Пенсионный стаж в узбекистане

МОГУ ЛИ ВЫЙТИ НА ПЕНСИЮ В 54 ГОДА?

Мой трудовой стаж 27 лет имею 2-х детей, смогу ли я выйти на пенсию по старости в 54 года?

Из почты «Даракчи плюс»

Отвечает начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсий и рассмотрения обращения граждан Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Шухрат Утаганов.

Согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан», граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.

На основании статьи 7 данного Закона, право на пенсию по возрасту имеют женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Согласно статье 121 Закона, женщины, имеющие не менее двадцати лет стажа работы, предусмотренного в пунктах ”а”, ”б”, ”в” и ”г” статьи 37 настоящего Закона, приобретают право на пенсию по достижении пятидесяти четырех лет.

В соответствии со статьёй 121 Закона в требуемый двадцатилетний стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

В требуемый двадцатилетний стаж работы, согласно статье 121, не включаются:

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности.

КАК НАЧИСЛЯЕТСЯ ПЕНСИЯ, ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ СТАЖА?

«Как сегодня начисляется пенсия людям, у которых не хватает рабочего стажа?»

А. Теплакова, г. Ташкент

Отвечает заместитель исполнительного директора внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз М. ТЛЕУОВ:

— Согласно статье 8 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 7 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 настоящего Закона.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или по случаю потери кормильца назначаются при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или смерти кормильца:

Стаж работы (в годах)

До достижения 23 лет

от 23 лет до достижения 26 лет

от 26 лет до достижения 31 года

от 31 года до достижения 36 лет

от 36 лет до достижения 41 года

от 41 года до достижения 46 лет

от 46 лет до достижения 51 года

от 51 года до достижения 56 лет

от 56 лет и старше

В соответствии со статьей 25 Закона размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и складывается из:
базового размера пенсии;
повышения пенсии за стаж работы;
надбавок к пенсии.

Согласно статье 26 вышеуказанного Закона базовые размеры пенсий для:

  • пенсии по возрасту и пенсии по инвалидности I или II группы составляет 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% официально установленной минимальной пенсии по возрасту (292 940х100%);
  • пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи — в размере 30% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 50% минимальной пенсии по возрасту (292 940х50%);
  • пенсии по случаю потери кормильца на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), или детей умершей одинокой матери на каждого ребенка — 30% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% минимальной пенсии по возрасту (292 940х100%).

Статьей 29 Закона установлен порядок, согласно которому пенсии при неполном стаже работы (статьи 8, 18 и 22) назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу работы и не могут быть ниже:

  • 50% минимальной пенсии по возрасту (292 940х50%) — для пенсий по возрасту;
  • 100% минимальной пенсии по возрасту (292 940х100%) — для пенсий по инвалидности инвалидам I группы;
  • 50% минимальной пенсии по возрасту (292 940х50%) — для пенсий по инвалидности инвалидам II группы;
  • 50% минимальной пенсии по возрасту (292 940х50%) — для пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • 100% минимальной пенсии по возрасту (292 940х100%) — для пенсий по случаю потери кормильца на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей (круглых сирот).

Согласно пункту 130 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 8 сентября 2011 года за № 252, пенсии при неполном стаже работы исчисляются пропорционально имеющемуся стажу следующим образом: сначала определяется соответствующая полная пенсия, затем она делится на число месяцев требуемого стажа работы. Полученная сумма умножается на число месяцев фактического стажа работы.

Пенсионная реформа в Узбекистане: какие изменения запланированы?

До 1 апреля 2020 года в Узбекистане подготовят новую концепцию пенсионной реформы.

До этой даты на всеобщее обсуждение выставят проект документа, сообщили на пресс-конференции 18 декабря представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, пишет Норма.

Проект содержит следующие изменения:

1. Поэтапно будет изменяться возраст выхода на пенсию, являющийся самым низким по сравнению с другими странами. Если в мире средний пенсионный возраст для мужчин и женщин достигает 62 лет, то в Узбекистане – 57,5 года. Планируется также поэтапное повышение минимального стажа для назначения пенсий, который сейчас составляет 7 лет (согласно Конвенции Международной организации труда – 15 лет).

