Оценка социальной эффективности налоговых льгот

Приложение N 1. Методика оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот

ГАРАНТ:

Нумерация приложений приводится в соответствии с источником

Приложение N 1
к постановлению администрации
Шумерлинского района
от 22 июля 2013 г. N 412

Методика
оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот

1. Настоящая Методика применяется для оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот, установленных решением Собрания депутатов Шумерлинского района «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Шумерлинском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления».

2. Сумма потерь доходов бюджета района от установления налоговых льгот или планируемых к установлению налоговых льгот рассчитывается по видам налогов в зависимости от вида предоставляемых налоговых льгот по одной из нижеприведенных формул:

2.1. В случае предоставления налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных элементов налоговой базы (освобождение от налогообложения части налоговой базы):

— сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета района;

— налоговая база с учетом льготы;

— действующая в период предоставления льгот ставка налога;

НО — норматив зачисления дохода от налога в бюджет района (%);

— индекс потребительских цен за отчетный год;

2.2. В случае предоставления налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки:

— пониженная (льготная) ставка налога.

Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот представляет собой:

а) по земельному налогу — кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;

б) по налогу на имущество физических лиц — инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.

3. Экономическая эффективность налоговых льгот оценивается в соответствии со следующими показателями налогоплательщика:

рост валовой прибыли;

рост инвестиций в основной капитал;

рост платежей по лизинговым операциям;

рост среднемесячной заработной платы;

снижение задолженности по зарплате.

Коэффициент экономической эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:

— коэффициент экономической эффективности;

— сумма динамики вышеуказанных показателей налогоплательщика до и после предоставления налоговых льгот.

Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если коэффициент экономической эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице ( >= 1), низкую эффективность — если значение коэффициента от 0 до 1.

4. Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании расчета коэффициента бюджетной эффективности по формуле:

— коэффициент бюджетной эффективности;

— объем прироста поступлений по налогам, доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, за отчетный финансовый год в результате предоставления налоговой льготы;

t=1 . n — период предоставления налоговой льготы.

Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, если коэффициент бюджетной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице

( >= 1), низкую эффективность — если значение коэффициента от 0 до 1.

5. Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании динамики следующих социально-экономических показателей налогоплательщика:

динамика средней заработной платы;

прирост расходов на обучение персонала в расчете на одного работника;

прирост суммы отчислений на социальные проекты, в расчете на одного работника;

прирост суммы средств, направленных налогоплательщиком на благотворительность в расчете на одного работника.

Коэффициент социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:

— коэффициент социальной эффективности;

— сумма прироста вышеуказанных социально-экономических показателей;

Е — среднесписочная численность работников налогоплательщика.

Налоговые льготы имеют положительную социальную эффективность, если коэффициент либо равен единице ( >= 1), низкую эффективность — если значение коэффициента от 0 до 1.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста

6. Показатель социально-экономической эффективности налоговых льгот ( ) представляет собой сумму коэффициентов экономической, бюджетной и социальной эффективности:

Налоговые льготы имеют положительную социально-экономическую эффективность, если сводный показатель экономической, бюджетной и социальной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к предоставлению налоговых льгот) больше или равен трем ( >= 3).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/26689344/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Приложение. Порядок оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот

Приложение
к решению
муниципалитета г. Ярославля
от 15 сентября 2009 г. N 195

Порядок
оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот (далее — Порядок) определяет объекты оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к использованию полученных результатов оценки.

1.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот производится в целях оптимизации действующих налоговых льгот по местным налогам и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов установления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения недополученных доходов бюджета города Ярославля.

1.3. В Порядке используются следующие основные понятия:

«оценка социальной и бюджетной эффективности» — процедура сопоставления фактических и планируемых результатов установления налоговых льгот по местным налогам с использованием показателей социальной и бюджетной эффективности и качественных характеристик социальной значимости по каждой категории налогоплательщиков и каждому субъекту инвестиционной деятельности;

«социальная эффективность» — последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества в целом (создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности граждан, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и прочее);

«бюджетная эффективность» — влияние налоговой льготы на формирование доходов городского бюджета в результате использования налогоплательщиками соответствующей налоговой льготы.

