Противники налоговых льгот

Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

«Финансы», 2012, N 10

Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.

Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

Регионы недостаточно пользуются налоговыми льготами

Регионы недостаточно пользуются правом предоставлять налоговые льготы, говорится в отчете Счетной палаты об администрировании налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2016–2018 гг. За это время ни один регион не предоставил дополнительные социальные и имущественные вычеты, выявила Счетная палата. Кроме того, только 4 из 85 регионов сократили сроки владения квартирой или другим имуществом, необходимые, чтобы доход от их продажи не облагался налогом. Эти 4 региона снизили срок до трех лет, хотя могли до нуля. И лишь 8 регионов ввели дополнительный перечень услуг, которые могут не облагаться налогом, если человек заранее уведомил о них налоговиков.

Собранный НДФЛ зачисляется в региональные бюджеты. Поступления ежегодно растут, отметила Счетная палата: с 3 трлн руб. в 2016 г. до 3,65 трлн в 2018 г. При этом доля НДФЛ в консолидированном бюджете страны снижалась: с 21% в 2016 г. до 16% за первое полугодие 2019.

Регионы редко вводят и другие льготы. Так, с трудом внедряется инвестиционная налоговая льгота, которая должна стимулировать инвестиции. За год правом ее ввести воспользовались лишь 10 регионов, жаловался президент Владимир Путин в феврале 2019 г. К концу года число регионов, которые ввели льготу, выросло до более 40. Но ограничения такие жесткие, что получить льготу практически никто не мог, рассказывал партнер Dentons Василий Марков.

Счетная палата раскритиковала работу исполнительной власти

Система региональных финансов неустойчива и не сбалансирована, предупреждали эксперты S&P. С одной стороны, правительство поддерживает регионы финансово, с другой – каждый год меняет налоговую систему, а на налоги приходится почти 70% их доходов, указывали они.

У регионов, которые покрывают дефицит бюджета за счет дотаций, нет стимулов увеличивать сбор налогов и работать с налогоплательщиками, следует из рейтинга налоговой политики регионов PwC за 2018 г. (опубликован в сентябре 2019 г.). Они не пытаются искать баланс между пополнением бюджета и поддержкой экономического роста, указывали авторы рейтинга. Больше всего предоставляют льготы Москва, ХМАО и Санкт-Петербург. Но делают это за свой счет.

Счетная палата говорит о недостаточных льготах, но Минфин выставляет более жесткие и строгие правила погашения регионального долга, отмечает старший директор Fitch Владимир Редькин, а второе для регионов в приоритете. Кроме того, те региональные власти, которые пользуются льготами, ничего взамен не получают, напоминает Редькин: это не ведет ни к расширению бюджетной базы, ни к значительному притоку новых компаний или населения. Когда некоторые регионы понижали ставку по налогу на имущество, компании спешили зарегистрироваться на их территории, но реальное производство они оставляли в других регионах и ушли, как только ставки выровнялись.

66% налоговых льгот признаны неэффективными

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Рефераты, курсовые, дипломные

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Регионам придется отменить часть налоговых льгот

Идея оценивать эффективность налоговых льгот регионов при распределении дотаций обсуждалась в пятницу на правительственной комиссии по региональному развитию. В целом она одобрена, говорят два федеральных чиновника. Но окончательного решения пока нет, уточняет представитель вице-премьера Дмитрия Козака (отвечает за региональную политику): до 1 декабря регионы должны направить предложения, а Минфин – до конца года их обобщить и доложить. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Регионам, налоговая политика которых окажется неэффективной, Минфин предлагает сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан.

Регионы много теряют из-за неэффективных льгот, объясняет один из чиновников. Минфин предлагает разделить все льготы на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений). Их общая сумма – около 330 млрд руб., писал «Коммерсантъ» и подтверждает чиновник. Большая часть приходится на стимулирующие льготы – около 70%, 8% на социальные и остальное на оптимизирующие. Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих ввести оценку эффективности. Если за пять лет доходы от льготы не превысили потери, она неэффективна и при расчете дотации такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объясняет чиновник.

