Региональные источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.
Читайте так же:  Калькулятор расчет стажа для трудовой пенсии

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Источники ПСО

Источники ПСО – это правовые формы выражения и закрепления соответствующих правовых норм в нормативно – правовых актах, которые нацелены на правовое регулирование отношений, составляющих предмет ПСО. В настоящее время источники классифицируют по 5 основаниям:

1.По юридической силе(законы и подзаконные акты);

2.По сфере действия (общефедеральные, НПА субъектов РФ, муниципальные, локальные, отраслевые);

3.По субъектам правотворчества (ГД, Президент, Правительство,министерства и ведомства и др.);

4.По форме НПА (законы, указы, распоряжения, постановления, приказы, разъяснения и др.);

5.По правовым институтам (пенсионные, по обеспечению пособиями, по предоставлению соцуслуг и др.).

Система источников ПСО основана на принципе иерархии (т.е. соподчинения нижестоящих НПА вышестоящим). Система состоит из соответствующих уровней (звеньев).

Первое (высшее) звено (федеральный уровень) составляют нормы международного права (МД, соглашения, ратифицированные конвенции и др.), которые, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью национально – правовой системы и превалируют над отечественными правовыми нормативами. Сюда относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован 18.09.1973 г.), Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» и др. Кроме того, источниками международного права по вопросам соцобеспечения являются НПА, заключаемые странами СНГ. Так, 13.03.1992 г. было заключено первое соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения».

Второе звено (федеральный уровень) составляют НПА РФ (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, Основы законодательства, законы РФ).

Так, Конституция РФ является базовым источником ПСО. РФ, согласно ст. 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, провозглашается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и др. Ст. 38 Конституции РФ декларирует, что под защитой государства находятся семья, материнство, отцовство, детство. Каждому гарантируется соцобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. законных случаях (ст. 39). Ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому на охрану здоровья и соответствующую медицинскую помощь. Среди ФЗ следует отметить: ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15.12.2001 г.); ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17.12.2001 г.); ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15.12.2001 г.); ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от 19.05.1995 г.); Закон РФ «О занятости населения в РФ» (от 19.04.1991 г.); ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 24.07.1998 г.); ФЗ «О ветеранах» и другие.

Третье звено (федеральный уровень) составляют Указы Президента РФ по вопросам соцобеспечения. Они призваны восполнить пробелы в законодательстве. К примеру, Ук. Пр. РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (от 7.05.2012 г. № 598).

Четвёртое звено (федеральный уровень) составляют постановления Правительства РФ (ПП РФ), которые устанавливают порядок практической реализации НПА в сфере соцзащиты, а также прописывают дополнительные меры такой защиты для отдельных категорий населения. К примеру, ПП РФ «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» (от 6.02.2012 г. № 98).

Пятое звено (федеральный уровень) включает в себя акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), т.е. соответствующих министерств, ведомств. К ним, в частности, относятся: Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка содействия руководителем медицинской организации (её подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача» (от 26.04.2012 г. № 407 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (от 26.04.2012 г. № 406 н);Положение о доме ребёнка (от 12.04.2012 г. № 344 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями»(от 5.05.2012 г. № 521 н); Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях» (от 31.01.2012 г. № 69 н) и др.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности фсин

Шестое звено (региональный уровень) включает НПА субъектов РФ по вопросам соцобеспечения (региональные законы, постановления глав региональных администраций). Конституция РФ (ч. 2 ст. 76) предусматривает право (и обязанность) принятия нормативно – правовых актов субъектами РФ (по предметам совместного ведения), которые, в свою очередь, призваны конкретизировать и устанавливать повышенные (дополнительные) меры социального обеспечения в своих регионах.

Седьмое звено (муниципальный уровень) включает акты ОМС по вопросам соцобеспечения.

Восьмое звено (локальный уровень) включает акты конкретных организаций (например, коллективные договоры), в которых конкретизируется и устанавливается более высокий уровень соцобеспечения трудящихся.

8.Обязательное социальное страхование (далее ОСС): понятие, принципы

Соц. страхование – система экономических и организационных мер, определяемых государством, направленных для компенсации (минимизации) последствий изменений материального и (или) социального положения лиц, при наступлении социальных рисков, подлежащих ОСС (профзаболевание, инвалидность, болезнь, потеря кормильца, беременность и роды, старость, мед. помощь и др.)[14]. Система современного ОСС включает такие виды страхования, как пенсионное, медицинское, социальное страхование, финансовую основу которых составляют централизованные государственные внебюджетные фонды (ФСС, ПФР, ФОМС).

Принципы ОСС определены в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Среди них:

а) устойчивость финансовой системы ОСС;

б)всеобщий обязательный характер СС, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

в) государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика;

г) государственное регулирование системы ОСС;

д) паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

е) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ж) ответственность за целевое использование средств ОСС;

з) обеспечение надзора и общественного контроля в данной сфере;

и) автономность финансовой системы ОСС.

Дата публикования: 2015-02-18 ; Прочитано: 5410 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

5.Источники права социального обеспечения: понятие, виды.

Источники права – внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.

Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения:

Статье 7 – закреплены исходные юридические начала развития РФ как социального государства.

Статья 38 Конституции РФ декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С точки зрения юридической силы выделяют также законы. В силу принадлежности ПСО к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,

«О трудовых пенсиях в РФ»,

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают

указы и распоряжения Президента РФ.

постановления и распоряжения Правительства РФ.

органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на

нормативные акты субъектов РФ и

Видео (кликните для воспроизведения).

муниципальные нормативные акты.

ФЗ и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции:

Международной организации труда (МОТ),

межгосударственные договоры и соглашения РФ: Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 года и др.

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

Читайте так же:  Постановление правительства социальная стипендия

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Источники социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

• Всеобщая декларация прав человека;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
• Европейская конвенция о социальном обеспечении;
• Конвенция «О правах ребенка»;
• Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

• «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
• «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
• «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
• «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Читайте так же:  Льготы пенсионерам на услуги жкх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10464 —

| 7722 — или читать все.

Глава 4. Источники права социального обеспечения

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.

Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Россия — федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.

К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.

2. В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе,которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.

а) Международные договоры,ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции
РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед
законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

б) Конституция РФ.Она имеет высшую юридическую силу, и все
иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны
противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее
соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.

Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии; закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.

в) Законы Российской Федерации.Согласно п. 2 ст. 55 Конституции
РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная
норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

Читайте так же:  Какие льготы положены ветеранам труда россии

г) Иные нормативные правовые акты.Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.

Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.

В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.

На практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.

Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.

4.Классификация источников права социального обеспечения может
быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений.
Право социального обеспечения регулирует однородные по своему
характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно
различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются
денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо
льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных
правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты
о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми,
безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В
издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном
обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.

5.Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов.По
данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан,
занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях; депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации; народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг.; космонавтов и др.

6.В зависимости от финансовых источников,за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные
правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот
критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение,
поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость
усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится
или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об
основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.

7.По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные.К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения
исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например,
законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах
содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Напри
мер, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых
других входят в систему не только права социального обеспечения, но и
трудового, административного, финансового права.

8.Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще
к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства.
Это в основном по
становления Совета Министров СССР, в том числе совместные с
ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по времен
ной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие
по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета
Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями
труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся
практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой
акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 970 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники

Региональные источники права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here