Реализация конституционных прав инвалидов

Конституционный Суд РФ защитил права инвалидов, получивших социальные выплаты по справкам об инвалидности, которые впоследствии были признаны недействительными исключительно по формальным признакам

Конституционный суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Конституционный суд указал, в частности, следующее.

Пенсионное обеспечение, а также предоставление мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, способствующих преодолению, замещению (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, осуществляются на основе признания лица инвалидом в порядке, предусмотренном законодательством, что предполагает проведение медико-социальной экспертизы. Проведение такой экспертизы составляет обязанность уполномоченной организации — учреждения медико-социальной экспертизы, от ошибок которого, в частности формально-процедурного характера, допущенных в том числе на стадии получения необходимых документов для проведения освидетельствования и не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, не должен страдать гражданин, которому была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности, при условии отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (противоправности). Иное приводило бы к сугубо формальному подходу в разрешении данного вопроса вопреки сути защищаемого права и, как следствие, к непропорциональному его ограничению в нарушение требований равенства и справедливости.

Гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

Хотя получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований либо в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан — участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка признания гражданина инвалидом, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, — при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица — приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы по существу вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия.

Права инвалидов

6 минут Марина Семенова 474

Любое цивилизованное общество, которое формирует высокоразвитое государство, в обязательном порядке разрабатывает правовую базу для поддержки людей с ограниченными возможностями. Для регулирования реализации прав инвалидов разработаны международные нормативы, которые пригодны для использования в любой стране, но только после их ратификации. Российское законодательство предусматривает множество актов, защищающих права инвалидов, с отсылкой на международную практику, но с учётом нашего менталитета.

Международные основы для создания правовой защищённости

В основе определяющих документов, которые призваны защищать интересы нетрудоспособных людей, лежит декларация о правах инвалидов. Именно этот юридический акт даёт официальное определение термину «инвалид». Перечисляет принципы, на которых формируются привилегии граждан с ограниченными возможностями и их социальная защищенность. Этот значимый норматив был принят Ассамблеей ООН в 1975 году. Индивидуальность данного документа заключается в том, что он не имеет юридической силы для государства в обязательном исполнении, но разрешено ссылаться на его статьи и положения органам судебных инстанций. При этом судебные инстанции принимают эти ссылки к сведению как законные и обосновывающие необходимую ситуацию.

Наряду с декларацией действует и Конвенция о правах лиц с инвалидностью. Это нормативный регламент был принятый в организации объединённых наций в 2006 году. Отсчёт начала действия начинается с 2008 году. Защита прав инвалидов по этому документу действует в 173 странах. Для юристов, которые отслеживают нарушения прав инвалидов, представлено 50 статей, поэтапно описывающих все возможности, предоставленные людям с ограничениями по здоровью.

Опираясь на положения этих международных документов, в стране создается нормативно-правовая база, которая обеспечивает гарантии социального характера и защиту интересов недееспособных людей. Преференции особенных людей закрепляются в основных законополагающих документах и федеральных законах.

В РФ положения международных директив нашли своё место в законодательстве и нормативно-юридических актах:

  • «О соцзащите инвалидов» — ФЗ -181.
  • Федеральный закон — 122 «О социальном обслуживании».
  • Статьи Трудового и жилищного кодексов.
  • Раздел в Законе «О ветеранах».

Эти юридические документы и их дополнительные положения направлены на психологическую помощь недееспособным людям. Призваны предоставлять при наличии инвалидности медобслуживание на привилегированных условиях. Законом о господдержке обеспечиваются медицинские привилегии человека с ОВЗ, возможность получения образования всех уровней, профподготовку и льготы социального характера.

Государство работает в направлении создания социальной поддержки для таких людей и обеспечения условий, которые позволят неполноценным людям быть полноправными членами социума. В России неполноценные особы имеют одинаковые преференции практически во всех социальных и общественных сферах жизни.

Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации муниципальное образование — городской округ «Город Зеленогорск» Красноярского края оспаривает конституционность статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение в части, предусматривающей обязанность органов местного самоуправления обеспечить объекты социальной инфраструктуры средствами доступа инвалидов — вне зависимости от наделения этих органов в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями, нарушает самостоятельность органов местного самоуправления и противоречит статьям 7, 12, 72 (пункт «ж» части 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации.

2. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, — их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

3. Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений — объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт «ж» части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, само по себе оспариваемое положение части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» конституционные права заявителя не нарушает, а потому данная жалоба, как не отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, установленным статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не может быть принята им к рассмотрению.