Примеров неэффективных льгот много, рассказывает партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего это те, которые выполняют роль подарка, а не стимула. В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, приводит он пример, а какой смысл давать льготу, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль для всех компаний (например, Пермский край на 4,5 п. п.), но стать центром притяжения для бизнеса не удается – зато долг вырос, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Федеральные налоговые льготы, навязанные регионам (на них приходится более 60% потерь от льгот), учитываться не будут, поясняет чиновник. Выполнять майские указы президента сокращение дотаций на бюджетную обеспеченность не помешает, на них регионы получают другие дотации – на сбалансированность.

  • Если природные ресурсы разделят на всех в России.
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин. Социальные же льготы лучше заменить прямыми субсидиями нуждающимся, считает Марков. По методике они считаются априори эффективными, но круг их получателей широк, считает эксперт, участвовавший в их обсуждении: регион освободил всех людей от налога на одно транспортное средство небольшой мощности, выпадающие доходы огромные, а социального эффекта нет – пользоваться льготой могут и бедные, и богатые.

Не оценивая эффективность стимулирующих льгот, федеральный бюджет просто финансирует компании, согласен Редькин, но подходить к их оценке надо более комплексно. Делить все льготы всего на три категории неверно, как и связывать их эффективность только с налоговыми поступлениями, согласен эксперт, участвовавший в обсуждениях, ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка. Многие компании льготируются не для роста доходов, а для решения других задач, например развития отрасли. Оценку же льгот лучше привязать к госпрограммам, как Минфин предлагает для федеральных льгот: оценивать достижение конкретных целей, предлагает собеседник «Ведомостей».

Федеральная политика не способствуют росту бюджетного потенциала регионов, предупреждала Счетная палата. Ключевая проблема – федеральные льготы по налогам, отмечает Карен Вартапетов из S&P, без их снижения или учета их последствий проблему выпадающих доходов регионов решить будет достаточно сложно. Предложение Минфина может побудить регионы отказаться от неэффективных льгот, но оно может еще больше ограничить регионы в выборе инструментов, необходимых для развития, заключает Редькин, скорее цель – решить фискальную задачу.

Субъекты налоговых льгот

Особенности применения налоговых льгот. Их признаки

Регулирование налоговой системы часто осуществляется за счет предоставления льгот отдельным группам налогоплательщиков. Льгота по сути является преимуществом субъекта в уплате налогов перед другими субъектами.

В зарубежной практике предоставление льгот часто решает конкретные узкие задачи в социальной сфере. Кроме того, они позволяют стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства и повышать экономическую активность. В России применение налоговых льгот неструктурированно. Оно ведет лишь к снижению суммы к уплате, не выполняя своих функций. То есть не стимулирует плательщиков к определенным действиям, а так же не компенсирует разницы между объектами предпринимательства, либо гражданами с разными факторами влияния.

Если механизм льготного налогообложения достаточно гибкий, то он дает возможность государству влиять на конечный финансовый результат производственного сектора экономики. Что в свою очередь может повысить привлекательность определенной отрасли, и создать условия для ее развития и инвестирования в нее.

Льготы могут влиять на развитие научно – технического прогресса, например, через применение инвестиционного налогового кредита. Проведение научных изысканий на базе предприятий обычно не прибыльно. Если государство предоставит льготы по уплате налогов, при условии продолжения научных исследований, то в конечном итоге предпринимателю будет выгодно заниматься недоходным делом.

То есть, государство может влиять на процессы внутри коммерческой деятельности, которые являются социально и экономически значимыми для общества в целом.

Применение налоговых льгот позволяет направлять отраслевые процессы, не только стимулируя их к росту, но и сдерживая некоторые их них. Создание благоприятных условий для развития бизнеса через механизм налоговых преимуществ ведет к стабильному пополнению бюджета в долгосрочной перспективе, и к росту макроэкономических показателей в целом по стране. Для обеспечения задач по стимулированию процессов в обществе, налоговые льготы должны отвечать ряду признаков. Среди них можно выделить законность и обоснованность применения налоговых льгот. Нельзя допускать индивидуального или дискриминационного подхода к их назначении.

Льготы должны использоваться на добровольных началах. Если плательщик узнал о нововведениях в области применения налоговых преимуществ, он может ими воспользоваться без оповещения соответствующих исполнительных органов власти.

Кроме того, плательщик по собственному желанию может приостановить использование льгот, либо полностью отказаться от них.