2. Для повышения заинтересованности населения в уплате пенсионных взносов рассматривается переход на трехуровневую систему пенсионного обеспечения. Первый уровень предполагает выплату государственной пенсии минимального размера. Второй уровень – это пенсия, накапливаемая на личном счету на основе отчисления определенной суммы из зарплаты с начислением процентов в размере не ниже ставки рефинансирования ЦБ. В третьем случае человек сам определяет размер отчислений в Пенсионный фонд.

3. Планируется модернизировать программный комплекс «Пенсия», для того чтобы расширять межведомственный обмен информацией, возможно, это будет новый комплекс. В настоящее время 2,4 млн пенсионеров пользуются системой СМС-информирования, внедрены другие онлайн-услуги для получения информации через ЕПИГУ, автоматизируется процесс подачи заявок на получение пособий по рождению и на погребение через центры госуслуг.

Отметим, с 2011 по 2019 годы число пенсионеров в Узбекистане увеличилось в 2,4 раза. За 2019 год их рост составил 339 тысяч человек. При этом официально занятое население – 4,76 млн человек, что составляет 32,5% экономически активного населения.

Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5.12.2019 г. № 971, предусмотрено право физлиц самостоятельно вносить информацию о своих прошлых периодах трудоустройства в Единую национальную систему труда. При этом внесенная информация должна быть верифицирована (подтверждена) органами Пенсионного фонда в течение 15 дней после внесения записи. К 1 апреля 2020 года также будет уточнен механизм внесения этих данных и их верификации.

Пенсия и пенсионный возраст в Узбекистане

Пенсия в Узбекистане начисляется с использованием индивидуального подхода. В последние годы изменения пенсионной системы носили социально ориентированный характер. Минимальная пенсия в Узбекистане 292 940 UZS (2354 рубля). Средняя пенсия в Узбекистане 352 152 UZS (2830 рублей).

Самарканд, Узбекистан

Пенсионный возраст в Узбекистане

Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.

Как живут пенсионеры в Узбекистане и на что хватает выплат

С 2019 г. пенсионеры стали получать помощь независимо от их трудоустройства. Увеличены пособия одиноким и находящимся в домах престарелых или специальных пансионатах. Наименьший стаж для начисления пособий по возрасту был установлен в 7 лет.

Численность пенсионеров Узбекистана

В наши дни в республике насчитывается свыше 3,3 млн пенсионеров или 10 % населения.

Виды пенсий

Далее рассмотрит виды пенсий.

Накопительная

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.

По инвалидности

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

Работающим пенсионерам

С 01.01.2019 работающие пенсионеры стали получать выплаты в полном объеме.

Размер пенсии в Узбекистане

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в Узбекистане

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия в Узбекистане

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

Максимальная пенсия в Узбекистане

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Увеличение пенсий и пенсионного возраста в Узбекситане: последние новости

В 2019 г. объем пенсионных выплат в Узбекистане повысят в среднем на 65-260 тысяч UZS. В среднем величина пенсии в год увеличивается на 15 %. Вместе с тем, принимая во внимание демографическую ситуацию, планку пенсионного возраста планируется понемногу поднимать.

Пенсионный стаж в узбекистане

В Узбекистане ожидается возможное предоставление права покупать рабочий стаж, ограничение — 5 лет.

Корреспондент Kun.uz передает об этом, основываясь на информации, полученной от заместителя министра финансов Ёркина Турсунова в рамках международной конференции «Реформа пенсионной системы и зарубежный опыт».

«В новой концепции предлагается дать возможность покупать рабочий стаж до 5 лет. К примеру, нынешний минимальный рабочий стаж для женщин — 20 лет, а для мужчин — 25 лет. По каким-либо причинам стаж мужчины составил 23 года, а это значит, что полной пенсии у него не будет. В таких случаях предполагается дать возможность купить недостающий стаж в 2-3 года посредством платежа в пенсионный фонд. Тогда человек сможет получать полную пенсию», — сказал Ё.Турсунов.

Новой концепцией предлагается давать возможность получения пенсии, например, женщинам, занятым воспитанием своих детей. Так, супруг такой женщины сможет путем внесения в пенсионный фонд взносов за свою супругу, обеспечить получение ею рабочего стажа.

