Льготные основания обеспечения пенсии по старости

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

Статья 8 . Условия назначения страховой пенсии по старости

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

ГАРАНТ:

Гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее — муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена частью 1.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 2 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 2 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

О продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, в зависимости от года назначения пенсии, см. приложение 3

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 3 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 3 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Лекция 7. Пенсии по старости на общих основаниях

В Программе пенсионной реформы в РФ, утвер­жденной постановлением Правительства от 20 мая 1998 г. № 463, указывается, что «. сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от ве­личины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное, по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии несмотря на то, что Россия су­щественно отстает от развитых стран по средней продолжитель­ности жизни.

В настоящее время нормы пенсионного законодательства пре­дусматривают возможность назначения неполной пенсии по ста­рости гражданам, достигшим общего пенсионного возраста, но не имеющим требуемого полного общего трудового стажа. Необхо­димым условием назначения такой пенсии является наличие об­щего трудового стажа не менее 5 лет.

В эти 5 лет включаются, помимо работы: военная служба, уче­ба, а также иные периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж (см. соответствующую тему).

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже опреде­ляется пропорционально продолжительности имеющегося трудо­вого стажа, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж: мужчинам — 25, женщинам — 20 лет. Исчисление пенсии пропор­ционально продолжительности имеющегося стажа производится следующим образом: определяется соответственно полная пен­сия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; по­лученная сумма умножается на число месяцев фактического ста­жа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии, назначаемой в размере 2/3 мини­мальной пенсии по старости.

Действующее законодательство закрепило также случаи на­значения досрочной пенсии. В отличие от неполной досрочная пенсия назначается только тем гражданам, у которых есть пол­ный требуемый общий трудовой стаж, но до достижения пенси­онного возраста осталось не более 2 лет (ст. 32 Закона «О_занято-сти населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О закрытом администра­тивно-территориальном образовании» 1 и др.

Пенсии, назначаемые на льготных основаниях, дифференци­руются в зависимости от того, что послужило основанием для применения льгот:

— особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью,
тяжестью (ст. 12 Закона);

— медико-биологические признаки (материнство, состояние
здоровья — ст. 11);

— региональные факторы (работа на Крайнем Севере и при­
равненных местностях — ст. 14);

Льготы эти заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях требуемого для назначения пенсии трудового стажа.

Инвалидам I группы по зрению: мужчинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет; женщинам -40 лет и при общем трудовом стаже — не менее 10 лет Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальным карликам: мужчинам — по достижении 45 лет, общий трудовой стаж — не менее 20 лет; женщинам — по достижении 40 и 15 лет общего трудового стажа.

Льготы в пенсионном обеспечении по старости в зависимости от условий труда установлены для широкого круга лиц, занятых на работах с опасными, вредными, тяжелыми условиями. Наи­больший объем льгот предусмотрен для тех, кто трудился на под­земных работах, на работах с вредными условиями труда и в го­рячих цехах (Список № 1). Для рабочих и служащих, занятых на других работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), льгот меньше. По Списку № 1 возраст, дающий право на пенсию, сни­жен на 10, а стаж — на 5 лет. По Списку № 2 снижен лишь возраст — на 5 лет.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и при­равненных местах, предусмотрены пенсионные льготы, связан­ные с характером работы, ее условиями, временем работы в таких районах и местностях. Для мужчин и женщин, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в при­равненных местностях — не менее 20 лет (для женщин, имеющих двух и более детей, спец. стаж снижается на 3 года) и имеющих необходимый трудовой стаж, пенсия по старости назначается на 5 лет раньше. Пенсионный возраст снижается на 10 лет гражда­нам из числа постоянно проживающих в районах Крайнего Севе­ра, если они проработали не менее 20 лет — женщины, и не менее 25 лет — мужчины в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Законом (ч. 2 ст. 14) предусмотрено суммирова­ние работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных местностях: работа в течение календарного года в приравненных к Крайнему Северу местностях, засчитывается за 9 месяцев рабо­ты в районах Крайнего Севера.

