Метод правового регулирования права социального обеспечения

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Каждая отрасль права имеет предметом своего регулирования те общественные отношения, которые регулируются только ей присущими нормами. Следовательно, определение предмета права социального обеспечения тесно связано с тем, какие общественные отношения регулируются его нормами. Основу предмета правового регулирования права социального обеспечения образуют волевые отношения по социальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности денежными видами обеспечения — пенсиями и пособиями, за счет средств государства, предприятий всех форм собственности и граждан.

Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений по:

1. обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными и натуральными материальными благами алиментарного характера;

2. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;

3. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;

4. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

Предмет административного права: отношения, основанные на власти и подчинении, т. е. преобладает предписание и императивность над дозволением. Предмет гражданского права: имущественные отношения (товарно-денежные), личные неимущественные.

Метод правового регулирования права социального обеспечения — совокупность способов и приемов воздействия на поведение субъектов. Выделяют следующие методы:

1. дозволение — разрешение гражданам при наступлении старости, нетрудоспособности и в других случаях вступать в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам, осуществляющим социальное обеспечение, объем и меру должного поведения;

3. запрет — путем установления запретов государство определяет круг действий, недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения. Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

При регулировании отношений, входящих в предмет правового регулирования права социального обеспечения, применяются два приема:

1. императивный — метод власти и подчинения;

2. диспозитивный — метод юридического равенства.

Специфика метода правового регулирования права социального обеспечения проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юриди­ческих фактов, порождающих, изменяющих и прекращаю­щих правоотношения по социальному обеспечению; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права.

Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, государственный орган социальной защи­ты, с другой — физическое лицо (семья). При этом государ­ственный орган является обязанной стороной, при наличии у гражданина оснований на конкретный вид социального обеспечения он не может отказать в назначении выплат, а физическое лицо (или семья) при соблюдении установлен­ных законом условий является управомоченной стороной. Субъективному праву (мера дозволенного поведения) граждан на определенный вид социального обеспечения соответствует обязанность компетентного органа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8716 —

| 7540 — или читать все.

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений также является показателем самостоятельности той или иной отрасли права, считается критерием разграничения отраслей права между собой.

Метод отрасли права – это совокупность способов и приемов нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями[32]. Иными словами, метод правового регулирования указывает на то, как и каким именно образом регулируются отношения в той или иной сфере общественной жизни[33].

В силу сложности содержания метода права социального обеспечения существуют различные взгляды и подходы к его определению[34].

Обобщенно под методом права социального обеспечения понимается совокупность юридических приемов и способов, используемых соответствующими органами власти с целью оптимального регулирования отношений по социальному обеспечению. Причем метод является динамичной (развивающейся) правовой категорией, так как с изменением общественных отношений в стране меняется и его содержание.

Основными элементами метода права социального обеспечения, через которые проявляются его особенности, можно выделить следующие:

♦ специфичность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений;

♦ отличительность юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению;

♦ способы установления прав и обязанностей субъектов;

♦ способы защиты нарушенных субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности;

♦ решение споров между субъектами отношений[35].

Рассмотрим некоторые из указанных элементов отраслевого метода.

Специфика первого элемента отраслевого метода – способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений – проявляется в наличии и сочетании централизованного и нецентрализованного способов установления прав и обязанностей субъектов данных отношений.

Согласно Конституции Российской Федерации, вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Отсюда следует, что регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется на: а) федеральном; б) региональном; в) локальном уровнях.

В централизованном порядке это происходит путем принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных нормативных правовых актов центральных органов государственной власти. В настоящее время на федеральном уровне законодательно разрабатывается минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен ни при каких условиях субъектами Российской Федерации. Предоставление материального социального блага в рамках такого стандарта должно гарантироваться за счет средств федеральных финансовых источников. Так, регулирование отношений по пенсионному обеспечению в централизованном порядке осуществляется федеральными законами 2001 г. о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении.

На региональном уровне регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации. На практике субъекты Российской Федерации за счет собственных источников и при наличии финансовых возможностей устанавливают дополнительные доплаты к существующим видам социального обеспечения, например к пенсиям, пособиям и т. д.

Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на муниципальном уровне и в рамках конкретного предприятия. На основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфика прав и обязанностей субъектов социально-обеспечительных отношений оказывает влияние и на содержание юридических фактов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В отраслевых нормах права содержится указание на то, что должны делать субъекты, а также от чего они обязаны воздерживаться или отказываться. Другими словами, нормы права социального обеспечения содержат дозволения (предписания), правомочия, реже – запрет участников отношений. Это так называемые нормы дозволяющие, нормы обязывающие, нормы запрещающие. В литературе такой способ именуют императивным приемом[36]. В то же время существуют правовые нормы, которые предлагают участникам отношений выбор варианта своего поведения, своих действий. Это есть нормы дозволяющие. В них проявляется другой прием правового регулирования, который называется диспозитивным[37].