Еще одна важная для женщин возможность — после превышения ими стажа в 20 лет к нему ежегодно будет добавляться по 1 проценту.

Следует отметить, что 18-20 апреля в Ташкенте проходит международная конференция «Реформа пенсионной системы и зарубежный опыт», организованная Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов совместно с Внебюджетным пенсионным фондом Республики Узбекистан. Это первое мероприятие такого рода в нашей стране. В нем принимают участие главы пенсионных и социальных фондов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана.

Пенсионный стаж в узбекистане

В сетях появилась информация о том, что в Узбекистане правительство утвердило повышение пенсионного возраста.

В частности, некоторые СМИ сообщили, что теперь мужчины будут выходить на пенсию с 65 лет, а женщины – 60. При этом корреспонденты этих изданий ссылаются на постановление Кабинета Министров от 18 марта текущего года.

Действительно 18 марта Кабинет Министров принял постановление «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства, направленные на обеспечение социальной поддержки матерей, имеющих детей с инвалидностью, а также реализации социально значимых товаров (услуг) по свободной цене».

Согласно вышеуказанному постановлению, внесены соответствующие изменения и дополнения в Положение о порядке назначения и выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии, которое было утверждено в апреле 2011 года.

Обратите внимание, что данное Положение определяет порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения государственной пенсии (пособие) в соответствии с законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Пособие по возрасту назначается лицам, не имеющим стажа работы, а также не имеющим достаточного стажа работы для назначения пенсии по возрасту, при наличии менее 7 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Еще с 2011 года вышеуказанное пособие по возрасту назначается:

— мужчинам — по достижении 65 лет;

— женщинам — по достижении 60 лет.

Никаких повышений пенсионного возраста в Узбекистане не было.

Правительство лишь дополнило Положение о порядке назначения и выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии словами – «матери, имеющие детей с инвалидностью с детства».

Теперь матерям, имеющим детей с инвалидностью с рождения, по достижению ими 55 лет и при отсутствии у них необходимого стажа, будут назначаться социальные пособия. Данное пособие будет назначаться на основании медицинского заключения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

В соответствии с законодательством ранее выплата пособий инвалидам I и II групп, а также лицам, получавшим пособия по возрасту или по случаю потери кормильца, выполнявшим оплачиваемую работу или имевшим другой источник дохода, приостанавливалась. Вышеуказанным постановлением этот порядок упраздняется, то есть, независимо от наличия другого дохода у получателя пособия выплата пособий не прекращается.

Пенсионный стаж в узбекистане

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения граждан, повышения уровня обеспеченности пенсионеров, а также достижения сбалансированной пенсионной системы, внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан разработан проект Концепции по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан. По инициативе внебюджетного Пенсионного фонда для обсуждения проекта Концепции 25 мая текущего года был организован семинар при участии ответственных учреждений. Учитывая социальную значимость предлагаемых реформ, участниками семинара, в том числе экспертами международных финансовых институтов, были высказаны мнения о поэтапном внедрении нововведений. KUN.UZ анализирует причины модернизации.

Система сегодня. Система пенсионного обеспечения сегодня охватывает более 3,3 миллиона граждан, это примерно 10 процентов населения страны. Пенсии по возрасту получают 2,502 миллиона человек, выплаты по инвалидности, потери кормильца и социальные пособия получают — 822,9 тысячи человек. При этом существует риск дисбаланса доходов и расходов Пенсионного фонда, что естественно повлияет на финансирование выплат.

Нагрузка по выплатам. В последние годы, в Узбекистане увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам на часть населения, которая экономически активна. Это люди, которые беспрерывно и длительное время принимают участие в социальном страховании, т.е. осуществляют обязательные платежи в Пенсионный фонд ( имеют трудовую книжку и постоянную работу), это примерно 40 процентов от трудоспособного населения страны, остальная часть — 60 процентов не охвачена государственным страхованием и не вносит платежи. Налицо естественный дисбаланс.

