Составить таблицу право социального обеспечения

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Составить таблицу право социального обеспечения

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Соотношение с другими отраслями права [18]

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Характерные признаки права социального обеспечения

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике субъектного состава.

Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

— на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

— отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

— право на защиту от безработицы;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

— право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

— всеобщности социального обеспечения;

— осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

— многообразия оснований видов и социального обеспечения;

— гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

— дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

— достижение установленного законом возраста (старость);

— потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

— материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

Видео (кликните для воспроизведения).

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11139 —

| 7505 — или читать все.

Тема 3 Общая характеристика принципов ПСО. Правоотношения по социальному обеспечению

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО:

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения, ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета, т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения. Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния. При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению

– это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений

в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений

является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект — гражданин — обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Содержанием материального правоотношения

, с одной стороны, является право гражданина на определенный вид социального обеспечения, размер, сроки и порядок кото­рого устанавливаются законом, а с другой — обязанность государственного или иного органа принять решение о его предоставлении или отказе.

Содержанием процедурного правоотношения

являются право гражданина установить в предусмотренном законодательством порядке факты, имеющие юридическое значение, и обязанность государственного органа провести про­верку и принять соответствующее решение по обращению гражданина.

Содержанием процессуальных правоотношений

являются право гражданина на рассмотрение в установленном порядке его жалобы на действия должностных лиц, органов ис­полнительной власти и обязанность государственного орга­на принять решение по существу обращения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

  • http://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396774
  • http://studopedia.ru/5_165821_printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
  • http://studopedia.ru/2_56029_tema—obshchaya-harakteristika-printsipov-pso-pravootnosheniya-po-sotsialnomu-obespecheniyu.html
Составить таблицу право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here