Право на социальное обеспечение конституционно правовое регулирование

Вопрос №17 Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф.

В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39,41,45,46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 7(Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

Статья 18 (Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием)

Статья 33(Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Статья 38(Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях)

Статься 39(Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность)

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45 (Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом)

Статья 46 (Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты)

Статья 53 (Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц)

http://studfile.net/preview/6703979/page:9/

Право социального обеспечения в России

Право на социальное обеспечение — конституционное правомочие личности

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

  1. право на пенсионное обеспечение;
  2. право на социальные пособия и компенсации;
  3. право на социальное обслуживание;
  4. право на медицинскую помощь;
  5. право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане 1 Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы): Монография. М.. 2004. С. 138. .

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия, как правопреемница СССР, несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Статья 7 Конституции РФ даст определение «социального государства» через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики социального государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство».

Н.А. Волгин считает, что «социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане» 2 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен. 2002. С. 93. . С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

М.П. Бочаров определяет «социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими. Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой рсординацией» 3 Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч. 1997. С. 164. . Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия.

М.В. Баглай полагает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» 5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 118. 119. .

Другие исследователи называют «принцип социальной государственности. несправедливостью или уравниловкой» 6 Конституция РФ: проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 57. . На наш взгляд, такой подход не обоснован, поскольку нельзя сводить социальную функцию государства только к перераспределению благ между его членами. Действительно, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью государственной политики в сфере экономики.

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере.

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должно быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором достижения данной цели выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

http://isfic.info/tguseva/

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201369

Право социального обеспечения в России

Понятие конституционных принципов права социального обеспечения

Конституционные принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и, следовательно, оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Конституционный Суд РФ подтвердил, что конституционные принципы общеобязательны, т.е. имеют приоритет перед другими правовыми нормами и распространяются на всех субъектов права 1 См.: Постановление Конституционного Судя РФ от 23 января 1993 г. «О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, стожившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, рейдирующих данные вопросы» // Ведомости РФ. 1993. № 14. Ст. 508. .

Понятие конституционного принципа предложил Д.А. Ковачев. Под конституционным принципом он понимает объективно существующую политическую или кибернетическую закономерность правовой материи, которая нашла выражение в определенной системе конституционных институтов, направленную на обеспечение свободного ее действия 2 Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9. С.73. .

Значимость конституционных принципов права социального обеспечения возрастает в связи с отсутствием правового акта, который определял бы основы социального обеспечения. Соблюдение конституционных принципов социального обеспечения способствует единообразному развитию и функционированию правового регулирования системы социальной помощи. Использование конституционных принципов позволяет корректировать правовые нормы, придать им необходимую степень ясности и определенности в процессе правоприменения. А воплощение конституционных принципов на стадии разработки и принятия законов способствует конституционному обоснованию законодательства о социальном обеспечении.

Основополагающие принципы права социального обеспечения закреплены в Конституции или вытекают из нее. Конституция РФ 1993 г. позволяет выделить следующие принципы права социального обеспечения:

  1. всеобщности социального обеспечения;
  2. гарантированности социального обеспечения;
  3. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения;
  4. финансирования социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения.

http://isfic.info/tguseva/sotsob05.htm

ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 342.734 + 349.3

ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, просп. им. В.И. Ленина, 76

Старший преподаватель кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, просп. им. В.И. Ленина, 76

Ключевые слова: Конституция РФ; социальная защита; социальное обеспечение; конституционные права

У Сагандыков М.С., Шафиков А.М., 2014

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение…

Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.

Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.

Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также об их содержании.

Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.

Понятие социальной защиты: точки зрения и подходы

Многие авторы, например В.П. Галаганов, рассматривают социальную защиту и социальное обеспечение как внешние проявления социального государства и как основные элементы его содержания [2, с. 14].

С этим нельзя не согласиться, но Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». При этом основополагающее понятие «социальное обеспечение» в статье не только не раскрыто, но даже не названо.

Несмотря на то, что в Конституции РФ нет четкого закрепления понятия социальной защиты, представление о его содержании сделать можно.

Как мы уже отмечали, социальная защита непосредственно связана с одной из основ конституционного строя Российской Федерации, провозглашающей нашу страну социальным государством.

Социальное государство как принцип функционирования Российского государ-

ства проявляется в установлении ряда гарантий, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, но объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой ст. 7 Конституции РФ.

Как понимать положение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ? Социальная защита относится только к государственным пенсиям и пособиям или охватывает все указанные в норме гарантии?

В науке права социального обеспечения существуют «узкий» и «широкий» подходы к понятию социальной защиты [10,

В целом социальную защиту можно рассматривать и как законодательно закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условия для поддержания их жизнедеятельности и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживать крайние

проявления социального неравенства [7, с. 128]. Данные обязательства проистекают из ст. 7 Конституции РФ и выражены во многих нормах главы 2 Конституции РФ.

В данном случае социальная защита совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому гражданину соблюдение конституционных прав личности. К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция РФ относит: охрану труда и здоровья граждан; минимальный размер оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; государственную поддержку инвалидов и пожилых людей; установление пенсий и пособий [3, с. 283–284].

Из смысла положений Конституции РФ следует, что государство несет ответ-

Видео (кликните для воспроизведения).