Пенсионный возраст. Это один из основных показателей пенсионного обеспечения. Средний пенсионный возраст в Узбекистане составляет 57,5 лет ( 55- для женщин и 60- для мужчин), в то время как мировой показатель среднего пенсионного возраста составляет 62 года. Узбекистан имеет самый низкий показатель в СНГ и в мире. Поэтому было предложено повышать возрастной показатель каждый год на 6 месяцев, начиная с 2022 года, с доведением его до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Это процесс поэтапного повышения пенсионного возраста до среднемирового уровня.

Трудовой стаж. Ослаблена связь между размером пенсии и трудовым вкладом работника. Лицу, имеющему не менее 7 лет стажа работы, и вносившему минимальный вклад в систему Пенсионного фонда назначается пенсия. В то же время, согласно Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», минимальный стаж должен составлять 15 лет. В странах СНГ этот уровень доведен до 10-15 лет. В Узбекистане увеличение необходимого минимума трудового стажа предложено довести, на первом этапе, до 10 лет, увеличивая на год, начиная с 2019 года .

Социальная справедливость. Действующая система не полностью отвечает принципам социальной справедливости, уравнительная, не стимулирует граждан к беспрерывному участию в системе социального страхования, не обеспечивает максимально благоприятные условия для социальной защиты граждан. Учитывая это, в Концепцию включены такие аспекты, которые направлены на восстановление социальной справедливости, такие как, выплата работающим пенсионерам пенсий в полном размере( 100 процентов), увеличение среднемесячных размеров зарплаты, принимаемых для исчисления базовых размеров пенсии с 8-кратного до 12- кратного размера минимальной зарплаты. Также в нормах закона должны учитываться механизмы, стимулирующие активное участие граждан в системе социального страхования, при котором размеры пенсий граждан будут зависеть от продолжительности трудового стажа, размера заработной платы и страхового взноса.

Изменен порядок учета стажа и заработка для исчисления пенсии

С 1 января 2019 года изменяется порядок учета стажа и заработка для исчисления пенсии.

Законом, подписанным президентом Узбекистана 24 декабря, в закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» внесены поправки, сообщила Norma.uz.

Как мы писали ранее, с 1 января 2019 года отменяются страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемые из доходов граждан в виде оплаты труда.

Поэтому с 2019 года устанавливается новый порядок учета трудового стажа и определения среднемесячного заработка для назначения пенсий.

Сейчас при исчислении пенсии учитывается любая работа, если работник выплачивал страховые взносы. Этот порядок сохранится для определения трудового стажа за период трудовой деятельности, осуществляемой до 1 января 2019 года.

Для учета периода работы, выполняемой после этой даты, ввиду отмены страховых взносов, будет засчитываться уже любая работа с начислением доходов в виде оплаты труда.

Соответственно, в заработок для исчисления пенсии, а также в натуральную часть заработка будут включаться:

  • за период работы до 1 января 2019 года — все доходы в виде оплаты труда, на которые начислялись страховые взносы;
  • за период работы после 1 января 2019 года — все начисленные доходы в виде оплаты труда.

Уточнен также порядок исчисления пенсии работникам, рабочее время которых не поддается учету — индивидуальным предпринимателям, нанимаемым ими работникам, членам дехканского хозяйства и членам семьи субъекта семейного предпринимательства. Для начисления им пенсии размер заработка за период до 1 января 2019 года будет определяться исходя из суммы уплаченных страховых взносов, а после этой даты — исходя из суммы уплаченного единого социального платежа (ЕСП).

Аналогичный порядок начисления пенсий будет действовать для граждан, работавших за границей по найму. Таким образом, проработанный ими до 1 января 2019 года «заграничный» период трудовой деятельности будет засчитываться в стаж при условии уплаты страховых взносов, а после — при условии уплаты ЕСП.

Поправки опубликованы в газете «Народное слово» и вступают в силу с 1 января 2019 года.

Иностранный стаж

Учитывается ли стаж работы в Узбекистане при начислении пенсии, если работник переезжает в Казахстан на ПМЖ?

И.Караев.

– Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992г.) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (ст.6 Соглашения), то есть до 13 марта 1992 года.

Пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1 Соглашения).

Это значит, что периоды трудовой деятельности после 13 марта 1992 года будут учитываться в стаж работы по законодательству Респуб­лики Казахстан.