Часть 3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсию по старости и при меньшей продолжительности стажа работы на Крайнем Севере. Возраст выхода на пенсию определяется путем уменьше­ния общеустановленного возраста (60 и 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом требуется проработать в соответствующих районах не менее 1/2 от требуемого стажа (специального), т. е. не менее 7 лет 6 ме­сяцев.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости устанав­ливается с уменьшением общего пенсионного возраста, но не бо­лее чем на 10 лет. Условия пенсионного обеспечения дифферен­цируются в зависимости от времени, места, иногда — продолжи­тельности воздействия радиации, статуса граждан, от характера выполняемых работ. При этом возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть для мужчин — менее 50, для женщин — 45 лет (ст. ст. 30-37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ката­строфы на ЧАЭС» 1 ).

При суммировании стажа работы с различными особыми ус­ловиями труда в соответствии со ст. 13 Закона действует сле­дующее правило: к работе, дающей право на льготную пенсию, присоединяется работа, дающая право на пенсию на тех же или на более льготных основаниях. Так, к времени выполнения работ с тяжелыми условиями труда (Список № 2) присоединяются пе­риоды выполнения с вредными условиями труда (Список № 1); к стажу работы женщин на предприятиях текстильной промыш­ленности присоединяется время выполнения всех вышеперечис­ленных работ.

качестве тракториста-машиниста и ткачихи не приравнивается к работам, перечисленным в Списках, а работа ткачихи не прирав­нивается к работе в качестве тракториста-машиниста.

Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Закон N 173-ФЗ предусматривает льготные основания для назначения пенсии. В соответствии с ними трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного Законом возраста.

Категории работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин:

1) работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 Закона N 173-ФЗ, зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Закона N 173-ФЗ, так же как и рассматривавшая выше ст. 27, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости.

Категории лиц, имеющие право на назначение трудовой пенсии по старости ранее установленного Законом срока выхода на пенсию:

1) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) один из родителей инвалидов детства, воспитавший их до восьмилетнего возраста;

3) женщины, родившие двух и более детей и работавшие в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалиды вследствие военной травмы;

5) инвалиды по зрению;

6) граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лица, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 Закона N 173-ФЗ, сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

По всем юридическим вопросам обращайтесь к квалифицированным юристам по тел. – 8 (919) 722-05-32

Пенсия по старости на общих и на льготных основаниях

Право на пенсию по старости возникает если имеется одновременно 2 условия:

1. Достижение гражданином пенсионного возраста

2. Наличие страхового стажа установленной законом продолжительности.

При определении пенсионного возраста учитываются многие факторы:

1. Средняя продолжительность жизни людей

2. Система распределения национального дохода

4. Степень экономического развития.

Для мужчин 60 лет и 55 лет для женщин (статья 7 ФЗ о трудовых пенсиях). Установление пониженных возрастных требований к женщинам объясняется психофизиологическим различиями в организме разных полов (развитие биологического процесса старение, большая подверженность вредным фактором), также учитываются социальные факторы (рождение и воспитание детей).

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный возраст, установленный в РФ соответствует рекомендации МОТ № 67 об обеспечении дохода: минимальный возраст должен быть установлен не более чем 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Вторым условием определяющим получения права на пенсию по старости является наличие 5 летнего страхового стажа. Российское пенсионное законодательство также соответствует международным нормам. В соответствии с конвенцией МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, требование наличие трудового стажа должны составлять не более 30 лет уплаты взносов или работы по найму. Минимальный стаж для назначения пенсий должен составлять не менее 5 лет.

Пенсионное законодательство предусматривает льготные основания определяющие право на пенсию по старости. Льгота заключается в уменьшении пенсионного возраста для получения пенсии. При этом вводятся более высокие требования к наличию общего страхового стажа.

Виды досрочных пенсий по старости пенсий по льготным основаниям:

1. По семейным обстоятельствам.

a. Предоставляется женщинам родившим 5 и более детей и воспитавших их до достижения возраста 8 лет. Требования к страховому стажу не менее 15 лет. Возраст 50 лет.

b. Льготная пенсия по семейным обстоятельствам назначается одному из родителей инвалидов с детства воспитавшему ребенка до достижения ребенком возраста 8 лет. Трудовой стаж 20 мужчинам и 15 лет женщинам

c. Опекуны инвалидов с детства или лица являвшиеся опекунами воспитавших детей до достижения ими возраста до 8 лет. Общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на 1 год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Страховой стаж 20 и 15 лет.

