Система государственных гарантий

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а
E-mail: [email protected]

Справки по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1514, 1515, 1520, 1525

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

По вопросам связанным с порядком получения гражданами полиса ОМС и порядком получения медицинского обслуживания по полису ОМС:
(499) 973-31-86; (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048

Современная система финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в РФ.

Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет:

1. федерального бюджета;

2. бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3. бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановил от 8 декабря 2017 г. № 1492 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

За счет средств ОМС в рамках Программы государственных гарантий гражданам Российской Федерации будет предоставляться бесплатно первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь. Кроме того, в финансовое обеспечение за счет средств ОМС поэтапно будут включены:

— скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации;

— высокотехнологичная специализированная медицинская помощь;

— лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях;

Скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации, будет поэтапно включена в систему ОМС при обязательном соблюдении условия — оказания и оплаты ее вне зависимости от наличия у пациента полиса ОМС и его места проживания.

Необходимо учитывать, что учреждения и подразделения скорой медицинской помощи работают в «режиме ожидания», поэтому должны быть предусмотрены способы оплаты данного вида медицинской помощи с учетом этой специфики.

Включение инвестиций в тариф ОМС может быть осуществлено после проведения полной инвентаризации и паспортизации действующей сети учреждений здравоохранения, установления необходимого объема ресурсов на основе стандартизации.

За счет ассигнований из федерального бюджета оказывается:

— специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

— первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;

— первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами;

— специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи.

За счет ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается:

— специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;

— специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях;

— специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи, в субъекте.

За счет ассигнований из местных бюджетов оказывается:

— первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную медицинскую помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.

Основными источниками доходов системы ОМС будут являться:

— страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;

— страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

— межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:

— за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году — 3488,6 рубля, в 2019 году — 3628,1 рубля и в 2020 году — 3773,2 рубля;

— за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) в 2018 году — 10812,7 рубля, в 2019 году — 11209,3 рубля и в 2020 году — 11657,7 рубля.

Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.

7. Финансирование образовательных услуг: проблемы и пути их решения.

Получение образования – это одно из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. Регулируется ФЗ «Об образовании в РФ».

Финансирование доступности образовательных услуг является важным направлением расходов бюджетных средств Российской Федерации и одним из ключевых показателей развития страны.

Доступность образовательных услуг для населения может быть обеспечена за счет:

· бюджетного финансирование государственных и муниципальных учреждений на основе сметы;

· бюджетного финансирования образовательных услуг государственных (муниципальных) и частных образовательных учреждений;

· субсидий (грантов, стипендий) непосредственно обучающимся и налоговых льгот при получении населением платных образовательных услуг;

· государственных (муниципальных) гарантий;

· субсидий и налоговых льгот по образовательным кредитам, предоставляемым банками или специальными небанковскими институтами.

Финансирование осуществляется на принципах: • плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана); • целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели; • безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату; • выделения средств по мере их расходования; • экономии — рационального расходования средств.

Общей тенденцией в мире (Российская Федерация — не исключение) является переход от сметного бюджетного финансирования образовательных организаций к бюджетному финансированию образовательных услуг, при этом услуги могут предоставляться как государственными (муниципальными) образовательными организациями, так и частными.

В Российской Федерации казенные образовательные учреждения финансируются на основе бюджетной сметы, а бюджетные учреждения получают субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания на предоставление государственных (муниципальных) образовательных услуг (исключение составляет послевузовское профессиональное образование), а также на иные цели.