Периоды работы за границей граждан Узбекистана засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства работа за границей включается в стаж в пределах не более 1/3 стажа, приходящегося на работу в Республике Узбекистан (ст.40 Закона).

ПРИМЕР. Общий стаж работы иностранного гражданина составляет 40 лет, из них 21 год приходится на работу в Узбекистане, а 19 лет – в другом государстве. В данном случае стаж работы иностранного гражданина на территории иностранного государства будет принят для исчисления пенсии в пределах 7 лет (21 / 3) и общий стаж составит 28 лет (21 + 7) (абз.2 п.49 Положения №252).

Зафаржон Хужаев,

начальник отдела методологии назначения пенсий исполнительного аппарата
внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз.

Определён новый порядок начисления трудового стажа

Постановление Кабинета Министров «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства в связи с дальнейшим совершенствованием системы государственного пенсионного обеспечения граждан» предусматривает ряд новшеств при начислении трудового стажа.

Теперь все периоды, засчитываемые в стаж работы, дающий право на пенсию, будут делиться на две категории.

К первой относятся:

— любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;

— военная служба (в т.ч. военная служба в МПР) и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах госбезопасности и в ОВД;

— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности;

— индивидуальная трудовая деятельность или деятельность по выращиванию крупного рогатого скота и реализации продукции животноводства, произведенной в личных подсобных и дехканских хозяйствах, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов.

Во вторую категорию включены:

— время ухода:
– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе;

— очное обучение в высших образовательных учреждениях (в т.ч. в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре, в т.ч. за границей;

— время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, но не более 3-х лет в общей сложности;

— период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10-ти лет;

— время пребывания за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Узбекистана, а также лиц, прикомандированных МИД на квотные должности в международные межправительственные организации, но не более 10-ти лет.

Согласно новым правилам, при совпадении периодов в рамках одной категории (либо первой, либо второй) в стаж работы для исчисления пенсии может быть засчитан один из периодов на выбор работника.

В качестве примеров можно привести случаи, когда работник, подлежащий госсоцстрахованию, содержал личное подсобное хозяйство или же супруга дипломатического работника проходила обучение в вузе за границей, поясняет Norma.uz.

В том случае, если совпадают периоды из обеих категорий, в стаж работы будет включён только период из первой категории. К примеру, студент, учащийся на очном отделении, параллельно работает. В таком случае в стаж пойдёт только время работы.

Если работники, имеющие право вносить страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд на добровольной основе, отказывались от их уплаты, то период работы не будет засчитываться в стаж работы и включаться в последний 10-летний период трудовой деятельности. Именно из этого периода берутся любые 5 лет подряд для исчисления пенсии.

Постановление также определяет порядок определения размера заработка в случае отсутствия архивных данных. За период после 2005 года он будет высчитываться по сведениям об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему. О заработке после 2015 года можно будет узнать с помощью электронного Централизованного реестра учета взносов граждан в Пенсионный фонд.

Внебюджетный пенсионный фонд намерен увеличить минимальный стаж для назначения пенсии и избавиться от «неоправданных льгот»

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Внебюджетный пенсионный фонд разрабатывает концепцию пенсионных реформ. В числе других нововведений запланированы поэтапное увеличение размера минимального стажа для назначения пенсии и пересмотр «неоправданных льгот», сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Подготовкой концепции занимаются Всемирный банк, МВФ и другие международные организации. Вынести ее на обсуждение планируется 1 апреля 2020 года.

На сегодняшний день средний пенсионный возраст для мужчин и женщин в мире составляет 62 года, в то время как в Узбекистане – 57,5 лет, отметили в хокимияте столицы. Минимальный размер трудового стажа для назначения пенсии сейчас составляет 7 лет, в то время как Конвенция Международной организации труда предполагает стаж в 15 лет. Поэтому размер стажа планируется поэтапно увеличить.

Изучается возможность перехода на трехуровневую пенсионную систему, которая позволит заинтересовать граждан в выплате пенсионных взносов.

На первом уровне предусматривается выплата минимальной государственной пенсии. На втором уровне пенсионная выплата накапливается на лицевом счете на основании определенного вычета из заработной платы с учетом процентов не ниже ставки рефинансирования МБ. В третьем случае размер отчислений в Пенсионный фонд определяется населением.

