Закон о занятости пособие по безработице

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 ст 33 (ред. от 02.12.2019)

Статья 33. Размеры пособия по безработице

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца — в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Пособие по безработице

Нормативно-правовое регулирование

Правила и порядок выплаты пособия указаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (ред. от 07.03.2018).

Не все люди торопятся наведаться в центр. Бытует мнение, что там предлагают только низкооплачиваемые вакансии. А среднемесячный доход от выплат не стоит того, чтобы утруждать себя оформлением бумаг.

Стоит принять к сведению, что с 01.01.2019 вступило в силу Постановление Правительства, в котором зафиксирован новый размер пособия по безработице.

В 2020 году размер выплат значительно увеличился:

  • минимальная величина пособия теперь составляет 1500 руб.;
  • максимальная величина доходит до 8000 руб.

Сделано исключение для лиц предпенсионного возраста, у них максимальный размер выплат составит 11 280 руб.

Продержаться на такой скромной месячной выплате трудно, но эти суммы в любом случае достаточно высоки, в сравнении с прошлым годом. До 2020 года размер выплат не менялся в течение 10 лет.

Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем — в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице повысят. И другие изменения в законе о занятости

Размеры пособия по безработице не менялись с 2009 года и варьируются в пределах от 850 до 4900 рублей. Это не дело, решили в Минтруде и придумали, как изменить условия выплаты пособия так, чтобы это позволило в дальнейшем увеличить его размер.

Накануне Минтруд разместил обновленную редакцию закона о занятости. Что поменяется – расскажем.

Что такое пособие по безработице

Пособие по безработице гарантирует гражданам, временно оставшимся без заработка, регулярные денежные выплаты от государства. Для того чтобы получать подобные выплаты, нужно обратиться в центр занятости населения.

Функции центра занятости населения (ЦНЗ):

  • предоставление заинтересованным лицам актуальных сведений о вакансиях;
  • направление желающих на профессиональное обучение или переподготовку;
  • содействие в трудоустройстве граждан;
  • оформление пособия по безработице.

Пособие по безработице назначается после того, как подготовлен пакет документов и оформлена постановка на учет в центр занятости.

Безработные лица, которые не обратились к специалистам ЦЗН для постановки на учет, не получают данное пособие. Кроме того, им не будет предоставлена информация о свободных местах на предприятиях и в фирмах, сведения о которых есть в центре занятости.

Размер пособия по безработице

ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда. Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:

  • выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
  • стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
  • общественные работы, которые оплачиваются отдельно.

Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.

Сумма выплат рассчитывается следующим образом:

  • первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от средней заработной платы на предыдущем месте службы;
  • следующие 3 месяца оплачивается 60% от среднего заработка.

При этом размер пособия не может быть больше максимальной величины пособия по безработице и ниже его минимальной величины , увеличенных на размер районного коэффициента.

Для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные размеры пособия. В том числе, есть дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также для граждан предпенсионного возраста.

Безработным, утратившим право на пособие ввиду истечения установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профобучения и получения дополнительного профобразования по направлению ОСЗ, ОСЗ может оказываться материальная помощь.

С 1.01.2020 г. минимум пособия по безработице составит 1500 р., максимум — 8000 р.

Для предпенсионеров минимальная величина — 1500 р., максимальная — 11280 р.

Тождественные размеры пособий по безработице были установлены на 2019 г. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375.

Закон о занятости населения содержит сведения о мерах поддержки безработных жителей страны. Определены условия, которые позволяют претендовать на получение материальных выплат. Также закон предусматривает отказ в получении статуса безработного некоторым категориям граждан и утрату этого статуса при несоблюдении ряда условий.

Правительства Хабаровского края

Существует ли налог на безработицу

Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.

Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.

Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине. От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.

Размер пособия

По предварительным расчетам предполагается увеличение максимальной величины пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, минимальной величины пособия по безработице – до 30% от максимальной.

При этом изменение порядка и условий признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице (повышение доступности социальной поддержки безработных граждан) будет способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в целях поиска работы, в связи с чем в случае принятия данного федерального закона потребуется дополнительное выделение средств федерального бюджета.