В Российской Федерации финансирование федеральных государственных образовательных организаций осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных организаций, а образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций -на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных организаций устанавливаются Правительством РФ. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений — органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Помимо этого образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, научно-технической деятельности и коммерческая реализация ее результатов, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Одна из главных проблем перехода на бюджетное финансирование образовательных услуг (как и других услуг населению) — оторванность методики расчета нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг от требований действующих стандартов оказания услуг (а в ряде случаев такие стандарты отсутствуют или в них отсутствуют требования, необходимые для расчета нормативов), в том числе по санитарным нормам. Наиболее сложно определить коэффициенты дифференциации нормативов, учитывающие разные направления профессиональной подготовки (например, по естественнонаучным специальностям, требующим специальное оборудование, расходные материалы и т.д.). В большинстве случаев за основу определения нормативов взята сложившаяся структура затрат «образовательных учреждений, что при изменении механизма финансирования создает опасность воспроизводства прежних проблем (недостаточная материальная база, низкий уровень оплаты и т.д.).

· неравномерное распределение денежных средств между образовательными учреждениями;

· слабое стимулирование к экономичному использованию финансовых средств;

· непрозрачность системы финансирования модернизации и совершенствования школьной инфраструктуры.

· отсутствие учета территориальной дифференциации образовательных учреждений.

Проводящиеся в России реформы предусматривают сокращение бюджетного сектора, но при этом обеспечение доступности образовательных услуг на основе бюджетных субсидий негосударственным образовательным организациям, реализующим программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В течение нескольких лет в России продолжается эксперимент по предоставлению государственной поддержки по образовательным кредитам. За счет бюджетных средств предоставляются субсидии банкам (на данный момент участвует только Сбербанк России) на компенсацию льготного ссудного процента и частичной компенсации в случае непогашения кредита, при этом государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, оплачивающие услуги первого высшего профессионального образования, предоставляемые по установленному перечню направлений подготовки и специальностей, отобранными Минобрнауки России государственными и негосударственными вузами.

В 2018 году расходы консолидированного бюджета РФ на образование увеличились на 12,4% по сравнению с предыдущим годом, при этом расходы федерального бюджета на образование увеличились на 17,5% , а расходы муниципальных бюджетов – на 12,1%. Доля расходов федерального бюджета на образование составляет около 20%.

Государственный кредит. Государственные гарантии

Государственные гарантии

Государственная гарантия – это обязательство, в силу которого РФ, субъект РФ или муниципальное образование-гарант дает письменное обязательство за исполнение лицом, которому выдана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым она предоставлена.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг гаранта, что отражается в отчетах об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ, ведут учет выданных гарантий, исполнение получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям. На основании этого учета Госдума предоставляет подробный отчет.

Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Формами бюджетного кредита являются: льготный кредит, инвестиционный налоговый кредит, товарный кредит.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возвратной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды предоставляются, как правило, на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к платежам в бюджет.

1. Перераспределительная — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности между федеральным и территориальными бюджетами, территориальными и муниципальными бюджетами, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными институтами, иностранными юридическими и физическими лицами и территориальными бюджетами, бюджетами и юридическими лицами-резидентами.

2. Регулирующая – проявляется в стимулировании развития определенных отраслей и предприятий путем выделения целевых бюджетных средств и воздействии на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Учет и контроль за целевым и рациональным использованием выдаваемого кредита посредством контроля за осуществлением денежных потоков, контроля за соблюдением условий кредитного договора, контроля за целевым использованием заемщиком выделенных средств и контроля за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Цели государственного кредита:

1. решение проблем финансирования бюджетного дефицита

2. проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования территориальной экономики

3. поддержание муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач

4. поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности

через институциональную систему.

К областям регулирования относятся: сфера предпринимательства, государственные финансы, денежное обращение, безналичные расчеты, внешнеэкономическая деятельность, валютный курс, экономическая безопасность, общественный сектор.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Перераспределительная, заключающаяся в распределении полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами в социально-экономической сфере. механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная системы.

3. Социальная, состоящая в поддержке социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния, гарантировании прожиточного минимума, соответствия роста заработной платы и производительности труда, обеспечения занятости населения. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной социальной защиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи.

