Права детей инвалидов прокуратура

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере оказания мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья

Прокуратура края (Красноярский край). 16 апреля 2018, 16:43

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей.

В рамках проведения проверки прокуратурой Ермаковского района были выявлены нарушения законодательства в сфере оказания мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, обеспечения реализации ими права на получение инклюзивного образования, качественной медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами.

Так, в нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в ряде образовательных организаций в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов не были разработаны адаптированные образовательные программы (МБДОУ № 1, МБДОУ № 2); не организованы рабочие места для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (МБДОУ № 3, МБОУ «СОШ № 6»); не обеспечено надлежащее обучение ребенка-инвалида на дому (МБОУ «Малоимышская СОШ»).

В дошкольных образовательных организациях не проводилась работа с детьми указанной категории узкими специалистами (логопед, дефектолог) на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Практически во всех детских садах такие специалисты отсутствовали.

В общеобразовательных организациях также выявлены нарушения санитарного законодательства в части организации питания детей, отсутствие лицензии на ведение медицинской деятельности (Ужурская школа-интернат); нарушение требований пожарной безопасности (МБОУ «Солгонская СОШ», МБОУ «Малоимышская СОШ», МБОУ «Михайловская СОШ»); нарушение требований по безопасности объектов в части размещения игровых сооружений на территории дошкольного учреждения без документов, подтверждающих их безопасность, отсутствие видеонаблюдения (МБДОУ № 1).

В ходе проверки в МКУ «Межведомственная бухгалтерия Ужурского района» выявлены нарушения ст. 14 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» в части выплаты денежной компенсации детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими основные общеобразовательные программы на дому. На момент проверки выплата за январь и февраль 2018 года осуществлялась без увеличения цен на питание, установленных Законом края с 01.01.2018 и без применения коэффициента.

В КГБУЗ «Ужурская районная больница» выявлены нарушения законодательства об охране здоровья детей: детям-инвалидам не предоставлялись бесплатно лекарственные средства, путевки на санаторно-курортное лечение, не выдавались направления для проведения обследования детей в рамках психолого-медико-педагогической экспертизы с целью своевременного выявления особенностей в физическом или психическом развитии и (или) отклонения в поведении.

Кроме того в органах местного самоуправления выявлены нарушения в части обеспечения доступности к объектам социальной инфраструктуры инвалидов (отсутствие парковочных мест около зданий районной больницы, автовокзала, железнодорожного вокзала, образовательных организаций, Церкви Петра и Павла), нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения (отсутствие дорожных знаков, светофоров, разметки, дорожных ограждений вблизи общеобразовательных организаций).

По результатам проверок прокуратурой района в целом выявлено более 60 нарушений законов, внесено 28 представлений об устранении нарушений законов, принесено 4 протеста, в отношении должностных и юридических лиц общеобразовательных организаций вынесено 7 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, направлено одно исковое заявление в суд.

В настоящее время рассмотрено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 8 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности привлечено 2 лица, остальные акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

Контроль за рассмотрением актов прокурорского реагирования и фактическим устранением выявленных нарушений осуществляет прокуратура Ермаковского района.

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Спасибо!

Вы успешно стали нашим подписчиком.

  • Главная
  • Защита прав
  • Опыт защиты прав
  • Прокурор Воркуты защитил права детей с инвалидностью

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 17.09.2019 2019-09-17

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Корнева Т. С. Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2019. — №37. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/archive/275/62429/ (дата обращения: 06.03.2020).

К одной из наиболее социально уязвимых категорий детского населения относятся несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья. Защита прав и свобод подростков, имеющих физические и психические недостатки, требует повышенного вынимания как со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, так и со стороны контрольно-надзорных органов, во многом обеспечивающих механизм правовой защиты указанной категории несовершеннолетних.

Читайте так же:  Облигации с налоговой льготой

Законодателем принят комплекс нормативных правовых актов, позволяющих поддерживать уровень жизни детей-инвалидов на достойном уровне, а также способствовать их полноценной реализации в образовании, науке, спорте, творчестве и иных направлениях общественной жизни.

Признавая огромный потенциал сферы образования в личностном становлении каждого из подростков (и в особенности — детей с ограниченными возможностями здоровья) рассмотрим отдельные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав детей-инвалидов на образование.

