Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика

Содержание

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступает в силу с 1 января 2013 г.

Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Полис ОСГОПП должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего коммерческие перевозки пассажиров, за исключением метро и легковых такси (ТС категории «В»). Именно перевозчики являются в ОСГОПП страхователями.

Этот полис гарантирует пассажирам компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного перевозчиком на таких видах транспорта как:

  • железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;
  • воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;
  • морской транспорт;
  • внутренний водный транспорт;
  • автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;
  • городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;
  • легкое метро и монорельсовый транспорт.

Единая стоимость. Разная надежность

Система тарификации в настоящее время еще формируется, и будет включать в себя: базовую ставку страховых тарифов и коэффициенты.

Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП будут установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта.

Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно будет во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в следующих размерах:

  • В случае причинения вреда жизни потерпевшего страховая выплата равна страховой сумме, которая должна составлять не менее чем 2 025 000 руб.;
  • В случае причинения вреда здоровью потерпевшего производится единовременная выплата, размер которой определяется в зависимости от характера и степени тяжести повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством Российской Федерации (таблица выплат);
  • В случае причинения вреда имуществу потерпевшего, возмещение вреда равно 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество, но в пределах страховой суммы, которая должна составлять не более чем 23 000 руб. на каждого потерпевшего.

Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу будет отвечать перевозчик. При наличии полиса ОСГОПП его ответственность будет переложена на страховщика.

Необходимо отметить, что автовладельцы уже сталкивались с компенсацией вреда здоровью, жизни и имуществу своих пассажиров, даже не являясь перевозчиками — в рамках действующего с 1 июля 2003 г. закона об ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

В связи с этим необходимо сразу уточнить, что закон об ОСАГО распространяется на всех автовладельцев, вне зависимости от рода профессиональной деятельности и цели использования транспортного средства, но максимальный размер выплаты по страховке ОСАГО в случае смерти пассажира установлен в настоящее время в существенно меньшем размере.

После введения ОСГОПП возмещения вреда пассажирам будет осуществляться в рамках данного вида страхования, а не в рамках ОСАГО.

Полис ОСГОПП гарантирует компенсацию пассажирам за вред жизни, здоровью или имуществу, причиненные перевозчиком на таких видах транспорта как:

  • железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;
  • воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;
  • морской транспорт;
  • внутренний водный транспорт;
  • автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;
  • городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;
  • легкое метро и монорельсовый транспорт.

Не подлежит обязательному страхованию ответственность перевозчиков – юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров метрополитеном, и владельцев легковых такси.

В указанных случаях предприятия, осуществляющие перевозку метрополитеном, будут оплачивать ущерб жизни, здоровью и имуществу пассажиров из собственных средств, а вред, причиненный владельцами легковых такси, будет, как и прежде, возмещаться в соответствии с договором ОСАГО.

Страховая защита, предоставляемая полисом ОСГОПП, не распространяется на случаи наступления гражданской ответственности при причинении вреда жизни, здоровью, или имуществу граждан вне салона/вагона транспорта перевозчика. Кроме того, полис ОСГОПП не покрывает случаи возмещения вреда пассажирам сверх установленных в нем страховых сумм. Полный перечень исключений будет содержаться в правилах страхования.

Источник: https://www.RGS.ru/products/juristic_person/otvetstvennost_perevozchikov_pered_passazhirami/index.wbp

Страхование ответственности перевозчика

Страхование ответственности перевозчика

» Страхование ответственности » Профессиональная ответственность

Знание закона, упорядочивающего страховые отношения в сфере пассажирских и грузовых перевозок, и направленного на поддержку абсолютно всех клиентов транспортных компаний, наверняка пригодится перевозчикам, страховым агентам и в первую очередь пассажирам.

А простое изложение смысла витиеватых оборотов ФЗ № 67 от 14.06.2012 в этой статье поможет читателю легко и быстро преодолеть преграду официальности, то и дело норовящую стать непреодолимым препятствием на пути к пониманию любого юридического текста.

И начнем мы, пожалуй, с определения понятия, стоящего во главе закона.

Что же такое страхование гражданской ответственности перевозчика?

Это обязательный для перевозчика пассажиров и грузов договор со страховой компанией в пользу третьих лиц, заключаемый на случаи:

  • причинения ущерба здоровью и жизни пассажиров;
  • повреждения пассажирского багажа;
  • потери, повреждения или ошибочной транспортировки груза в пункт, расположенный по адресу, отличному от указанного в заявке заказчика;
  • нанесения убытков людям, находившимся вне транспортного средства перевозчика, но пострадавшим по его вине.