4. Контрольная, заключающаяся в создании ориентиров социально-экономического развития общества, задании параметров экономического и социального роста, определении условий предпринимательской деятельности, формировании долгосрочных, среднесрочных и текущих экономических и социальных программ, выполнение которых и служит объектом контроля. Функция реализуется через органы государственного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9358 —

| 7417 — или читать все.

Принцип государственной гарантии

Принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования

Помимо того, что за счет средств государственного бюджета федерального уровня покрываются все недостающие расходы на нужды выплат по страховому обеспечению, государство регулирует еще и такие области отношений в обязательном социальном страховании, как деятельность фондов страхования (как мы уже заметили, их три), регулирует отношения страховщиков и страхователей, застрахованных лиц. Кроме того, в содержание данного принципа включены и другие принципы правового регулирования. Например, принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принцип обеспечения надзора и общественного контроля. Содержание данного принципа необходимо рассматривать совместно с двумя другими названными принципами ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принципом обеспечения надзора и общественного контроля.

В качестве примера можно отметить, что в Уставе или в положении о том или ином фонде содержатся нормы, которые регулируют вопросы управления фондом и осуществления государственного контроля за его средствами.

Принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования

Данный принцип, как и принцип обеспечения государственного надзора и общественного контроля, говорит о контроле, но только именно со стороны государства за деятельностью фондов в связи с целевым расходованием последними своих средств. Однако данный принцип можно понимать более узко и конкретно как процедуру проведения проверки государственными органами финансовой деятельности фондов.

Известно, что часть средств фондов формируется за счет бюджетных ассигнований. Бюджетным законодательством предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административном правонарушении, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Как следует из статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения. Такое положение установлено в разъяснительном письме Минфина РФ от 20 августа 2003 N 03-01-01/15-245.

Принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования

Автономность системы обязательного социального страхования выражается в том, что все средства, которые направлены на нужды обеспечения страховых выплат, формируются в фондах и находятся на праве их оперативного управления. Фактически правовое положение фондов схоже с тем, которое устанавливается законодателем в отношении казенных предприятий. Имущество, которое находится на праве оперативного управления у фондов, можно только передавать по целевому назначению и совершать с ним иные действия, которые предусмотрены отраслевыми нормативными актами по деятельности данных фондов. Однако таким имуществом нельзя пользоваться, а тем более распоряжаться без разрешения собственника имущества — Российской Федерации.

Автономность системы обязательного социального страхования выражается и в том, что все средства, собираемые на нужды обязательного социального страхования сразу же поступают в фонды.

Между тем сама организационная форма в виде фонда уже подразумевает под собой обособленный от собственника-государства правовой статус. Правовое положение такой структуры, как фонд организации, подразумевает, что данная организация использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система государственных гарантий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 декабря 2019 года N 1610

О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

до 1 июля 2020 г. — доклад о реализации в 2019 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;

до 1 октября 2020 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

б) давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;

в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;

г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2019 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Документ

Распоряжение от 27 октября 2017 года №2375-р

Внесено Минфином России.

В соответствии с Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым АО «РОСНАНО» (утверждены постановлением Правительства от 10 сентября 2010 года №709), решение о предоставлении гарантий принимается Правительством России.

Подписанным распоряжением в 2017 году АО «РОСНАНО» предоставлены четыре государственных гарантии на общую сумму до 21,1 млрд рублей.

Государственные гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств АО «РОСНАНО» по возврату кредита (погашению основного долга), привлекаемых им в ПАО АКБ «Связь-Банк» (кредит на сумму до 5 млрд рублей), ПАО «Совкомбанк» (кредит на сумму до 10 млрд рублей), ПАО «Банк “Санкт-Петербург”» (кредит на сумму до 5 млрд рублей) и ПАО «АК БАРС» БАНК (кредит на сумму до 1,1 млрд рублей).

Принятое решение будет способствовать реализации государственной политики в сфере развития нанотехнологий.

Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете.

Госгарантии в медицине: государство НЕ гарантирует

Новость, которую никто не заметил

В России может быть впервые принято решение о формальном сокращении госгарантий в системе обязательного медицинского страхования. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой документ «Основные направления бюджетной политики на 2016–2018 годы».

Большинство людей о таких серьезных предметах, как страховая медицина в России и госгарантии в медицине, представления не имеют, но зато знают, что им «положено». Например, «положены» выплаты по больничным и бесплатная медицинская помощь. Тем не менее последние заметки в СМИ о «сокращениях» гарантий в сфере здравоохранения никого особенно не заинтересовали… Почему?

Что такое госгарантии

Это обязательства государства перед гражданами или юридическими лицами, предполагающие предоставление материальных или нематериальных благ в соответствии с государственными стандартами. Примеры госгарантии: право на пенсии и социальные пособия, право на отдых, на свободу совести и вероисповедания, мысли и слова. Таких гарантий совсем немного. Государство ими разбрасываться не любит. Ведь это — инструмент власти, оформленное на бумаге обещание правительства, что деньги на то-то и то-то будут. Как долговая расписка или договор поручительства. Эти гарантии могут получать госкомпании или просто очень крупные компании. Например, авиаперевозчики и предприятия ВПК.

В Конституции насчет госгарантий в сфере охраны здоровья содержится скупая фраза: «Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. » — а вот насчет собственно гарантии ее получения — молчок.

Вы слушаете программу на завтра…

В медицине принято говорить о «программе госгарантий» — некоем документе, содержащем сведения о том, какой именно политики в сфере здравоохранения придерживается наше государство, что у него в приоритете, а что — на задворках финансирования, и прокладывающем нить Ариадны для всех субъектов страны в сфере оказания бесплатной медицинской помощи.

Каким образом? Да проще простого: Минздрав разрабатывает нормативы (т. е. обсчитывает минимальные объемы разных видов медпомощи — педиатрической, акушерско-гинекологической, онкологической и т. д.), а Минфин прикидывает, сколько денег он может на все это потратить. Отсюда и вытекает стоимость одного посещения поликлиники или диспансера, одного койко-дня или случая лечения. Средняя стоимость. Усредненная, как школьная форма в советское время, завезенная по случаю в сельпо, хлопающая по лодыжкам первоклассниц и едва прикрывающая трусики у выпускниц.

К сожалению врачей, эти расчеты практически никак не привязаны к истинным затратам на пациента, т. е. можно давать кашу на воде и китайские препараты, а можно — разносолы и оригинальные лекарства, все равно страховые фирмы заплатят одинаково. Таким образом, программа госгарантий — это просто определенный для отдельной территории или всей страны объем медицинской помощи, оказываемой медучреждениями бесплатно для населения и финансируемой из средств государственного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

Замылить темку

Есть такая фишка в сознании граждан: если долго мурыжить одну и ту же тему по всем ТВ-каналам, то она приедается, и уровень социальной напряженности в связи с этим вопросом перестает колебаться, а нововведения будут восприняты безболезненно большинством потребителей ограниченной или подорожавшей услуги. Как уже само собой разумеющееся.

Вот например, 25 февраля текущего года Минздрав заявил, что сокращения госгарантий по оказанию медпомощи в обозримой перспективе не планируется — «. ни сегодня, ни завтра, ни в перспективе до 2030 года. » — как сказала министр. А уже в мае депутаты для начала предложили сократить гарантии тем гражданам, которые не участвуют в программе по сбережению собственного здоровья. Инициатива думцев вызвала в соцсетях такой небывалый резонанс, что уже через неделю почти все законотворцы отреклись от идеи не оплачивать больничные «не заботящимся» о своем здоровье гражданам.Тогда же заговорили о каких-то «соплатежах» населения за различные медуслуги, вроде вызова на дом «скорой» или врача поликлиники. Опять — взрыв в интернете, и тема легла под сукно.