Анонсировано принятие в этом году нового закона о пенсионном обеспечении граждан. Как отмечается в сообщении, текущий закон был принят в 1994 году и изменялся 26 раз, однако до сих пор содержит поверхностные нормы и неоправданные льготы.

«По-прежнему существует список отдельных работников, удостоенных наград, и ранжированных граждан, которые могут выходить на пенсию досрочно или получать высокие надбавки к пенсии без основания. Подобные льготы получили 642,4 тысячи человек», — подсчитали во Внебюджетном пенсионном фонде.

Будет модернизирован программный комплекс «Пенсия», что позволит расширить межведомственный обмен данными. Сегодня 2,4 миллиона пенсионеров используют SMS-сообщения, введены другие онлайн-сервисы для получения информации через ЕПИГУ.

Гражданам предоставлена возможность самостоятельно размещать информацию о своей прошлой трудовой деятельности в Единой национальной системе труда – эти данные подтверждаются Пенсионным фондом в течение 15 дней после их внесения. Механизм ввода и проверки этой информации будет уточнен к 1 апреля 2020 года, говорится в сообщении.

По статистике ведомства, с 2011 по 2019 годы количество пенсионеров в Узбекистане увеличилось в 2,4 раза. В 2019 году их стало на 339 тысяч больше. В то же время количество официально занятых работников составляет 4,76 миллиона человек, или 32,5% экономически активного населения.

В 2019 году из государственного бюджета было выделено 2,5 триллиона сумов для выплаты социальных пенсий и компенсаций. Предполагалась также выдача государственной субсидии в размере 4,7 триллиона сумов. Однако превышение прогнозных доходов позволило Пенсионному фонду полностью покрыть все выплаты за счёт собственных средств.

Что надо знать узбекистанцам о пенсии, чтобы не состариться в нищете

В Концепцию пенсионной реформы Узбекистана внесено предложение по повышению пенсионного возраста. Во всех тонкостях новой инициативы разбиралась корреспондент Sputnik Узбекистан.

ТАШКЕНТ, 25 янв — Sputnik, Дильшода Рахматова. Какие изменения ожидают пенсионеров Узбекистана? Как государство формирует пенсию и откуда берутся денежные средства для ее выплаты? На какую пенсию могут рассчитывать мигранты, работающие сейчас в зарубежных странах? На эти и многие другие вопросы ответил исполнительный директор внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Ёркин Турсунов в интервью Sputnik Узбекистан.

В то же время средняя продолжительность жизни людей во всем мире растет. Это оказывает существенное влияние на пенсионную систему любой страны. Статистические организации Узбекистана также заявляют, что средний возраст населения республики значительно увеличился.

Да, развитие медицины, замена техникой тяжелого физического труда, постепенный отказ людей от вредных привычек привели к увеличению продолжительности жизни. С одной стороны, это радует, но в то же время такая ситуация требует радикальных изменений в жизни общества и государственной политике.

Узбекистан планирует полностью реформировать пенсионную систему, которая не изменилась со времен бывшего Советского Союза, к 2020 году.

Предусматривается ряд серьезных изменений. В частности, повышение пенсионного возраста, формирование минимального рабочего стажа в соответствии с международными стандартами (10-15 лет) и даже обеспечение в будущем пенсией неработающих домохозяек за счет добровольно вносимых их супругами средств.

Конечно, еще есть время, чтобы эти реформы были внедрены в пенсионную систему.

Несмотря на то что вопрос повышения пенсионного возраста негативно оценивается многими гражданами, в реформах есть положительные стороны. Например, чем чаще граждане станут делать пенсионные взносы, тем выше будет их будущая пенсия. То есть человек, который работает, завтра может не бояться слова «пенсия».

Кроме того, по мере увеличения среднего возраста появление в обществе огромного числа пенсионеров может ухудшить состояние экономики государства.

Причины повышения пенсионного возраста

Средний возраст выхода на пенсию в мире составляет 62 года, только в Узбекистане этот показатель равен 57,5. Даже в Центральной Азии, например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, пенсионный возраст составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В Туркменистане этот показатель составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

По данным Пенсионного фонда, число лиц пенсионного возраста в соотношении с общим количеством населения Узбекистана с каждым годом увеличивается.

