Право на социальное обеспечение в международных актах

Международные акты о праве человека на социальное обеспечение

Понятие, предмет, система права социального обеспечения.

Право социального обеспечения

Благодир Алла Леонтьевна

(читает лекции и принимает зачет/экзамен)

Учебная литература: Право социального обеспечения под редакцией Тучковой и Захарова (общая часть вполне адекватна существующей ситуации); Право социального обеспечения под редакцией Гусова.

«О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении» Носить на Лекции!

Лекция №1 06.09.2012

Социальное обеспечение как социально-экономическая категория служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является неравенством производительности труда и эффективности производства. В XX веке получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой и является социальное обеспечение.

Каким образом происходит перераспределение совокупного общественного продукта в рамках социально-экономической системы социально-экономического обеспечения? Эта система многоаспектная.

1) Экономический аспект выражается в способах финансирования социального обеспечения;

2) Финансово-правовой аспект. Государство с помощью норм права устанавливает финансирование;

3) Административно-правовой аспект – организация, управление социальным обеспечением осуществляется через нормы права;

4) Перераспределяя совокупный общественный продукт, государство предоставляет конкретные виды социального обеспечения гражданам, и данное материальное обеспечение граждан объективно требует законодательного закрепления.

Впервые право человека на социальное обеспечение было провозглашено в 1789г. на лозунгах первой Французской революции (право на труд, право на социальное обеспечение).

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1948г. признает право социального обеспечения за каждым гражданином, а не только за работающим. Декларация конкретизирует систему социального обеспечения, где гарантируется достойный уровень жизни. В декларации раскрывается понятие достойного уровня жизни – это возможность человека удовлетворять такие потребности, как потребность в одежде, пище, жилище и услугах, которые гарантировали бы человеку здоровье. Декларация четко закрепляет классические социальные риски, когда у человека возникает право, а государство обязано предоставить социальное обеспечение. К социальным рискам относят:

1) нетрудоспособность. Как временную, так и постоянную;

5) другие случаи, когда по независящим от человека обстоятельствам он лишен возможности собственными усилиями приобретать источник средств к существованию.

В декларации выделен такой социальной фактор как материнство, вдовство, детство.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека. Он устанавливает социальный минимальный уровень, который включает все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи.

Конвенции международной организации труда.

Конвенция №102 1952г. «О минимальных нормах социального обеспечения» Закрепляет, что размер пособия не может быть меньше 40% заработка, конвенция дифференцирует минимальные размеры выплат в зависимости от количества иждивенцев, периодов уплаты страховых взносов. Конвенция НЕ ратифицирована.

Европейский кодекс социального обеспечения. Составлен на основе 102 Конвенции. Развивает и конкретизирует нормы Конвенции.

Конвенция №127 1967г. «О пособиях по старости, инвалидности и в случаях потери кормильца». Данная конвенция предусматривает право на социальное обеспечение абсолютно всем гражданам. Конвенция НЕ ратифицирована.

Конвенция 1989г. «О правах ребенка». Ратифицирована Россией в 1999г . Охватывает весь комплекс прав ребенка как гражданских, так и социально-экономических.

Конвенция №165 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями. Ратифицирована в России в 1999г . Она определяет необходимость развития государственных или частных служб быта, таких как учреждения и службы по уходу за детьми и оказания помощи семье, которые могли бы оказывать такую помощь как бесплатно, так и за умеренную плату, в зависимости от платежеспособности трудящихся.

Европейская социальная хартия принята 1961г., пересмотрена 1996г. Ратифицирована Россией 20 мая 2009г . Провозгласила следующие социальные права: право на охрану здоровья, социальное обеспечение, получение социальной и медицинской помощи, особая защита внетрудовых отношений, прав трудящихся мигрантов и членов их семей, матерей, детей, инвалидов, молодежи и престарелых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11140 —

| 7505 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_60941_mezhdunarodnie-akti-o-prave-cheloveka-na-sotsialnoe-obespechenie.html

Международно-правовое регулирование социального обеспечения (общая характеристика)

Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты ООН , закрепившие основополагающие права человека. На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируются Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991, и Конституция РФ. В Декларации закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Впервые в ней провозглашен принцип, что пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. В Конституции РФ получили закрепление основные права и свободы человека и гражданина, особенно признание того, что общепризнанные международные нормы и принципы и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны и имеют наивысшую юридическую силу.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., оказала позитивное влияние в сфере защиты прав человека: ст. 22 закрепляет право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества, в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Второй по значимости международный акт — Международный пакт об экономических. социальных и культурных правах (ГА ООН 16.12.19661) признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, право на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В случаях нарушения предусматривает возможность обжалования в Комитете по правам человека.

Международная организация труда (МОТ ) играла важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в мире, осуществляет свою деятельность на основании соглашения с ООН, создана в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 вместе с Лигой Наций и пережила эту организацию. Число государств-членов Мот — 175 на настоящий момент. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» и механизм ее реализации подчеркивает, что МОТ является организацией, наделенном мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, пользуется всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов. Принципы МОТ: 1) универсальность; 2) трехсторонность; 3) сочетание разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Международные нормы в сфере социального обеспечения направлена на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального права социального обеспечения. Обязанность государства-члена МОТ — внести изменения в свою систему права в соответствии с Конвенциями МОТ; она возникает, если нормы МОТ содержат более льготные условия, чем внутренние нормы государства.

Международные нормы в сфере социального обеспечения содержатся в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, актах рекомендательного характера. Нормы МОТ направлены на установление принципа равноправия прежде всего в области социального обеспечения. Россия не ратифицировала большую часть конвенций по вопросам социального обеспечения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9840 —

| 7651 — или читать все.

http://studopedia.ru/11_160806_finansirovanie-sotsialnogo-obespecheniya-stran-vostochnoy-evropi.html

Основные источники международного права, закрепляющие нормы социального обеспечения

Пакт «об экономических, социальных и культурных правах» является наиболее значимым источником, в котором содержатся общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся социального обеспечения. Пакт базируется на принципах, провозглашённых уставом ООН и содержащиеся в всеобщей декларации прав человека.

1) Пакт предусматривает, что участвующие в нём государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

2) Государство, участвующее в пакте обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры тому, чтобы обеспечить постепенное, полное осуществление всех признаваемых прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер.

3) Государство, участвующее в пакте признают право каждого человека на жизнь, достойную для него и его семьи, включающее достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принимать меры к осуществлению этого права.

Выше упомянутый пакт связан со всеобщей декларацией человека, которая закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства. В декларации говорится, что каждый имеет право, на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояние его самого и его семьи.

Также декларация говорит, что каждый имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

1) Указанные международные акты определяют уровень жизни, который гарантируется человеку. По существу это минимальный уровень жизни.

2) В них содержится перечень всех социальных рисков, защиту от которых призвано гарантировать государство.

3) В актах говорится о повышенной охране здоровья для матерей в течении разумного времени до и после родов.

4) Особые меры (охрана и помощь) предусмотрены в отношении детей и подростков.

Многие нормы, содержащиеся в пакте и декларации, воспроизводятся и развиваются в декларации прав и свобод человека и гражданина, которая признана Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.

Декларация не является нормативно-правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствии с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. В декларации говорится о том, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Вторым значимым актом в сфере социального обеспечения является конвенция о правах ребёнка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 года и вступила в силу в СССР с 15 сентября 1990 года.

Данная конвенция охватывает весь комплекс прав ребёнка (гражданские, социально-экономические права). Также в конвенции определён механизм контроля взятия на себя государством обязанностей.

Контроль осуществляется комитетом по правам ребёнка, состоящим из 10 независимых экспертов, каждый из которых выступает в личном качестве. Эксперты избираются на совещании государств-участников конвенции. Государства-участники конвенции предоставляют доклады комитету каждые 5 лет. Россия вступила в Совет Европы и стала 39 членом в этой организации. Закон о присоединение Российской Федерации к Совету Европы принят 23 февраля 1996 года. Сам Совет Европы основан в мае 1949 года 10 европейскими государствами (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Германия).