2. Досрочная трудовая пенсия по старости инвалидам военной службы. Важно чтобы причина инвалидности была военная травма. Требования к возрасту 55 для мужчин, 50 лет для женщин. Страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

3. Инвалидность с тяжелыми последствиями. Инвалиды по зрению имеющих ограничения способности к трудовой деятельности по 3 степени. Для мужчин 50 лет, для женщин 40 лет. Страховой стаж 15 и 10 лет соответственно.

4. Лицам имеющих болезни с тяжелыми последствиями. Для мужчин 45 лет, для женщин 40 лет. Стаж 20 и 15 лет.

5. Женщины родившие 2х и более детей, которые при этом проработали 12 календарных лет в районах крайнего севера и 17 календарных лет в районах приравненных к ним. Возраст 50 лет. Стаж 20 лет.

6. Пенсия по старости гражданам пострадавшим от радиационного воздействия.

Тонкости досрочного выхода на пенсию

Вопросы, связанные с возрастом выхода на пенсию российских граждан, являются широко обсуждаемой темой в обществе.

Это во многим связано с принятой в прошлом году реформой, смысл которой заключается в отодвигании сроков выхода на заслуженный отдых российских пенсионеров.

С каждым годом граждане будут выходить на пенсию позже. Однако некоторые категории работников вправе рассчитывать на определенные льготы и послабления в данном вопросе, в частности они могут получить статус пенсионера значительно раньше остальных сограждан. О том, какие именно работники вправе выйти на пенсию раньше общепринятого возраста, а также о порядке оформления пенсионных выплат в данном случае и пойдет речь в этой статье.

Что обозначает досрочный выход на пенсию?

В России, как и во многих странах мира, в которых предусмотрено материальное обеспечение пожилых граждан, есть такое понятие как «пенсионный возраст», то есть количество лет, прожитых гражданином, после которых он утрачивает трудоспособность и вправе рассчитывать на пенсию.

В 2019 году он составляет:

  • для женщин – 55,5 лет;
  • для мужчин – 60,5 лет.

Однако отдельные категории работников вправе выйти на отдых раньше установленного законом возраста. Даже с учетом изменений, порожденных неоднозначной реформой.

Чтобы выйти на заслуженной отдых досрочно, у гражданина должны быть соответствующие основания. Так, в общих чертах, ими являются особенности профессиональной деятельности работника, которая сопряжена со следующим:

  • опасными, сложными и тяжелыми условиями работы, например, по вредности или работающих в суровых северных климатических поясах;
  • особым социальным статусом гражданина, например, его принадлежностью к автохтонным коренным народом северной части страны.

Могут ли отказать в досрочном выходе?

Редко, но случаются ситуации, когда работнику отказывают в начислении пенсионных выплат досрочно. В основном это связано с предоставлением неполного пакета документов, дающих право на льготу, и соответственно, с невозможностью подтвердить льготный стаж.

Кроме этого, данная проблема может быть связана с недобросовестностью работодателя, не выплачивающего страховые взносы в полном объеме.

Изменения по выходу на досрочную пенсию в 2019 году

В 2019 году в правилах начисления досрочной пенсии произошли небольшие изменения, затрагивающие отдельные категории льготников. Так, срок выслуги лет для них не меняется, однако право на получение пенсии отсрочено на полгода после ее назначения.

Кроме этого, появились новые категории граждан, имеющие право на данную льготу, к примеру, работники, имеющие длительный стаж.

Досрочный выход на пенсию является, преимущественно, мерой поддержки для граждан, осуществляющих трудовую деятельность в сложных условиях, при которых трудоспособность утрачивается значительно быстрее.

Основания для выхода

Чтобы выйти на пенсию досрочно, льготник должен соответствовать следующим критериям:

  • достижение необходимого возраста (в зависимости от категории);
  • наличие достаточного стажа работы, дающего право на досрочное начисление пенсии;
  • уплата работодателем страховых взносов в положенном объеме за весь период работы.

Что говорит закон?