Иные понятия используются в значениях, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, Ярославской области и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

1.4. Оценка социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется в отношении налоговых льгот, установленных (планируемых к продлению) в соответствии с решениями муниципалитета города Ярославля от 02.04.2003 N 232 «Об утверждении Положения о порядке установления налоговых льгот», от 18.10.99 N 301 «О поддержке инвестиционной деятельности на территории города Ярославля».

2. Порядок проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот

2.1. Объектом проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот является социальная и бюджетная эффективность налоговых льгот по местным налогам: по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

2.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется мэрией города Ярославля при подготовке заключений об установлении налоговых льгот, продлении или отмене действия ранее установленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков и субъектам инвестиционной деятельности.

2.3. Осуществляемые при проведении оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот расчеты эффективности должны базироваться на данных статистической и финансовой отчетности организаций, индивидуальных предпринимателей, информации, полученной от налогоплательщиков, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области, отраслевых структурных подразделений мэрии города Ярославля.

2.4. Критерии оценки социальной эффективности налоговых льгот.

2.4.1. В качестве показателей социального эффекта налоговых льгот, устанавливаемых организациям, некоммерческим объединениям граждан и индивидуальным предпринимателям, применяются следующие показатели:

— создание новых рабочих мест или сохранение существующих рабочих мест;

— повышение уровня заработной платы работников;

— улучшение условий труда;

— решение общегородских социальных задач;

— повышение социальной защищенности населения города;

— предоставление муниципальных услуг более высокого, чем утвержденные стандарты качества;

— повышение экологической безопасности.

Социальная эффективность налоговых льгот обеспечивается при положительной динамике одного из указанных показателей.

2.4.2. Показателем социального эффекта налоговых льгот, устанавливаемых для отдельных категорий граждан, является повышение уровня жизни населения.

Социальная эффективность налоговых льгот обеспечивается при установлении льготы гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

2.5. Критерии оценки бюджетной эффективности налоговых льгот.

2.5.1. Показателем бюджетного эффекта налоговых льгот, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям, являются:

— дополнительные поступления налоговых доходов в бюджет города;

— стоимостная оценка дополнительных расходов бюджета в случае отмены действия налоговых льгот организациям, получающим бюджетные ассигнования на оказание муниципальных услуг.

Бюджетная эффективность налоговых льгот обеспечивается в случае прироста налоговых доходов в бюджет города и (или) экономии бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг по сравнению с суммой установленных льгот.

2.5.2. Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот в отношении физических лиц, а также некоммерческих объединений граждан не осуществляется.

2.6. Для принятия решений об установлении налоговых льгот, продлении или отмене действия ранее установленных налоговых льгот используются:

— в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей — сводная оценка социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот;

— в отношении физических лиц, а также некоммерческих объединений граждан — оценка социальной эффективности налоговых льгот.

2.7. Методика расчета показателей оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот утверждается муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.

2.8. Оценка социальной и бюджетной эффективности планируемых к установлению (установленных) налоговых льгот проводится:

— ежегодно по каждой категории налогоплательщиков в срок до 1 августа текущего финансового года;

— по субъектам инвестиционной деятельности — при включении в Перечень инвестиционных проектов, а также в процессе контроля за реализацией инвестиционных проектов.

2.9. При неудовлетворительной (низкой) оценке социальной и бюджетной эффективности установление (продление ранее установленных) налоговых льгот не допускается.

2.9.1. При выявлении фактов неудовлетворительной (низкой) оценки эффективности планируемых к установлению налоговых льгот мэрия города Ярославля осуществляет подготовку отрицательного заключения о возможности установления соответствующих налоговых льгот.

2.9.2. При выявлении фактов неудовлетворительной (низкой) оценки эффективности ранее установленных налоговых льгот мэрия города Ярославля осуществляет подготовку заключения об отмене действия соответствующих налоговых льгот.

