Система социального страхования в российской федерации

Содержание

Система социального страхования — в РФ, обязательного, страховщик, управление

Система социального страхования в Российской Федерации

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Схема: фонд социального страхования

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Схема: финансирование системы социального страхования

Финансирование

Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами.

Фонды выступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае.

Средства фондов формируются за счет:

  • пожертвований;
  • бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
  • налогов;
  • работодательских платежей.

Добровольное страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное.

Страховщиком может выступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.

Про особенности социального страхования, подробнее вы можете узнать здесь.

Роль страховщика

Страховщик выступает основным субъектом в системе социального страхования. Фонды в большей части формируются за счет его отчислений. В системе они на всех уровнях разные.

Общегосударственными гарантами являются фонды. Страховщиком на локальном уровне в системе обязательного страхования обычно выступает работодатель.

Но страховые взносы работодателей никак не могут отражаться на доходах работников. Единственное исключение – сумма ежемесячного дохода.

Страховщик не имеет права взыскивать плату на обязательное страхование с заработка трудящегося, но может скорректировать в связи с этим размер его ЗП.

Страховщик в системе добровольного страхования – это субъект, который обеспечивает надлежащий уровень жизни при наступлении страхового случая.

Здесь он не выступает гарантом перераспределения денежных средств. Такие отношения носят договорной характер. Характер страхования свою очередь не предусматривает пенсионные выплаты, начисление пособий или компенсаций.

Финансовая система

Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).

Схема: финансовая система социального страхования

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
  • ОМС;
  • ОПС.

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Про социальное страхование работников найдите в этой статье.

Что такое отчисления на социальное страхования, вы можете посмотреть здесь.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html

Система социального страхования в России

Система социального страхования в России

» Страхование » Общая информация

Социальное страхование — это способ социальной защиты работающих граждан от ряда рисков, которые связаны с потерей работы, трудоспособности и иных доходов.

Гражданам, которые по ряду причин не участвуют в трудовом процессе и не получают заработную плату, государством предусматриваются выплаты по системе социального страхования.

В ряде предусмотренных законодательством случаев социальному страхованию подлежат следующие категории граждан:

  • граждане, признанные безработными;
  • получившие производственную травму или профессиональное заболевание;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • потерявшие кормильца;
  • достигшие старости;
  • нуждающиеся в получении медицинской помощи и санаторно-курортном лечении.

Система социального страхования получает основную долю финансирования из специальных внебюджетных фондов, формирующихся при поддержке государства, их основу составляют целевые взносы от работодателей и работников.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  • обязательное;
  • добровольное.

Обязательное страхование в свою очередь делится на:

  • обязательное общее страхование;
  • обязательное профессиональное страхование.

Обязательному общему страхованию подлежат те граждане, которые работают на основе трудового договора (или же трудового контракта).

Профессиональное страхование отличается от общего тем, что распространяется на граждан, которые заняты на работах, связанных с определенным риском, повышенным травматизмом, или в особо опасных и неблагоприятных условиях труда.

Размеры взносов при профессиональном страховании выше, чем при общем, финансирование этого вида страхования происходит за счет налогов и платежей из государственного бюджета.

Добровольное социальное страхование осуществляется негосударственными страховыми компаниями, регулируется оно законодательством о некоммерческих организациях. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов, за счет собственных доходов граждан, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы.

Объектом добровольного страхования являются интересы, которые связаны с жизнью, трудоспособностью, здоровьем и пенсионным обеспечением застрахованного гражданина.

Фонды добровольного социального страхования функционируют не как замена обязательному страхованию, а как дополнение к нему. Деятельность этих фондов дополняет друг друга, недостатки одного вида страхования компенсируются достоинствами другого.

В России действуют три внебюджетных фонда:

  • Фонд социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Каждый из этих фондов образуется при финансовой поддержке государства, а также за счет взносов граждан и организаций. Эти фонды по форме относятся к внебюджетным.

Все льготы и пособия, проходящие через данную систему, устанавливаются специальными законами и распоряжениями. Размеры таких выплат не зависят от размеров страховых взносов, которые платит гражданин.

Социальная страховая поддержка в России выражается в виде государственных пенсий и государственных пособий.

Пенсии

Трудовые пенсии — денежные ежемесячные выплаты, компенсирующие гражданам заработную плату либо иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими при наступлении старости, инвалидности или нетрудоспособности по ряду причин.