Что является объектом страхования?

Объектом страхования служат имущественные обязательства перевозчика, связанные с компенсацией ущерба, нанесенного пассажирам в результате наступления страхового случая во время поездки на принадлежащем ему транспорте.

Кому и зачем это нужно?

  • Во-первых, пассажирам в качестве гарантии получения страховых выплат – независимо от выбранного ими вида транспорта.
  • Во-вторых, перевозчикам, благодаря страхованию получающим право рассчитывать на финансовую поддержку в чрезвычайной ситуации.
  • И, наконец, для построения новых реалий современного транспортного обслуживания, исключающих отказы пассажирам в компенсационных выплатах по причине нехватки средств на счетах перевозчика.

Кто обязан страховаться?

Судовладельцы, воздушные, автомобильные и железнодорожные перевозчики – словом, все юридические лица, заручившиеся официальным разрешением (сертификатом, лицензией) на перевозку пассажиров и грузов и осуществляющие эти перевозки на имеющихся в их распоряжении транспортных средствах – как собственных, так и арендованных, приобретенных в лизинг или переданных в оперативное управление.

Какие риски страхуются?

Страховым риском признается указанный в договоре страхования вид ущерба:

  • увечья, заболевания, смерть людей, находившихся как на борту, так и за пределами транспортного средства, но пострадавших в связи с деятельностью перевозчика;
  • повреждение и потеря пассажирского багажа, задержка доставки, утрата, ошибочная засылка груза и т. д. (в зависимости от условий договора).

При наступлении страхового случая перевозчик обязан компенсировать последствия этого ущерба.

В свою очередь, страховым случаем признается документально подтвержденное наступление события, повлекшего за собой оговоренный в договоре ущерб.

Каков размер страховых выплат?

  1. В случае нанесения ущерба здоровью пострадавшего — не более 2 млн. руб. на человека.

    Сумма выплат включает в себя:

    • компенсацию в размере доходов потерпевшего за весь период его нетрудоспособности;
    • оплату лечения и прочих процедур, связанных с восстановлением здоровья (усиленное питание, пребывание в санаториях, протезирование и т.д.).
  2. В случае смерти потерпевшего — 2 млн. 25 тыс. руб., в том числе:

    • часть доходов погибшего, отводившихся на содержание его иждивенцев, при наличии таковых;
    • расходы на погребение.
  3. В случае утраты груза или пассажирского багажа владельцу возвращается стоимость утерянного имущества (но не более 23 тыс. руб.).

  4. При повреждении груза или багажа компенсируется стоимость затрат на его ремонт. Иногда клиенту возвращают сумму, на которую имущество обесценилось после повреждения.

  5. При задержке доставки пассажиров и грузов – штрафы, пени, неустойки в размере, определенном законодательством.

  6. В случае доставки груза по адресу, отличному от заявленного клиентом, перевозчик оплачивает расходы на пересылку.

Кроме того, на страховую компанию, помимо страховых выплат, возлагаются также и следующие затраты, направленные:

  1. на выяснение обстоятельств страхового случая и оценку нанесенного им ущерба;

  2. оплату труда адвокатов и экспертов;

  3. судебные расходы;

  4. затраты, связанные с компенсацией расходов перевозчика, направленных на снижение тяжести последствий страхового случая в момент возникновения чрезвычайных обстоятельств.

При изучении договора страхования следует обратить особое внимание на указанный в нем лимит ответственности страховой компании (предельный размер страховой выплаты по каждому страховому случаю).

Если несколько человек понесут ущерб на сумму, превышающую лимит ответственности страховщика, то страховщик распределит между ними максимально допустимую сумму пропорционально объему ущерба каждого из пострадавших.

В случае несогласия потерпевшего с объемом компенсаций размер страховой выплаты определяет суд.

Каков порядок предоставления страховых выплат?

При наступлении страхового случая в течение срока действия договора страховая компания обязана возместить ущерб, нанесенный перевозчиком пассажирам и третьим лицам, пострадавшим в ходе деятельности перевозчика.

Для получения страховой суммы потерпевшему следует обратиться в страховую компанию перевозчика с письменным заявлением (составляется в произвольной форме).

Также нужно представить документы, подтверждающие наступление страхового случая и степень тяжести его последствий для потерпевшего.

В течение 30 дней с момента обращения пострадавшего к страховщику с заявлением и документами, подтверждающими факт наступления страхового случая и степень ущерба, страховая компания обязана произвести выплаты в пользу потерпевшего.

В течение этого же срока страховая компания обязана известить потерпевшего об отказе в выплатах и ознакомить его с причиной отказа – в случае если для такового существуют основания. Например, если находятся доказательства умышленных действий пострадавшего.

