Правовой статус субъектов права социального обеспечения

1.5 Субъекты правоотношений

Субъекты правоотношений — это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это непросто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь — органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению — граждане — обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан — это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладающие конкретными правами и обязанностями)

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно — юридическое качество-способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако её не следует смешивать с субъективными правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность — это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других- с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца)

Правовой статус гражданина — это признанная Конституцией и законами совокупность прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют качество право дееспособности [7, с.34].

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных — административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию и осуществлению.

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

— совершать определенные действия

— требовать совершения каких-либо действий

— обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность — необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

1. совершения определенных обязательных действий;

2. воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

3. нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор — на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Читайте так же:  Пенсия мвд за январь когда выплатят

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают представители (родители, опекун или попечитель). Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Поскольку материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, при решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права по аналогии. В частности гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает гражданскую дееспособность в полном объёме со временем вступления в брак (ст.21 ГК РФ) или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [2].

Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства по охране здоровья 1993 г. Несовершеннолетние дети старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дееспособность в области получения бесплатной медицинской помощи возникает по достижении 15 лет.

В праве социального обеспечения существует мнение о наличии помимо отраслевой специальной правоспособности в её многообразных видовых и подвидовых проявлениях. Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Следовательно, способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у физического лица в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет её практическое использование.

В содержании отраслевой правоспособности выделяются две группы юридических возможностей — постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объём содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности [1].

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем её содержания меняется на протяжении жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достичь установленного возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая — по достижении пенсионного возраста.

Дееспособность юридических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство в лице государственных органов, учреждений или иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

— территориальные отделения ПФР территориальные отделения ФСС РФ

— органы Министерства здравоохранения и социального развития

— органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.)

Видео (кликните для воспроизведения).

— учреждения здравоохранения и социального обслуживания

Правовое положение субъектов правоотношения по социальному обеспечению

Образцы страниц

Содержание

Введение

Актуальность темы исследования. Социальное обеспечение представляет собой обозначенную на государственном уровне систему, функционирующую ради обслуживания части населения, являющейся нетрудоспособной. В законодательстве оно прописано как форма социальной политики государства, направленная на материальную поддержку тем слоям населения, которые в этом нуждаются.

В главном документе государства, – Конституции Российской Федерации, закреплен принцип всеобщности права такого обеспечения, но это совершенно не значит, что он корректно закреплен в иных правовых документах и правильно функционирует на всех уровнях. Если провести глубокий анализ законодательства, то становится ясно, что право и организация социального обеспечения имеет огромное значение для определенного круга лиц, для которых страхование социальной ответственности является обязательным.

Смысл социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно осуществляет, какие главные проблемы общества позволяет решить. Значительных расхождений в убеждениях ученых по вопросу классификации функций социального обеспечения не отмечается, отличия касаются только формулировок самих функций и их количества.

Главная цель социального обеспечения – предупреждение обнищания населения; гарантированность достойных условий жизни, позволяющих каждому, кто по объективным причинам, признанным обществом, государством социально уважительными, не может собственным трудом приобрести достаточный источник средств существования.

Объект исследования – общественные отношения в рамках деятельности субъектов правоотношения по социальному обеспечению.

Предмет исследования – анализ правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению.

Цель исследования – определить особенности правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению.

  • рассмотреть понятие правоотношений по социальному обеспечению, их признаки и виды;
  • рассмотреть элементы правоотношений по социальному обеспечению;
  • проанализировать правовой статус гражданина (физического лица) как субъекта правоотношений по социальному обеспечению;
  • проанализировать правовое положение государства и его органов как субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных.