Потом депутаты замахнулись на гарантии медпомощи для женщин. Напомню, что речь шла о полной коммерциализации абортов. Тоже сомнительная инициатива, учитывая то, что если у женщины нет денег на платный аборт и взращивание юного члена общества, то она вряд ли с радостью соберется рожать. Тем более, учитывая резко отрицательную реакцию любого работодателя на сообщение о беременности сотрудницы. Вопли такого бизнесмена про «зачем мне кормить ее в декрете» неслись тогда по всему интернет-пространству. И многие молодые россиянки примерили на себя комментарии к статье. Снова гневные посты и холивары. И снова — все осталось как есть.

А тут наконец — тема вроде бы важная, касающаяся каждого, а в Сети — тихо. И это — верный знак того, что нам снова придется шарить в карманах в поисках очередной суммы денег, потому что кто-то власть имущий определил новые размеры шагреневой коже госгарантий.

А ведь казалось бы — все замечательно. И вроде бы глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что в бюджете 2015 года еще можно увеличить расходы на здравоохранение, если у правительства будут ресурсы на увеличение расходов в этой сфере. К сожалению, не выше 2,1 % в год. Экономисты подсчитали, что с поправкой на инфляцию бюджет отрасли уменьшится на 9 % к 2018 году.

Дорогая наша медицина

К сожалению, здравоохранение дорожает гораздо быстрее чего бы то ни было. Может падать цена за квадратный метр жилплощади, за баррель нефти и минуту рекламы на телевидении. А медицинские услуги дешеветь не могут. Обследование и лекарства становятся все более дорогостоящими, врачи требуют достойной оплаты своего труда, и выучить хотя бы на тысячу докторов больше — почти неподъемная задача для государства, переживающего финансовые штормы и коррупционные бури. Заодно Счетная палата высказалась, что в 2014 году объем платных медуслуг вырос на 20 %, и на 2015 год у нее плохие предчувствия.

Вот и у меня — очень плохие предчувствия по поводу «переформатирования» госгарантий. Всё потому, что, по мнению Минфина, в здравоохранении можно сэкономить на уточнении и конкретизации списка видов бесплатной медицинской помощи и продолжить сокращения медицинского персонала, «учитывая значительный вес расходов на заработную плату в общем объеме расходов на здравоохранение».

То есть прогнозируется, с одной стороны, увеличение доли платности в медицине, с другой — увольнения врачей и медсестер. В 2014 году было «оптимизировано» 359 больниц и поликлиник, и 29 из них — закрыты. По планам Минздрава, в 2015 году будет «оптимизированы» еще 472 больницы, из которых 41 закроют.

В статье 71 Конституции РФ указаны сферы, которые находятся в ведении государства. Здравоохранения среди них нет, зато есть федеральный бюджет. Так правда ли то, что гарантии сокращаются «формально»? И верно ли, что чуть более 3 % ВВП на медицину (вместо рекомендуемых ВОЗ 7 %) — это уже недопустимая роскошь?

Система государственных гарантий

Постановление от 7 декабря 2019 года №1610. Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2019 года N 1610

I. Общие положения

II. Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно

III. Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно

IV. Базовая программа обязательного медицинского страхования

V. Финансовое обеспечение Программы

VI. Средние нормативы объема медицинской помощи

VII. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования

VIII. Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи

IX. Критерии доступности и качества медицинской помощи

Приложение. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи

Приложение
к Программе государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на 2020 год
и на плановый период 2021 и 2022 годов

Система государственных гарантий

Распоряжение от 27 октября 2017 года №2375-р. Предоставляется четыре государственных гарантии на общую сумму до 21,1 млрд рублей.

Документ

Постановление от 7 декабря 2019 года №1610

Внесено Минздравом России.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).

Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Программа).

Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Комментарий

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) в части определения порядка и условий её предоставления, критериев доступности и качества.

Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в рамках Программы определяются в расчёте на одного жителя в год, а в рамках базовой программы ОМС – на одно застрахованное лицо.