К 2025 году он достигнет 11% (в 2011 году 6,2%). В связи с этим число обращений по назначению пенсии также ежегодно увеличивается в среднем на 16 тысяч человек. К 2025 году этот показатель превысит 300 тысяч. Население пенсионного возраста в Узбекистане увеличится на 1,2 миллиона человек в 2018-2025 годах. Сегодня число пенсионеров в Узбекистане составляет около 3 миллионов 445 тысяч человек. Из них 3 миллиона 100 тысяч — пенсионеры по возрасту, а остальные – получающие социальные пособия.

В декабре 2018 года президент Узбекистана подписал указ, дающий возможность лицам, выходящим на пенсию, получать большие выплаты. Согласно документу, с 1 января 2019 года пенсии будут выплачены в полном объеме всем работающим пенсионерам.

Кроме того, максимальная заработная плата для пенсионных начислений была увеличена с восьми до десяти МРЗП (2 миллиона 27 тысяч 300 сумов). Это дает возможность назначить еще больше пенсионных пособий для пенсионеров.

Поэтапное увеличение пенсионного возраста и трудового стажа

Пенсионный возраст в Узбекистане составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Конечно, вопрос о том, нужно ли сразу увеличить пенсионный возраст, еще требует глубокого анализа.

«Мы этот вопрос будем изучать. Увеличить пенсионный возраст сразу или поэтапно, это будет отражено в окончательном проекте концепции», — пояснил в беседе с корреспондентом Sputnik начальник отдела исполнительного аппарата Пенсионного фонда Шухрат Утаганов.

В настоящее время, согласно законодательству Узбекистана, для назначения пенсии человек должен иметь стаж работы не менее 7 лет.

«Международная организация труда (МОТ), членом которой является Узбекистан, требует не менее 10-15 лет опыта работы для назначения пенсии. В большинстве развитых стран минимальный рабочий стаж составляет более 15 лет. Только в Узбекистане это минимальное требование, и здесь самый низкий стаж среди стран бывшего Советского Союза — 7 лет», — заявил Утаганов.

В настоящее время изучается вопрос повышения этого требования, осталось определиться с тем, делать ли это поэтапно, то есть каждый год повышать по одному году, или сразу увеличивать минимальный стаж на 10 лет с 2023 года.

Откуда берутся денежные средства для выплаты пенсии?

Ранее все платежи производились за счет средств Пенсионного фонда. Теперь пенсия по старости выплачивается из бюджета внебюджетным пенсионным фондом, все социальные пособия (единоразовое пособие за рождение ребенка, помощь на похороны и т.д.) — со стороны бюджета.

Источник прямых и основных доходов Пенсионного фонда — предприятия с долей государства свыше 50%, бюджетные организации (они платят единый социальный платеж по ставке 25%) и субъекты предпринимательства (единый социальный платеж в размере 12%).

Существует также единый налоговый платеж, часть которого также перечисляется в Пенсионный фонд.

Остальная часть дохода фонда — добровольные страховые взносы. (С 2019 года такие условия, как обязательные страховые взносы, добровольные страховые взносы и экономические страховые взносы, были отменены. Вместо этого внесен термин «единственный социальный платеж»).

Одним из крупнейших резервов Пенсионного фонда остается экономически активное население Узбекистана — 14,5 миллиона граждан. Из них около 5 миллионов официально работают и охватываются системой социальной пенсии.

Пенсию хотят получать все, однако мало кто вносит платежи в Пенсионный фонд. Около 60% трудоспособного населения не охвачено системой социального страхования, кроме того, продолжает расти количество пенсионеров с неполным стажем. Для решения этих проблем чиновники Пенсионного фонда внесли ряд предложений в рамках новой разрабатываемой концепции.

В частности, чтобы обеспечить стабильное финансовое состояние фонда, все категории людей (представители официального и неофициального сектора) должны вносить взносы в Пенсионный фонд. По словам чиновника Пенсионного фонда, сегодня от большинства граждан поступают вопросы: «У меня нет стажа, что мне нужно сделать? Государство не даст мне пенсию?»