Льготы всегда должны создавать преимущества для плательщика.

Сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия и порядок налогообложения

Существуют сторонники и противники налоговых льгот. Процесс сокращения налоговых льгот, в особенности носящих индивидуальный характер, в целом ¾ позитивное явление. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога. Отмена всех налоговых льгот в принципе возможна, в условиях стабильной экономики, и существуют страны, где при таком подходе минимален уровень налогообложения. Недостатки заключены не в самих льготах, а в их неоправданном применении.

Основное направление действия налоговых льгот ¾ это сокращение налогового обязательства налогоплательщика, прямо или косвенно. По механизму действия налоговые льготы имеют существенные различия и группируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлено в их действие. Их можно разделить на такие, как освобождение части прибыли от налогообложения (например, от производства сельскохозяйственной продукции), скидки, действие которых направлено не на исключение из налогооблагаемой базы доходов, а связано с расходами, в зависимости от их влияния на результаты налогообложения; отсрочки (налоговые кредиты) и рассрочки; уменьшение ставки налогообложения; налоговые каникулы.

Среди наиболее значимых по содержанию выступают льготы по капитальным вложениям, которые можно разделить на две группы: для отраслей сферы материального производства ¾ освобождается от налогообложения прибыль, например на финансирование капитальных вложений производственного назначения с целью развития собственной производственной базы; и ¾ на финансирование жилищного строительства. В отличие от предыдущей льготы последняя распространяется на все предприятия. Однако, эти льготы имеют ограничения ¾ они предоставляются только при условии полного использования предприятием сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату. Существующие ограничения в части их применения значительно усложняют расчеты налогооблагаемой прибыли. При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет со дня получения льготы) основных средств и объектов, при приобретении которых предприятие получило указанные льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль увеличивается на остаточную стоимость этих основных средств в пределах сумм предоставленных льгот.

Вопрос об упразднении или сохранении этой льготы очень важен. В настоящее время она не выполняет той роли, которая на нее возложена, по причине сильной размытости и неконкретности. В определенной мере она дает возможность налогоплательщику уходить от налогообложения. Основная цель, с которой была введена эта льгота ¾ стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. Но при этом механизме, который предусмотрен действующим законодательством, эффективность использования предприятием данной льготы крайне низкая.

§ 4. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И МЕТОДЫ ЕГО МИНИМИЗАЦИИ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ И НЕКОТОРЫХ СТРАН ЗАПАДА

В соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов плательщика и амортизационных отчислений.

Валовой доход представляет собой общую сумму дохода от всех видов деятельности, полученного на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Валовые расходы производства и обращения представляют собой сумму затрат плательщика в денежной, материальной и нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются таким плательщиком налога для дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Прибыль плательщиков налога, включая предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица, облагается по ставке 30%. При выплате физическому или юридическому лицу доходов. В связи с их выигрышем в лотерею (кроме государственных), казино, лицо, выплатившее эти доходы, обязано удерживать и вносить в бюджет 30% суммы такого выигрыша. Плательщик налога, который уплачивает дивиденды, начисляет и удерживает налог на дивиденды в размере 30% начисленной суммы независимо от того, является эмитент плательщиком налога на прибыль или нет.

Освобождается от налогообложения прибыль предприятий. Основанных всеукраинскими гражданскими организациями инвалидов, полученная от реализации товаров собственного производства (за исключением подакцизных товаров, посреднической деятельности, игрального бизнеса). Эта льгота распространяется на предприятия, где количество инвалидов составляет не менее 50% общей численности и фонд оплаты труда инвалидов не менее 25% суммы фонда оплаты труда.

Плательщики налога самостоятельно определяют сумму налога, которая подлежит уплате. Эта сумма уменьшается на стоимость торговых патентов приобретенных плательщиком налога.

Противники налоговых льгот

В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.

Могут быть приведены такие аргументы:

— фирма тратит деньги, а значит, происходит перераспределение доходов, являющееся одной из функций налогов;

— благотворительная деятельность фирм в некоторой степени уменьшает расходы государственного бюджета, поэтому её надо поощрять;

— благотворительность должна быть добровольной и бескорыстной;

-объёмы благотворительных пожертвований фирм зачастую могут оказаться существенно меньше суммы потерянных государством налоговых поступлений.

