Специфические способы защиты прав социального обеспечения

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Читайте так же:  Сумма размера пособия по безработице

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Глава I. Классификация споров, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение их виды

Спор по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение. 1

Возникает указанный спор при заявлении гражданина о наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами и о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения.

Характерными признаками спора по защите права на социальное обеспечение являются:

1. Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения;

2. Предметом спора является материальное благо, предоставляемое граждан ину в порядке социального обеспечения в денежной или «натуральной форме»;

3. Сторонами спора выступают с одной стороны физическое лицо, а с другой стороны — орган социального обеспечения.

При этом в качестве органа социального обеспечения всегда выступает государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение.

Классифицировать споры по вопросам социального обеспечения можно по следующим основаниям:

— по субъектному составу;

— по субъекту, инициирующему спор;

— по виду спорного правоотношения;

— по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган;

Представляется, что наибольшее практическое значение имеет подразделение споров по вопросам социального обеспечения по таким критериям, как:

— предмет судебной деятельности;

— вид социального обеспечения;

— порядок рассмотрения спора. 2

По субъектному составу споры подразделяются на споры между гражданином, с одной стороны, и органами, осуществляющими социальное обеспечение, с другой стороны. Такими органами являются органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), медицинские учреждения, социального обслуживания и др.

По предмету судебной деятельности можно выделить:

— споры, связанные с установлением юридических фактов;

— споры, связанные с реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения;

— споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, в том числе, в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами правоотношений.

В зависимости от вида социального обеспечения все споры можно подразделить на споры, возникающие из правоотношений по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения и споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в «натуральной форме».

При этом первая группа включает в себя споры возникающие:

— из пенсионных правоотношений;

— из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями;

— из правоотношений по обеспечению страховыми выплатами, пострадавших на производстве и их семей. 3

Споры из пенсионных отношений, в свою очередь, можно классифицировать на споры, возникающие:

1. По поводу трудовых пенсий:

— по случаю потери кормильца.

2. По поводу государственного пенсионного обеспечения:

Споры из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями:

— по поводу пособия по временной нетрудоспособности;

— по поводу пособия по безработице;

— по поводу пособия на погребение;

— по поводу пособий в связи с материнством, отцовством и детством (по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и т.д.);

— по поводу пособий супругам военнослужащих;

— пособий вынужденным переселенцам и беженцам;

— компенсационных выплат за время вынужденного отпуска без сохранения оплаты труда;

— пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;

— матери за время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;

— учащимся за время академического отпуска по медицинским показаниям;

— приемной семье на детей, находящихся на воспитании и др. 4

Споры из правоотношений по обеспечению страховыми выплатами пострадавших на производстве и их семей подразделяются на возникающие из правоотношений:

— по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности;

— по обеспечению единовременными страховыми выплатами;

— обеспечению ежемесячными страховыми выплатами.

В зависимости от вида социального обеспечения в «натуральной форме» споры подразделяются на возникающие в области предоставления:

— медицинской помощи и лечения;

— бесплатной или со скидкой лекарственной помощи;

— стационарного или полустационарного обслуживания; социальной помощи на дому;

— содержания детей в детских учреждениях;

— профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

— транспортных средств инвалидам;

Видео (кликните для воспроизведения).

— льгот по системе социального обеспечения.

В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ближайшее время эти споры отдельной группой отойдут к спорам по поводу денежных выплат 6 .

Читайте так же:  Налоговая льгота это право налогоплательщика на частичное

К сожалению на законодательном уровне процедура рассмотрения обращений граждан в административном порядке частично урегулирована только субъектами Российской Федерации. Действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68. а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.02.88 имеют много недостатков и пробелов. В частности . не гарантируется гражданину равное с госорганом процессуальное положение при рассмотрении спора, не решена проблема доказательств, инстанционности подачи обращения, принятия решения и т.д. 5

Классификация по порядку рассмотрения спора включает в себя споры:

— разрешаемые в административном порядке;

— разрешаемые в судебном порядке.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Читайте так же:  Списки дающие право на досрочную пенсию

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Читайте так же:  Получает ли работающий пенсионер социальную пенсию

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке.
Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
— раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты нарушенных социальных прав граждан;
— раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
— проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;
— сделать выводы по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности защиты права граждан на социальное обеспечение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

курсовая пример.doc

Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию социальных рисков. Защита прав и интересов граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.

Читайте так же:  Где пенсия мвд в кузбассе

Предметом настоящего исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты нарушенных прав граждан в области социального обеспечения.

Цель работы — комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке.

Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:

— раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты нарушенных социальных прав граждан;

— раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;

— проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;

— сделать выводы по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности защиты права граждан на социальное обеспечение.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь на защиту от безработицы.

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Глава II. Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6

В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

2.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной защиты с обращениями граждан

Граждане Российской Федерации пишут письма в различные инстанции, но больше всего писем поступает в Министерство здравоохранения и социального развития. Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них поступает более 70 % обращений. Пишут о своем наболевшем, о маленьких пенсиях, на которые невозможно прожить. Недовольны «северяне» — требуют начислить к рассчитанной по индивидуальному коэффициенту пенсии районный коэффициент. Много обращений в связи с. Принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» — люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами. Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге. Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т. д. 7

Существует три основных вида обращений о восстановлении нарушенного права: предложение, заявление, жалоба.

Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных социальных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявление — вид обращения, направленный на реализацию представленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности органов социального обеспечения. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Источники

Специфические способы защиты прав социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here