Ответ прост: если человек вообще не работал на государство, не вносил взносы в фонд, почему государство должно выплачивать ему пенсию? Пенсия — это не социальное пособие, это вклад, который человек внес в фонд, чтобы быть обеспеченным в старости.

Государство, конечно, не оставит совсем без денег неработавших и тех, кто не имеет стажа, им будет выплачиваться пособие, однако его размер составляет всего 243 тысячи сумов.

Взносы, взносы…

В связи с принятием Налоговой концепции с 1 января 2019 года граждане не платят страховые взносы в Пенсионный фонд. Отмена страховых взносов также привела к изменениям в механизме пенсионного расчета. Тем не менее ранее уплаченные гражданами взносы будут учтены при назначении пенсии в будущем.

Кроме того, средняя заработная плата также теперь определяется размерами страховых взносов.

После 1 января 2019 года стаж граждан будет рассчитываться исходя из заработной платы (в том числе учитывая дополнительные выплаты или годовые премии). Заработок за трудовую деятельность будет засчитываться в стаж исходя из среднемесячной зарплаты.

Пенсионный фонд добивается увеличения добровольных взносов граждан в пенсионную систему. Для этого запланирован ряд мер. Например, если у человека только 3 года стажа для выхода на пенсию, то есть возможность оплатить положенный для пенсии стаж в размере минимальной заработной платы за каждый недостающий год.

Кроме того, согласно концепции, самозанятые также смогут рассчитывать на пенсию, если внесут взнос в размере одной минимальной заработной платы за каждый год стажа.

С граждан, официально или неофициально уехавших на заработки за границу, за каждый год трудового стажа предлагается взыскивать взнос в размере 4,5 минимальной зарплаты за каждый год стажа.

Пенсионный опыт — на какую страну ориентируется Узбекистан

При разработке реформы ведется работа с Всемирным банком, который разработал свои рекомендации, изучив опыт других стран.

«Невозможно интегрировать пенсионную систему какой-то взятой страны. К примеру, хорошо работает пенсионная система в Дании или Польше, мы изучаем ее и что-то можем применить у себя в Узбекистане. Но пенсионная система любой страны неповторима, так как учитывает свои национальные особенности. Нельзя на сто процентов скопировать чей-то опыт», — пояснил исполнительный директор внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Ёркин Турсунов.

Помимо ознакомительного визита в Польшу запланирована поездка в Чехию, кроме того, изучается опыт Южной Кореи и России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одним словом, Узбекистан намерен создать собственную пенсионную систему, изучая лучшие мировые практики. Например, польская компания Aseka поможет республике с электронным архивированием всех аналоговых архивов. Создание единой базы позволит решить проблему с бумажной волокитой и существенно облегчит процесс оформления пенсии для миллионов граждан, а предлагаемые нововведения, по мнению разработчиков концепции, позволят узбекистанцам быть уверенными в своем будущем.

Источники

  • http://darakchi.uz/ru/64589
  • http://darakchi.uz/ru/40768
  • http://nuz.uz/obschestvo/45324-pensionnaya-reforma-v-uzbekistane-kakie-izmeneniya-zaplanirovany.html
  • http://bbqcash.com/aid-and-benefits/retirement-in-uzbekistan
  • http://kun.uz/ru/07400138
  • http://kun.uz/ru/46621708
  • http://kun.uz/ru/news/2018/06/18/pensionnaa-sistema-uzbekistana-nam-neobhodimo-dvizenie-k-balansu
  • http://www.gazeta.uz/ru/2018/12/25/pension/
  • http://gazeta.norma.uz/publish/doc/text129402_inostrannyy_staj?paper=norma
  • http://nuz.uz/obschestvo/24494-opredelen-novyy-poryadok-nachisleniya-trudovogo-stazha.html
  • http://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/vnebyudzhetnyy-pensionnyy-fond-nameren-uvelichit-minimalnyy-stazh-dlya-naznacheniya-pensii-i-izbavit/
  • http://uz.sputniknews.ru/columnists/20190125/10634239/Chto-nado-znat-uzbekistantsam-o-pensii-chtoby-ne-sostaritsya-v-nischete.html
Пенсионный стаж в узбекистане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here