Если страховая компания не реагирует на обращение пострадавшего в течение 30 дней, то:

  • если ущерб подлежит возмещению, страховая компания, помимо компенсационной суммы, уплачивает клиенту неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования за каждый просроченный день;
  • если ущерб возмещению не подлежит, со счета страховщика на счет пострадавшего также переведут неустойку за просрочку (исчисляющуюся в зависимости от характера и вида страхового риска).

Кроме того, закон наделяет пострадавшего правом на досрочное получение компенсационных выплат, в случае если его здоровью нанесен тяжкий вред (100 тыс. руб. в течение 3 рабочих дней с момента обращения потерпевшего в страховую компанию).

Также досрочные выплаты производятся в случае смерти клиента перевозчика.

Могут ли пострадавшему пассажиру отказать в выплатах?

Закон на стороне пассажиров. Страховая компания не освобождается от необходимости возместить ущерб пострадавшему даже в том случае, если вред его здоровью был причинен по вине перевозчика.

Например:

  • в результате нарушения правил эксплуатации транспортного средства, а также несоблюдения требований пожарной безопасности, хранения горючих материалов и взрывчатых веществ;
  • допуска к управлению транспортным средством неквалифицированного или больного сотрудника, о состоянии здоровья и степени профессионализма которого представители перевозчика были осведомлены до поездки.То же касается и сохранения в тайне информации о технической неисправности транспортного средства;
  • в случае преднамеренного укрытия перевозчиком сведений об обстоятельствах, повышающих вероятность наступления страхового случая, а также его бездействия в ответ на требования страховщика устранить или минимизировать пагубное влияние этих обстоятельств на безопасность предстоящей перевозки;
  • перегрузки транспортного средства и использование его в условиях, противоречащих нормам технической эксплуатации и т.д.

Куда обращаться потерпевшему в случае банкротства страховой компании перевозчика?

Выход существует даже из столь малоприятной ситуации – это обращение в профессиональное объединение страховщиков, располагающее надежным фондом компенсационных выплат, предназначенных для клиентов обанкротившихся или потерявших лицензию коллег.

Порядок обращения в профессиональное объединение страховщиков, условия получения и размер страховых выплат ничем не отличаются от общепринятых стандартов страховых компаний.

Подведем итоги

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков устанавливает правила, по которым пассажир (независимо от выбранного им вида транспорта и компании перевозчика) вправе рассчитывать на компенсацию ущерба, причиненного его имуществу, жизни и здоровью вследствие несчастного случая во время поездки.

Обязательность данного вида страхования подразумевает неизбежность его для перевозчиков, а потому – отсутствие подобной страховки лишает компанию права на осуществление перевозок, а пассажира – гарантий на получение компенсационных выплат.

Поэтому пассажир может заблаговременно ознакомиться с реквизитами страховщика, а также номером, датой заключения и сроком действия договора страхования, размещенными на сайте, рекламных брошюрах и билетах.

При отсутствии таковой информации в открытом доступе перевозчик обязан предоставлять ее по первому требованию клиента.

Намеренное же сокрытие перевозчиком информации о его страховой компании и порядке действий клиента при наступлении страхового случая должно наводить пассажира на мысль о смене перевозчика.

сюжет о страховании при пассажироперевозках

Источник: http://StrahouNado.ru/resp/prof/otvetstvennost-perevoz.html

Осгоп ликбез: самое важное об обязательном страховании ответственности перевозчиков

Осгоп ликбез: самое важное об обязательном страховании ответственности перевозчиков

Любая транспортная компания отвечает за здоровье и имущество клиентов. При этом все без исключения перевозчики, оказывающие платные услуги пассажирам, должны застраховать свою ответственность. Эта обязанность транспортных предприятий закреплена в соответствующем законе. Что же такое ОСГОП?

Застраховать свою ответственность обязаны все транспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, вне зависимости от типа и характеристик используемого транспорта и объёма бизнеса. Исключение составляют таксомоторные парки и метро – они освобождены от обязательного страхования ответственности.

Контроль за перевозчиками возложен на Ространснадзор. Специалисты этого ведомства вправе штрафовать транспортное предприятие, уклонившееся от оформления полиса ОСГОП. В отдельных случаях сотрудники Ространснадзора могут провести внеплановую проверку транспортной фирмы по заявлению потребителя.

Отсутствие полиса ОСГОП позволяет государственным органам привлечь к ответственности не только фирму-перевозчика, но и её руководителей. В соответствии с КоАП, такое правонарушение влечёт наложение штрафа:

  • до 50 000 рублей – на ответственных сотрудников перевозчика;
  • до 1 000 000 рублей – на организацию.