Информационная база исследования. При написании данной работы использовались нормативные правовые акты, а также специализированная литература по праву социального обеспечения. Степень разработанности темы была раскрыта в работах Агашева Д.В., Бончика В.М., Борисенко Н.Ю., Буянова М.О., Добромыслова К.В., Долженковой Г.Д., Ермакова Д.Н., Хмелевской С.А., Ершова В.А., Толмачёва И.А., Захаровой Т.И., Ильюхиной Т.М., Масловой Т.А., Мачульской Е.Е., Никонова Д.А., Стремоухова А.В., Крюкова С.В., Рождествиной А.А.. Хоминич И. П., Финогенова Ю. Ю., Челухина Н. Ф., Саввина О. В., Шайхатдиновой В.Ш.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по данной теме.

Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, их признаки и виды

Правоотношения по социальному обеспечению – общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями и гражданами-работодателями, по поводу предоставления гражданам материального и иных видов обеспечения в случае наступления социальных рисков.

Признаками правоотношений по социальному обеспечению являются следующие:

1.2 Элементы правоотношений по социальному обеспечению

Отраслевая специфика правоотношений может быть раскрыта исключительно на основе рассмотрения важнейших их элементов. В теории права к элементам любого правоотношения относят: субъект, объект и содержание правоотношений. Проанализируем данные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.

2.1 Правовой статус гражданина (физического лица) как субъекта правоотношений по социальному обеспечению

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность).

Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Код 214684
Дата создания 2017
Страниц 31 ( 14 шрифт, полуторный интервал )
Источников 20
Видео (кликните для воспроизведения).

2.2 Правовое положение государства и его органов как субъекта правоотношений по социальному обеспечению

В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов.

В силу значительно большего объёма распределяемых государст-венных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченности населения именно в государственную систему социального обеспечения следует особо подчеркнуть разно¬образие государственных органов, которые принимают участие в отношени¬ях по социальному обеспечению населения России. Это государст¬венные внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), пенсионные службы силовых министерств и ведомств, органы службы занято¬сти, региональные органы социальной защиты населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работе, выделим следующие основные аспекты. Социальное обеспечение — это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого совершается удовлетворение жизненных потребностей людей, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Правовое положение субъектов правоотношений по социальному обеспечению

Возникновение права человека на социальное обеспечение. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Страховой стаж и его значение. Общий трудовой стаж. Государственные пособия. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 01.08.2015
Размер файла 307,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организация могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, приостановлении выплаты и т.д.

Меры защиты, в отличие от способов защиты, состоят в действиях компетентных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Они могут применяться как в ответ па обращения граждан, чьи права нарушены, так и по инициативе этих органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Состав мер защиты зависит от: а) формы защиты прав; б) вида нарушенного права; в) характера нарушения права; г) полномочий компетентного органа, учреждения, организации, должностного лица, применяющих меры защиты; д) статуса органа, учреждения, организации, должностного лица, нарушающих права граждан; е) содержания соответствующего нормативного правового акта. Так, мерами защиты могут быть признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и др. Признание права может быть осуществлено любым компетентным органом или учреждением, в том числе судом, признание же недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления — судом; судом же, как правило, выносится решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты состоят как в действиях граждан, так и в действиях соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и имеют внешнее оформление. Так, суды выносят решения, постановления и определения. Граждане подают обращения, иски. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица реагируют па обращения граждан путем оформления протоколов, издания постановлений, предписаний, предостережений, представлений, протестов и т.д.

В охранительных правоотношениях в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

Граждане обладают правомочиями требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать от виновных в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

Обязанности органов, организаций и учреждений заключаются в выполнении решений, вынесенных юрисдикционными органами.

Большое значение имеет вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других — обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.

3.4 Защита прав граждан с помощью внесудебного порядка разрешения споров

Внесудебная защита прав граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Нормативным правовым актом общего назначения является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Работу с обращениями граждан осуществляет и Администрация Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, которая действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента от 17 февраля 2010 г. №201.

Управление обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, а также направление их для рассмотрения в соответствующие органы и организации, осуществляя контроль над своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан, а также извещает граждан о результатах рассмотрения их обращений.