Право на трудовую пенсию имеют:

  • граждане, застрахованные в системе пенсионного страхования;
  • граждане, достигшие пенсионного возраста (Установленный пенсионный возраст в России — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается);
  • граждане, не имеющие гражданства России, но постоянно проживающие на ее территории (За исключением ряда случаев, установленных законодательством).

Государственное обеспечение (государственные пенсии) — это назначение и выплата пенсий военнослужащим, государственным служащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим от радиационной или техногенной катастрофы. Этот вид пенсий выплачивается из средств федерального бюджета.

Выделяют пять видов государственных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по достижению старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по потере кормильца;
  • социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на получение трудовой пенсии, может быть установлена социальная пенсия.

Ею является минимальная выплата, гарантированная государством тем категориям граждан, которые уже не являются трудоспособными, но не приобрели право на получение любой другой пенсии (например, по старости или по инвалидности).

К сожалению, такие пенсии не отличаются большими размерами, как правило, она ниже, чем средний размер трудовой пенсии по старости.

Для определенной категории граждан социальная пенсия является наиболее выгодной – это дети-инвалиды.

Обратиться за назначением трудовой пенсии граждане могут в любое время после момента возникновения права на трудовую пенсию.

Государственные пособия

На сегодня существует несколько видов государственных пособий:

  • пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого в медицинском учреждении — так называемый «больничный лист». При этом листок нетрудоспособности выдается не только самому больному, но и родителям больного ребенка;
  • пособие по беременности и родам — социальное страхование женщин, находящихся в декретном отпуске. Выплачивается в размере полной заработной платы. К этой категории пособий относятся пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, а также от полутора до трех лет;
  • пособие по безработице. Пособие по безработице начисляется при условии наличия официального статуса безработного, которое устанавливает Служба занятости населения;
  • пособие на погребение.

Средства государственного социального фонда могут расходоваться только на цели социальной защиты.

Кроме оплаты различных видов пенсий и пособий, деньги могут быть направлены на оплату путевок в лечебно-оздоровительные учреждения, на санаторно-курортное лечения, питание, содержание оздоровительных и санаторных детских лагерей, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователя.

о пользе Фонда Социального Страхования

Источник: http://StrahouNado.ru/insur/i-info/socialnoe-strakhovanie.html

Основные принципы социального страхования в РФ – их суть и классификация

Система социальной защиты всех граждан государства включает методы финансовой поддержки. Они реализуются посредством государственного финансирования и на основании федеральных законодательных нормативов.

Слаженность действий различных структурных субъектов этой системы, а также стабильность ее функционирования обеспечиваются установленными и регламентируемыми правовыми актами принципами социального страхования РФ.

Цели социального страхования

Действие этих принципов основано на достижении цели обеспечения социальной защиты всех категорий граждан различных социальных слоев.

Эти принципы социального страхования направлены на поддержание финансовой стабильности работников, по разным причинам утративших свою работоспособность, а также нетрудоспособного населения и женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми.

В рамках социального обеспечения этой категории граждан рассматриваются принципы, позволяющие поддерживать актуальные потребности в случае:

  • Получения профессиональной травмы;
  • Возникновения профессионального заболевания;
  • Возникновения болезней, не связанных с трудовой деятельностью;
  • Получения группы инвалидности.

Одновременно с этим претендовать на социальную защиту в финансовом отношении могут лица, утратившие здоровье вследствие участия в боевых действиях.

Кроме этих категорий целевой аудитории фондом социального страхования финансовая поддержка обеспечивается тем лицам, которые лишились трудоспособности вследствие несчастного случая или дорожно-транспортного инцидента.

Основополагающие принципы социального страхования в РФ

Помимо поддержки лиц, временно или постоянно потерявших источник дохода, финансовая поддержка в рамках социального страхования гарантируется на государственном уровне тем, кто достиг пенсионного возраста, либо получает пенсию в связи с инвалидностью.

Для гарантированного обеспечения финансовой поддержкой всех этих категорий граждан государством в 1998 году была принята законодательная база, регламентирующая деятельность структурных субъектов социального страхования.

Одновременно с принятием регулирующих федеральных законов были утверждены основные принципы сферы социального страхования, призванные обеспечивать:

  • Порядок поступления средств в общий фонд;
  • Компетентное управление средствами;
  • Обоснованное распределение денежных средств;
  • Организацию выплаты нуждающимся гражданам.