Состав Совета Европы постоянно расширяется. Штаб-квартира расположена в Стразбурге, Франция. Наблюдателями являются США, Япония, Канада, Австралия. Основные органы Совета Европы: комитет министров, парламентская ассамблея, конгресс местных и региональных властей Европы, секретариат.

Комитет министров собирается на уровне министров иностранных дел как минимум два раза в год. В остальное время он работает в составе их представителей. Парламентская ассамблея имеет консультативные функции и заседает 4 раза в год. Комитет министром является тем органом, который вправе утверждать нормативные правовые акты в форму конвенции, которые подлежат ратификации и имеют обязательную юридическую силу, либо в форме рекомендации, которую должны учитывать государством члены Совета Европы в своей законодательной деятельности.

Цели создания Совета Европы закреплены в его уставе:

1) Работа для достижения большего единства в Европе;

2) Защищать принципы парламентской демократии;

3) Содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей.

Совет Европы за свою историю принял более 100 конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются:

1) европейская конвенция о правах человека;

2) европейская социальная хартия.

Позже был разработан европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с международной организацией труда и на основе её конвенции №102 (1952 год) «О минимальных нормах социального обеспечения».

Этот кодекс определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем, профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью, потерей кормильца. Также в кодексе раскрывается содержания всех традиционных звеньев социального обеспечения: медицинское обслуживание, пособия по болезни, в случае трудового увечья, семейные пособия, пособия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Кроме того, в кодексе содержатся стандарты по начислению периодических выплат.

Основные положение конвенции №102 «о минимальных нормах социального обеспечения»:

1) В отношении пособий по болезни предусматривается установление определённого стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений. Предусмотрено также ограничение продолжительности выплаты пособия 26 неделями в каждом случае заболевания. Не предоставление пособия за первые три дня болезни.

2) В отношении пособий по безработице предусмотрено не предоставление пособия за первые 7 дней каждого случая временной утраты заработка.

3) В отношении пособий по старости – установление для граждан обоего пола пенсионного возраста не выше 65 лет и даже более высокого возрастного предела с учётом работоспособности пожилых граждан. Сокращение пенсии, когда заработок пенсионера превышает определённую сумму.

4) В отношении пособий по беременности и родам – установление стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений. Ограничение срока выплаты пособия 12 неделями.

5) В отношении пособий по инвалидности – установление 15 летнего стажа уплаты страховых взносов или работы по найму или 10 летнего стажа пребывания в стране. Выплата пособий лишь при полной утрате способности к какому-либо труду.

6) В отношении пособий по случаю потери кормильца – обеспечение только вдов и детей умершего, сокращение пособий работающим вдовам

Двусторонние соглашения «О социальном обеспечении» были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентацией, а именно: Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической республикой. В соответствии с данными соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны во всех вопросах социального обеспечения приравнивается к гражданам этой страны, если соглашение не предусматривает иное.

В законодательстве, принятом в тот момент, когда ещё существовал СССР, предусмотрено, что граждане других союзных республик, проживающих в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, как и иностранные граждане и лица без гражданства.

В настоящее время граждане бывших союзных республик являются иностранными гражданами. В пенсионном обеспечении иностранных граждан имеются существенные особенности. Они определяются соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение заключили 13 марта 1992 года. Участники СНГ: Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.

Д/з: Найти определения декларации, пакты, соглашения, конвенции, рекомендации. Разобрать европейская конвенция о правах человека; европейская социальная хартия, всеобщая декларация прав человека, кодекс, соглашения между участниками СНГ.

Декларация – это официальное провозглашение государством, партией, международными и межгосударственными организациями основных принципов таких, как свобода, права человека и так далее.

Пакт – это наименования различного рода международных договоров, имеющих большое критическое значения.

Соглашение –договор двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Конвенция – это разновидность договора, нормы которого являются юридически образующими для него.