Закон о безработице в 2020 году

Нестабильная экономическая ситуация влияет на уровень безработицы в стране. Согласно последним данным, в России остаются нетрудоустроенными около 5% населения. Их права и государственную поддержку регламентирует закон о безработице в 2020 году.

Справка о зарплате

Законопроектом предлагается исключение обязательности представления гражданами справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Практика применения Закона о занятости населения показывает, что получение уволенными гражданами данной справки зависит от работодателей, в числе которых находятся и те, которых не могут разыскать правоохранительные органы. В этой связи обязательность наличия данной справки является административным барьером, не позволяющим потерявшим работу гражданам получить полноценную защиту от безработицы в части выплаты пособия по безработице, а также возможности пройти обучение по направлению органов службы занятости.

Проектом федерального закона предусматривается, что указанная справка представляется при ее наличии, при этом ее отсутствие влияет как на подбор подходящей работы, так и на размер и период выплаты пособия по безработице.

В каких случаях временно приостанавливают выплату пособия с сохранением статуса

Информацию об этом можно найти в пункте 3 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в РФ». Согласно ему, приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев может происходить в следующих случаях:

  • отказа безработного от предложенных вариантов работы, которая ему подходит;
  • отказа по истечению трех месяцев безработного периода от участия в общественных работах, оплачиваемых государством, или от направления на обучение;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (спайсы сюда тоже входят);
  • увольнения с последней работы по причине нарушения трудовой дисциплины, а также отчисления из образовательного учреждения за виновные действия;
  • нарушения безработным условий и сроков перерегистрации при отсутствии уважительных причин;
  • прекращения обучения по направлению службы занятости в самовольном порядке.

Также размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в следующих случаях:

  • неявки человека без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • отказа без уважительных причин явиться в органы занятости для получения направления на работу или обучение.

Как оформить пособие по безработице

Что будет предшествовать оформлению пособия? Для того чтобы оформить пособие по безработице в России, российский гражданин должен обратиться в территориальный ЦЗН по месту проживания. Начало процедуры постановки на учет предполагает сбор следующих документов (ст. 3 п. 2 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в РФ»):

  • заполненное заявление;
  • общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • аттестат, диплом об образовании или иной документ, подтверждающий квалификацию заявителя;
  • трудовую книжку с указанием последнего места работы и причины увольнения;
  • справку о среднем заработке за три предыдущих месяца с последней работы. Важно, чтобы этот документ был заполнен правильно, без ошибок и помарок. Если бухгалтер заполнит справку ненадлежащим образом, ее просто-напросто не примут;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида (для лиц с ограниченными возможностями).

Справка для определения размера пособия по безработице

Студенту, только окончившему учебное заведение, достаточно предоставить паспорт и аттестат или диплом об образовании. Вместе с оригиналами вышеперечисленных документов захватите с собой и их копии.

Если пакет документов содержит все необходимые бумаги, комиссия Центра принимает его на рассмотрение. Предварительно рассчитывают размер полагающегося заявителю пособия. Важно знать, что для расчета величины пособия по безработице учитывают только официальную заработную плату (так называемую белую зарплату).

Если комиссия принимает положительное решение по заявлению и признает гражданина безработным, пособие назначается. Второй этап процедуры — прийти в ЦЗН с паспортом в назначенный день. Если по какой-либо причине пропустить назначенную встречу, заявителя на учет не поставят. И пособие по безработице в 2020 г. ему не назначат.

Бланк заявления на пособие по безработице и поиска работы

Кто имеет право на получение пособия по безработице

Пособие по безработице в 2020 году могут получить граждане:

  • отработавшие не менее 26 недель за прошедший, то есть 2018, календарный год;
  • которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрировались установленным порядком;
  • у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, прилежно выплачивал за них страховые отчисления;
  • являющиеся трудоспособными и не имеющие противопоказаний к трудовой деятельности;
  • и самое главное — реально ищущие работу люди.

Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных:

  • лиц, проходящих воинскую службу;
  • студентов очных отделений;
  • несовершеннолетних, а также пенсионеров по старости;
  • осужденных граждан и приговоренных к исправительным работам, лишению свободы;
  • при отсутствии у безработного необходимых документов для постановки на учет.

Медицинская справка

Проектом вводится возможность представления гражданами, не относящимися к категории инвалидов, но имеющими медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, представлять медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное в установленном порядке медицинской организацией.