3. Применение результатов оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот

3.1. Результаты оценки эффективности планируемых к установлению (установленных) налоговых льгот используются для разработки проекта бюджета города Ярославля на очередной финансовый год и плановый период, своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот, а также при разработке предложений структурными подразделениями мэрии города Ярославля по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков.

3.2. Информация о планируемых к установлению (установленных) налоговых льготах с оценкой их бюджетной и социальной эффективности и объемах недополученных доходов бюджета города в связи с предоставлением налоговых льгот размещается на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет в срок до 1 октября текущего года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/24594914/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Заключение по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам 2014 год

по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот

1. Реализация полномочий Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в 2014 году

Согласно статье 61 Бюджетного кодекса в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на доходы и расходы местного бюджета;

социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан.

Льготы, установленные на местном уровне, направлены на поддержку социально незащищенных категорий граждан, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.

Общая сумма таких льгот составила 90 тысяч рублей.

Льготы, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан Ажиновского сельского поселения, деятельность которых не направлена на получение доходов.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных Собранием депутатов Ажиновского сельского поселения (90,0,0 тыс. руб.), к общему объему планируемых к поступлению налоговых и неналоговых доходов (земельный налог – 1428,0 т. руб., налог на имущество 66,0 т. руб.) на 2014 год составит 6,3 процента (90,0:1428,0).

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Ажиновского сельского поселения, в пределах полномочий Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 25 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения «О налоге на имущество физических лиц»;

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ажиновского сельского поселения, закреплены постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10..08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями.

Информационной базой Оценки являются:

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц»;

· Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 25 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения «О налоге на имущество физических лиц»;

— финансовый отчет МИ ФНС № 13 по Ростовской области по форме №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2013 год», утвержденной приказом ФНС России от 01.01.2001 №ММВ-7-1/[email protected];

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 18 «О земельном налоге» на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района введён земельный налог.

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 1).

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г. № 19 «О налоге на имущество физических лиц» на территории Ажиновского сельского поселения введён налог на имущество физических лиц.

Налоговые льготы по налогу на имущество, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 2).

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета Ажиновского сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2013 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 57,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 25,0 тысяч рублей,

За 2013 год сумма предоставленной льготы по налогу на имущество физических лиц составила 33,0 тыс. рублей.

Таким образом, общая сумма выпадающих доходов по местным налогам, в связи с установлением налоговых льгот, в том числе в виде пониженной ставки налога, составила за 2013 год – 90,0 тыс. рублей

2.3. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставленных налоговых льгот

Согласно пункта 5 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по форме:

где: ПБt – объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за оцениваемый период в результате предоставления налоговых льгот;

ПБt-1 — объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за период, предшествующий оцениваемому, в результате предоставления налоговых льгот;

При значении КБЭПН больше или равно 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

При значении КБЭПН меньше 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).

По земельному налогу физических лиц — КБЭПН = 25,0т. руб.: 25,0 т. руб.= 1,0

По налогу на имущество физических лиц – КБЭПН = 33,0т. руб.: 33,0 т. руб.= 1,0

Бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

Согласно пункта 6 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 01.01.2001г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями оценка социальной эффективности налоговых льгот производится по коэффициенту изменения покупательной способности, рассчитываемому по формуле:

где: Лt – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в оцениваемом периоде;

Лt-1 – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в периоде, предшествующему оцениваемому;

ПМt – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;

ПМt-1 – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому.

По земельному налогу физических лиц — КПС = (15,3 руб.: 7305 руб) : (16,3 руб.: 7388 руб)= 0,002 : 0,002 = 1,0 (25,0:128чел :12 мес.=16,3 руб)

По налогу на имущество физических лиц — КПС = (9,0 руб.: 7305 руб) : (9,0 руб.: 7388 руб)= 0,001 : 0,001 = 1,0 (33,0 т. руб :306чел:12 мес =9,0 руб)

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана приемлемой (достаточной), кроме того направлена на повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей).

Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности

Для всех категорий налогоплательщиков обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:

где: КБЭ – коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;

КСЭ – коэффициент социальной эффективности налоговых льгот.