Программа на следующие три года содержит ряд новых положений.

Конкретизированы права пациентов, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, на получение медицинской помощи, включая проведение диспансеризации с привлечением близлежащих медицинских организаций и диспансерного наблюдения (при наличии хронических заболеваний) в соответствии с порядками, установленными Минздравом России.

Закреплены права беременных женщин, обратившихся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.

Предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, а также приоритетный порядок индексации заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь.

Конкретизировано осуществление за счёт средств субъектов Федерации финансового обеспечения проведения патологоанатомических исследований в патологоанатомических отделениях медицинских организаций (за исключением исследований, проводимых при заболеваниях, включённых в базовую программу ОМС).

Установлены средние нормативы объёма и средние нормативы финансовых затрат по проводимым в амбулаторных условиях отдельным диагностическим и лабораторным исследованиям (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии).

В целях реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение» в Программе предусмотрено увеличение средних нормативов объёма медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на 1 единицу медицинской помощи на 2020 год в сравнении с 2019 годом с дальнейшим ежегодным ростом по профилактическим мероприятиям, при этом с 2020 года нормативы для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации устанавливаются в комплексных посещениях.

Увеличен норматив объёма медицинской помощи в условиях дневного стационара на 1 застрахованное лицо с 0,062 в 2019 году до 0,06296 случая на 2020 год, 0,06297 случая в 2021 году, 0,06299 случая в 2022 году, в том числе в связи с реализацией федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» установлен норматив объёма медицинской помощи по профилю «онкология» на 1 застрахованное лицо в 2020 году – 0,006941 случая, в 2021 году – 0,0076351 случая, в 2022 году – 0,0083986 случая.

Увеличен норматив объёма медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на 1 застрахованное лицо с 0,17443 случая госпитализации в 2019 году до 0,17671 случая госпитализации в 2020–2022 годах.

В связи с реализацией мероприятий федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение» (в части проведения противоопухолевой лекарственной терапии) установлены средние нормативы объёма медицинской помощи по профилю «онкология» (на 1 застрахованное лицо) на 2020 год – 0,01001 случая госпитализации, на 2021 год – 0,011011, на 2022 год – 0,0121121, а также на 2020–2022 годы средние нормативы объёма гистологических и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии – 0,0501 и 0,0007 исследования соответственно;

В Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов (Раздел I), по профилю «онкология» дополнительно включены 18 методов конформной дистанционной лучевой терапии (группы 23, 24, 25).

Средние нормативы объёма медицинской помощи на 2020–2022 годы, оказываемой за счёт средств бюджета и средств ОМС, скорректированы с учётом статистических данных о динамике заболеваемости и смертности населения, фактического выполнения объёмов медицинской помощи за 2018 год, а также с учётом необходимости реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчёте на одного жителя) в 2020 году – 3621,1 рубля (103,8% к 2019 году), 2021 году – 3765,9 рубля (104% к 2020 году) и 2022 году – 3972,7 рубля (105,5% к 2021 году); за счёт средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций Федерального фонда ОМС (в расчёте на одно застрахованное лицо) в 2020 году – 12 699,2 рубля (107,6% к 2019 году), 2021 году – 13 461,6 рубля (106% к 2020 году) и 2022 году – 14 193 рубля (105,4% к 2021 году).

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Программой будут разрабатывать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Источники

  • http://ffoms.ru/system-oms/about-fund/questions-oms/programm-gos-guarantee/
  • http://megalektsii.ru/s445t12.html
  • http://studopedia.ru/3_1095_gosudarstvenniy-kredit.html
  • http://studopedia.ru/5_141914_printsip-gosudarstvennoy-garantii.html
  • http://government.ru/docs/30022/
  • http://apteka.ru/info/articles/avtorskie-kolonki/gosgarantii-v-meditsine/
  • http://docs.cntd.ru/document/564041496
  • http://government.ru/dep_news/38547/
Система государственных гарантий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here