Внесудебная защита включает несколько стадий, которые следуют друг за другом и обеспечивают реализацию социальных прав граждан. Такими стадиями являются: подача и прием жалобы; делопроизводство по жалобе; рассмотрение и проверка жалобы; принятие и оформление решения по жалобе; сообщение гражданину по результатам рассмотрения жалобы.

При несогласии с решением по жалобе гражданин может обратиться в вышестоящий орган или суд.

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015)

3) Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции от 02.05.2015)

4) Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)

5) Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015)

6) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (в ред. 30.03.2015)

7) Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) C.31

8) Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

9) Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

10) Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013)

11) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

12) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 31.12.2014)

13) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О воинской обязанности и военной службе»

14) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

15) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.12.2014)

16) Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 22.12.2014) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

17) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ)

18) Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (в редакции Федерального Закона от 25марта 2013)

19) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

Список используемой литературы

20) Арон, Р. Эссе о свободах: универсальной и единственной формулы свободы не существует// Полис. — 2015.-№1.- С.132

21) Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2014.-. С.216.

22) Васильева, Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: монография. Пермь, 2014 с. 51 — 54.43

23) Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусев.- М., 2014, — С.10

24) Жумангулова, Г. Право социального обеспечения: учебник/Г.Жумангулова, А. Ахметова, Г. Ахметова .-Алма-Ата, 2013 С. 20 — 22.

25) Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник/М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.-Москва: Волтерс Клувер,2015 C.274

26) Иваненко, В.А., Иваненко, В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. — М., 2015. — С. 34.

27) Козлов, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. — М., 2014. — С.84

28) Корсаненкова, Ю.В. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: учебное пособие/Ю.В.Корсаненкова, А. C.143

29) Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/ отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 2014.- С.120

30) Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие осуществление, защита. М.,2014. С.39

31) Мацулевич, Ю.С. Граждане как субъекты российского права социального обеспечения: автореф. дис. .. канд.юрид. наук. — М., 2013

32) Мочульская, Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Наук — М.,2014.- С.10; Попов, В.Г. Социальная защита населения в регионе: учебное пособие. — Екатеринбург, 2013.-С.57,58

33) Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. — М.,2014-С.236.

34) Права человека в массовом сознании / И.Б. Михайловская [и др.]- М., 2014 -С.25

35) Новгородцев, П. И. Право на достойное человеческое существование.- СПб., 2013.- С.1.

36) Покровский, И.А. Право на существование.- СПб. , 2013. — С.36

37) Пронина, Л. И. Проблемы развития социального обеспечения: автореф. дис. д. экон. наук-М., 2015.- С.21

38) Роик, В.Д. Обязательное медицинское страхование: теория и практика: учебное пособие.- М.: Дело и сервис, 2014 C.106

39) Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь.- М., 2015. — С.579.

40) Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учеб. пособие. Вып.2. Екатеринбург 2013. С.19

Размер материнского семейного капитала за периоды 2007 и 2015 годов

Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание

Правоотношения по социальному обеспечению – общественные отношения, которые в свое время являются урегулированными специальными правовыми нормами, появившиеся между органами, а также гражданами определенного государства, самоуправления местной направленности, организациями и гражданами-работодателями, по предоставлению гражданам какого-либо материального и других видов обеспечения в ситуации наступления социальных рисков.

Стоит отметить существующие признаки правовых отношений по социальному обеспечению:

  1. отношения правовой направленности в большинстве случаев имеют именно волевой характер;
  2. обладают определенным урегулированы правом;
  3. складываются между обязанными (сюда имеют отношение органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане-работодатели, а также различные организации) и уполномоченными субъектами;
  4. появляются относительно материального, а также совершенно иных видов обеспечения;
  5. возникают на основе определенных факторов юридической направленности.

Субъекты, а также объекты и содержание правовых отношений по обеспечению социальной направленности

Стоит отметить, что субъекты отношений правового характера по социальному обеспечению в зависимости от своей роли в распределительных отношениях делятся на субъекты имеющие определенное право на социальное обеспечение, а также субъекты, которые в свою очередь обязаны его предоставить.