Названные два приема в правовом регулировании могут применяться одновременно, хотя и в разном сочетании.

Запрещающие нормы содержат запрет на недозволенные действия участников социально-обеспечительных отношений. Хотя надо признать, что четко выраженных запрещающих отраслевых норм нет. Запреты скрыто содержатся в нормах, предусматривающих юридическую ответственность участников социально-обеспечительных отношений. Так, в Законе 2001 г. о трудовых пенсиях читаем, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в соответствующих документах (ст. 25). В данной норме нет прямого указания на запрещение недозволенных действий указанными лицами. Связь ответственности и запрета опосредована (скрыта). Поэтому с определенной долей условности можно допускать существование запрещающих норм.

Юридические факты в праве социального обеспечения в подавляющем своем большинстве – это события. К ним относятся, например, достижение пенсионного возраста, временная нетрудоспособность, наличие ребенка в возрасте до полутора лет. Как правило, эти события носят объективный характер. Зачастую они не зависят от воли людей. В результате наступления событий ими утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми средствами к существованию либо этих средств оказывается недостаточно, например при наступлении старости, инвалидности, в случаях безработицы или потери кормильца и т. д.

Законодательно закрепленного общего перечня всех событий, которые являются юридическими фактами, служащих основаниями для возникновения материальных социально-обеспечительных отношений, нет. Лишь в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» содержится набор из девяти основных событий, при наступлении которых возникает право застрахованных лиц на социально-страховое обеспечение (ч. 1 ст. 7).

К действиям как юридическим фактам, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относятся: волеизъявление лиц, обладающих правом на какой-либо вид социального обеспечения; решения компетентных органов о назначении того или иного соответствующего вида обеспечения, на который претендуют граждане, и т. д.

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов – сложных фактических составов, которые содержат и события, и действия, и предусмотренные нормами права.

Отраслевому методу присущи также специфические способы определения содержания социально-обеспечительных правоотношений. Права и обязанности субъектов в данной отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (например, надбавки к пенсиям). Закрепление социальных гарантий возможно и в индивидуальном трудовом договоре. Стороны договора могут устанавливать дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения, чем это установлено нормами права. Работодатели часто практикуют оплату ежегодного санаторно-курортного лечения, лекарств в случае болезни работника и т. д.

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном механизме предоставления обеспечения, то здесь допускается усмотрение. Последнее получило свое развитие также в связи с установлением обязательного медицинского страхования граждан и предоставлением отдельных социальных услуг. Отличие таких договоров от гражданско-правовых договоров заключается в том, что они строго формализованы. Существует стандартная форма договора. В нем оговорены все условия. Отступление допускается лишь тогда, когда оно улучшает или повышает уровень предоставляемых видов социального обеспечения, установленных действующим законодательством.

Определенная практика договорного регулирования отношений в области социального обеспечения сложилась на предприятиях ряда отраслей хозяйственного комплекса страны. Такое регулирование отражается в форме коллективных договоров либо индивидуальных трудовых договоров. Обязательное и главное, что должно быть в таком договорном регулировании, – это исключение условий, ухудшающих положений работников по сравнению с условиями, предусмотренными в законодательстве. В противном случае они признаются недействительными. Следовательно, договорные отношения регулируются управомочивающими нормами, содержащими дозволение. Иными словами, в массиве норм права содержится возможность выбора гражданином по своему усмотрению оптимального варианта своего обеспечения.

За допущенные правонарушения в области социального обеспечения к субъектам применяются правовосстановительные или правоограничивающие санкции. Правовосстановительные санкции применяются по отношению к гражданам, умышленно допустившим материальный ущерб. Правовосстановительные санкции не носят штрафного характера, так как граждане возвращают только переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают.

К органу социального обеспечения правосстановительные санкции не применяются. Так, при неполучении гражданами пенсии восстановление их прав производится путем выплаты причитающихся им сумм пенсии. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган пенсионного обеспечения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Правоограничительные санкции применяются в основном в тех случаях, когда лицо нарушает установленное для него правило. Например, заболевший работник, которому был выдан листок временной нетрудоспособности, без уважительных причин не явился на прием к врачу в установленный срок. В этом случае он лишается пособия по временной нетрудоспособности с того дня, когда было допущено это нарушение. Здесь происходит ограничение объема его материального права, которое выражается в снижении суммы выплачиваемого пособия.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно предусматривает два способа: административный и судебный порядок разрешения споров. Какая-либо особая процедура отсутствует.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наличие указанных особенностей метода позволяют отграничить право социального обеспечения от других отраслей российского права.

Источники

  • http://studopedia.ru/9_139574_predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
  • http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/metod-prava-sotsialnogo-obespechenija/
  • http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/ponjatie-metoda-prava-sots-obespechenija/
  • http://jurkom74.ru/ucheba/metod-pravovogo-regulirovaniya-obschestvennich-otnosheniy-v-sfere-sotsialnogo-obespecheniya
  • http://megaobuchalka.ru/11/28162.html
Метод правового регулирования права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here