Санкции довольно серьёзные. Такой штраф заметно отразится на бюджете даже крупных транспортных компаний. Да и руководству фирмы придётся заплатить приличную сумму. Однако это далеко не все последствия нарушения обязанности по оформлению полиса ОСГОП. Помимо выплаты штрафа перевозчик обязан:

  • прекратить эксплуатацию незастрахованного транспорта;
  • при наступлении страхового события самостоятельно оплатить ущерб в пределах объёма покрытия по ОСГОП;
  • выплатить по распоряжению надзорной инстанции необоснованно сбережённую плату за страхование, а также проценты за использование чужих денег.

Также транспортной компании придётся оформить полис ОСГОП, иначе перевозчик не сможет возобновить профессиональную деятельность. Государственные органы крайне внимательно следят за соблюдением требования о страховании ответственности транспортного предприятия, потому у перевозчиков нет шансов избежать наказания за уклонение от оформления полиса.

Страховыми событиями в рамках ОСГОП считаются:

  1. Причинение вреда жизни пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 025 000 рублей. В случае смерти застрахованного пассажира за возмещением обращаются его наследники.
  2. Причинение вреда здоровью пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 000 000 рублей.
  3. Повреждение имущества пассажира в процессе перевозки. Лимит ответственности при повреждении багажа – 23 000 рублей.

Причём страховщик произведёт выплату даже при отсутствии вины сотрудников транспортной компании.

Если дорожная авария произошла не по вине водителя автобуса, его пассажиры всё равно смогут получить компенсацию.

Достаточно часто у пассажиров общественного транспорта возникает вопрос, по какой страховке обращаться за возмещением после дорожной аварии, если ДТП случилось не по вине водителя автобуса. Может показаться, что в данном случае у потерпевшего пассажира есть два варианта.

  1. Обратиться за выплатой по ОСАГО .
  2. Получить выплату в рамках договора ОСГОП.

Однако на деле закон не позволяет пассажирам выбирать.

При наличии у транспортной компании договора ОСГОП пострадавшему пассажиру следует обращаться за выплатой именно в рамках этой страховки. В данном случае система ОСАГО не действует.

Минимальные и максимальные тарифы устанавливаются государством, но страховщики вольны самостоятельно определять итоговую стоимость полиса ОСГОП. Тариф для конкретной транспортной компании определяется отдельно по рискам:

  • повреждение багажа;
  • вред здоровью;
  • вред жизни.

Цена страховки рассчитывается на каждого пассажира, а общее число пассажиров устанавливает государство в зависимости от типа транспорта. Итоговый тариф по полису ОСГОП зависит от:

  • маршрутов и частоты перевозок;
  • наличия франшизы;
  • вида транспорта.

Не все отечественные страховщики имеют право заниматься ОСГОП. Полномочия страховой компании должны быть подтверждены соответствующей лицензией, а также такая компания должна быть членом НССО. Отсутствие лицензии или свидетельства о членстве в НССО однозначно говорит об отсутствии у страховщика полномочий заключать договоры ОСГОП.

Перечень страховых компаний, входящих в НССОСкачать

В документе в числе прочих указаны сведения о страховщиках, вышедших из состава НССО, то есть лишившихся права заниматься оформлением полисов ОСГОП.

В остальном при выборе страховой компании стоит руководствоваться:

  • рекомендациями других перевозчиков;
  • репутацией страховщика;
  • уровнем тарифов.

Крупные транспортные предприятия, представленные во многих регионах страны, должны учитывать величину региональной сети страховщика. Отсутствие офисов страховой компании в каких-либо регионах может существенно замедлить взаимодействие перевозчика и страховщика при изменении условий страхования, например, при увеличении парка транспортной компании.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_osgop

Обязательное страхование ответственности перевозчиков пассажиров: как это работает? Страхование перевозчика в Москве

Транспортные услуги – дело востребованное, важное и благородное. Но даже самой современной машиной управляет человек. А «таблетки» от ошибок, которые допускают даже специалисты высшего класса, пока не придумали.

Правда, первый шаг на этом пути уже сделан: нет средства для предупреждения ошибок водителей, но есть способы устранения их последствий. Для таких целей и используется договор страхования ответственности перевозчика. Для грузоперевозчиков его заключение пока остается делом добровольным. А вот осуществлять пассажирские перевозки без полиса ОСГОП с января 2013 года уже нельзя.

Полис ОСГОП: зачем он нужен?

