаев отказывается от части возможных налоговых поступлений, ограничивая, таким образом, свои налоговые притязания. В Республике Казахстан в разные периоды правовое обеспечение существования налоговой льготы (облегчение, освобождение) было опосредовано освобождением от уплаты налоговых платежей или уменьшения денежной суммы, подлежащей уплате в виде налога для налогоплательщика [1].

Налоговые льготы являются важными элементами налогового регулирования. Они могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

По своему содержанию налоговые льготы являются прямым вычетом из налоговых поступлений, причитающихся государству. Существуют два основных направления изучения содержания и сущности налоговых льгот. В соответствии с первым направлением налоговые льготы определяются как субсидирование государством путем установления более благоприятных условий налогообложения. Налоговые льготы в сущности характеризуют механизм недополучения бюджетом средств. Во многих странах использование налоговых льгот возможно в исключительных случаях, при этом льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом.

Сторонники налоговых льгот определяют их значимость стимулирующей функцией, объективно необходимой для создания благоприятных условий развитию отдельны видов экономической деятельности, а также социальной функции, предназначенной для снижения налогового бремени социально не защищенных слоев населения.

В более широком смысле налоговая льгота может быть определена как исключение в законодательном порядке из общих правил налогообложения. Это исключение проявляется в возможности налогоплательщика уменьшить подлежащую уплате суму налога или освобождает его от выполнения отдельных обязанностей и правил, связанных с налогообложением. Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет [2].

Льготами по налогам в соответствии с налоговым законодательством признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы характеризуются чертами и признаками, выделяемыми в налоговом регулировании [3].

Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:

  • ограниченная сфера применения;
  • стимулирующая направленность;
  • территориальность размещения;
  • мобильность.

Черты налоговых льгот тесно взаимосвязаны между собой. Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена. Поэтому налоговая льгота является одним из элементов налога как экономической категории.

Как инструмент налогового регулирования налоговая льгота направлена на стимулирование или поддержку плательщиков путем уменьшения им налоговых обязательств. Поэтому посредством стимулирования налоговая льгота создает более привилегированные в сравнении с другими плательщиками условий налогообложения.

Налоговая льгота не имеет специальных ограничений по территориальному признаку. В соответствии с казахстанским законодательством налоговыми льготами пользуются налогоплательщики, независимо от места проживания или осуществления деятельности.

Налоговые льготы позволяют оперативно корректировать условия налогообложения с целью обеспечения эффективной реализации регулирующей функции налогов.

Признаки налоговых льгот определяются как неотъемлемые существенные свойства, по наличию которых из всей совокупности инструментов, обеспечивающих налоговые преференции, можно выделить налоговые льготы. Рассмотрим признаки налоговых льгот (рисунок 2).

Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Поэтому налоговые льготы бывают региональные, местные.

Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщиком применять или не применять налоговую льготу. Важным проявлением этого признака является отнесение налоговой льготы к правам, а не к обязанностям налогоплательщика. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.

Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот является важнейшим свойством определения состава льгот. Льготами наделены практически все виды налогов, взимаемых государством: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на транспортные средства, налог на землю, налог на имущество, социальный налог, налоги и платежи с недропользователей, акцизы, единый земельный налог. Льготами по этим налогам пользуются юридические лица, предприниматели, физические лица.

Недопустимость индивидуального характера установления льгот определяется положением налогового кодекса Республики Казахстан

«Нормы законодательства о налогах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера».

Недопустимость дискриминационного характера установления льгот также продиктована положением налогового кодекса, которое не допускает установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В Казахстане, согласно налогового законодательства, выделяют следующие формы предоставления налоговых льгот (рисунок 3).

Льготные налоговые режимы – это режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям налогоплательщиков, отвечающим установленным критериям, определенным видам деятельности. Упрощенный режим налогообложения применяется в отношении субъектов малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции.

Освобождение от налогообложения – это льготы, выводящие полностью или частично из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков. Так, налоги на собственность не платят физические лица, относящиеся к категории многодетных матерей, инвалидов 1, 2 групп, имеющие звания «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Ері», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», участники ВОВ и приравненые к ним лица, др. [4].