Проблемы налоговых льгот

Принципы и функции налогообложения

Появление государственности способствовало развитию налоговых отношений в обществе. Сбор налогов представлял собой источник финансирования государственной власти. Кроме того, эти средства использовались для осуществления защиты страны. В настоящее время взимание налогов так же формирует основной доход государственной казны, при этом часть денег может использоваться для решения экономических и социальных проблем в обществе.

Налог выступает инструментом взаимодействия между управленческим аппаратом и налогоплательщиками. Он представляет собой обязательную уплату определенной суммы денег в пользу государства, в целях обеспечения его финансирования.

Налоговая система является совокупностью отношений между плательщиком и государством, а так же включает в себя все применяемые формы и виды налогов.

В каждой стране складывается своя специфическая экономическая система, поэтому и системы налогообложения могут иметь индивидуальные свойства. Однако, при внесении каких-либо изменений в систему сбора налогов государство должно руководствоваться основными принципами ее построения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эффективность работы системы налогообложения определяется следующим рядом принципов:

  • справедливость налогообложения всех плательщиков в равной степени;
  • определенность срока и суммы уплаты;
  • удобство расчета, начисления, уплаты;
  • простота механизма;
  • соизмеримость налоговых ставок затратам на их сбор.

Налоговый механизм через свои функции влияет на общее экономическое состояние страны. Он может выступать в качестве инструмента регулирования определенных процессов в хозяйственной деятельности. Основной функцией налоговой системы является обеспечение бесперебойного и достаточного финансирования государственного бюджета. Особенности построения системы позволяют производить перераспределение денежных средств между отраслями экономики, а так же между гражданами разного уровня достатка. Что в свою очередь обеспечивает решение социальных проблем. Кроме того, стимулирует определенные экономические процессы. Контролирующая функция системы сводится к отслеживанию процедуры взимания налогов и наполнения государственной казны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Субъекты налоговых льгот

Согласно налоговому законодательству субъектами признаются лица, либо организации, которые потенциально могут участвовать в налогово – правовых отношениях. Участниками этих отношений могут выступать:

  • Хозяйствующие субъекты и граждане, признаваемые законом налогоплательщиками.
  • Любые организации и частные лица.
  • Органы исполнительной власти.
  • Органы таможни.
  • Налоговые органы.
  • Государственные внебюджетные фонды.

Льготы предоставляются налогоплательщикам, то есть лицам, которые обязаны производить выплаты налогов и сборов. Органы исполнительной власти относятся к налоговым агентам. Иногда налогоплательщик может совмещать в себе две роли. Например, в случаях, когда предприятие производит сбор налогов с работников и его передачу в органы власти.

Плательщик имеет право получать информацию по предоставляемым ему льготам в соответствующем его территориальному местоположению налоговом органе. Он может обращаться в письменной форме в Министерство финансов, и получать ответ относительно законодательных и нормативных актов.

Налогоплательщик всегда имеет право на пользование льготами, если это предусмотренно Налоговым Кодексом. Так же он может потребовать возврата своих переплат, либо проведение взаимозачета с налоговыми организациями, в случае превышения сумм по выплатам.

Плательщик имеет право на сохранение налоговой тайны. Он обязан предоставлять необходимые документы в налоговые органы для проверки. При этом налогоплательщик имеет возможность присутствовать при проведении налоговой проверки на его объекте предпринимательства.

Плательщик обязан хранить свои бухгалтерские документы не менее четырех лет для предоставления их по требованию в налоговые органы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

  • Никита Масленников: Налоговые льготы - порядка 3-3,5 триллионов рублей ежегодно
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Источники

  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/74716-nalogovye-lgoty-celesoobraznost-effektivnost
  • http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/02/12/822856-nalogovimi-lgotami
  • http://www.klerk.ru/buh/news/489105/
  • http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovye_lgoty/problemy_nalogovyh_lgot/
  • http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/11/07/740680-regionam-otmenit-lgot
  • http://www.reffine.com/referatshow-2936-9.html
  • http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=10626
  • http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovye_lgoty/subekty_nalogovyh_lgot/
  • http://www.rbc.ru/economics/26/09/2017/59ca347f9a794740dac157e4
Противники налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here