По земельному налогу физических лиц — КБСЭ = (1,0 +1,0) : 2 = 1,0

По налогу на имущество физических лиц — КБСЭ = (1,0 +1,0) : 2 = 1,0

4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот.

По результатам проведённой оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц принятые льготы признать эффективными. Чтобы не допустить в дальнейшем ухудшения уровня жизни у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.

http://pandia.ru/text/80/118/41741.php

Оценка социальной эффективности налоговых льгот

Памятка по вызову экстренных служб

01 — единая спасательная служба МЧС России (пожарная охрана)

Видео (кликните для воспроизведения).

02 — полиция

03 — скорая помощь

04 — аварийная газовая служба

112 — экстренная служба

Видео (кликните для воспроизведения).

Звонок на номер 112 соединит Вас с ближайшей единой дежурной диспетчерской службой (ЕДДС) в любом районе нашей республики. Причем вызов номера экстренного вызова 112 возможен: при отсутствии денежных средств на вашем счету, при заблокированной SIM-карте, при отсутствии SIM-карты телефона.

Народная оценка качества

Оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных льгот по местным налогам за 2015 год

Оценка бюджетной и социальной эффективности

предоставленных льгот по местным налогам

за 2015 год

Решениями Советов сельских поселений «О местных налогах и сборах на территории сельских поселений» установлены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.

В целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, в соответствии с Положениями о порядке оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам на территории сельских поселений, утвержденными решениями сельских поселений- администрациями сельских поселений ежегодно проводятся «оценка эффективности предоставленных льгот» по местным налогам».

Оценка эффективности налоговых льгот произведена по двум направлениям: бюджетная эффективность и социальная эффективность. Налоговая льгота признается эффективной, если разница между полученным эффектом (бюджета сельских поселений и (или) населения) и потерями бюджета больше либо равна нулю.

  1. Оценка эффективности льгот по налогу на имущество физических лиц.

В 2015 году сумма налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, составила 3,0 тыс. руб.

В данном случае проведена оценка социальной эффективности, поскольку указанные налогоплательщики относятся к категориям, нуждающимся в социальной поддержке. Сумма социального эффекта равна сумме предоставленных налоговых льгот, так как снижает расходы социально незащищенных слоев населения на оплату обязательных платежей.

Социальная эффективность предоставленных данным категориям налогоплательщиков льгот по налогу на имущество физических лиц положительная, следовательно, налоговые льготы эффективны.

  1. Оценка эффективности льгот по земельному налогу.

Сумма льгот по земельному налогу (в том числе в виде снижения ставки налога), предоставленных местным (федеральным) законодательством, в 2015 году составляет 256,0 тыс. руб.

2.1. Решениями Советов сельских поселений от уплаты земельного налога полностью освобождены категории налогоплательщиков, представленные в таблице:

Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога решениями Советов СП

Сумма льготы в 2015 году, тыс.руб.

Органы местного самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности, из них:

учреждения, образования, спорта, культуры и социальной защиты — в отношении земельных участков, непосредственно используемых такими учреждениями для выполнения работ (оказания услуг) и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации (осуществления) предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти КЧР или органов местного самоуправления

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных ст.395 НК РФ

Итого:

Сумма предоставленных в 2015 году налоговых льгот составила 320,0 тыс.руб. Указанные налогоплательщики обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах сельского поселения. Эффект от предоставления налоговых льгот в данном случае проявляется в экономии бюджетных расходов на уплату налогов, минимизации встречных потоков финансирования и экономии трансфертных издержек. Рассчитанная в соответствии с утвержденной методикой, сумма бюджетного эффекта составила 64,0 тыс.руб.

Эффективность предоставления льгот в 2015 году положительная, следовательно, налоговые льготы, предоставленные указанным учреждениям, эффективны.

2.2. В 2016 году советами сельских поселений рассмотрен вопрос о понижении ставки земельного налога с 0,3% в среднем до 0,09 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

— занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства.

Также рассматривается вопрос « о понижении ставки земельного налога» с 1,5% до 0,1% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых гаражами.