Так, подготовительный этап проведения прокурором проверок в анализируемой сфере должен включать в себя: изучение нормативных правовых актов, регулирующих затрагиваемые проверкой общественные отношения; анализ информации (в том числе размещенной в средствах массовой информации) о нарушении законности, включая обращения граждан в органы прокуратуры; определение органа (организации), деятельность которой нуждается в проверке прокурором; истребование необходимой информации (документов) из поднадзорных органов; изучение прокурорской и судебной практики, связанной с защитой прав детей-инвалидов при получении ими образования; решение вопроса о привлечении к проверке специалиста. Завершающим элементом подготовительного этапа является составление развернутого плана проверки деятельности образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих управление в сфере образования.

На следующем этапе проведения проверки прокурору необходимо вынести решение о проведении проверки, о чем уведомляется поднадзорный орган.

Условно исследуемую сферу правоотношений можно разделить на два направления, от которых во многом будет зависеть тактика и методика прокурорской проверки.

Так, одна группа прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связана с созданием надлежащих условий доступности образовательных организаций, другая группа непосредственно связана с получением образования детьми-инвалидами.

И если первое направление включает в себя обеспечение надлежащей конфигурации строений и сооружений объектов, в которых обеспечивается образовательный процесс, полное сопровождение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами (пандус, автоматический подъемник, кресло-коляска, кнопка вызова сотрудника образовательной организации и т. п.), то второе связано с созданием специальных условий обучения таких детей — разработка и осуществление адаптированной образовательной программы, обеспечение обучающихся специальной учебной литературой и др.

В ходе проверки обеспечения условий доступности образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья еще на этапе подготовки целесообразно решить вопрос о привлечении к проверке специалистов (Роспотребнадзора, Росстандарта, Госпожнадзора и др.) для установления соответствия нормативным требованиям условий размещения образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приступая к проведению проверки соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо установить:

1) соответствие образовательной организации требованиям санитарно-эпидемиологического, пожарного, строительного, технического законодательства, в частности, обеспечение:

– возможности беспрепятственного входа в образовательную организацию и выхода из нее;

– возможности самостоятельного передвижения по территории образовательной организации;

– возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в образовательную организацию;

– сопровождения детей-инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;

– информирования ребенка-инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

– надлежащего размещения носителей информации, необходимой для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательным организациям;

– наличия при входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

– предоставления детям-инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка;

– наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

– адаптации официального сайта образовательной организации для лиц с нарушением зрения;

– оборудования входов (выходов) образовательной организации пандусами / подъемными платформами, при этом, ширина дверных проемов должна соответствовать установленным параметрам [1], [2], [4], [5], [6];

2) соблюдение прав несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе осуществления образовательной деятельности, в частности, обеспечение:

– права ребенка-инвалида на обучение, воспитание и получение образования;

– несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендией в установленных законом размерах;

– бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами в дошкольных образовательных учреждениях государственной и муниципальной формы собственности;

– права на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты;

– права на обучение по индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;

– права на обучение со специальными условиями его осуществления;

– реализации права ребенка-инвалида на обучение на дому;

– оказания детям-инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления образовательной услуги;

– предоставления услуг тьютора образовательной организацией на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;

– предоставления бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования [3].

В ходе проверки могут быть исследованы и иные вопросы, тесно связанные с получением образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья.

На практике определенные затруднения вызывает применение положений Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, что во многом обусловлено отсутствием сложившейся судебной практики применения указанного правового акта, невосполнение существующих пробелов его толкования со стороны Минобрнауки России.

Исходя из имеющейся судебной практики и принимая во внимание факт нестабильности числа обучающихся в конкретно взятой образовательной организации, следует признать, что применение указанного нормативного акта распространяется на все без исключения образовательные организации, независимо от их организационно-правовых форм, даже при отсутствии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Указанная позиция суда согласуется с иными решениями судов первой инстанции, вступившими в законную силу [9].

Несмотря на указанное ранее обстоятельство о незатронутых проблемных вопросах Минобрнауки в своем письме, порядок применения отдельных его положений был разъяснен.

Например, надлежащим размещением носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне признается размещение указанной информации в местах, где она доступна инвалиду (например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида).

Читайте так же:  Правовой обычай как источник права социального обеспечения

Коме того, указанными правилами установлена обязанность образовательной организации предоставлять инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика. Согласно разъяснениям, содержащихся в письме Миноборнауки, в образовательной организации такой специалист должен быть в штате (если данная услуга является востребованной), кроме того, образовательной организацией может быть заключен договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости.

По результатам проведенной прокуратурой проверки, в ходе который выявлены нарушения федерального законодательства, необходимо определить меры реагирования, подлежащие применению прокурором.

Так, в зависимости от характера установленных нарушений, прокурором может быть вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (например, по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ — при нарушении требований пожарной безопасности в образовательной организации, осуществляющей обучение детей-инвалидов; по статье 5.57 КоАП РФ — при нарушении прав детей указанной категории на образование, которое может выражаться, например, в необеспечении несовершеннолетних обучающихся специальной учебной литературой для инвалидов).

Наиболее распространенным актом реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона, которое (при наличии оснований) должно предшествовать направлению прокурором в суд искового заявления (например, о признании бездействия руководителя образовательной организации незаконным и понуждении к совершению действий — оборудованию входов и выходов образовательной организации пандусами).

В случае, если в действиях (бездействии) должностных лиц образовательной организации усматриваются признаки преступления, прокурору необходимо направить материалы проверки с мотивированным постановлением в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Завершающим этапом проверки является установление факта полного устранения выявленных нарушений федерального законодательства и снятия актов прокурорского реагирования с контроля. При частичном удовлетворении акта прокурорского реагирования целесообразно ставить вопрос о персональной ответственности руководителя образовательной организации, органа, осуществляющего управление в сфере образования, а также понуждать указанные органы и организации к исполнению законных требований прокурора в судебном порядке, при наличии оснований — решать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Новости

Прокурор Воркуты защитил права детей с инвалидностью

Прокурор г. Воркута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил возложить обязанность на администрации МО ГО «Воркута» по обеспечению за счет средств бюджета МО ГО «Воркута» бесплатное двухразовое питание в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации, а на образовательные учреждения муниципального образования городского округа «Воркута» по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).

Ответчиками по делу стали администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») и 18 образовательных учреждений преимущественно среднего и средне-специального образования Воркуты.

Основанием для иска послужила проведенная проверка прокуратурой г. Воркуты соблюдения федерального законодательства об образовании в части соблюдения прав детей с ОВЗ на получение бесплатного общего образования, по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных общеобразовательных учреждений выявлены существенные нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.02.2018 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 127 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом питание организовано только для обучающихся 1-4 классов. Питание детей с ОВЗ 5-11 классов, в том числе переведенных на обучение на дому не осуществляется, денежная компенсация не выплачивается, сухой паек не выдается в связи с отсутствием денежных средств.

Ответчики, образовательные организации, представили отзывы на исковое заявление, в котором указали, что не возражают против иска, однако бесплатное питание детей с ОВЗ не осуществляется по причине отсутствия финансирования и муниципального правового акта, регулирующего данные отношения.

Представитель МО ГО «Воркута» в судебном заседании указал, что организация питания осуществляется в рамках образовательной деятельности. В настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ, которое будет направлено в прокуратуру г. Воркуты.

В ходе рассмотрения дела было установлено:

В соответствии с пунктом 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов.

На основании ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

А в силу пункта 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о возложении обязанности профинансировать образовательные учреждения, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку федеральный законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать случаи и порядок обеспечения лиц, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, бесплатным питанием. При этом обеспечение обучающихся питанием производится за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Следственный департамент мвд

В результате судебного разбирательства по гражданскому делу 2-837/2018 от 29 мая 2018 года Воркутинским городским судом Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В., с участием старшего помощника прокурора г. Воркуты Ануфриева В.А. принял РЕШЕНИЕ:

Линь Нгуен, специалист юридического отдела РООИ «Перспектива»: «На данном примере можно увидеть, что действиями прокуратуры г. Воркута были выявлены примеры массового нарушения законодательства об образовании, а именно нарушено положения п. 7 ст. 79 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во всем городе попросту не выделялись деньги на питание обучающихся с ОВЗ долгое время, не смотря на прямое указание в федеральном законе. В данном случае в связи с распространённостью и массовым характером нарушения, иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц стал эффективным методом устранения нарушенных прав детей с ОВЗ. А заявление администрации города о том, что «в настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ», вероятно, также явилось результатом прокурорской проверки, когда ей самой стало очевидно, что отсутствие такого документа является грубым нарушением законодательства об образовании РФ, не говоря уже об отсутствии соответствующего финансирования».

