Водитель имеет право на досрочную пенсию

Разъясняем законодательство

Право на досрочную пенсию имеют водители общественного транспорта

Вопрос: Я проработал водителем автобуса более 20 лет. Имею ли я право обратиться за пенсией в 55 лет?

Отвечает прокурор Солнцевского района Лавренов А.Н.: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

При этом, согласно пп. 10 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25.

Подтверждение трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, а при отсутствии приказов и путевых листов — справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Таким образом, если Вы проработали водителем автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте не менее 20 лет, то Вы имеете право на досрочную трудовую пенсию.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Водитель имеет право на досрочную пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ИП на ЕНВД, основной вид деятельности — перевозка грузов (ОКВЭД 49.41). По результатам СОУТ водителям грузовых и легковых автомобилей назначен класс условий труда 3.1 (напряженность трудового процесса).
Водители не заняты на работах, дающих право на досрочную пенсию. Начисляются ли на выплаты в пользу данных работников дополнительные тарифы страховых взносов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплаты в пользу сотрудников, не занятых на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу, несмотря на то, что по результатам специальной оценки условий труда их профессии установлен подкласс условий труда 3.1, относящийся к классу условий труда «Вредный».

К сведению:
По вопросам отнесения работы сотрудников к работе с особыми условиями труда, а также по вопросу возникновения права на досрочное назначение пенсии специалисты финансового ведомства рекомендуют обращаться в Минтруд России (письмо Минфина России от 17.05.2019 N 03-15-06/35406).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Досрочная пенсия — водителям городского транспорта

Пятница, 05.06.2015, 16:44:14

Напомним, что в нашей стране представители целого ряда профессий, к которым относятся и водители городского транспорта, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом целого ряда дополнительных условий, о которых более подробно сообщается ниже

В первую очередь необходимо отметить, что среди многочисленных в нашей стране представителей славной шоферской профессии право на оформление досрочной пенсии имеют водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах. Граждане, относящиеся к упомянутой категории, могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста, а именно: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. При этом нужно оговориться, что для возникновения у вышеназванных граждан права на досрочную пенсию должен быть соблюден целый ряд важных условий. Прежде всего, им, как и всем гражданам в нашей стране, необходимо «набрать» в течение своей трудовой жизни не менее 30 т.н. пенсионных коэффициентов. Второе условие для назначения такой «льготной» пенсии — продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так, мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте не менее 20 лет. У женщин аналогичный показатель должен составлять 20 лет, из которых время, проведенное на соответствующих видах работ, должно достигать как минимум 15 лет.

Подчеркнем: в качестве достаточного основания для предоставления водителям автобусов, троллейбусов или трамваев права на пенсионные льготы рассматривается работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах, причем факт такой работы должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

В этой связи следует добавить, что к регулярным городским пассажирским перевозкам согласно действующему законодательству относятся перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, а кроме того, график движения на котором утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех горожан. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Уточнение относительно городских пассажирских регулярных маршрутов представляется очень важным, т.к. право на пенсионные льготы у водителей появляется лишь при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к подобным маршрутам. Наконец, водители, работающие на пригородных, междугородних и иных специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия, не имеют права на пенсионные льготы.

Непростые условия нашей жизни зачастую становятся причиной возникновения ситуации, при которой на отдельных автотранспортных предприятиях водители автобусов вынуждены совмещать работу на регулярных городских пассажирских маршрутах с работой на пригородных маршрутах, или осуществлять заказные перевозки по маршрутам, не относящимся к регулярным городским. В этом случае вопрос о праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени того или иного водителя на регулярном маршруте составляет его главная профессия, которая одна только и может дать ему право на получение этой пенсии. Если при выполнении вышеперечисленных работ занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 процентов их общего рабочего времени, установленного для представителей этой профессии в соответствии с трудовым законодательством, тогда их можно рассматривать как работников, в течение полного рабочего дня занятых на работах, которые дают им право на досрочное пенсионное обеспечение со стороны государства.