(часть лекции отсутствует)

2. Международные акты:

1) всеобщая декларация по правам человека;

2) международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) европейская конвенция о социальном обеспечении;

4) конвенция о правах ребёнка;

5) соглашение стран СНГ о гарантиях прав граждан участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

3. Федеральные законы:

1) федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования;

2) федеральный закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания;

3) федеральный закон о социальной защите инвалидов Российской Федерации, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов для обеспечения их прав;

4) федеральный закон о медицинском страховании граждан Российской Федерации, нацеленный на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь.

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента Российской Федерации – О размере пособий по временной нетрудоспособности, о фонде социального страхования, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией организации и прочие указы Президента;

2) Постановления Правительства Российской Федерации – об утверждении Положения в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, о социальной поддержки граждан,

3) иные нормативные акты – Постановления Министерства труда, Приказы Министерства социального развития и тому подобное

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9153 —

| 7769 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_28210_osnovnie-istochniki-mezhdunarodnogo-prava-zakreplyayushchie-normi-sotsialnogo-obespecheniya.html

Вопрос №1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

«Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

Так в конституции Франции, принятой в 1946 году – записаны права на социальное обеспечение граждан. В конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «В всех сферах жизни, – отмечается в этой конституции государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия».

В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде, в каком они содержатся в Декларации прав человека и гражданина» служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

3 Организационно – правовые формы социального обеспечения

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (ФЗ Об обязательном пенсионном страховании).

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ФЗ об основах обязательного социального страхования).

. Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев. Единый социальный налог — НЕТ в НК РФ.

Экономика, сориентированная на рынок, предполагает функционирование не только рынка товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынка труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными) рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы.

Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наемных работников, выдержавшей испытание временем во всех странах с рыночной экономикой, остается обязательное социальное страхование. Суть его заключается в распределении социального риска потери заработка либо его снижения по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые федеральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. Расходы на социальное обеспечение работающих (либо несущих службу) частично финансируются и за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательный (государственный) характер социального страхования выражается:

во-первых, в обязательности страховых платежей;

во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступлений платежей;

в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

В Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». в нем закреплены основные понятия:

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

  • Право социального обеспечения. Лекция 1. Предмет, метод, система
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Видами социальных страховых рисков являются (ст. 7 ФЗ № 165):

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию(ст. 8 ФЗ № 165):

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) утратил силу c 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

13) социальное пособие на погребение;

14) утратил силу c 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы, которыми завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих законов является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает страховщика, страхователей и круг застрахованных (ст. 5—7 закона); закрепляет финансовую систему обязательного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кредитно-финансовые системы. Они образуются за счет единого социального налога, в том числе страховых платежей работодателей. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий трудящимся, на получение медико-социальной помощи в порядке обязательного медицинского страхования.

Другой централизованной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. В рамках данной формы социальное обеспечение предоставляется тем, кто не подлежит государственному социальному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, и их семей), а также тем, кто не трудится («еще» или «уже» нетрудоспособны), и вне всякой связи с трудовой деятельностью (предоставление социальных пенсий, комплекса социальных услуг пожилым, нетрудоспособным, семьям с детьми).

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются также расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (судьям, прокурорско-следственным работникам, государственным служащим, депутатам). Это как бы смешанная форма социального обеспечения.

Наряду с централизованными, в настоящее время широкое распространение получают региональные и локальные формы социального обеспечения, когда общегосударственные гарантии социального обеспечения повышаются за счет финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муниципальном уровнях и в каждой отдельной организации.

Раскрывая понятие государственной системы социального обеспечения, следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Это также и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения).

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 6483 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

http://studopedia.org/8-84866.html

Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав показывает насколько развито общество в том или ином государстве.

«Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение.
Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

http://students-library.com/library/read/105819-pravo-celoveka-na-socialnoe-obespecenie-v-mezdunarodnyh-aktah

Вопрос Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Международно-правовое регулирование – раз­работка международных стандартов в области СО, координации национальных законо­дательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на со­циальные выплаты при переезде гражданина из одного государ­ства в другое в процессе трудовой деятельности или сохране­ния приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Источники международно-правового регулирования – акты ООН и МОТ, регио­нальных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Группы международных норм о СО по географической сфере действия (универсальные; региональные; двусторонние).