Права детей инвалидов прокуратура

Соблюдение законодательства о социальной защите детей-инвалидов находится на постоянном контроле органов прокуратуры

При осуществлении надзорной деятельности по защите прав детей-инвалидов в текущем году органами прокуратуры выявлен ряд нарушений закона в сфере обеспечения детей-инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры, правом на обучение в специальных условиях, лечебно-восстановительную работу; правом на обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами; в сфере жилищных прав.

Распространены нарушения прав детей-инвалидов на доступность к объектам социальной инфраструктуры: в нескольких школах и учреждениях дополнительного образования отсутствуют пандусы (иные подъемные устройства), либо их надлежащее устройство.

В ряде образовательных учреждений отсутствовали информационные табло с использованием шрифта Брайля.

Нарушалось законодательство в сфере образования детей-инвалидов.

Так, в двух образовательных организациях г. Челябинска имели место нарушения прав детей-инвалидов, страдающих расстройствами аутического спектра: отсутствовали условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий, в штатных расписаниях не предусматривалась ставка тьютора (ассистента).

В локальных нормативных актах 22 образовательных организаций Металлургического района г. Челябинска отсутствовала информация об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Правила приема в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» не предусматривали обязательных сведений о нуждаемости в предоставлении общежития и необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний для поступающего, имеющего инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Выявлялись факты несвоевременного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами.

Выявлены факты нарушения сроков выдачи жизненно необходимых препаратов детям-инвалидам по причине несвоевременного оформления учреждением здравоохранения заявок на их закупку.

В деятельности ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выявлено нарушение сроков размещения извещений о проведении закупки технических средств реабилитации и сроков направления сведений законным представителям детей-инвалидов о получении таких средств.

Всего прокурорами в 2019 году выявлено 160 нарушения закона, внесено 31 представление об устранении нарушений закона, принесено 25 протестов, направлено 89 исков в суд, к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц, возбуждено 1 дело об административном правонарушении.

Соблюдение законодательства о социальной защите детей-инвалидов находится на постоянном контроле органов прокуратуры области.

Использование материалов, размещаемых на официальном веб-сайте Прокуратуры Челябинской области, в других средствах массовой информации, электронных и печатных изданиях возможно при условии обязательной ссылки на «официальный веб-сайт Прокуратуры Челябинской области.

Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Выплаты и льготы

Выплата или льгота Размер
Скидка на оплату жилья госфонда 50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50%
Получение наследства Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.
Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.

Скидка 50% на междугородние рейсы.

Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Прокуратуры РФ

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

  • Конвенции о правах человека;
  • Конвенции о правах инвалидов;
  • Конституции РФ;
  • Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
  • Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
  • Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
  • Трудового кодекса РФ.

Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.
Читайте так же:  Социальная стипендия по потере кормильца в университете

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.
  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.
Читайте так же:  Соц стипендия по потере кормильца

Москва

Главная Северо-Западный федеральный округ Мурманская область

Результаты проверки показали, что органами государственной власти области и местного самоуправления проводятся определенные мероприятия в сфере социальной защиты детей-инвалидов. Вместе с тем, принимаемые меры на поддержку указанной категории детей, их обслуживание и беспрепятственную интеграцию в общество, соблюдение прав наименее незащищенной категории несовершеннолетних, недостаточны.

Прокурорами неоднократно выявлялись противоречащие закону нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие социальные права детей-инвалидов. Так, прокуратурой Кольского района установлено, что в нарушение закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского района, утвержденное Советом депутатов МО Кольский район не предусматривают возможность первоочередного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства семьям с инвалидами. В связи с этим на муниципальный акт прокуратурой района принесен протест.