Субъекты – то есть конкретные лица, которые в свою очередь имеют специальное право на обеспечение социальной направленности, представлены различными группами: лица которые не достигли возраста 18 лет, граждане, являющиеся инвалидами (включая детей-инвалидов), лица, достигшие возраста пенсионных выплат, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, граждане, которые являются нетрудоспособными, лица находящиеся в какой-либо трудной жизненной ситуации, утратившие возможность к самообслуживанию и др.

Граждане обладают определенным юридическим свойством, как правовая субъектность, то есть некая предусмотренная нормами правовой направленности способность какого-либо лица быть участником правовых отношений.

В качестве первого элемента правовой субъектности выступает правоспособность.

В теории права под правовой способностью понимается предусмотренная правовыми нормами определенная способность того или иного гражданина иметь права субъективного порядка и те или иные юридические обязанности.

По мнению В. Ш. Шайхатдинова, «правовая способность граждан в области обеспечения социального характера представляет собой юридическо-общественное качество – то есть некую способность лица быть участником отраслевых правовых отношений. Она в свою очередь выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правовых отношений субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Именно из-за этого элементами правовой способности являются конкретные права на пенсию, пособие, помощь медицинского характера и др».

Что же касается Социально-правовой правоспособности, то она обычно представляет специальную составную часть общеправовой правовой способности, которая в свое время появляется у каждого гражданина с момента рождения и подлежит процессу прекращения с его смертью или признанием его умершим.

Подводя черту под всем вышесказанном можно сделать вывод, что способность правовой направленности является специальным условием для существования определенного субъективного права либо обязанности, а дееспособность в свое время занимается тем, что характеризует степень самостоятельности приобретения обязанностей, а также прав.

К субъектам обязанным предоставлять обеспечение имеет отношение: Пенсионный фонд Российской Федерации, а также его территориальные органы, специальный Фонд обязательного страхования социального характера Российской Федерации и его территориальные органы, федеральные и, конечно, территориальные органы Фонда обязательного страхования медицинского порядка Российской Федерации, различные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, какие-либо другие органы государственной власти, местного самоуправления, организации, работодатели – то есть физические лица. Отмеченные субъекты, за исключением определенных физических лиц, а именно работодателей являются юридическими лицами.

Правосубъектность лица юридической направленности обычно складывается из правовой способности и, что не менее важно дееспособности появившейся с момента регистрации юридического лица (государственного органа). Правосубъектность лиц, которые в свою очередь обязаны предоставлять обеспечение является специальной и выступает в виде компетенции, то есть суммы конкретных прав, обязанностей, и полномочий. Специальная правовая субъектность осуществляется в правовых отношениях материального типа, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность лица юридической направленности.

Классификации правовых отношений

Также важно заметить, что существуют различные классификации отношений правового характера по социальному обеспечению.

Одной из главных классификаций, которая в свою очередь проводится по видам обеспечения (по объекту правовых отношений): пенсионные, по предоставлению специальных пособий (обеспечению пособиями), выплат, которые осуществляются в компенсационном порядке, по медицинской помощи, обслуживанию социальной направленности, предоставлению определенных мер социальной поддержки. Такие виды правовых отношений в свое время содержат более мелкие единицы классификации – которые обычно называют подвидами. Например, правовые отношения пенсионного характера подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности в ситуации потери кормильца и пенсия, которая выдается за выслугу лет и какой-либо социальной пенсии.

По сроку действия отношения правовой направленности по социальному обеспечению могут быть длительными (то есть осуществляется выплата пенсии, пособий), пожизненные выплаты, и единовременными (кратковременными) (например, выплата единовременного пособия).

Предпосылками появления правовых отношений по обеспечению социального характера являются правосубъектность сторон, а также определенные юридические факты.