Имплементация

– способы претворения в жизнь международных норм о социальном обеспечении:

1) акты, обязательные для исполнения государствами-участ­никами международной организации, без ратификации;

2) акты, обязательные для исполнения после ратификации (документы ООН, конвенции МОТ);

3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948) – право каждого на социальное обеспечение и на осуществление необходимого для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст.22)

Каждый имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст.25).

1) право каждого члена общества на социальное обеспечение;

2) право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи;

3) перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение;

4) самостоятельное основание особого попечения и помощи – материнство и младенчество.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966):

1) широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании;

2) особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов;

3) защита детей, подростков от экономической и социальной эксплуатации;

4) признает право каждого:

а) на достаточный уровень жизни для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни;

б) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Права человека, закрепленные в указанных актах, свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам – одна из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Конвенция МОТ №102 (1952) – минимальные нормы СО:

1) пособие на медицинское обслуживание (срок выплаты ограничен 26 неделями);

2) пособие по безработице (минимальный срок – 13 недель в течение 26 месяцев);

3) медицинская помощь и пособие по беременности и родам (может ограничиваться 12 неделями);

4) право на пенсию по инвалидности (наемные работники – 15-летний страховой или трудовой стаж или проживание в стране не менее 15 лет; самозанятые граждане – 3-летний страховой стаж и среднегодовая сумма взносов);

5) пенсия по случаю потери кормильца (вдова и дети умершего при отсутствии средств к существованию).

2 вопрос Российская система социального обеспечения: современное состояние правовые проблемы дальнейшего развития.

Формирование пенсионной системы:

1) Закон РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», создан ПФР как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система: предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения. Закреплены (равная правовая оценка всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; механизм сохранения реальной ценности пенсии путем защиты от инфляции). Решены проблемы нестрахового характера (повышены пенсии для военнослужащих срочной службы и их семей; введена социальные пенсии).

2) Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах ВД, и их семей» (лицам, указанным в законе, предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов).

Начался процесс разрушения единой пенсионной системы (нормы Закона 1993 стали распространяться на сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции, должностных лиц таможенных органов, работников прокуратуры и работников научных и образовательных учреждений, находящихся в ведении прокуратуры).

Аналогичная система пенсионного обеспечения введена для государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, депутатов (для судей установлено не облагаемое налогом пожизненное денежное содержание, выплачиваемое в период пребывания в отставке).

Указами Президента в отдельных случаях стало устанавливаться пожизненное содержание дополнительно к государственной пенсии (до 10 МРОТ).

Результат декодификации пенсионного законодательства – возврат к полисистемности в пенсионном обеспечении.

3) Пенсионные законы 2001 (законодатель отказался от сохранения пенсионной системы наемных работников, в основу которой были положены принципы социального страхования, заменив ее индивидуально-накопительной пенсионной системой; в то же время наряду с ней сохранено государственное пенсионное обеспечение за счет бюджетного финансирования тех категорий служащих, которые и до реформы обеспечивались пенсиями по привилегированной системе).

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения:

1) пособие по беременности и родам (Закон РФ от 04.04.1992 №2660-1 «О дополнительных мерах по охране материнства и детства; позднее ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

2) пособие по безработице (Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РСФСР»);

3) ритуальное пособие (Закон РФ от 12.03.1992 №2503-1 «О ритуальном пособии» позднее ФЗ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»);

– единовременные пособия для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом (ФЗ от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»);

– для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей (ФЗ от 09.01.1997 №8-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»);

– при возникновении поствакцинального осложнения у граждан (ФЗ от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»);

– для обучающихся и воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

– для военнослужащих, уволенных с военной службы без права на пенсию (ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

– единовременное пособие гражданам, получившим статус беженца (ФЗ от 28.06.1997 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах»);