Напомним также, что периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах вот уже два с половиной года, начиная с 2013 г., засчитываются в специальный стаж, с учетом которого формируется их право на досрочное получение пенсии по старости, при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. Следует подчеркнуть, что после проведения непосредственно на рабочем месте водителя специальной оценки условий его труда соответствующие периоды работы будут подлежать зачету в специальный стаж лишь в том случае, если по результатам этой специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

При всех известных сложностях, по мнению экспертов, в числе прочих причин именно право представителей шоферской профессии на досрочную пенсию обусловил наибольшую популярность этой профессии у граждан, ищущих работу в мае текущего года в городе Новосибирске, как о том свидетельствуют данные статистики, собранные региональным ОПФР. Достаточно сказать, что в Новосибирске и Новосибирской области почти 700 получателей досрочных пенсий в недавнем прошлом — водители на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Пресс-служба ОПФР по Новосибирской области

Поясните, полагаются ли льготы при выходе на пенсию водителю автобуса?

«Здравствуйте! Мой сын уже много лет работает водителем автобуса, перевозит городских пассажиров. Скажите, пожалуйста, при выходе на пенсию будут ли ему положены какие-нибудь льготы?Спасибо» Ирина Семеновна Х., Энгельсский район (звонок в редакцию)

На вопрос читательницы отвечает главный специалист-эксперт группы по взаимодействию со СМИ ОПФР по Саратовской области Екатерина Заднепровская:

– Водители общественного транспорта, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах, имеют право на ряд пенсионных льгот. Некоторые представители профессии могут досрочно оформить страховую пенсию по ста­рости.

На досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда имеют право водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах. Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на досрочную пенсию, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет — соответственно для мужчин и женщин.

Льготная пенсия предоставляется при выполнении водителями регулярных поездок в пределах населенного пункта. Это постоянные перевозки в городской черте (населенном пункте), производимые автотранспортом, использующимся для пассажирских перевозок с количеством посадочных мест больше восьми. Водители должны регулярно перевозить пассажиров по установленному графику с их посадкой и высадкой на определенных остановках.

Периоды работы, начиная с 1 января 2013 года, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, если по результатам специальной оценки условий труда класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному или опасному.

Повышение пенсионного возраста, которое действует с этого года, не коснулось этой категории автомобилистов. Границы наступления предпенсионного возраста им также будут установлены за 5 лет до досрочной пенсии: для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет

О досрочной пенсии водителям подробно

Дополнительные условия назначения досрочной страховой пенсии

Досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии необходимой величины ИПК также другим категориям граждан в зависимости от их семейного положения, состояния здоровья, работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности следующим гражданам (ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ):

  1. женщинам, достигшим возраста 50 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  2. женщинам, достигшим возраста 56 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  3. женщинам, достигшим возраста 57 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  4. женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
  5. гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, достигшим возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  6. инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности, достигшим возраста 50 лет для мужчин и 40 лет для женщин, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет.

При определении права на страховую пенсию по старости для первых четырех категорий граждан не учитываются дети, в отношении которых такие граждане были лишены родительских прав (ч. 3 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).

Профессиональных водителей приравняют к работникам вредных производств

Приравнять водителей к работникам, которые трудятся во вредных для здоровья условиях труда, предложили депутаты. Таким образом, отпускать профессиональных водителей на пенсию хотят досрочно: мужчин в 55 лет, а женщин — в 50. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в части установления досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан» уже внесен в Госдуму.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

05 июня 2015 10:26

Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.

По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.

Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.

Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Досрочная пенсия для водителей общественного транспорта

_YAK7117

На досрочное назначение трудовой пенсии должны рассчитывать все без исключения водители, а не только те, кто сегодня обозначен в законе, полагает автор законопроекта, депутат Госдумы Олег Нилов. То есть кроме водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых автомобилей, работающих на шахтах, в рудниках и так далее, в этот список должны войти, по мнению Нилова, шоферы, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, независимо от форм собственности, пишет «Российская газета». Это, например, водители, занятые на международных перевозках, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы и другие. Законопроект охватывает и водителей-дальнобойщиков.

Законопроект охватывает всех водителей, осуществляющих перевозки на территории РФ по трудовому договору, это касается как перевозки людей, так и перевозки грузов.

Если данный документ утвердят, соответствующий закон может вступить в силу с 1 января 2015 года.