Кроме того, прокуратурой района также установлено, что в муниципальном образовании г.п. Мурмаши постановлением администрации утверждена адресная программа «Доступная среда» на 2013 год. В рамках указанной программы администрацией муниципального образования запланированы мероприятия по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры (оборудование пандуса, подъемного оборудования) на объектах социальной инфраструктуры – детская библиотека, ДК «Энергетик». Однако программные мероприятия в период 2013 года администрацией муниципального образования не исполнены, их исполнение перенесено на 2014 год. По состоянию на 01.10.2014 года администрацией Мурмаши мер по их исполнению, обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями не принято. По результатам проверки в адрес главы администрации МО г.п. Мурмаши внесено представление.

В результате проверки выявлены неединичные факты ненадлежащего обеспечения детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами. Так, прокуратурой г. Кандалакши установлено, что для лечения имеющегося заболевания несовершеннолетней назначены еженедельные инъекции лекарственного препарата Методжект. Аптекой отказано в обеспечении лекарственным препаратом по причине отсутствия его поставок, вызванного тем, что между Министерством здравоохранения Мурманской области и аптечным учреждением не заключен государственный контракт на обеспечение отдельных категорий граждан данным лекарственным препаратом. В связи с этим прокурором г. Кандалакши направлено в суд исковое заявление в интересах несовершеннолетней к Министерству здравоохранения об организации обеспечения ребенка лекарственным препаратом до конца 2014 года. Производство по гражданскому делу прекращено, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.

Факты не обеспечения и несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями выявлялись также прокуратурами г. Кандалакши, г. Североморска, Печенгского района, а также прокуратурой области.

Проверка показала, что учреждения здравоохранения также не всегда надлежащим образом исполняют требования законодательства о социальной защите инвалидов. Прокуратурой г. Апатиты выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Главному врачу учреждения прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, нарушения устранены.

Прокуратурой области ходе проверки в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области выявлены факты не направления ответов на обращение трех граждан, обжаловавших решение бюро медико-социальной экспертизы.

В результате выборочной проверки заявлений о предоставлении технических средств реабилитации несовершеннолетним инвалидам, а также обращений их законных представителей об обжаловании решений и действий Мурманского регионального отделения ФСС РФ прокуратурой области также выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Прокурорами по результатам проверки приняты меры реагирования в судебном порядке в целях обеспечения техническими средствами реабилитации детей-инвалидов.

Образовательными организациями области допускаются нарушения прав детей на получение образования в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации. Такие факты выявлены в МБОУ ООШ № 9 г.Кандалакша, МБОУ «СОШ № 5» г. Кировска, ГОБОУ «Мончегорская коррекционная школа», ГОБОУ «Мурманский дошкольный детский дом «Светлячок».

Руководство детского сада №15 в г. Кандалакше накладывало на родителей детей- инвалидов, обучающихся на дому, обязательство самостоятельно приобрести набор пособий, необходимых для занятий с ребенком, что грубо нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение бесплатной литературы и учебных пособий в ходе образовательного процесса.

Факты неправомерного возложения расходов на законных представителей детей-инвалидов по содержанию оборудования, переданного для обучения на дому детей с использованием дистанционных образовательных технологий, выявлены прокуратурой Кольского района в деятельности ГОБОУ «Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида». По результатам проверки в адрес директора внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.


Прокуратурой Ловозерского района выявлены нарушения при проведении единого государственного экзамена, затрагивающие права обучающихся детей-инвалидов.


В деятельности ГОБУСОН «Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей» выявлены многочисленные нарушения. Так, установлен факт ненадлежащего контроля должностными лицами учреждения за воспитанниками, что привело к получению несовершеннолетним телесных повреждений. Подросток получил травму при ударе о землю, выпав из окна второго этажа. Личные дела воспитанников ведутся с нарушением Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных. По данным фактам прокуратурой города внесено представление.

Факты отсутствия пандусов и иных приспособлений для и инвалидов выявлены прокурорами в свыше 20 учреждениях.

В ходе проверки прокуроры пресекли нарушения жилищных прав детей-инвалидов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также трудового законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всего по результатам проверки выявлено свыше 350 нарушений закона, в целях устранения которых принесено 55 протестов, направлено 31 представление, предъявлено в суд 103 иска, возбуждено 12 административных производств и объявлено 1 предостережение.

Источники

Права детей инвалидов прокуратура
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here