М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков

ственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие. Н.А. Горелов, таким образом, определяет социальную защиту как особую деятельность государства, направленную на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких-либо условий и ограничений (трудового вклада, наличия детей и др.) [3, с. 283–284].

Такой подход к социальной защите представлен и в международном сообществе. Западные ученые представляют социальную защиту как выполнение государством комплекса функций, направленных на обеспечение основных социальных потребностей всех граждан [13, с. 1020].

Социальная поддержка как форма социальной защиты

Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ.

К числу таковых можно отнести социальную поддержку.

По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в содержание социальной поддержки включаются «меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией»[9, с. 62].

В системе социальной поддержки отдельных категорий населения в наибольшей степени проявляется специфика учета и компенсации социального риска.

Это позволяет утверждать, что социальная поддержка является дополнительной формой социальной защиты отдельных категорий населения. Следует подчеркнуть, что предоставление мер социальной поддержки не обусловлено проверкой нуждаемости в них гражданина, оценкой уровня

доходов в соотношении с прожиточным минимумом, как это требуется, например, для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, по законодательству субъектов РФ. Здесь действует своеобразная «презумпция нуждаемости», основанная на принадлежности гражданина к определенной категории лиц, которым требуется дополнительная социальная защита с учетом тех или иных обстоятельств [11, с. 53].

Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом между- народно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку [11, с. 54].

Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.

Конституционно-правовое содержание социальной защиты

Итак, анализ Конституции РФ и мнений ученых о содержании понятия социальной защиты позволяет заключить: социальная защита должна пониматься широко, включает различные меры обеспечения государством достойного уровня жизни человека.

Сегодня в промышленно развитых странах пересматриваются системы социальной защиты в свете увеличения количества факторов, влияющих на благополучие населения, таких как бедность, высокий уровень безработицы, старение, большая мобильность и растущие социальные ожидания [12, с. 20]. Можно предположить, что социальная защита выражена во многих конституционных правах и свободах человека и гражданина, причем связанных не только с пенсиями и пособиями.

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект

Буквальное прочтение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, а также систематический анализ ст. 7 и положений главы 2 Конституции РФ позволяет сделать вывод о включении в состав социальной защиты и таких государственных мер, которые не связаны с предоставлением материального обеспечения в рамках какого-либо социального риска.

Так, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому минимальный размер оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В этих положениях выражены социальная функция трудового права, которая проявляется в установлении стандартов прав и свобод работников, тех пределов, ниже которых не могут гарантировать ни органы государственной власти при регулировании трудовых отношений, ни работодатель, устанавливая условия труда работников.

Конституция РФ в ряде статей использует термин «защита» для формулирования содержания некоторых прав и свобод. Применение данного способа в отношении социальных прав наталкивает на мысль, что указанные права можно считать проявлением конституционного права на социальную защиту.

Так, в социальную защиту можно включить установленную ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из

предусмотренной ст. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека.

Конституционное право гражданина на социальное обеспечение

Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.

Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения.

Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что «формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится». Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова «право на социальное обеспечение» [1, с. 179–180].

Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное «права граждан на социальное обеспечение» в статье не закреплены, что создает неопределенность и

в вопросе о месте социального обеспечения

в системе социальной защиты граждан. Единство по вопросу о понятии соци-

ального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор, на что указывают, в частности, Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров [4,

Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться

http://studfile.net/preview/10905821/

Конституция как основной источник права социального обеспечения

1.Основы конституционного строя в России
2.Конституционное положение

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России. Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инва-лидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39). Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения благотворительность (ч. 3 ст. 39).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает-со бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41). Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные

Конституция, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

http://student-servis.ru/spravochnik/konstitutsiya-kak-osnovnoj-istochnik-prava-sotsialnogo-obespecheniya/

Право на социальное обеспечение конституционно правовое регулирование

В данном разделе рассматриваются права граждан РФ на социальное обеспечение, предоставляемое в соответствии с федеральным и региональным социальным законодательством федеральными и региональными органами власти — органами социальной защиты населения.

И за защитой этих своих социальных прав обращаться следует в органы социальной защиты по месту жительства.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и соответствующими Федеральными законами.

Конституция РФ как источник права на социальное обеспечение

Конституция РФ является основным источником права на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации. Устанавливая основы конституционного строя в Российской Федерации, Конституция РФ определяет права и свободы гражданина РФ, в том числе и в области социального обеспечения.

Конституция РФ предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране:

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека — ч. 1 ст. 7 Конституции РФ;

в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты — ч. 2 ст. 7 Конституции РФ;

материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях — ст. 38 Конституции РФ;

каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом — ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ;

поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность — ч. 3 ст. 39 Конституции РФ;

каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений — ч. 1 ст. 41 Конституции РФ;

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией РФ, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан в Российской Федерации имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ:

согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

при этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Конституция РФ, выступая в качестве источника права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации, выполняет ряд функций:

закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);

устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);

определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

Статья 39 Конституции РФ

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ:

  • «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании Закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например:

определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость),

состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность),

выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения граждан РФ:

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ и

фонды обязательного медицинского страхования.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moiprava.info/sotsialnoe-obespechenie

Право на социальное обеспечение конституционно правовое регулирование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here