Изъятия – это льготы, выводящие из-под нагоообложения опредленные части объекта налогообложения. Примером изъятия может послужить НДС операций по реализации жилых домов, помещений в целях стимулирования рынка жилья. Выделить изъятия льготного характера не так просто, это требует профессионального подхода для правильного определения цели установления того или иного изъятия

Рисунок 1 – Основные черты налоговых льгот

Рисунок 2 – Признаки налоговых льгот

Рисунок 3 – Формы предоставления налоговых льгот

Вычеты – это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшать величину налоговой базы. Вычеты, применяемые при исчислении КПН, основываются на документально подтвержденых расходах. Вычеты могут быть лимитированными, применяющими в установленых пределах, и не лимитироваными, применяющими без ограничения.

Скидки – это льготы, позволяющие использовать пониженые или нулевые налоговые ставки. Например, налогообложение экспорта осуществляется по ставке НДС, равной нулю.

Льготы, позволяющие в установленном порядке получать преимущества по изменению срока уплаты налога – отсрочка, рассрочка, налоговый кредит. Отсрочка представляет собой перенос срока уплаты налога, расрочка – поэтапное погашение суммы налога в бюджет. Налоговый кредит предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и процентов. Налоговый кредит в нашем государстве не предоставляется. Таким образом, налоговые льготы представляют собой важный интструмент в налоговом регулировании и администрировании. Посредством налоговых льгот стимулируются определенные формы и виды предпринимательской деятельности, также реализуются социальные аспекты в виде поддержания доходов малоообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

Литература

  1. Инвестиционные налоговые префереции: от разрешения до усмотрения // Налоги и финансы. – № 6. – 2012. – С. 2427.
  2. Мельников В.Д. Финансы. – Алматы: Экономика, 2013. – С. 365-366.
  3. Миронова О., Ханафеев Ф. Налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, – С. 205-207.
  4. Налоговый кодекс Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2014 года.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://articlekz.com/article/15391

Инструменты регулирования налоговой политики

Участие государства в регулировании экономических процессов при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка, определяющая процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, осуществлять налоговое регулирование. Ощутимый эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Как отмечает В. В. Пансков, роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

В результате использования гибкой системы налоговых ставок централизованная единая система налогообложения может быть сформирована таким образом, чтобы являться достаточно гибкой и соответствовать складывающейся реальной экономической конъюнктуре.

Кроме налоговых ставок, эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы, что связано с предоставлением полного или частичного освобождения от налогообложения отдельных категорий юридических и физических лиц.

Проведению эффективной налоговой политики способствует также то, что законодательство может предусматривать многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот,

связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Используемые в мировой практике налогообложения налоговые льготы сложно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда сеть заинтересованность государства в развитии предпринимательской активности, и оно готово стимулировать или, наоборот, дестимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам тс или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. При этом следует отмстить, что с совершенствованием налоговых механизмов формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным и часто используемым формам налоговых льгот следует отнести:

o полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

o отнесение убытков на доходы будущих периодов;

o применение сниженной налоговой ставки;

o полное или частичное освобождение от налогообложения для определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;

o освобождение от налога отдельных социальных групп населения;

o возможность получения отсрочки или рассрочки налогового платежа и т.д.

Наиболее частый объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность, поскольку во многих странах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога (налоговые каникулы).

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и другие. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Эго связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создаст неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создаст дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Налоговая политика государства имеет относительно самостоятельное значение, поскольку от ее результатов в значительной степени зависит то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику. Имея указанную самостоятельность, налоговая политика должна базироваться на основе научной теории налогов. Однако следует заметить, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/10_255837_instrumenti-regulirovaniya-nalogovoy-politiki.html

Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:46, реферат

Описание работы

Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговые льготы», до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация большого разнообразия видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования.

Работа содержит 1 файл

Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики.docx

Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики

Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговые льготы», до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация большого разнообразия видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования. Поэтому обратиться именно сейчас к этим и другим вопросам, касающимся налогового льготирования, было бы крайне полезно.

Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

Налоговые льготы — это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляцией способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях — сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27.12.91 г. был предусмотрен следующий перечень налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), прочие налоговые льготы.

