Система права социального обеспечения как отрасли права

Вопрос 7.Система права социального обеспечения (как отрасли, науки и учебной дисциплины), отграничение от других отраслей права.

Отграничение ПСО от смежных отраслей:

Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничить ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право.

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо.Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда.

Отношения между различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по обеспечения составляют предмет административного права. организации социального Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, — не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения1. 22 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Читайте так же:  Закон о занятости пособие по безработице

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Система права социального обеспечения (стр. 1 из 4)

Система права социального обеспечения как отрасли права, законодательства, науки и учебной дисциплины

Оглавление

Глава 1. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права

1.1 Понятие права социального обеспечения

1.2 Система права социального обеспечения

1.3 Предмет права социального обеспечения

1.4 Метод права социального обеспечения

Глава 2. Основные принципы и источники права социального обеспечения

2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения

2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

Список используемой литературы

Введение

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования.

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Читайте так же:  Как узнать сколько начислили пенсию по инвалидности

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст. 39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Глава 1. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

1.1 Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно «Словарю русского языка» СИ. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

• необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

• осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

• установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

• закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно-распределительная; политическая; социально-реабилитационная; демографическая; защитная. Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Читайте так же:  Условия дающие право на досрочную пенсию

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (стр. 2 из 32)

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Видео (кликните для воспроизведения).

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

— Отношения по пенсионному обеспечению;

— Отношения по социальному обслуживанию;

— Отношения по выплате пособий;

— Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Читайте так же:  Заявление о возврате накопительной части пенсии пенсионерам

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

— трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

— по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Понятие ПСО как отрасли права.

Понятие ПСО как отрасли права.

Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

Система отрасли права состоит:

1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.

Понятие ПСО как отрасли науки.

Право социального обеспечения как наука – это совокупность взглядов, теорий, положений об основных институтах права социального обеспечения, истории формирования и развития отрасли права, о практике применения норм о социальном обеспечении, опыте зарубежных стран в данной сфере, сравнительном правоведении, а также выработанных на их основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении.

Читайте так же:  Заполнение отчета сзв стаж

В отличие от отрасли целью права социального обеспечения как отрасли правовой науки является не регулирование, а изучение общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения. Система науки о социальном обеспечении шире, чем система соответствующей отрасли.

3. Понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это совокупность знаний о праве социального обеспечения как отрасли права и науки, включающая в себя учение о социальном обеспечении в Республике Беларусь, правовых формах и видах данного обеспечения, учение о предмете, методе и системе права социального обеспечения, его принципах и источниках, учение о правоотношениях, возникающих при реализации норм права о социальном обеспечении, их субъектах, объектах и содержании.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина формируется под влиянием права социального обеспечения, с одной стороны, как отрасли права и отрасли законодательства, а с другой – как отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть включает в себя знания о: понятии, правовых формах социального обеспечения; принципах права социального обеспечения; источниках права социального обеспечения; правоотношениях по социальному обеспечению. Особенная часть посвящена отдельным видам социального обеспечения и трудовому стажу.

Понятие правоотношений по социальному обеспечению. Структура правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению это волевые общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие по поводу обращения и предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на соответствующий вид социального обеспечения, и разрешения споров.

Структура правоотношений по социальному обеспечениюсостоит изследующих элементов: 1) объекты; 2) субъекты; 3) содержание; 4) юридический факт; 5) нормы права социального обеспечения.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – это участники отношений по социальному обеспечению, имеющие определенный правовой статус.

Правовой статус каждого субъекта предполагает наличие следующих 4 элементов: 1) правосубъектность; 2) права и обязанности; 3) юридические гарантии прав и обязанностей; 4) юридическая ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь и их семьи, наделенные общей и отраслевой правосубъектностью, с другой, – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Объектом правоотношений по социальному обеспечению являются действия государственных органов по социальному обеспечению, материальные (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) и нематериальные блага (социальные услуги, льготы).

Содержание правоотношений по социальному обеспечениюсоставляют взаимные права и обязанности субъектов данных правоотношений.

Сущность материальных правоотношений по социальному обеспечению.

Материальные правоотношения поповоду отдельных видов обеспечения (по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказания услуг).

Для возникновения материальных правоотношений необходим юридический состав из трех звеньев: юридический факт, волеизъявление гражданина, решение страхователя о назначении пенсии.

Объектом материальных правоотношений являются денежные выплаты (пенсии, пособия, услуги и другие виды социального обеспечения.

Содержанием материальных правоотношений является субъективное право на конкретный вид социального обеспечения в установленном законе размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

В зависимости от видов социального обеспечения материальные правоотношения можно классифицировать подвиды:

· отношения по поводу пособий и компенсационных выплат;

· отношения по поводу предоставления различных социальных услуг.

1) пенсионные правоотношения можно классифицировать на виды, обусловленные видами пенсий. Например, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением по возрасту, по инвалидности.

2) правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат можно классифицировать в связи с многообразием видов пособий. Например, правоотношения по поводу предоставления пособий по безработице, по временной нетрудоспособности.

3) правоотношения по поводу социального обслуживания классифицируются в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину. Например, правоотношения по бесплатному социальному обслуживанию на дому.

В зависимости от времени функционирования материальные правоотношения в области социального обеспечения можно классифицировать на:

· длящиеся неопределенное время (это правоотношения, связанные с пенсией по возрасту, инвалидности без переосвидетельствования, содержание в социальных учреждениях престарелого);

· длящиеся определенный период (пенсионные правоотношения в связи с потерей кормильца, выплатой пособий по нетрудоспособности);

· одномоментные (выплата пособия на погребение).

Понятие ПСО как отрасли права.

Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

Система отрасли права состоит:

1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источники

Система права социального обеспечения как отрасли права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here