Антон Колошеин, руководитель транспортного отдела 3PL-провайдера LogLab полагает, что утверждение данного законопроекта нецелесообразно в случае предоставления права раннего ухода на пенсию водителям абсолютно всех категорий, тем более, если это касается работников городского транспорта. Исключение — водители, работающие на зимниках, применительно к ним действительно можно говорить о тяжелых условиях труда. «Уверен, что подобные привилегии должны предоставляться избирательно, так как нагрузка водителей отличается разительно», — считает наш эксперт.

Сергей Власов, начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD России напоминает, что все грузовые ТС и автобусы должны быть оборудованы средствами объективного контроля — тахографами, следящими за режимом труда и отдыха водителей. С 1 июля 2014 года это требование вступило в силу для ТС грузоподъемностью свыше 15 тонн, а к осени — ТС грузоподъемностью от 12 до 15 тонн. Поэтому при соблюдении требований нормативных актов, касающихся режима труда и отдыха водителей необходимость в досрочном выходе на пенсию этой категории трудящихся отпадает.

О досрочной пенсии водителям подробно

Условия назначения досрочной страховой пенсии по старости льготным категориям граждан

В общем случае назначение страховой пенсии по старости досрочно обусловлено выполнением лицом определенной работы или принадлежностью к определенным социальным категориям граждан.

В любом случае для этого необходимо наличие установленного размера ИПК, величина которого в 2020 г. должна составлять не ниже 18,6 (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Также условиями назначения досрочной страховой пенсии (далее они именуются обязательными) могут быть (ст. ст. 30 — 32 Закона N 400-ФЗ):

  • достижение определенного возраста;
  • наличие страхового стажа определенной продолжительности;
  • наличие определенного стажа на соответствующих видах работ (далее — необходимый стаж работы).

Обратите внимание ! В стаж для досрочного назначения пенсии не включаются периоды работы в режиме введенного работодателем неполного рабочего дня или смены продолжительностью менее 80% от их обычной продолжительности (Письмо ПФР от 07.05.2009 N 25-18/4444).

В отдельных случаях на назначение досрочной страховой пенсии влияет также количество детей и наличие инвалидности (далее — дополнительные условия ) (п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).

Виды работ, требующие выборочного соблюдения обязательных условий

К работам, требующим выборочного соблюдения условий, относятся (п. п. 4, 11 — 13, 16, 18 — 21 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 6 к Закону N 400-ФЗ; Список, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447; пп. «о» п. 1 Постановления Правительства РФ N 665):

  1. работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
    Требования к возрасту: женщины — 50 лет; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 20 лет;
  2. работа в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 25 лет, а для работников ведущих профессий — не менее 20 лет;

3) работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

  • работа в летном составе гражданской авиации;
  • работа в летно-испытательном составе при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы: мужчины — не менее 25 лет, женщины — не менее 20 лет. При оставлении летной работы по состоянию здоровья: мужчины — не менее 20 лет, женщины — не менее 15 лет в указанном составе (летном или летно-испытательном);

4) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.

Требования к возрасту — 40 лет либо независимо от возраста; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 15 лет;

5) работа на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Требования к возрасту — 50 лет; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 25 лет;

6) осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 25 лет;

7) осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы — не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах;

8) осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Требования к возрасту — 52 — 57 лет в 2020 г. либо при определенных условиях независимо от возраста; к необходимому стажу работы — не менее 15 — 30 лет; требования к страховому стажу отсутствуют. При этом пенсионный возраст и продолжительность стажа работы устанавливаются в зависимости от характера творческой деятельности.

Вместе с тем с 01.01.2019 трем последним категориям граждан пенсия может быть назначена независимо от их возраста, но не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2020 г. 24 месяца и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.

Но, если такие лица в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, а также если творческие работники достигнут возраста 50 — 55 лет (в зависимости от творческой деятельности), пенсия им может быть назначена за полгода до истечения установленного срока либо достижения установленного возраста (п. п. 19 — 21 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).

Условия назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с изменением пенсионного законодательства

Досрочный выход на пенсию. В данном случае речь идет о лицах, которым в связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 01.01.2019, в частности повышением пенсионного возраста, предоставляется возможность выхода на пенсию до достижения нового возрастного порога.