Вопросы, которые напрямую связаны с назначением пенсионных выплат досрочно, находятся в сфере регулирования федерального законодательства.

Так, основным нормативно-правовым документом является федеральный закон «О страховых пенсиях». В частности, статья 30 этого закона устанавливает соответствующий круг лиц и правила назначения досрочных пенсионных выплат.

Кроме этого, правовое регулирование данного вопроса осуществляет и Правительство РФ, издавая соответствующие постановления.

Также на сегодняшний день не утратили актуальность и нормативно-правовые акты, изданные во временна существования Союза ССР. Так, Постановлением Кабмина СССР от 26 января 1991 года были утверждены особые списки профессиональной деятельности, связанной со сложными и опасными для здоровья условиями, дающие право на льготный выход на пенсию.

Кому положен и в каком возрасте?

Ниже представлены категории работников, которые имеют право на досрочное получение пенсионных выплат.
  • Работники, осуществляющие трудовую деятельность в сложных и опасных условиях.
  • Граждане, чья профессиональная деятельность представляет риск для здоровья (Список № 1), выходят на пенсию в 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).
  • По Списку № 2 работники выходят на заслуженный отдых на 5 лет раньше, чем остальные.
  • Лица, осуществляющие трудовую деятельность в РКС.

Те работники, которые трудились в сложных климатических условиях не менее 15 лет или 20 в приравненных к РКС районах, могут выходить на пенсию в 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины).

Проработавшие в РКС не менее 7,5 лет получают уменьшение возраста выхода на пенсию на 4 года за каждый год работы.

Пенсия по выслуге лет

На пенсию по выслуге вправе рассчитывать служащие педагогичической сферы, при условии наличия стажа в размере 25 лет, а также медицинские работники – 25 лет при работе в условиях села и 30 лет при работе в городах.

Соцпенсия для малочисленных северных народов

Назначается в 55 лет для мужчин и в 50 лет для женщин.

Досрочные выплаты в зависимости от социальной категории граждан

На социальную пенсию могут рассчитывать многодетные родители и опекуны, матери детей-инвалидов, а также инвалиды по зрению, а также получившие увечья во время боевых действий .

Можно ли досрочно выйти на пенсию по старости безработным?

При некоторых условиях гражданин может уйти на отдых раньше, являясь безработным. Для этого он должен соответствовать следующим критериям:

  1. Возраст. Мужчины – 57 лет, женщины – 53 года.
  2. Страховой стаж. Мужчины – 25 лет, женщины 20 лет.
  3. Статус безработного. Гражданин должен быть уволен с предыдущего места работы по сокращению штатов или из-за прекращения организацией-работодателем своей деятельности и поставлен на учет в ЦЗН.
  4. Невозможность найти работу. К примеру, если гражданин предпенсионного возраста имеет редкую или невостребованную профессию.

Досрочная страховая пенсия по старости

На сегодняшний день в России по старости выплачивается страховая пенсия, которая полностью заменила трудовую. Последняя учитывала лишь только общий стаж работы. Основаниями для начисления страховой пенсии, а также ее размер зависят от сроков и объемов перечислений денежных средств работодателем за работника в адрес Пенсионного фонда.

В нынешнем (2019) году критериями для начисления пенсии по старости являются:

В случае обращения за досрочной страховой пенсией эти требования несколько иные и зависят, непосредственно, от категории льготников, перечень которых весьма внушителен.

Особо следует отметить, что дополнительным условием назначения льготы работникам, которые осуществляли трудовую деятельность в сложных и неблагоприятных для здоровья условиях, является перечисление организацией-работодателем взносов в ПФР по увеличенным коэффициентам.

Полезное видео

Что нового в выходе на досрочную пенсию в 2019 году:

Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости

Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять на пенсионный возраст, снижая его.

К таким обсто­я­­тельст­вам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вред­ностью или тяжестью, медико-биоло­гические и социальные факторы (материнство, воспитание ребен­ка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.

Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932г. Последую­щее за­конодательство разви­валось по принципу расширения оснований для сниже­ния пенсионного возраста. Наряду со спецификой труда учитывались отраслевые, медико-биологические и ре­гиональные факторы. В 1956г. были утверж­дены Списки № 1 и № 2 льготных профессий и должностей, которые почти не меня­лись вплоть до 1991г. Коли­чество рабочих мест, относимых в соответствии со Спис­ками к не­благоприятным условиям труда, не сокращалось, но улучшение усло­вий труда не отменяло пенсионные льготы.

Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991г. № 10 утвердил новые Списки № 1 и № 2. Эти списки были пролонгированы постановле­нием Совмина РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 и действуют до настоящего времени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002г. применяются Списки № 1 и № 2 1956г. в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003г № 239.

Помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различ­ных списков и перечней производств, ра­бот, профессий и должностей, а также опре­де­ленных категорий ра­ботников, численность которых в целом в 2001г. состав­ляла более 5 млн. человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи с дос­рочным выходом на пенсию этих категорий трудящихся расходует­ся до 14% бюджета Пен­сионного фонда России.

Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3 — на транспорте; 8,6 — на строительстве и око­ло 8% — в непроизводственных отрас­лях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслужи­вание населения, конструкторские и научно-исследовательские уч­реждения).

В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднитель­ным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответствен­ность работодателя за условия труда работников, их улучшение ли­бо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчис­лении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности независимо от возраста получате­ля и фактического состояния трудоспособности, при оставлении ра­боты, дающей право на данный вид пенсии. Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения ра­боты по специ­альности.

Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для чело­века условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенси­онного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет.

Таким образом, досрочные трудовые пенсии по старости классифицируются на пенсии по старости на льготных основаниях (подп. 1, 3 – 5 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173) и пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (п. 1 ст. 27, подп. 6, 13 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173).

Помимо специального страхового стажа (стаж на соответствующих видах ра­бот) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продол­жительности.

Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользу­ются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб про­фес­­сиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихий­ных бедствий (по достижении 40 лет всем независимо от пола).

Списки соответствующих работ (профессий, должностей), даю­щих право на пен­сию при пониженном пенсионном возрасте, утвер­ждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласо­ванию с Пенсионным фондом России.

Лицам, указанным в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27, пенсии по старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, ука­занных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, и на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2 производств, работ, профессий, дол­ж­ностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями тру­да. Есть особенности при назначении пенсии в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допус­кается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже на под­земных работах, на работах с вредными условиями труда и в горя­чих цехах. Усло­ви­­ем для частичного снижения возраста при назна

чении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие не менее поло­вины страхового стажа на подземных работах или на работах с вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на со­ответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и поло­вина от 7 лет 6 месяцев), а общий страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пен­сия назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы.

Принимая во внимание, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия устанавливалась Законом 1990г., формирование профессио­нальных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаи­модействий социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система мо­жет быть создана с участием негосударственного пенсионного фон­да либо Пенсионного фонда РФ.

Учитывая особенности и сложности при назначении досрочных пенсий по подп. 13 п. 1 ст. 27 и подп. 10-11 п. 1 ст. 28, рассмотрим бо­лее полное разъяснение порядка их назначения некоторым из при­веденных категорий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан

Статья 32 . Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 1.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.1) женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 1.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.2) женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

6) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

ГАРАНТ:

Гражданам, которые указаны пункте 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

7) мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Информация об изменениях:

Статья 32 дополнена частью 3 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

3. При определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 — 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

ГАРАНТ:

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

Источники

  • http://base.garant.ru/70552688/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/
  • http://studopedia.ru/9_139480_lektsiya—pensii-po-starosti-na-obshchih-osnovaniyah.html
  • http://www.mashenkof.ru/levoe_menyu/pensionie_spori/lgotnie_osnovaniya__opredelyayucshie_pravo_na_pensiyu_po_starost
  • http://studopedia.ru/10_177201_pensiya-po-starosti-na-obshchih-i-na-lgotnih-osnovaniyah.html
  • http://pfrp.ru/faq/dosrochnyj-vyhod-na-pensiyu.html
  • http://studopedia.ru/5_141936_lgotnie-osnovaniya-opredelyayushchie-pravo-na-pensiyu-po-starosti.html
  • http://base.garant.ru/70552688/5cb38dc5a9b836c471327339893d74c0/
Льготные основания обеспечения пенсии по старости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here