Объект правоотношений

Объект правоотношений по тому или иному обеспечению социального характера – материальные услуги, а также блага, адресованные гражданину, по поводу которых появляются те или иные правовые отношения.

В роли объектов правоотношений по социальному обеспечению чаще всего выступают пенсии, определенные пособия, выплаты компенсационного порядка, определенные меры социальной поддержки, социальное обслуживание, помощь медицинской направленности.

Содержание правоотношений – субъективные права и специальные юридические обязанности, которые в свою очередь показывают существующую связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Содержание правовых отношений по социальному обеспечению в большей мере представляет собой именно совокупность прав субъективной направленности и, что самое главное юридических обязанностей граждан, и уполномоченных органов по поводу получения, и, конечно, предоставления определенного социального обеспечения.

В правоотношениях по обеспечению социальной направленности какие-либо субъективные права тех или иных лиц включают правомочие требовать у уполномоченных органов предоставления конкретных видов обеспечения в конкретно установленные сроки, в четко установленных законом размерах. Также стоит заметить, что в свое время у уполномоченных органов существуют соответствующие праву граждан обязанности: проведение пенсионных выплат, пособий, своевременный перерасчет этих пособий, а также пенсий, проведение необходимых процедур по индексации, предоставление услуг медицинского характера.

Сами граждане в свою очередь несут обязанность по предоставлению тех или иных актов, которые должны быть правильно оформлены, а также отвечают за извещение уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, которые могут повлечь за собой какие-либо изменения, прекращение, приостановление предоставления обеспечения.

Организации-работодатели и работодатели – то есть лица юридической обязанности обязаны выдавать надлежаще оформленные акты для назначения пенсий, а также пособий, при этом сообщать в уполномоченные органы о приеме на работу и т.п.

Уполномоченные органы имеют полное право требовать от граждан предоставления требующихся актов, сообщения сведений, явки на специальную экспертизу, соблюдения определенного режима.

Основания появления, а также изменения и, что не менее важно прекращения правовых отношений по социальному обеспечению.

В качестве оснований возникновения, прекращения и, конечно изменения правоотношений по обеспечению социальной направленности выступают юридические факты, то есть конкретные жизненные обстоятельства с которыми правовые нормы связывают правовые последствия. К числу данных обстоятельств вполне могут относиться как события, которые никаким образом не зависят от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и деяния, совершаемые по воле (например, процедура обращения за пенсией или же пособием).

Одной из самых главных особенностей отношений по обеспечению социального характера является их сложность именно из-за появления, а также изменения, прекращения отношений правовой направленности недостаточно одного юридического факта, а потребуется наступление целого юридического состава – то есть комплекса разнородных, самостоятельных фактов юридического типа, которые имеют самостоятельное правовое значение. Появление правовых отношений по соц обеспечению является достаточно прозрачным результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правовых отношений

Возникновение правовых отношений по социальному обеспечению в большей мере связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа на протяжении определенного срока, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности (но важно заметить, что временной), инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть гражданина, который являлся кормильцем, факт иждивения, потеря источника средств существования. На появление данных правовых отношений влияют также причины инвалидности, размер зарплаты, факт подачи заявления в какой-либо уполномоченный орган, вынесение специального решения уполномоченным органом о предоставлении обеспечения.

Правовые отношения вполне могут появляться только при наличии полного состава юридического характера, которые в свое время были предусмотрены правовыми нормами. Так, для появления правоотношения по обеспечению пенсией по старости необходимо наличие страхового стажа сроком не меньше 5 лет, достижение пенсионного возраста, а также подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом определенного решения свидетельствующего о предоставлении пенсии.

Какие-либо изменения правовых отношений вполне могут повлечь такие юридические факты, как увеличение продолжительности стажа, увеличение заработной платы, изменение группы инвалидности, семейного состава, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях.

Прекращение отношений правового порядка по социальному обеспечению может произойти из-за смерти пенсионера, восстановления трудоспособности, истечения срока выплаты.

Источники

Правовой статус субъектов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1