Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями

Соотношение трудового права с другими отраслями права

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.

Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

http://be5.biz/pravo/t015/05.html

§ 6. Отграничение псо от других отраслей права

Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничить

ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального

обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право.

ПСО и трудовое право

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними

общественные отношения. ПСО хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда. В ТК 2001 содержится глава « Государственное социальное страхование», которая предусматривает право работников на обеспечение пенсиями и пособиями по

государственному социальному страхованию.

ПСО и административное право

Отношения между различными органами гос. управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения составляют предмет административного права.

ПСО и финансовое право

Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных

государственных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования,

Государственного фонда занятости населения РФ, — не являются предметом права

социального обеспечения, а относятся к финансовому праву. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. 22.04.1998 (ред. 23.07.2007) был принят ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.

§ 7. Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли

принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на

подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и

особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения,

«обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в

общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения,

входящие в предмет права социального обеспечения. К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект

регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия,

компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение,

льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий

делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери

кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на

подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

1. Раскройте понятие социального обеспечения.

2. Какие Вы знаете виды социального обеспечения?

3. Каково соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита»?

4. Перечислите основные функции социального обеспечения.

5. Раскройте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Каков круг общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли

7. Каковы особенности метода права социального обеспечения?

8. В чем отличие права социального обеспечения от других отраслей права?

9. Какова система права социального обеспечения как отрасли права и как науки?

Раскройте структуру общей и особенной частей.

10. Какие существуют источники финансирования в социальном обеспечении?

Тема 2. ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов ПСО

§ 2. Понятие источников ПСО и их классификация

§ 3. Общая характеристика основных источников

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов ПСО

Возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы ( гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы. Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

ст. 4 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (ред. 14.07.2008) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

§ устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

§ всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

§ государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

§ государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

§ паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

§ обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

§ ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

§ обеспечение надзора и общественного контроля;

§ автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Классификация принципов по сфере действия:

§ общеправовые, свойственные всем отраслям права; (признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.)

§ межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права; (обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. — характерны для трудового, семейного, псо)

§ внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты

социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых

принципов непосредственно в нормах права. Так, в (ст. 5 ФЗ от 10.12. 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в РФ» ред. 23.07.2008) указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг н/л, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция

реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

§ каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

§ каждый работающий по найму подлежит обязательному гос. пенсионному страхованию;

§ каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

§ финансирование пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

§ средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ.

Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся

корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной

постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывается: «В

целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы

предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми

возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение

накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

Введение накопительного механизма возможно при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности,

повышение уровня жизни, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения;

§ отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Принципы ПСО-основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны,

характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-

разному формулируют отраслевые принципы:

В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

u связь обеспечения с трудом;

u обеспечение не только граждан, но и их семей;

u свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

u приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

u зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

u финансирование со за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

u дифференциация со в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

u универсальность и комплексность, т.е. гарантированность со при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

u осуществление со за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

u дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

u обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

u гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

u многообразие видов социального обеспечения;

u участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам со и защиты их прав.

http://studfile.net/preview/7306668/page:7/

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права

  • Соотношение административного и иных отраслей права
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения– самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[4].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.

Так как люди постоянно взаимодействуют с друг другом, часто возникают противоречия, поэтому в связи с необходимостью появилась специальная отрасль права, регулирующая отношения в этой сфере.

Отрасль права —объективно сложившаяся внутри единой системы права, но обособленная часть, представляющая собой группы правовых институтов и норм, которые регулируют однородные общественные отношения, опирающиеся на определенные принципы, имеющие относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования.

Как утверждают специалисты, отрасль права социального обеспечения обладает такими же признаками, которые характерны для любой самостоятельной отрасли. К их числу необходимо отнести:

— однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение. Реализуется это право через распределение между ними части валового внутреннего продукта путём предоставления им компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством;

— специфика способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;

— нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними;

— в основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала — отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли — правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам.

— принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество — признаки права социального обеспечения как отрасли;

-социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который стал важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта. Пока такой акт не принят, но активная и целесообразная деятельность законодателя в этом направлении вселяют уверенность в том, что создание кодифицированного акта, регулирующего социальное обеспечение, вполне возможно;

— очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни.

http://megaobuchalka.ru/1/22169.html

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Любая отрасль права не замыкается на регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на многообразие общественных отношений, различные их группы находятся в тесной взаимосвязи и соотношении между собой.

Право социального обеспечения, являясь составной частью единой системы российского права, в то же время имеет специфические особенности, собственный предмет правового регулирования, что позволяет выявить ее взаимосвязи, соотношение и отграничение от других отраслей российского права. Взаимосвязь и соотношение права социального обеспечения наблюдается со многими отраслями российского права.

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»[33] закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Нормы конституционного права, объект регулирования которых составляют общие принципы статуса личности2: воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; предполагают подключение многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений1. Эти положения являются гарантом дальнейшей конкретизации социальных прав граждан уже в нормах права социального обеспечения.

Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства2. Предоставление гражданам многообразных видов социального обеспечения, гарантированных в гл. 2 Конституции РФ, осуществляется через организационно-правовые формы социального обеспечения. Государство, предоставляя различные виды социального обеспечения, определяет источник их финансирования и, применяя нормы финансового права, финансирует расходы по предоставлению гражданам пенсий, пособий, социальных услуг как за счет внебюджетных финансово-кредитных учреждений (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ), так и за счет бюджетов всех уровней.

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входит деятельность по организации социальной защиты населения. Различные государственные органы и учреждения социальной защиты населения в пределах своей компетенции, исполняя положения, закрепленные в нормативно — правовых актах, предоставляют многообразные виды социального обеспечения гражданам. Таким образом, эти органы и учреждения непосредственно осуществляют реализацию социальной функции государства во взаимоотношениях с конкретным гражданином, имеющим право на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения может быть отграничено и от некоторых других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, жилищного). Критерием для такого отграничения, как уже говорилось выше, является предмет правового регулирования той или иной отрасли.

Трудовое право – это отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные отношения, устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение1. Следовательно, в предмет трудового права входят трудовые и иные непосредственно связанные с ними общественные отношения.

В рамках отношений по занятости и трудоустройству регулируются отношения граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации, тогда как в праве социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления указанным гражданам социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат).

Гражданин, вступая в трудовые отношения с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая работодателей – физических лиц, становится работником организации и подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель, в свою очередь, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). При наступлении страховых случаев (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), гражданин имеет право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), предоставляемое по нормам права социального обеспечения.

В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношений. Обязательства по оказанию услуг, являющиеся объектом гражданского права. В то же время предоставление социальных услуг может осуществляться также в той или иной форме социального обслуживания. Возникающие при этом общественные отношения также регулируются нормами права социального обеспечения. Социальные услуги (бесплатно или на условиях частичной оплаты) за счет средств общества предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые прямо указаны в законе, с целью удовлетворения их специфических потребностей.

Нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения, поэтому данные отношения нормами права социального обеспечения не регулируются.

Предметом семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство), тогда как предметом права социального обеспечения является комплекс общественных отношений (материального, процедурно-процессуального характера), возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения для удовлетворения потребностей специфических субъектов (пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и др.). В рамках семейного права закреплены права и обязанности родителей и детей, в том числе усыновленных либо взятых в приемную семью. Право социального обеспечения, в свою очередь, регулирует отношения по поводу предоставления материального обеспечения семье (пенсий по случаю потери кормильца, страховых выплат в случае смерти кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособий в связи с рождением и воспитанием детей, на содержание приемного ребенка, субсидий и компенсаций социально значимых расходов семьи, социальных услуг и медицинской помощи).

В настоящее время наблюдается связь права социального обеспечения с жилищным правом, которую следует рассматривать через отношения, складывающиеся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий.

Нормы жилищного права закрепляют такой вид жилых помещений, как специализированные жилые помещения (дома системы социального обслуживания населения; дома для временного поселения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами и др.). В то время как в нормах права социального обеспечения определяется круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.

На современном этапе активно развиваются отношения по поводу предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются в соответствии с нормами, закрепленными в Жилищном кодексе РФ, гражданам, признанным нуждающимися в социальной поддержке со стороны государства.

http://megaobuchalka.ru/2/35626.html

Межотраслевое функциональное взаимодействие норм права социального обеспечения с нормами иных отраслей системы российского права. Концепция социального права

Межотраслевое взаимодействие ПСО образуется за счет системной интеграции:

1) норм конституционного права(в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);

2) норм трудового права(в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);

3) норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);

4) норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);

5) финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);

6) норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме ПСО (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

В науке сложились две основные концепции содержания понятия социального обеспечения:

1) экономическая.В СО включаются все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан).

2) правовая.СО должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

http://mydocx.ru/10-66163.html

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/sistema-prava-sotsialnogo-21682.html

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

Из общей теории права известно, что выделение отраслевого законодательства происходит на основе существующих отраслей права, система нормативных актов объективно привязывается к существующей структуре права для закрепления норм, регулирующих определенную сферу государственной жизни[46].

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров.

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

1. социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

2. субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

3. правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

4. социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

5. трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

6. субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

7. для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

1. содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

2. для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.

3. субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

4. социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения; в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования; в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур); в специфике субъектного состава.

Право социального обеспечения– самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.[47]

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.[48]

Заключение

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: — отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; — отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; — отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам;- отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты.

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по­литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.

Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие виды, такие как государственные пенсии (трудовые и социальные), пособия, социальные услуги, социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения. Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

В настоящее время не существует единого кодифицированного нормативного акта, что объясняется рядом объективных причин, противоречиями переходного периода, сложной экономической ситуацией в стране, отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях, большим разнообразием отношений по социальному обеспечению, постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона – бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Но в будущем, проводя дальнейшее реформирование социального законодательства, которое не прекращается и посей день, по нашему мнению, возможно приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.

Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 662.

  • Тема Общие понятия социальной защиты и социального обеспечения, управления и его осуществления
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

http://stydopedya.ru/2_6467_sootnoshenie-prava-sotsialnogo-obespecheniya-s-drugimi-otraslyami-prava.html

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here