Снижение ставок будет иметь социальную направленность, так как будет, снижать расходы налогоплательщиков на оплату обязательных платежей, и будет способствовать повышению уровня жизни населения.

Следовательно, социальная эффективность снижения ставки по налогу положительная, налоговая льгота — эффективна.

Общая сумма льгот, предоставленных решениями Советов сельских поселений «О местных налогах на территории сельских поселений» за 2015 год в сумме 64,0 тыс.руб.

По итогам оценки, проведенной в соответствии с постановлениями администраций сельских поселений, предоставленные налоговые льготы признаны эффективными, по мере социальной необходимости подлежат корректировке органами местного самоуправления поселений, принятых ставок по местным налогам.

http://www.admprik.ru/budjet1/monitoring/2096-otsenka-byudzhetnoj-i-sotsialnoj-effektivnosti-predostavlennykh-lgot-po-mestnym-nalogam-za-2015-god.html

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

студент магистратуры, 2 курс, Факультет государственного сектора, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

РФ, г. Новосибирск

Налоговый кодекс РФ определяет налоговые льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Налоговые льготы стали распространяться с 1960-х годов, начиная с Германии и США. С этих времен многие страны уже задумались о том, что оценка эффективности налоговых льгот может стать весьма полезным инструментом для анализа налоговой политики государства.

Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации в текущем году и в среднесрочной перспективе является оптимизация существующей системы налоговых льгот.

Роль налогов в формировании регионального бюджета достаточно велика. Во- первых, налоги представляют собой основной источник доходов бюджетов. Во- вторых, создают благоприятные условия для развития определенных отраслей, при помощи применения льгот, снижения процентных ставок. В- третьих, государство перераспределяет часть прибыли налогоплательщиков на развитие социальной инфраструктуры, наукоемких технологий и инвестиций. Все это обуславливает актуальность выбранной темы, так как при помощи установления эффективных льгот, можно увеличить объем налоговых поступлений, а также укрепить социальную поддержку граждан.

Основная задача рассмотрения данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации нет единой методики оценки эффективности налоговых льгот. Субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. А это в свою очередь затрудняет саму процедуру оценки, качество ее проведения, а также приводит к сложностям в обобщении информации по льготам, так как каждый субъект может проводить оценку по разным критериям.

Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.

В «Основных направлениях налоговой политики на 2011 — 2013 годы» была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Но в то же время следует понимать, что единовременная отмена налоговых льгот может привести к социальным напряжениям в обществе, к увеличению расходов федерального бюджета. Поэтому, принимая решение об отмене льготы, следует тщательно проанализировать ее на предмет социального влияния и экономических последствий.

Вместе с тем введение налоговых льгот и освобождений должно сопровождаться обоснованием, в котором содержатся ответы на такие вопросы:

1) почему введение новой льготы необходимо в принципе;

2) какие цели преследует введение данной льготы, и как будет измеряться успех или провал данной меры;

3) какие доказательства могут быть приведены в пользу того, что введение налоговой льготы позволит достичь указанных целей с приемлемыми затратами;

4) почему введение налоговой льготы лучше прямых расходов бюджета для достижения указанных целей.

Сегодня выделяют три метода количественной оценки налоговых расходов: по упущенным доходам, по восстановленным доходам, по эквивалентным расходам. Данные методы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1.

Методы количественной оценки налоговых расходов

Метод упущенных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую уменьшаются налоговые доходы бюджета в связи с наличием в налоговом законодательстве той или иной льготы, или, другими словами, как сумму, которую бюджет потерял от введения льготы

Метод восстановленных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую налоговые доходы бюджета увеличатся в случае отмены той или иной налоговой льготы, т. е. сколько дополнительно получил бы бюджет, если бы льготу отменили

Метод эквивалентных расходов

Оценивает сколько надо выплатить налогоплательщику, чтобы его доход после налогообложения в условиях замены льготы трансфертом из бюджета сровнялся с тем, который у него есть в условиях применения льготы

Метод упущенных доходов является наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему. Метод восстановленных доходов наименее надежный, так как подразумевает в себе учет поведенческих эффектов от налогоплательщика, реакцию правительства, которые в свою очередь могут оказаться неучтенными.