В Налоговом кодексе РФ (ст. 56) дается следующее определение налоговых льгот: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размер». При этом в отличие от Закона об основах налоговой системы, в котором запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Нам представляется, что это шаг назад по сравнению с прежним налоговым законодательством, поскольку открывается широкий простор действиям лоббистского характера, не исключая самые негативные формы своего проявления. Видимо, было бы целесообразно исключить из Налогового кодекса положения, касающиеся возможности индивидуализации налоговых льгот.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный. Они рассматривают их лишь как возможные способы изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу.

Таким образом, следует уточнить содержание искомого понятия. Налоговые льготы в целом, как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляет собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщиками в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач.

Налоговые льготы следует рассматривать с широкой и узкой точек зрения. В широком смысле, они предусматривают все без исключения известные виды налогового льготирования: налоговую амнистию, возврат ранее уплаченных налогов, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия, инвестиционные премии, налоговые скидки и налоговые кредиты. В узком смысле, из всего перечня налоговых льгот исключаются и выделяются в самостоятельные виды налоговые скидки и налоговые кредиты.

Таким образом, все налоговые льготы можно разделить на три основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).

Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1. Личные льготы и налоговые льготы для юридических лиц. К первым относят обычно необлагаемый минимум объекта налогообложения, личные и семейные скидки при подоходном и поимущественном обложении физических лиц. Все прочие налоговые льготы связаны с юридическими лицами.

2. Общие для всех налогоплательщиков льготы (например, исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной необлагаемой сумме, по налогу на наследство или дарения) и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков (например, для малых предприятий, некоторых видов деятельности, групп населения и т.д.).

3. Безусловные и условные налоговые льготы. В первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения права на льготу, во втором — получение ее предполагает наличие определенных дополнительных оснований (например, целевые налоговые скидки и кредиты, включая инвестиционные).

4.Общеэкономические и социальные налоговые льготы. Последние касаются не только налога на доходы физических лиц, но и предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (к примеру, по инвалидам, в части расходов предприятий на благотворительные цели, на содержание социально-культурных объектов и др.).

Теперь рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных выше трех основных укрупненных групп налоговых льгот: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты (см. Рис. 1).

Несмотря на большое разнообразие своего состава, первую группу льгот можно объединить под общим названием налоговых освобождений. К ним следует отнести такие виды налоговых льгот, как налоговая амнистия, освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, возврат ранее уплаченных налогов, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, образование консолидированных групп налогоплательщиков, инвестиционная премия.

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих налоговых санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.д.) применяются в основном по отношению к личным налогам. Реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц, например, налог на имущество не платят предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательские предприятия, учреждения и организации и т.д.

Возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения. К примеру, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций средства, полученные по договорам кредита и займа, средства целевого финансирования, целевые поступления из бюджета и т.д. Не облагается налогом на имущество предприятий имущество, используемое исключительно для образовательных нужд, используемое для формирования страхового и сезонного запаса и т.д. При взимании НДС из-под налогообложения выпадают, в частности, операции по страхованию, выдаче ссуд и другие. Не облагается соответствующим налогом имущество предприятий, связанное с экологией, социально-бытовой сферой и т.п.

Налоговые каникулы — это полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на определенный период времени, например, по действующему до 1 января 2002 г. порядку обложения налогом на прибыль — прибыль малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Так, с 1 января 2002 г. по налогу на прибыль субъектам РФ предоставляется право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков региональную налоговую ставку с 14,5% до 10,5%, а по налогу на добычу полезных ископаемых ставка снижается до 0% в части нормативных потерь ископаемых.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности. В России в свое время, еще в проекте Налогового кодекса РФ пытались закрепить такие группы в качестве самостоятельного налогоплательщика наряду с юридическими и физическими лицами. Однако это предложение разработчиков проекта Кодекса не прошло в Государственной Думе РФ по причине возможной экономии консолидированной группы на налогах.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.stud24.ru/tax/nalogovye-lgoty-kak-jelement-nalogooblozheniya/56354-190448-page1.html

Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here