По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены следующие условия ее назначения (ч. 1, 1.1, 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ; Приложения 3, 5, 6 к Закону N 400-ФЗ):

  1. наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 11 лет в 2020 г.;
  2. наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2020 г. — не ниже 18,6;
  3. достижение установленного пенсионного возраста.

В период с 2019 по 2028 гг. происходит постепенное повышение пенсионного возраста. Вместе с тем для лиц, которые должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 гг. в возрасте 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), за исключением госслужащих, предусмотрена специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не имевшими права на пенсию в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста.

В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ).

Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста (ч. 1.2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

08 ноября 2019 07:59

Водителям общественного транспорта, работающим на регулярных городских пассажирских маршрутах, за их нелегкий труд положен ряд пенсионных льгот. Некоторые представители профессии могут досрочно оформить страховую пенсию по старости.

Право на досрочное установление страховой пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители общественного транспорта:

— мужчины по достижении 55 лет, проработавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеющие страховой стаж не менее 25 лет;

— женщины, по достижении 50 лет, проработавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 15 лет и имеющие страховой стаж не менее 20 лет.

Льготная пенсия предоставляется при выполнении водителями регулярных поездок в пределах населенного пункта, производимые автотранспортом, использующимся для пассажирских перевозок с количеством посадочных мест больше восьми. Водители должны регулярно перевозить пассажиров по установленному графику с их посадкой и высадкой на определенных остановках.

Напомним, повышение пенсионного возраста, которое действуют с этого года, не коснулись этой категории работников. Границы наступления предпенсионного возраста им также будут установлены за 5 лет до досрочной пенсии: для женщин-водителей, начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Досрочная пенсия по старости

Виды работ, требующие одновременного соблюдения всех обязательных условий

К работам, требующим одновременного соблюдения всех условий, относятся согласно списка вредности (п. п. 1 — 3, 5 — 10, 14, 15, 17 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ):

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Требования к возрасту: мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет; к страховому стажу — 20 и 15 лет соответственно; к необходимому стажу такой работы — не менее 10 лет и не менее 7 лет 6 месяцев соответственно.

Эти условия применяются, в частности, при назначении досрочной пенсии водолазам (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665; разд. XXIII Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (.docx 275Кб) ; разд. XXI Списка N 1, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173);

2) работы с тяжелыми условиями труда:

  • работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
  • работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  • работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
  • работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
  • работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации.

Требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы — не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет соответственно;

3) работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Требования к возрасту: женщины — 50 лет; к страховому стажу — 20 лет; к необходимому стажу работы — не менее 15 лет;

4) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

  • работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы — не менее 20 и не менее 15 лет соответственно;

5) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы — не менее 15 и не менее 10 лет соответственно.

Отметим, что в стаж для досрочного назначения пенсии после 01.01.2013 засчитываются периоды работы с вредными или опасными условиями труда, признанные таковыми по результатам проведенной специальной оценки либо аттестации рабочих мест в случае уплаты работодателем страховых взносов (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).

Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости?

В общем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ранее достижения пенсионного возраста при определенных условиях, связанных с размером индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительностью страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Досрочно пенсия назначается медицинским работникам, педагогам, летчикам, творческим работникам театра и др.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

05 июня 2015 10:26

Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.

По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.

Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.

Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Источники

  • http://prockurskobl.ru/legislation/365.html
  • http://www.garant.ru/consult/business/1307922/
  • http://www.pencioner.ru/news/rabota-i-ucheba/dosrochnaya-pensiya-voditelyam-gorodskogo-transporta/
  • http://www.province.ru/saratov/vopros-otvet/poyasnite-polagayutsya-li-lgoty-pri-vykhode-na-pensiyu-voditelyu-avtobusa.html
  • http://www.assessor.ru/notebook/pensija/dosrochnoe_naznachenie_pensii/
  • http://www.pfrf.ru/branches/novosibirsk/news~2015/06/05/92056
  • http://www.zr.ru/content/news/668749-professionalnyx-voditelej-priravnyayut-k-rabotnikam-vrednyx-proizvodstv/
  • http://www.pfrf.ru/branches/tomsk/news~2019/11/08/192833
  • http://www.pfrf.ru/branches/novosibirsk/news/~2015/06/05/92056
Водитель имеет право на досрочную пенсию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here