К чему все это? К тому, что раз документ нужен, то знать о нем страхователь должен все до последней детали. Их в случае с полисом ОСГОП не так много, и все же.

Что обязывает перевозчиков страховать ответственность перед пассажирами?

ОСГОП – требование Закона 67-ФЗ, подписанного летом 2012 года и вступившего в силу в начале 2013 года.

Цель документа одна – обеспечить возмещение ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров транспортных компаний.

В списке тех, кому требуется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – транспортные организации, которые осуществляют платные услуги по перевозке людей.

Сюда входят все – авиационные компании, ж/д и автоперевозчики. Вне зависимости от дальности их маршрутов (по городу, межгород, международные рейсы) они должны иметь страховку. Исключений всего два: легковые такси и метрополитен.

Что будет, если нет полиса?

Контролирует наличие полиса РОСТРАНСНАДЗОР. В случае отсутствия страховки перевозчик лишается права пользования транспортом. Согласно нормам КоАП его обяжут заплатить штраф:

  • от 40 до 50 тысяч рублей для администрации компании;
  • от 0,5 до 1 миллиона рублей с самой компании.

«Обойти» санкции можно, заключив договор страхования ответственности на добровольном основании с включением рисков, предусмотренных 67-ФЗ (на момент проверки он уже должен быть).

«Товар лицом»: что такое страхование ответственности перед пассажирами?

Федеральный закон №67 – основной документ, который регламентирует:

Кроме 67-ФЗ вопросы, связанные с ОСГОП регламентируют Постановления Правительства России под номерами:

  • 1484 (в нем определяется программа расчета количества застрахованных пассажиров);
  • 1378 (здесь рассматривается процедура оформления компенсаций);
  • 1344 (фиксируются лимиты тарифов);
  • 1164 (описывается порядок расчета страхового возмещения).

Организационные вопросы по ОСГОП

Предметом страхования по ОСГОП, как и в случае с CMR-страховкой, выступает ответственность водителя. Страхователь – перевозчик, получатель возмещения – потерпевший пассажир.

Количество застрахованных пассажиров определяется в зависимости от вместимости машины.

Но в 67-ФЗ предусмотрено, что пассажиром является любой человек, который на момент аварии находился в салоне автобуса на законных основаниях.

Страхователь обязан не только заключить договор страхования ответственности перевозчика пассажиров, но и уведомить последних о действии гарантии. Информация о страховке должна фигурировать на билетах, в буклетах, на сайте перевозчика.

Цена вопроса регламентируется законодательно. Точнее, закон устанавливает минимум и максимум тарифных ставок, а в разрешенном диапазоне страховщик может варьировать их так, как считает нужным. В целом стоимость страховки зависит от:

  • вместимости транспорта;
  • возраста, марки и состояния машины;
  • стажа водителя;
  • территории действия договора.

Страховые суммы тоже установлены законодательно и составляют от 2,025 миллиона рублей за причинение вреда жизни до 23 тысяч рублей (максимум) за вред имуществу. За ущерб здоровью предусмотрен максимум в 2 миллиона рублей. Это – на одного пассажира.

Страхование ответственности перевозчика пассажиров и грузов: в чем разница?

Изучив условия страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, несложно провести параллель со страховкой перевозчика грузов. Действительно, по многим пунктам договоры похожи:

  • они предусматривают финансовую защиту транспортной организации;
  • по обоим контрактам наступление страхового случая признается по факту доказательства вины водителя;
  • страхователем выступает только перевозчик.

Но отличия между ними есть. Начиная с того, что страхование ответственности перевозчика грузов – добровольное дело, а полис ОСГОП – обязательный документ для осуществления законной деятельности. По второму договору есть четко оговоренные предельные значения тарифов страховщиков, что на руку страхователям.

В случае с ОСГОП предусмотрен контроль над исполнением страховой организацией обязательств (предусмотрены санкции за необоснованный отказ в выплатах или сознательную их задержку). Следит за этим НССО – национальный союз страховщиков ответственности (который, к слову, уже зарекомендовал себя в сегменте контроля покрытия рисков на опасных объектах производства).

Наконец, сама суть гарантий по договорам страхования гражданской ответственности перевозчика грузов и пассажиров отличается.

В случае с ОСГОП страхователь отвечает только перед пассажиром – за сохранность его здоровья, жизни, багажа и личного имущества при себе.

Ответственность грузоперевозчика предполагает сохранность груза, здоровья и имущества третьих лиц, которые могут пострадать по вине перевозчика, финансовых интересов заказчика доставки.

Что бы вам ни требовалось застраховать – ответственность водителя пассажирского автобуса или тягача с грузом, – мы всегда готовы направить вас к лучшим страховщикам. Их тарифы для наших клиентов – самые низкие, а условия всегда согласовываются индивидуально.

На нашем сайте вы сможете подсчитать цену страхования ответственности автоперевозчика, например, и подать заявку на заключение договора, не вставая с места. С вас – желание получить полис, с нас – комфортные условия его оформления и гарантии его действия.

Источник: https://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/obyazatelnoe-strahovanie-otvetstvennosti-perevozchikov-passajirov-kak-eto-rabotaet/

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами

Источник: http://www.strahyi.ru/material/dogovor-obyazatelnogo-strahovaniya-perevozchik-passazhir

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и их грузами: договор, объекты, стоимость и тарифы

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и их грузами: договор, объекты, стоимость и тарифы

Компании и частные предприниматели, ведущие деятельность в сфере транспортных перевозок, отвечают не только за свой транспорт, но и за тех, кого перевозят. В случае непредвиденных обстоятельств им придётся компенсировать ущерб пострадавшим из собственного кармана. Сберечь свои финансы вполне реально, оформив страховой полис.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по телефонам:

— Москва

— Санкт-Петербург
Это быстро и !

Закон о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами

В указанном законе прописаны все аспекты, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчиков за нанесение вреда во время работы здоровью, личным вещам перевозимых клиентов. Он распространяется на разные виды транспорта. Исключение составляют легковые такси и метро.

Закон устанавливает правила осуществления выплат по страховке пассажирам в случае непредвиденного происшествия во время перевозки и гарантирует их получение. Перевозчиком признаётся зарегистрированная согласно законодательству страны организация любой формы собственности, оказывающая транспортные услуги.

Законодательство защищает интересы владельца транспорта, сберегая его имущество в случае необходимости возмещать убытки перевозимым клиентам.

Страхование данного вида и предоставление пассажирам информации о страховом полисе является обязательным.

Наказание за неоформленную страховку

Фирмам, не оформившим страховой полис, запрещено заниматься пассажирскими перевозками. Если при перевозке клиентов незастрахованной организацией произошло чрезвычайное происшествие, в результате которого был нанесён ущерб их жизни, состоянию здоровья или имуществу, перевозчик обязан произвести выплаты в размере, равном выплатам по страховке.

Если транспортный контроль выявил наличие денег, сбережённых из-за невыполнения закона об ОСГОП, то они взыскиваются в государственную казну. Кроме того, незастрахованный перевозчик штрафуется. Организация платит за нарушение от пятисот тысяч рублей до миллиона, должностное лицо — около пятидесяти тысяч рублей.

Перевозчик, не сообщивший клиентам данные о страховой компании и заключённом договоре в кассе, на билете или сайте, наказывается денежно (десять – тридцать тысяч с организации, до трёх — с ответственного работника).

Кто подлежит ОСГОП

Закон об ОСГОП касается разных видов транспортных средств:

  • поезда, электрички (пригородного, междугороднего);
  • самолёты, вертолёты и прочий воздушный транспорт;
  • морские, речные суда и пр.;
  • автобусы (следование в пределах страны);
  • электротранспорт (троллейбусы, трамваи);
  • монорельсовая дорога, лёгкое метро.

Договор

Договор ОСГОП затрагивает интересы самого перевозчика и лиц, пользующихся его услугами. Он является обязательным и начинает действовать сразу после уплаты обратившимся лицом страховой премии (взноса).

Действие полиса должно длиться минимум двенадцать месяцев. Исключение составляет водный транспорт внутреннего сообщения, страховка на который может заключаться на период, когда по климатическим условиям возможно совершать перевозки.

Договор страхования ответственности перевозчика расторгается по обоюдному согласию сторон (дополнительно оформленное соглашение). При этом соблюдается ряд условий:

  1. Страховщик должен возместить ущерб по страховому случаю, если он наступил во время действия полиса.
  2. Застрахованное лицо должно внести просроченную страховую премию, если не соблюдались условия договора по этому вопросу.
  3. После расторжения договора ОСГОП страховщик обязуется сообщить о произошедшем событии органам транспортного контроля.

Страховые случаи

Под объектом страхования подразумеваются финансовый интерес лица, занимающегося перевозками.

Страхуется его гражданская ответственность перед перевозимыми лицами в случае нанесения ущерба их состоянию здоровья или грузам.