По Новосибирской области действует Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» N 142 ОЗ от 16 октября 2003 года [1], устанавливающий ставки налога, льготы, отчетный период, а также сроки уплаты по налогу.

Оценку эффективности налоговых льгот в Новосибирской области осуществляют по трем критериям, которые рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки эффективности налоговых льгот

Кбэф = НП / ПБ, где:

НП — объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет;

ПБ — сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот

Показывает влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов бюджета региона

Кээф=Ʃ Эр/ Эс, где

Эр-количество показателей, по которым произошел рост или уровень остался прежним;

Эс — количество показателей, по которым произошло снижение

Показывает влияние налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков, которым они предоставлены

Ксэф = Кл / Ко, где:

Кл — количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой;

Ко — общее количество налогоплательщиков соответствующей категории

Показывает влияние налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости, решение конкретных задач

При этом налоговые льготы имеют положительную эффективность, если значения коэффициентов бюджетной и экономической эффективности больше, либо равны единице, а коэффициент социальной эффективности равен единице.

Анализируя методику оценки эффективности налоговых льгот в других субъектах Российской Федерации, мы пришли к выводу, что основная их часть осуществляет оценку по этим же критериям, что и Новосибирская область, но при этом у них возможна оценка по двум критериям. Другим ключевым отличием является сама формула расчета критерия эффективности.

Для того чтобы сформировать единую методику оценки, нужно закрепить критерии эффективности льгот, выработать показатели, по которым будем осуществляться непосредственно оценка.

Например, льготу можно считать эффективной, если она в первую очередь:

— обеспечивает прирост налоговых поступлений в бюджет;

— создает новые рабочие места в организации;

— улучшает условия труда работников организации;

— увеличивает размер заработной платы работников организации;

— повышает качество товаров и услуг организации;

— повышает доступность товаров и услуг для населения;

— создает или развивает послепродажное обслуживание товаров и услуг населению;

— ведет к экологической безопасности.

Каждая организации, которая применяет льготы, должна оцениваться по данным критериям. Если ответы на критерии положительны, то применение льготы оправдано. Если имеются отрицательные ответы, то организация должна пройти повторную процедуру оценки экспертами, где уже будут изучаться более узкие показатели деятельности организации.

Список литературы:

  1. Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»
  2. Малинина, Татьяна Александровна. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика / Т. Малинина – М.: Ин-т Гайдара, 2010. – 212 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

http://sibac.info/studconf/econom/liii/75801

Оценка социальной эффективности налоговых льгот

МЭРИЯ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 3 июня 2019 года N 990

Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (приложение 1).

2. Признать утратившими силу следующие постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области:

— от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 04.10.2017 N 2730 «О внесении изменения в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 06.06.2018 N 1313 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города
А.С.ГОЛОВАТЫЙ
3 июня 2019 года

Приложение 1. Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города муниципального
образования «Город Биробиджан»
Еврейской автономной области
от 03.06.2019 N 990

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (далее — Порядок) определяет правила проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, установленных решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению представительных органов муниципальных образований (далее — оценка эффективности).

1.2. Оценка эффективности применяется в отношении налоговых льгот по следующим видам налогов:

— налог на имущество физических лиц;

1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

— налоговые льготы — установленные решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам;

— социальные налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам с целью поддержки отдельных категорий граждан, за исключением налоговых льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям;

— стимулирующие налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям с целью привлечения инвестиций и расширения экономического потенциала муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее — городской округ) (включая создание новых рабочих мест, улучшение условий труда);

— финансовые налоговые льготы — налоговые льготы, установленные в целях устранения (уменьшения) расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета городского округа.

1.4. Оценка эффективности осуществляется на основании налоговой отчетности (форма 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»), данных, представленных налогоплательщиками — получателями налоговых льгот, и иной статистической и налоговой отчетности.