О том, как работает социальное страхование и в чем его преимущества Вы можете узнать из следующего видео:

Вся структура социального страхования, основанная на этих принципах, является отдельным финансовым сегментом экономического рынка государства, и ее деятельность регламентируется государством.

Суть и классификация принципов социального страхования

Все установленные принципы социального страхования призваны обеспечивать интересы всех сторон данной структуры – государственных, финансовых субъектов, страхователей, страхового фонда, застрахованных лиц.

Принципами социального страхования предполагается обязательное выполнение установленных в рамках законодательного поля требований и обязанностей всех участников фонда социального страхования.

Эти принципы являются основополагающими, и являются фундаментальным фактором, образующим всю систему социальной защиты.

Они учитывают:

  • Персональную ответственность граждан, относящихся к категории застрахованных лиц или страхователей (в случае ведения индивидуальной предпринимательской деятельности);
  • Солидарность в оказании взаимной помощи между работодателями и застрахованными сотрудниками в случае возникновения рисковых факторов, влекущих страховой случай;
  • Гражданскую ответственность;
  • Взаимную ответственность всех субъектов, вступивших в финансовые отношения в рамках установленных принципов социального страхования.

Вместе с тем эти принципы предполагают и соблюдение финансовых интересов.

Поэтому они предполагают действия и признаки, призванные обеспечивать стабильность работы фонда социальной защиты:

  • Прозрачность и гласность;
  • Основы рационального самоуправления;
  • Отсутствие приоритетности в вопросах получения страховых выплат;
  • Развитие самоокупаемости субъектов социального страхования.

Кроме этого, влияние принципов направлено на формирование эффективной финансовой структуры, исключающей нерыночные риски, правовых и организационных условий для полноценной функциональности фондов, создание экономической базы.

Назначение принятых принципов в структуре социального страхования Российской Федерации – создание практичных механизмов на основе юридических, административных, экономических, организационных технологий, дающих возможность создавать и контролировать порядок накопления и распределения средств.

И одним из главных приоритетов этих принципов является формирование продуманной организационной концепции.

Цели принципов социального страхования – это обеспечение стабильных гарантированных выплат пострадавшим лицам, утратившим возможность самостоятельно обеспечивать свое существование и проживание своей семьи.

Популярные статьи по этой теме:

Источник: https://socstrah24.ru/principy-socialnogo-strahovaniya/

История

История

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

(краткая справка)

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет — 2 июня . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

 Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет.

А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри:

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.

2004 года N 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.

Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Источник: http://fss.ru/ru/fund/about/history/

Вопрос 2 Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Обязательное государственное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам[6].

Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие ФЗ № 165 распространяется и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т.е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 ФЗ № 165 являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи – это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также оив и омс, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страхователи имеют право:

1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство РФ;

3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нпа по вопросах обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральным законами;

6) обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования;

2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Права страховщиков:

1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с ФЗ № 165 (о страховых взносах) и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования;

3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ;

4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом №165 (о страховых взносах) и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

6) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными закона о конкретных видах обязательного социального страхования;

7) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещение причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Обязанности страховщиков:

1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

2) обеспечивать сбор страховых взносов с случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплаты страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов;

7) осуществлять регистрацию страхователей;

8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством РФ;

10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нпа по вопросам обязательного социального страхования.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Права застрахованных лиц:

1) право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, права на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

2) защиту лично, через своего представителя или профсоюзов своих прав, в том числе в суде;

3) участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

4) получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

5) внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

Обязанности застрахованных лиц:

1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

2) уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование[7].

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности[8].

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях[9].

4) медицинское страхование[10].

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами.

Страховой взнос – обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

Тариф страхового взноса – это ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начислением выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды социальных страховых рисков (ст. 7 ФЗ № 165):

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральным законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей),уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения будет определяться в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) – исполнение страховщиком (в случаях предусмотренных ФЗ и страхователем) своих обязательств перед застрахованы лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8 ФЗ № 165):

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с нечастным случаем на производстве и профессиональном заболеванием, дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

10) единовременное пособие при рождении ребенка;

11) социальное пособие на погребение;

12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

В случае нехватки денежных средств (в финансовой системе обязательного социального страхования) для обеспечения пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных ФЗи расходов, то Правительство РФ в бюджете следующего финансового года предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Источник: https://lektsia.com/3x36ef.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть