Общий трудовой стаж в оценке пенсионных прав

Конвертация пенсионных прав граждан

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

02 февраля 2010 16:43

Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, — переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал. Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.

Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его. И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.

Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.

Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.

По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.

В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.

Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.

Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав. Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии. Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.

Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.

http://www.pfrf.ru/branches/mordovia/news~2010/02/02/44723

Общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц

С 1 января 2002 года старые пенсионные законы № 340-ФЗ и № 113-ФЗ в качестве основания для назначения и выплаты пенсий вновь выходящим на заслуженный отдых утратили юридическую силу и прекратили действовать. После этой даты все пенсионные права возникают, учитываются и оформляются только на основе нового пенсионного законодательства, а в частности федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем нельзя сказать, будто старые пенсионные законы уже полностью списаны в правовой архив. Ведь исключительно по новому законодательству будут рассчитываться и назначаться пенсии только тем, кто начал трудовую деятельность после 1 января 2002 года. Остальные же имеют в своей трудовой биографии большие и меньшие периоды работы в правовом поле старого пенсионного законодательства. Поэтому их пенсионные права, возникшие в эти периоды (даже если такой период равен дню), тоже должны быть оценены, признаны и зафиксированы на их личных пенсионных счетах. Сделать это можно только на основе старых законов.

Таким образом, выход на пенсию той категории работников, которые начали свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, будет осуществляться по своего рода смешанной пенсионной модели. В ней все пенсионные права, которые заработаны до 1 января 2002 года, будут оцениваться по старым пенсионным законам, а возникшие после этой даты – по новым.

Поэтому перед системой пенсионного обеспечения встает задача – оценить и конвертировать в формы, пригодные для учета на личных счетах, используемых новой пенсионной моделью, пенсионные права тех россиян, которые, отработав те или иные периоды своих трудовых биографий на основе старого пенсионного права, продолжают трудиться и зарабатывают новые пенсионные права на основе нового законодательства.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж включаются те же периоды, что учитывались при определении пенсии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.

Во-первых, это документально подтвержденные периоды выполнения оплачиваемой работы по найму (трудовому договору), в том числе за границей.

Во-вторых, это периоды, обусловленные наличием гражданско-правовых отношений и периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Такие периоды (индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в качестве фермера, работы в крестьянском хозяйстве, творческая деятельность членов творческих союзов и отдельных категорий творческих работников, оказание услуг по договорам гражданско-правового характера и др.) могут включать в общий трудовой стаж при подтверждении уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В-третьих, это периоды военной службы – по призыву или по контракту.

В-четвертых, это период получения выплат по государственному социальному страхованию (временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, отпуска, предоставленного работающим женщинам по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройство).

При определении общего трудового стажа учитывается работа осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, периоды пребывания (по достижении трудоспособного возраста 16 лет) в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, а также необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Периоды учебы и иные «нестраховые» периоды в общий трудовой стаж не включаются. Вместе с тем выполнение оплачиваемой работы в течение таких периодов при необходимом документальном подтверждении могут быть включены в стаж.

Периоды исчисляются только в календарном порядке, без применения зачета каких-либо периодов в полуторном, двойном или тройном размере.

Полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности учитывается за год работы.

В настоящее время в соответствии со статьей 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 № 27-ФЗ (с учетом внесенных изменений) страхователю (работодателю) необходимо в Пенсионный фонд представить на всех работающих у него застрахованных лиц сведения о периодах их работы и (или) иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, приобретенных ими до 31 декабря 2001 г. Отчетный период по приему индивидуальных сведений о стаже и заработной плате застрахованного лица на территории Ярославской области приходится на июль – август 2003 г. Сведения на работающих пенсионеров не сдаются, так как конвертация пенсионных прав для этой категории граждан была проведена ранее.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством ответственность за достоверность представления сведений о стаже возложена на работодателей (администрацию организаций всех сфер и отраслей экономики независимо от формы собственности).

Елена ЖЕЛЕЗОВА, начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ ОПФР по Ярославской области.

http://www.sevkray.ru/news/2/41866/

Общий трудовой стаж в оценке пенсионных прав

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии

Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок

Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

http://uristnet.ru/oshibki-pri-raschete-pensii/

Общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав.

На практике применяются три варианта подсчета общего трудового стажа для оценки пенсионных прав граждан.

По первому варианту учитывается продолжительность обще­го трудового стажа, выработанного по состоянию на 01.01.2002, который совпадает с порядком расчета общего трудового ста­жа при определении размера пенсии с применением индиви­дуального коэффициента пенсионера, действовавшим до нача­ла пенсионной реформы. Но в указанный стаж не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды.

Для определения расчетного размера трудовой пенсии в об­щий трудовой стаж в календарном порядке включаются следующие периоды трудовой и иной общественно полезной деятель­ности до 01.01.2002:

  • работы в качестве рабочего, служащего (в том числе рабо­та по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; перио­ды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
  • работы (службы) в военизированной охране, органах спе­циальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;
  • индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
  • творческой деятельности членов творческих союзов: пи­сателей, художников, композиторов, кинематографистов, теа­тральных деятелей, а также литераторов и художников, не явля­ющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • службы в Вооруженных Силах РФ и иных воинских форми­рованиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооружен­ных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших ор­ганах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах вну­тренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
  • подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повы­шению квалификации и по переквалификации, в образователь­ных учреждениях среднего профессионального и высшего про фессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, кпинической ординатуре;
  • временной нетрудоспособности, начавшейся в период ра­боты, и период пребывания на инвалидности I и II групп, по лученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, пре­старелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрас­те до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих воен­ную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • пребывания в местах заключения сверх срока, назначенно­го при пересмотре дела;
  • получения пособия по безработице, участия в оплачивае­мых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
  • периоды выплаты пособия по безработице, участия в опла­чиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессирован­ным и впоследствии реабилитированным;
  • проживания граждан в районах, временно оккупирован­ных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территори­ях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за ис­ключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
    • проживания граждан в г. Ленинграде в период его бло­кады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), а также граждан — узников фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случа­ев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением перио­дов:

  • работы в течение полного навигационного периода на вод­ном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы неза­висимо от фактической продолжительности этих периодов;
  • работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, ко­торые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входя­щих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и со­единениях в период боевых действий, а также времени нахожде­ния на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определя­емой в соответствии с Законом РФ от 15.051991 № 1244-1 «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые вклю­чаются в обший трудовой стаж в тройном размере;
  • работы в городе Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01 Л944), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • работы во время Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 по 09.05.1945), за исключением работы в районах, временно ок­купированных неприятелем, которые включаются в общий тру­довой стаж в двойном размере;
  • работы в районах Крайнего Севера и местностях, прирав­ненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в об­щий трудовой стаж в полуторном размере:
  • военной службы по призыву, которые включаются в об­щий трудовой стаж в двойном размере;
  • содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголов­ной ответственности, необоснованно репрессированным и впо­следствии реабилитированным, в том числе из числа репресси­рованных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, кото­рые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом № 1244-1, которые включаются в общий трудовой стаж в полу­торном размере.

При расчете размера пенсии для оценки пенсионных прав граждан по второму варианту, когда общий трудовой стаж рас­считывается без применения индивидуального коэффициента пенсионера, учитываются все периоды работы и иной деятель­ности, предусмотренные ранее действовавшим законодатель­ством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два). При этом расчетный размер пенсии не должен превышать в 3—3,5-кратного минимального размера пенсии по старости, установленного по состоянию на

По третьему варианту оценка пенсионных прав осуществля­ется с применением вместо общего трудового стажа специального стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календар­ном порядке. Период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, учитывается как стаж работы, на которой получено указанное увечье или заболевание.

Для получателей пенсии по состоянию на 01.01.2002 при­меняется еще один вариант оценки пенсионных прав — из раз­мера пенсии (только по выбору пенсионера).

При установлении страховой части трудовой пенсии по ста­рости военным пенсионерам, федеральным государственным гражданским служащим и космонавтам в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначе­нию пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспе­чении и Законом № 4468-1.

http://vnpf.ru/obshhij-trudovoj-stazh-dlya-ocenki-pensionnyx-prav/

Общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц

Вместе с тем нельзя сказать, будто старые пенсионные законы уже полностью списаны в правовой архив. Ведь исключительно по новому законодательству будут рассчитываться и назначаться пенсии только тем, кто начал трудовую деятельность после 1 января 2002 года. Остальные же имеют в своей трудовой биографии большие и меньшие периоды работы в правовом поле старого пенсионного законодательства. Поэтому их пенсионные права, возникшие в эти периоды (даже если такой период равен дню), тоже должны быть оценены, признаны и зафиксированы на их личных пенсионных счетах. Сделать это можно только на основе старых законов.

Таким образом, выход на пенсию той категории работников, которые начали свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, будет осуществляться по своего рода смешанной пенсионной модели. В ней все пенсионные права, которые заработаны до 1 января 2002 года, будут оцениваться по старым пенсионным законам, а возникшие после этой даты – по новым.

Поэтому перед системой пенсионного обеспечения встает задача – оценить и конвертировать в формы, пригодные для учета на личных счетах, используемых новой пенсионной моделью, пенсионные права тех россиян, которые, отработав те или иные периоды своих трудовых биографий на основе старого пенсионного права, продолжают трудиться и зарабатывают новые пенсионные права на основе нового законодательства.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж включаются те же периоды, что учитывались при определении пенсии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.

Во-первых, это документально подтвержденные периоды выполнения оплачиваемой работы по найму (трудовому договору), в том числе за границей.

Во-вторых, это периоды, обусловленные наличием гражданско-правовых отношений и периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Такие периоды (индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в качестве фермера, работы в крестьянском хозяйстве, творческая деятельность членов творческих союзов и отдельных категорий творческих работников, оказание услуг по договорам гражданско-правового характера и др.) могут включать в общий трудовой стаж при подтверждении уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В-третьих, это периоды военной службы – по призыву или по контракту.

В-четвертых, это период получения выплат по государственному социальному страхованию (временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, отпуска, предоставленного работающим женщинам по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройство).

При определении общего трудового стажа учитывается работа осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, периоды пребывания (по достижении трудоспособного возраста 16 лет) в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, а также необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Периоды учебы и иные «нестраховые» периоды в общий трудовой стаж не включаются. Вместе с тем выполнение оплачиваемой работы в течение таких периодов при необходимом документальном подтверждении могут быть включены в стаж.

Периоды исчисляются только в календарном порядке, без применения зачета каких-либо периодов в полуторном, двойном или тройном размере.

Полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности учитывается за год работы.

В настоящее время в соответствии со статьей 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 № 27-ФЗ (с учетом внесенных изменений) страхователю (работодателю) необходимо в Пенсионный фонд представить на всех работающих у него застрахованных лиц сведения о периодах их работы и (или) иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, приобретенных ими до 31 декабря 2001 г. Отчетный период по приему индивидуальных сведений о стаже и заработной плате застрахованного лица на территории Ярославской области приходится на июль – август 2003 г. Сведения на работающих пенсионеров не сдаются, так как конвертация пенсионных прав для этой категории граждан была проведена ранее.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством ответственность за достоверность представления сведений о стаже возложена на работодателей (администрацию организаций всех сфер и отраслей экономики независимо от формы собственности).

Елена ЖЕЛЕЗОВА, начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ ОПФР по Ярославской области.

http://yarreg.ru/articles/sk_news_2_41866_/

Конвертация пенсионных прав

Впервые термин «конвертация» введён нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под конвертацией Законом от 17.12.2001 понимается преобразование пенсионных прав граждан, приобретённых застрахованными лицами до 01.01.2002, в расчётный пенсионный капитал, с учётом которого производился расчёт трудовой пенсии.

Формула конвертации была закреплена пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.2001:

ПК = (РП – 450 рублей) * Т, где

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж (т.е. меньше 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин по состоянию на 01.01.2002), то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (мужчинам, достигшим возраста 55 лет, и женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет), в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона № 173-ФЗ («двойное снижение возраста»), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, — 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, — продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальные суммы ограничения, указанные в абзаце сороковом пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, максимальные суммы ограничения, указанные в абзаце сороковом пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.

  • Согласно пункту 6 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи, без учета районного коэффициента, а для лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере, чем повышение к пенсии, — также соответствующего повышения), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам.

Лицам, имеющим право на повышения пенсий в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», начисление повышений по такому же основанию к расчетному размеру трудовой пенсии не производится.

Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона № 173-ФЗ, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 Закона № 173-ФЗ, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

При этом в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения ранее приобретённых пенсионных прав, а именно: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую пенсионную формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены. Иными словами, вступление в силу новых правил исчисления размера пенсий не повлечет уменьшения размеров пенсий граждан, установленных до 01.01.2015.

Страховая пенсия будет формироваться по новым правилам в полном объеме у застрахованных лиц, которые начнут работать в 2015 году. У остальных будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 года, все сформированные пенсионные права сохранятся и будут гарантированно исполнены.

С 01.01.2015 года приобретенные гражданами до 2015 года пенсионные права будут сконвертированы (переведены) в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом конвертация пенсионных прав будет производиться поэтапно, а именно: сначала приобретённые до 01.01.2002 года пенсионные права гражданина будут сконвертированы в расчётный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, затем с учётом данного расчётного пенсионного капитала будет определена страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014, а затем указанная страховая часть трудовой пенсии будет переведена в «баллы» путём деления на стоимость одного пенсионного коэффициента, равного 64 руб. 10 коп. (величина индивидуального пенсионного капитала за периоды, имевшие место до 1 января 2015 – ИПКс (часть 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях)).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pfr.kirov.ru/node/3

Общий трудовой стаж в оценке пенсионных прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here