Внесение данного изменения необходимо для подбора гражданам подходящей работы, а также при решении вопроса о приостановке выплаты пособия по безработице при отказе безработного гражданина от предложенной работы, как не соответствующей его состоянию здоровья.

Выпускники

Учитывая, что особо значимыми является не только качество образования выпускников организаций профессионального образования, но и наличие у них опыта практической работы, включающего способность к восполнению и применению своих знаний, умение добросовестно и своевременно выполнять поставленные задачи, выстраивать межличностные отношения в коллективе, указанным проектом предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнив ее выпускниками организаций среднего профессионального образования и высшего образования в возрасте до 25 лет, ищущих работу в течение года с даты окончания обучения в образовательной организации.

При этом предлагается дополнить перечень государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, включив в него государственную услугу по организации временного трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования) в целях приобретения опыта работы (стажировки), включая оказание материальной помощи за счет средств субвенций.

Период выплаты

С целью стимулирования безработных граждан к активному поиску работы предлагается изменить сроки выплаты пособия по безработице и установить один период выплаты пособия по безработице всем признанным в установленном порядке безработными гражданам:

Период выплаты

Кому выплачивается

6 месяцев в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

уволенным по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель

3 месяца в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;

прекратившим индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность; вышедшим из членов КФХ;

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия;

не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

Напомним, согласно действующим нормам безработные граждане вправе получать пособие по безработице в течение двух периодов выплаты и общий период выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан установлен как не превышающий 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев, а для иных категорий — 12 месяцев в течение 18 месяцев или 6 месяцев в течение 12 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем, в 2016 году средний период выплаты пособия по безработице составил 93 дня (при среднем периоде безработицы 121 день), в 2017 году – средний период выплаты составляет 87 дней (при среднем периоде безработицы 114 дней).

Обязанности работодателей

Проектом уточнен абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона о занятости, что вызвано участившимися в последнее время обращениями работодателей, свидетельствующими о неоднозначности прочтения данного абзаца. Отдельные работодатели полагают, что они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, касающуюся только их деятельности по содействию в обеспечении занятости инвалидов.

Однако абзац содержит норму о представлении двух видов информации:

  • информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Предлагаемая редакция лишь конкретизирует формулировку, исключая неоднозначность прочтения. При этом по сравнению с действующей редакцией абзаца перечень информации не расширяется.

Сейчас

Будет потом

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Выплаты пособия по безработице на бирже труда

Пособие по безработице 2020 начисляется с того дня, когда человека официально признают безработным. Каждого заявителя волнует вопрос, какую сумму будет выплачивать государство.

Размер пособия по безработице на 2020 год зависит от следующих условий:

  • наличия работы в течение года перед постановкой на учет в ЦЗН;
  • величины зарплаты по последнему месту работы;
  • причины увольнения;
  • от того, как долго гражданин остается безработным.

Величина выплаты зависит также от срока, в течение которого начисляют пособие. За основу расчетов берется средний показатель зарплаты, которая выплачивалась до постановки на учет в ЦЗН, исчисляемый за три рабочих месяца:

  • в первые три месяца выдается 75 % от этого среднего показателя;
  • в следующие четыре месяца — 60 %;
  • по прошествии семи месяцев — 45 %.

ФЗ о занятости населения 2020 года: официальный текст

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Поправки и изменения в 2020 году

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Определение безработного гражданина

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

Срок работы

Сейчас при определении размера пособия по безработице учитывается наличие 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем.

Вместе с тем, практика применения указанных положений показала их неоднозначную трактовку, которая в отдельных случаях приводит к снижению уровня социальной поддержки граждан, особенно испытывающих трудности в поиске подходящей работы (инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов), которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, часто работают в режиме гибкой занятости или имеют периоды временной нетрудоспособности. Данная неоднозначность в настоящее время устраняется судебными решениями. Так, например, гражданину, работающему на 0,5 ставки 26 недель, при пересчете устанавливается, что он имеет 13 недель оплачиваемой работы, в то время как в страховой стаж (при наличии страховых платежей) ему засчитывается именно 26 недель, поскольку именно этот период он состоял в трудовых (служебных) отношениях, предполагающих выполнение работником определенной трудовой функции и получение заработной платы. При этом наличие такой работы, а также периодов временной нетрудоспособности уже отражается на сумме заработка гражданина.