Проверка же законности и обоснованности судебных решений, вынесенных по делу заявителя со ссылкой на оспариваемое им законоположение, как и исследование фактических обстоятельств дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Принято: Пленум Конституционного Суда РФ

Судья-докладчик: Кокотов А.Н.

Текст Определения официально опубликован не был

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора, который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

    Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

Комитет после изучения докладов выносит свои предложения, замечания, общие рекомендации, которые передаются соответствующему государству-участнику в виде заключительных замечаний.Для стран, которые ратифицировали Факультативный протокол (РФ к ним не относится), Комитет является независимым международным органом, который исполняет еще две дополнительные функции:

Проступок
Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).
  • Принимает и рассматривает индивидуальные жалобы граждан и юр.лиц;
  • Проводит расследование в случае действительный грубых и систематических нарушений Конвенции.
  • Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

    Особенности КЗоТ для инвалидов

    Соблюдение интересов лиц, ограниченных по здоровью, имеет большой спектр статей в трудовом законодательстве. Трудовые отношения между работодателем и нездоровым человеком складываются следующим образом:

    Защита и ответственность за нарушение прав инвалидов

    В России, как и в большинстве стран мира инвалиды являются одной из самых незащищённых групп населения, которые в силу физических, психологических и иных причин не могут полноценно и в полном объеме реализовывать свои права. Если за последние 100 лет условия жизни человека в развитых странах намного улучшились, то к инвалидам это не относятся.

    Как правило, об их правах государство и общество думает в самую последнюю очередь. По данным ООН в мире насчитывается больше 650 млн. инвалидов, ежедневно от инвалидности страдают 2 млрд. человек, если добавить членов их семей и людей осуществляющих уход за ними.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

    • юрист;
    • автор юридической колонки газеты «Cyprus Expert»;
    • бакалавр Российского государственного института интеллектуальной собственности;
    • магистр Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

    Стаж юридической деятельности – 8 лет. Подробнее о наших экспертах вы можете узнать здесь.

    Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни, а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

    Реализация инвалидами своих прав

    Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

    Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

    В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

    • Конвенции ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
    • Конституции РФ;
    • УК РФ;
    • ГК РФ;
    • ТК РФ;
    • КоАП РФ;
    • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
    • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
    • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
    • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
    • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
    • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

    Заключение

    Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. права инвалидов первой группы) является Конвенция ООН «О правах инвалидов».

    Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-83 (Москва)
    +7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
    «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г.

    Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

    Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    24 ноября 1995 года

    Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

    • Конституционные основы реализации прав инвалидов в современном обществе
      YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

    Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

    Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

    Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

    Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

    Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

    Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

    Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

    Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

    Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Реализация конституционных прав инвалидов

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Обзор документа

    Обзор документа

    Оспаривались нормы, возлагающие на муниципалитеты обязанность создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

    По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку предусматривают указанную обязанность вне зависимости от наделения муниципалитетов такими госполномочиями. Это нарушает их самостоятельность.

    КС РФ отклонил данные доводы и разъяснил следующее.

    Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере соцзащиты инвалидов. Их установление относится к ведению законодателя.

    Закрепленная в оспариваемых нормах обязанность носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения (в т. ч. муниципалитетами). Она также не разграничивает ответственность за ее осуществление. Эти положения не ограничивают самостоятельность местных органов власти в выборе средств ее реализации. Они не предусматривает объем расходов местных бюджетов на такие мероприятия и сроки их выполнения. Конкретизация данных норм закрепляется, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании.

    Одним из средств этой детализации является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений — объектов социнфраструктуры для инвалидов. Оно заключается в оборудовании в них пандусов. Необходимость установить такое предписание вытекает из Градостроительного кодекса РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (вступил в силу в полном объеме с 1 июля 2010 г.).

    • Гарантии реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
      YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Публичная обязанность обеспечивать доступность зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников этой недвижимости. Применительно к таким объектам, находящимся в муниципальной собственности, она возлагается на муниципалитеты, если нормативно не установлено иное.

    Источники

    • http://www.consultant.ru/law/hotdocs/52741.html/
    • http://invalidu.com/prava/invalidov
    • http://lawyer-consult.ru/social_security/prava-invalidov/zashhita-i-otvetstvennost.html
    • http://base.garant.ru/10164504/
    • http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1695515/
    Реализация конституционных прав инвалидов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here