Гарантии избирательных прав российских граждан

Содержание

Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан

Понятие и виды принципов избирательного права

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность.

Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя — гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. должна быть соблюдена единая норма представительства в соответствии с которой образуются равные по количеству избирательные округа. Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей. Второе — ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.

Прямое избирательное право. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.

Тайное голосование — принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина). Давление, запугивание избирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не индефициро- вать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.

Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.

Среди принципов избирательного права можно выделить группу принципов, обеспечивающих избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов. К ним относится, в первую очередь гласность выборов. Главная задача — обеспечить подлинность и нефальсифицированность выборов. Это достигается путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. В этих целях деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется, открыто и гласно. Основные избирательные действия осуществляются под особым общественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественных объединений, средств массовой информации. Обязательно опубликование в установленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, а также о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовой информации.

Альтернативность выборов. Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе. Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.

Рассмотренные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законах в полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить в нашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной мере реализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства избирателей.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Таким образом, к принципам участия граждан в выборах можно отнести:

    1. всеобщее избирательное право;
    2. равное избирательное право (равные избирательные права и обязанности);
    3. прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно, без посредников);
    4. тайное голосование;
    5. свободное и добровольное избирательное право.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:

    • возрастной ценз;
    • ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах , чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек — один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Ранее в России фактические непрямые выборы были предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые наделялись полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») .

В настоящее время в ысшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Гарантии избирательных прав граждан

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Рассмотрим виды гарантий.

Политические — это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 1996 г.

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон признан утратившим силу со дня вступления в действие Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ, с учетом следующих обстоятельств: при проведении выборов и референдумов, назначенных до его вступления в силу, новый Федеральный закон не применяется, за исключением статей 49 — 60. В случае несоответствия федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, устанавливающих порядок проведения указанных выборов и референдумов, порядку, установленному статьями 49 — 60 нового Федерального закона, применяются указанные статьи нового Федерального закона

См. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 26 октября 1994 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 1994 года

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Президент Российской Федерации

6 декабря 1994 г.

Устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан при выборах Президента, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законом возраста — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, обладает всей полнотой избирательных прав.

Определен статус и порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ и других избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, правила проведения предвыборной агитации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 декабря 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 1994 г. N 33, ст. 3406

Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Принципы участия граждан в выборах. Гарантии избирательных прав

Гарантии избирательных прав

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).

Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.

Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.

Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: «Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п. Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право — быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.

ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФЗ от 12.06.2002г. № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 11.12.2004г.);

ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.06.2004г.);

законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Конституция Российской Федерации. Ст. 3, 13, 32, 81, 96, 97, 130.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. с изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. N° 26. Ст. 3178; 2001. N° 16. Ст. 1532; N° 29. Ст. 2944; 2002. N° 12.

Гарантии избирательных прав граждан

— это установленные Конституцией Российской Федерации, за­конами, иными нормативно-правовыми актами условия, пра­вила и процедуры, обеспечивающие реализацию избиратель­ных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избира­тельных прав граждан также предусматривают правовое, орга­низационное, информационное, техническое и иное обеспече­ние муниципальных выборов.

Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:

а) идеологический плюрализм;

б) равенство общественных объединений перед законом;

в) равноправие избирателей на выборах;

г) свобода предвыборной агитации;

д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на изби­рательных участках.

Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:

а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;

б) несовместимость депутатского мандата с занятием определен­ных должностей;

в) содействие избирательным комиссиям со стороны государст­венных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

К материальным гарантиям относятся:

1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответст­вующего бюджета.

  • Законодательство РФ о выборах. Избирательное право 🎓 ЕГЭ - обществознание без репетитора
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирате­льные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.

3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юриди­ческими средствами. К ним относятся:

а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;

б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;

в) возможность признания результатов выборов недействительными при обна­ружении нарушений законов о выборах;

г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;

д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободнымпри тайном голосовании.

Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства,возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина внеместа его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территориивыборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в
органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в
референдуме субъекта РФ, местном референдуме.

Традиционно в юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в
объективном и субъективном.

Избирательное право

, как правовая категория в объективном смысле — это институт
конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих
организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права
и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и
органы местного самоуправления.

В субъективном смысле избирательное право

понимается как право, непосредственно
принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е.
право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов,
проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).

В зависимости от этого различают:

активное избирательное право — право гражданина обладать при достижении установленного
законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти
(депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем
участия гражданина в голосовании на выборах;

пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит
не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной
кампании.

Под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или
иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления
посредством выборов, который включает несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему
органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный
процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность
политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов,
СМИ и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов
и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования
избирателей.

Виды избирательных систем.

Мажоритарная(от фр. majorite — большинство) — исторически первая избирательная система.

При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов
избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. Очевидные преимущества такой системы — традиционность применения, относительная простотапроцедур, прозрачность избирательного процесса.

Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов
между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 772 ;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г., 12, 25 июля, 5, 30 декабря 2006 г., 30 января, 2 марта, 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 22, 23 июля, 25 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 12 мая, 3 июня, 19 июля, 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 31 мая, 4 июня, 1, 27 июля, 4 октября, 28 декабря 2010 г., 8, 20 марта, 14 июня, 11, 23, 25 июля, 20 октября 2011 г., 2 мая, 2, 16 октября, 3 декабря 2012 г., 2, 5 апреля, 7 мая, 2 июля, 21 октября, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 3, 21 февраля, 2 апреля, 5 мая, 4 июня, 14 октября, 24 ноября, 1 декабря 2014 г., 3 февраля, 6 апреля, 13 июля, 5 октября, 3 ноября 2015 г., 15 февраля, 9 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июня 2017 г., 5 февраля, 18 апреля, 3 июля, 11, 27 декабря 2018 г., 29 мая 2019 г., 27 февраля 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2002 года

Одобрен Советом Федерации 29 мая 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству

— политические гарантии;
— экономические гарантии;
— духовные гарантии.

Политические гарантии, как общие гарантии реализации прав и свобод, прежде всего, выражаются в форме политического режима. Считается, что в наибольшей степени права и свободы человека и гражданина могут быть реализованы только в условиях демократического политического режима. Так, право на участие в управлении делами государства или избирательные права могут быть реализованы только в условиях подлинного политического многообразия, которое, в свою очередь, является непременным атрибутом демократии.

Важной политической гарантией реализации прав и свобод личности является принцип разделений властей. Только в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при сбалансированной системе сдержек и противовесов можно говорить о создании необходимых условий для реализации прав и свобод граждан.

Внутренняя политика государства так же выступает важной политической гарантией реализации прав и свобод личности. Так от того, на что ориентирована внутренняя политика и насколько она эффективна, напрямую зависит и степень гарантированности прав человека и гражданина, в том числе и избирательных прав.

Под гарантиями избирательных прав необходимо считать установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

Представляется, что гарантии прав избирателей могут быть сгруппированы с учетом классификации, предложенной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Итак, основным законодательным актом, устанавливающим правовые гарантии избирательных прав граждан, является названный выше федеральный закон. Кроме того, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Можно выделить следующие группы гарантий реализации активного избирательного права:

· гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков (глава III ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);*Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Федеральные органы исполнительной власти. * Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям при регистрации (учете) избирателей, участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума.

  • гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов (глава V);
  • гарантии прав граждан при закреплении статуса кандидатов и его реализации (глава VI);

*Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

*Администрация организации, командир воинской части,руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока

· гарантии прав граждан на получение и распространении информации о выборах (глава VII);

· гарантии прав граждан в сфере финансирования выборов (глава VIII);

*Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федеральногобюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).*Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Федерального закона сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фондызарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, создаются контрольно-ревизионные службы.

· гарантии прав граждан при организации голосования, подсчете голосов избирателей, определении результатов выборов и их опубликования (глава IX);

*Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, — командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителемдипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.*В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменнымипринадлежностями, за исключением карандашей.

· административная и судебная защита прав граждан в избирательном процессе (глава X).

*Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

*Каждая из указанных групп правовых гарантий реализации гражданами активного избирательного права состоит из довольно многочисленных частных гарантий, которые в системе призваны обеспечить реальное участие населения в управлении делами государства посредством выборов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 мая 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
29 мая 2002 года

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Гарантии осуществления избирательного права гражданами Российской Федерации

Одним из важнейших показателей наличия в стране демократии являются свободные выборы. Эта свобода выбора должна гарантироваться государством, которое создает необходимые условия для их проведения. Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

Все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Под политическими гарантиями понимаются:

— равенство общественных объединений перед законом;

— равноправие избирателей на выборах;

— свобода предвыборной агитации;

— участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.

К организационным гарантиям можно отнести:

— запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц;

— несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;

— содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

Материальные гарантии имеют важное значение. Расходы по проведению выборов в Российской Федерации соответствующего уровня производятся за счет средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ, местного). Кроме того, партии, избирательные блоки и кандидаты в депутаты

могут создавать специальные избирательные фонды, средства в которые перечисляют оговоренные в законе организации. Государственные средства массовой информации должны бесплатно, на равных условиях выделять эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. К ним относятся:

— право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей;

— неприкосновенность кандидатов в депутаты;

— признание результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;

— установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан;

— право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

Все вышеназванные гарантии избирательных прав граждан должны обеспечивать проведение подлинно демократической избирательной кампании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  • Лекция 8. Избирательное право Российской Федерации. Часть 1.
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9358 —

| 7417 — или читать все.

Источники

  • http://be5.biz/pravo/i026/4.html
  • http://base.garant.ru/10136272/
  • http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-uchastiya-grazhdan-v-viborach-garantii-izbiratelnich-prav
  • http://studopedia.net/4_55898_garantii-izbiratelnih-prav-grazhdan-rossiyskoy-federatsii.html
  • http://constitution.garant.ru/act/right/184566/
  • http://infopedia.su/7×8054.html
  • http://www.zakonrf.info/doc-15545008/
  • http://studopedia.ru/5_43180_garantii-osushchestvleniya-izbiratelnogo-prava-grazhdanami-rossiyskoy-federatsii.html
Гарантии избирательных прав российских граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here