Таким образом, очевидно, что в период оплачиваемой работы следует включать время фактической работы, а также время, когда работник фактически не работал, за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность).

Проектом федерального закона предлагается по тексту закона применить понятие «состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее (менее) 26 недель», что устанавливается органами службы занятости исходя из сведений, содержащиеся в трудовых книжках граждан либо в представленных ими договорах (контрактах).

Справка вместо больничного

В настоящее время уважительная причина неявки безработного в органы службы занятости или на обучение в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Расходы по изготовлению бланков листков нетрудоспособности несет бюджет ФСС, который формируется посредством уплаты работодателями страховых взносов.

В целях исключения нецелевого применения листка нетрудоспособности, предлагается определить в качестве документа, подтверждающего период временной нетрудоспособности безработного, медицинскую справку, выданную медицинской организацией.

Скачать действующий законопроект

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел. Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали. Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Материальная помощь безработным

По истечению максимального периода выплаты безработным может быть оказана, помимо всего прочего, и материальная помощь. Безработный гражданин может получить ее в процессе

  • профессиональной подготовки;
  • профессиональной переподготовки;
  • повышения квалификации.

Однако существуют несколько условий получения этой выплаты.

  1. Обучение осуществляется по направлению службы занятости, которая и оказывает эту материальную помощь.
  2. Обучение должно быть успешным, то есть занятия регулярно посещаются, а экзамены и зачеты сдаются.
  3. Человек должен своевременно являться в центр занятости для перерегистрации.

Размер матпомощи, а также условия ее предоставления в каждом регионе свои. Например, в Санкт-Петербурге с 01.01.2016 материальная помощь в трудной жизненной ситуации предоставляется в соответствии с главой 33-5 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-32 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 257 О мерах по реализации главы 33-5 «Материальная помощь в трудной жизненной ситуации» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден порядок предоставления материальной помощи в трудной жизненной ситуации. Общий размер материальной помощи в течение одного календарного года не может превышать сумму двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в расчете на душу населения на дату обращения. Материальная помощь не является компенсацией понесенных гражданами расходов в полном объеме.

В Москве есть единовременная материальная помощь, которая выплачивается в случае смерти самого безработного или члена его семьи. Сумма выплаты в этом случае равняется величине максимального пособия по безработице в столице.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 ст 34.2 (ред. от 02.12.2019)

Прекращение выплаты пособия по безработице

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена или прекращена по инициативе ЦЗН. Также сумма выплаты может быть уменьшена.

Так, выплата пособия одновременно со снятием с учета в качестве безработного прекращается в следующих случаях:

  1. Трудоустройство человека.
  2. Получение профессионального обучения по направлению ЦЗ при условии выплаты стипендии.
  3. Неявка в течение одного месяца в ЦЗ при отсутствии уважительных причин.
  4. Переезд или переселение в другую местность.
  5. При выявленном обмане или подлоге с целью получения пособия.
  6. Лишение свободы.
  7. Назначение пенсии.
  8. Отказ от посредничества со службой занятости на основании письменного заявления.
  9. Смерть.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • если безработный временно покинул место постоянного проживания в связи с обучением;
  • призыва на военную службу.

Вышеперечисленные периоды не входят в общий срок выплаты пособия по безработице и не продлевают его.

Изменения в Закон о занятости

3 октября 2018 года принят Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ), которым, в том числе, были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

Порядок вступления в силу изменений и применения новой редакции Закона о занятости
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 350-ФЗ изменения в Закон о занятости, внесенные Законом № 350-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года.
Вместе с тем, гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 года, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом о занятости в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 350‑ФЗ (часть 1 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

Изменения, касающиеся определения подходящей работы
Согласно изменениям срок нахождения гражданина на учете в органах службы, по истечении которого ему можно предлагать любую оплачиваемую работу, сокращен с 18 до 12 месяцев (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона о занятости).
Таким образом, с 1 января 2019 года для граждан, стоящих на учете в органах службы более 12 месяцев (а не 18 месяцев, как было раньше), подходящей будет являться любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.