2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Оценка эффективности проводится по каждой категории налоговых льгот ежегодно не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом.

Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот проводится на стадии подготовки проекта решения городской Думы городского округа, устанавливающего налоговую льготу.

Оценка эффективности финансовых налоговых льгот не проводится.

2.2. В целях проведения оценки эффективности:

2.2.1. Управлением экономики мэрии города городского округа (далее — управление экономики):

2.2.1.1. Проводится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями городской Думы городского округа налоговых льгот. По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме (приложение 1 к Порядку).

2.2.1.2. Производится расчет оценки эффективности налоговых льгот по формам (приложения 2 — 5 к Порядку) с обоснованием выводов, сделанных на основании данных расчетов.

2.2.1.3. Осуществляются подготовка сводной информации о результатах оценки эффективности налоговых льгот (далее — сводная информация) и направление ее в финансовое управление мэрии города городского округа.

Сводная информация содержит:

— перечень предоставляемых на территории городского округа налоговых льгот;

— количество и характеристику налогоплательщиков, пользующихся льготами;

— информацию об объемах выпадающих доходов городского бюджета по причине предоставления налоговых льгот;

— предложения, направленные на изменение или отмену налоговых льгот.

3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот проводится по каждой категории стимулирующих налоговых льгот на основании коэффициентов бюджетной, экономической и социальной эффективности.

3.2. Под бюджетной эффективностью стимулирующих налоговых льгот понимается прирост налоговых начислений для уплаты в бюджет городского округа в результате предоставления налоговых льгот по сравнению с предшествующим налоговым периодом. Расчет коэффициента бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе осуществляется по следующей формуле:

КБi = НПit / НПi (t-1),

КБi — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

НПit — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в отчетном периоде, тыс. руб.;

НПi (t-1) — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в году, предшествующем отчетному периоду, тыс. руб.

При значении КБi >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную бюджетную эффективность.

При значении КБi Результаты оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 2 к Порядку.

3.3. Экономическая эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые льготы в отчетном периоде:

— объем реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

— выручка от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.;

— чистая прибыль (убыток), тыс. руб.;

— сумма капитальных вложений (инвестиции в основной капитал), тыс. руб.;

— стоимость основных средств, тыс. руб.

Коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот (КЭ) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 3 к Порядку.

3.4. Социальная эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые вычеты в отчетном периоде:

— численность работающих на предприятии, чел.;

— годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.;

— среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

Коэффициент социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот (КС) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 4 к Порядку.

3.5. В случае ограниченного доступа к информации, необходимой для оценки экономической и социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой тайне, а также при отсутствии возможности идентифицировать круг получателей стимулирующих налоговых льгот рассчитывается только бюджетная эффективность налоговых льгот.

3.6. Стимулирующая налоговая льгота признается эффективной, если два из трех критериев оценки имеют положительную эффективность.

4. Оценка эффективности социальных налоговых льгот

Оценка эффективности социальных налоговых льгот осуществляется по следующим критериям:

— соответствие социальных налоговых льгот целям и задачам социально-экономической политики Еврейской автономной области, городского округа, государственных программ Еврейской автономной области, муниципальных программ городского округа;

— предоставление социальных налоговых льгот категориям граждан, являющимся льготными категориями в соответствии с федеральным законодательством.

Социальная налоговая льгота считается эффективной в случае соответствия хотя бы одному из вышеуказанных критериев.

Приложение 1. Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию на «___» ____________ 20__ года

Приложение 1
к Порядку оценки эффективности предоставляемых
(планируемых к предоставлению) налоговых
льгот по местным налогам

на «___» ____________ 20__ года

Наименование налогоплательщика — получателя налоговой льготы

(категория получателей льготы)

Нормативный правовой акт (наименование, номер, дата)

Вид налоговой льготы

Целевая категория налоговой льготы (стимулирующая, финансовая, социальная)

Цель налоговой льготы

(рост инвестиций, создание рабочих мест, социальная помощи и т.д.)

http://docs.cntd.ru/document/553373003

Оценка социальной эффективности налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here