– ежемесячное пособие для супруга военнослужащего и жен служащих органов ВД, проживающих вместе с супругом в местностях, где они не могут быть трудоустроены из-за отсутствия работы или в связи с состоянием здоровья ребенка);

5) ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ (отменено: компенсация учащимся на питание, инвалидам из числа ветеранов на санаторно-курортное лечение и транспортное обслуживание; введено: пособия вынужденным переселенцам и беженцам заменены компенсацией расходов на проезд и провоз багажа; для некоторых категорий служащих введены компенсации расходов на содержание ребенка в дошкольном детском учреждении и на организацию летнего отдыха детей);

6) 1999 – еще один вид социальной помощи – гражданам, душевой доход которых ниже прожиточного минимума в данном регионе;

7) ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ (монетизация льгот – для ветеранов войны, а также для инвалидов введен новый вид социальной выплаты – ежемесячная денежная выплата);

8) денежные субсидии (на строительство или приобретение жилья определенным категориям граждан, выезжающих из районов КС и ПМ и вынужденных переселенцев; выплаты малоимущим, компенсирующие расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг;

9) 2000 – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ежемесячные выплаты, возмещающие заработок пострадавшего, который он имел до наступления несчастного случая, повредившего его здоровье; единовременная выплата и выплаты, возмещающие пострадавшему дополнительные расходы, которые у него возникли в связи с полученной травмой).

С 2005 расходы по выплате многих пособий и компенсаций осуществляются за счет бюджетов субъектов РФ (они вправе определять все параметры обеспечения, вплоть до отмены выплат).

Формирование системы социального обслуживания:

1) охрана здоровья (Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993);

2) социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми (ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»);

3) система социальной поддержки, в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми; детям, лишенным родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

4) ФЗ 1995 «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 02.01.2000 №40-ФЗ).

Права часто носят декларативный характер, многие виды соц.обслуживания остаются дефицитными (не обеспечены гос. Финанс.). Замена ряда услуг денежными выплатами (размеры не адекватны реальной стоимости услуг).

Негативные тенденции в регулировании СО:

1) Сохранение крайне низкого уровня СО, не соизмеряемого с прожиточным минимумом;

2) Ухудшение прав нуждающихся при принятии новых законодательных актов (пенсионная реформа, «монетизация» льгот, отмена пособий и компенсаций и т.д.) в целях решения в первую очередь фискальных, кратковременно выгодных государству задач;

3) Перевод расходных полномочий в сфере СО на региональный и муниципальный уровни (приводит к диспропорциям в уровне СО населения регионов);

4) Отмена целевого использования средств ОСО, искажение природы страховых взносов для работающего населения, уменьшение объема финансирования социальных прав застрахованных граждан;

5) Неразвитость юридических гарантий права на СО (низкая эффективность норм об ответственности за непредоставление благ по СО, непрофессионализм при рассмотрении споров);

6) Необоснованный переход к адресной помощи в случаях, когда ранее гарантировалось право на социальную помощь вне связи с доходом человека.

Негативные тенденции в сфере пенсионного обеспечения:

1) Низкий уровень пенсионного обеспечения (около миллиона человек получают пенсию в минимальных размерах);

2) Переход на принудительную накопительную систему (будущая пенсия гражданина практически полностью зависит от успешности ПФР и управляющих компаний в инвестировании изъятых у работающего населения и нынешних пенсионеров пенсионных накоплений);

3) Возложение на систему обязательного пенсионного страхования излишних функций и расходов (доставка пенсий, оплата труда работников ПФР, содержание пенсионеров в домах престарелых, оплата их медицинской помощи);

4) Нерешенность проблемы профессиональных пенсионных систем.

3-х уровневая пенсионная система:

1) социальная пенсия (предоставляется после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования);

2) страховая часть (основной уровень составляет трудовая (страховая) пенсия – условия ее назначения и размеры зависят от продолжительности участия в страховании);

3) накопительная часть (определяется в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1213 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

  • Основы права социального обеспечения
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/16_126030_vopros-pravo-cheloveka-na-sotsialnoe-obespechenie-v-mezhdunarodnih-aktah.html

Право на социальное обеспечение в международных актах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here