Уточнена категория граждан предпенсионного возраста
По новому определена категория граждан предпенсионного возраста – в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (вместо двух лет, как было ранее) (абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона о занятости).

Изменен порядок определения недель оплачиваемой работы для назначения стипендии и пособия
В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 29 – 31, 33, 34 Закона о занятости, по новому определен порядок подсчета 26 недель оплачиваемой работы.
С 1 января 2019 года продолжительность работы гражданина в течение года до дня постановки на учет в органы службы занятости населения (наличие 26 недель работы) будет определяться по датам начала и окончания трудовых отношений, указанных в трудовой книжке гражданина.
Правило о том, что эти 26 недель работы должны быть на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), применяться не будет.
Примечание:
Установление наличия (отсутствия) 26 недель оплачиваемой работы в течение года до дня постановки на учет в органы службы занятости населения необходимо для определения, в каком порядке и размере будет назначаться и выплачиваться пособие по безработице, стипендия (для граждан, направленных на обучение службой занятости).

Новый порядок определения размера стипендии (для граждан, направленных на обучение службой занятости)
Уточняются категории граждан и размеры выплачиваемой им стипендии (пункт 1 статьи 29 Закона о занятости).

Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые были:

стипендия будет назначаться в размере 75 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель,
стипендия будет назначаться в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые:

стипендия будет назначаться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

На граждан предпенсионного возраста, направленных на обучение службой занятости, перечисленные выше правила также распространяются (статья 34.2 Закона о занятости).
Вместе с тем, для расчета стипендии размеры максимальной и минимальной величин пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, используются, исходя из таких величин, установленных Правительством Российской Федерации для граждан предпенсионного возраста.

Изменения, касающиеся пособия по безработице
Определен новый порядок определения, назначения и выплаты пособия по безработице (статьи 31, 33, 34, 34.2 Закона о занятости)
С 1 января 2019 года пособие по безработице во всех случаях будет выплачиваться в один период.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:

но во всех случаях – не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:

пособие по безработице будет назначаться на 3 месяца и выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, которые были уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением граждан:

Кроме того, гражданам предпенсионного возраста, которым пособие назначается на 12 месяцев, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющих указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, которые:

пособие по безработице назначается на 3 месяца и выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент (на общих основаниях).

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице с 1 января 2019 года увеличены.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» с 1 января 2019 г. устанавливаются:

Без изменения остались положения статьи 34.1 Закона о занятости, в соответствии с которой впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа сирот), пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в крае на дату регистрации их в качестве безработных.

Вопросы приостановки выплаты пособия и сокращения его размера
Законом № 350-ФЗ внесены изменения в пункты 3 и 5 статьи 35 Закона о занятости в части вопросов приостановки выплаты пособия по безработице и сокращения его размера при наличии имеющихся для этого оснований.
Период приостановки выплаты пособия по безработице, а также период, на который размер пособия сокращается, уменьшен до 1 месяца.
Кроме того, одно из оснований приостановки выплаты пособия по безработице изменено – пособие приостанавливается в случае отказа по истечении месячного (раньше – трехмесячного) периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Установлены случаи, когда пособие не назначается
Согласно включенному в статью 31 Закона о занятости новому пункту 5.1 в случае повторного признания гражданина безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода, если в отношении такого гражданина ранее было принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с:

и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости.

Условия досрочного выхода на пенсию по предложению органа службы занятости не изменились
П редложения о назначении досрочной пенсии могут выдаваться при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам при одновременном соблюдении следующих условий:

контрольный отдел
комитета по труду и занятоcти населения
Правительства Хабаровского края

Видео (кликните для воспроизведения).

идут работы по наполнению страницы контентом

Источники

  • http://fzrf.su/zakon/o-zanyatosti-naseleniya-1032-1/st-33.php
  • http://fzrf.su/zakon/o-zanyatosti-naseleniya-1032-1/st-34.2.php
  • http://zakonoved.su/zakon-o-bezrabotitse.html
  • http://www.klerk.ru/boss/articles/473624/
  • http://clubtk.ru/posobie-po-bezrabotitse
  • http://sz27.ru/content/%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
Закон о занятости пособие по безработице
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here