Страховым случаем считается ситуация, когда у перевозчика возникают обязательства возместить ущерб, нанесённый клиентам, пользующимся транспортными услугами, наступившими в период действия страхового полиса. К основным страховым случаям относятся указанные ниже:

  1. Повреждение тела, наступление заболевания или летальный исход жизни пассажира, который перемещался на застрахованном транспорте и пострадал из-за несчастного случая.
  2. Потеря или порча имущества клиента транспортной организации в результате происшествия, за которое отвечает страховая компания.
  3. Повреждение здоровья или смерть людей, не пользовавшихся транспортным средством, потеря (повреждение) их вещей.

Стоимость

Стоимость страхования ответственности перевозчика рассчитывается отдельно для каждого конкретного страхового случая. Она остаётся постоянной на протяжении всего периода действия полиса и градируется в зависимости от конкретного риска гражданской ответственности.

Таблица 1 – Страховые суммы рисков гражданской ответсвенности

Российское гражданское законодательство (часть вторая Гражданского кодекса РФ 1996 г.) в рамках института страхования (гл. 48) закрепило в ряде норм положения об обязанности страхования, что отражает скорее публичный, нежели частный интерес. Так, ст.

935 ГК РФ устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

В этой сфере современный законодатель пока идет по пути создания правовых конструкций обязательного страхования в ряде законов, имеющих различный предмет правового регулирования, которых на сегодняшний день около 50.

В нормативном плане ответственность перевозчиков закреплена в различных нормативных актах, определяемая соответствующим видом транспорта.

Этим обстоятельством объясняется также «разбросанность» норм об ответственности перевозчиков (имеющих по преимуществу отсылочный характер), а главное — отсутствие единого механизма возмещения причиненного пассажирам ущерба.

Здесь можно назвать Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ст. 98 «Страхование жизни и здоровья пассажиров»); Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ст.

131 «Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами»); Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009) (ст. 31 «Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования»).

Публичный договор

Между тем отмеченный выше принцип свободы договора в рамках обязательств из обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков в известной степени трансформируется. Такой договор является публичным.

Как известно, специфика публичного договора заключается в том, что его стороной является коммерческая организация, по роду своей деятельности обязанная осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится.

Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

Хотя в большей степени данная норма рассчитана на потребительские отношения (где уполномоченным чаще всего выступает физическое лицо — гражданин), но в рассматриваемой ситуации права потребителя распространяются и на потребителя-перевозчика, выступающего коммерческой организацией.

В этой связи закон закрепляет положение о том, что страховщик не может отказать в страховании любому обратившемуся перевозчику (ч. 3 — 4 ст. 7 Федерального закона от 14 июня 2012 г.

N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»). Далее — Закон N 67-ФЗ. Впрочем, на договор обязательного страхования гражданской ответственности как публичном прямо указывает п. 3 ст. 7 Закона N 67-ФЗ. Поэтому последующие положения Закона о запрете отказа в заключении договора фактически расшифровывают данную норму.

Договор в пользу третьего лица

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается между страхователем (перевозчиком) и страховщиком (страховой организацией).

Поэтому конструкция предмета договора, как следует из закона, определяет его как договор в пользу третьего лица, о чем прямо говорит ч. 1 ст. 7 Закона N 67-ФЗ.

Вообще использование названной категории договоров — достаточно типичный случай именно для страховых обязательств, хотя довольно часто находит место и в других сферах хозяйственной жизни.

Как полагает Ю.Б. Фогельсон, «интерес потерпевшего также оказывается удовлетворенным, но не потому, что ему оказана услуга, а потому, что содержанием услуги, оказываемой ответственному лицу, является удовлетворение интереса потерпевшего».

Сообразно наличию фигуры третьего лица, получающего права участника обязательства, применительно к договору страхования таковым будет выгодоприобретатель — пассажир, а в случае его гибели — иные лица, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 67-ФЗ.

Фактически речь идет о гражданах, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца. Таковыми являются неработающие нетрудоспособные граждане (п. 1 ст. 1088 ГК РФ).

При отсутствии таких граждан статус выгодоприобретателей получают супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

Срок вступления в силу и действия договора

Как следует из п. 2 ст. 7 Закона N 67-ФЗ, договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса. Исходя из этого, обязательствам по обязательному страхованию придается характер реального договора, что соответствует общему правилу, закрепленному в ст. 957 ГК РФ.

Вопросы, связанные с определением срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажирами, имеют принципиальный характер и должны найти отражение в тексте договора.

Можно сказать, что срок действия договора, как следует из анализа ч. 4 ст. 8 Закона N 67-ФЗ, относится к числу существенных условий, поскольку Закон устанавливает нижний предел периода действия договора. Срок действия такого договора не может быть менее года (ч. 4 ст. 8 Закона N 67-ФЗ).

Собственно, исходя из этого нормативного установления конкретный период действия договора должен быть отражен в его тексте. Хотя, с другой стороны, данное правило можно и не рассматривать столь категорично, и формулировка условия закона относительно срока действия договора могла принять и несколько иной вид.

Предлагаемая конструкция может изначально презюмировать срок договора как заключенного на один год, если более длительный период его действия не предусмотрен договором.

Таким образом, условие о сроке действия договора может перейти из разряда существенных условий (о них будет сказано ниже) в обычные либо вообще случайные.

Исключение предусматривается для договоров обязательного страхования при перевозках внутренним водным транспортом, который может иметь срок менее года, но не может действовать менее периода навигации.

Форма договора

Договор обязательного страхования гражданской ответственности требует известной своей формализации, но законодатель регулирует этот вопрос в отсылочном порядке, предлагая опираться в этой части на нормы гражданского законодательства.

Как известно, с точки зрения гражданского законодательства страховые обязательства имеют самостоятельное правовое регулирование в главе 48 ГК РФ. В положениях обозначенной главы есть упоминание о форме договора как о письменной (п. 1 ст.

940 ГК РФ), поскольку общее правило говорит о недействительности договора страхования в случае несоблюдения требований к его письменной форме.

Относительно документального оформления законодательство допускает вариант с составлением единого документа, как и выдачи полиса, причем в стандартизированном виде, что является наиболее распространенной и устоявшейся практикой (п. 3 ст. 940 ГК РФ).

Страховые обязательства

Единая экономическая природа страхования, по мнению В.А. Мусина, заключается в возмещении убытков посредством их разложения между многими субъектами. Поэтому с определенной долей условности смысл страхования можно выразить через категорию «разделение ответственности».

Условия страховых обязательств в соответствии с законом допускают два варианта их формулирования: может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена (п. 1 ст. 931 ГК РФ).

В последнем случае может быть застрахована, например, ответственность водителя транспортного средства, являющегося работником перевозчика, выступающего страхователем. Причем в литературе о такой ответственности говорят как о деликтной, т.е.

ответственности из причинения вреда.

Предметом страхования при данном виде страхования, как полагает А.И. Худяков, выступает ответственность причинителя вреда (самого страхователя или застрахованного лица) перед потерпевшим.

Собственно, в связи с этим (т.е. в целях определения лица, несущего страховые риски) закон и связывает обязанность указывать в договоре лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован. И вполне уместным выглядит нормативная оговорка о страховании риска самого страхователя, если это лицо в договоре не названо.

Наличие интереса признается за тем лицом, на которое может быть возложена ответственность за причинение вреда. Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 927 и 935 ГК РФ).

Закон N 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта). Отсюда вытекают особенности конструкции самого обязательства, рассматриваемого законодателем, как указано выше, в качестве договора, заключаемого в пользу третьего лица (п. 1 ст.

7 Закона N 67-ФЗ), иначе именуемого выгодоприобретателем.

Следует отметить, что Закон N 67-ФЗ вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора (ст. 932 ГК РФ). Данные виды имущественного страхования очень схожи по своей природе, но все же различны по сути.

Договорная ответственность может быть застрахована, если об этом прямо упоминает федеральный закон, в то время как гражданская ответственность, выраженная в материальном, овеществленном виде предполагается обязательной. На это, кстати, указывает ч. 1 ст.

5 Закона N 67-ФЗ, устанавливающая запрет осуществления перевозок (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если гражданская ответственность перевозчика не застрахована.

Риск гражданской ответственности Минимальная страховая сумма на 1 пассажира, руб.
Нанесение вреда:
жизни перевозимого лица 2 025 000
здоровью пострадавшего 2 000 000
вещам пассажира 23 000

Тарифы

Величину страховых тарифов устанавливает Правительство, указывая пограничные значения максимума и минимума. На их размер влияют разные факторы:

  • конкретный страховой риск;
  • аспекты, указывающие на безопасность перевозок (состояние автомобиля, район, где совершается перевозка и т.д.);
  • вид транспортного средства;
  • вид перевозки.

Тариф в договоре указывается на одного пассажира.

Контроль государства над тарифами по ОСГОП

Органы власти имеют обязательство каждый год проверять величину страховых тарифов, выясняя, чем обоснованы установленные суммы. Кроме этого они мониторят, как обязательное страхование влияет на развитие бизнеса в сфере перевозок.

Результаты проверок публикуются в газетах, журналах, интернет ресурсах. Их также оценивают государственные и местные органы власти.

Источник: http://lifenofear.com/strahovanie-otvetstvennosti/perevozchika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть