Наука права социального обеспечения россии

Право социального обеспечения

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого[2] .

Содержание

↑Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

↑Право социального обеспечения как учебная дисциплина

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний о концепции социального обеспечения как экономической, так и правой категорий.

↑Право социального обеспечения как научная дисциплина

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

↑Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения – это научно обоснованное распределение норм данной отрасли.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. К общей части относятся такие институты, как: субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из правовых институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, комплексные институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, институт жалоб и споров по вопросам социального обеспечения; институт ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Специфика институтов особенной части состоит в том, что ее институты в основном комплексные, т.е. состоящие из подинститутов. Так, институт пенсий делится на подинституты – группы норм, которые регулируют отдельные виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

↑Рекомендуемая литература

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М, 1974.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

ПРА́ВО СОЦИА́ЛЬНОГО ОБЕСПЕ́ЧЕ́НИЯ

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 341-342

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПРА́ВО СОЦИА́ЛЬНОГО ОБЕСПЕ́ЧЕ́ НИЯ, в РФ со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фич. ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное ст. 37 Кон­сти­ту­ции РФ пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях. П. с. о. как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме рос. пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в сер. 1960-х гг. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы П. с. о. за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме рос. пра­ва.

    Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины (стр. 1 из 2)

    Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины

    Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

    Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

    Предмет права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права разделяется на три блока отношений:

    I. Отношения, возникающие по поводу денежных выплат. Данные отношения в зависимости от вида денежных выплат подразделяются на следующие виды:

    1.по поводу обеспечения пенсиями;

    2.по поводу обеспечения пособиями;

    3.по поводу обеспечения компенсационными выплатами;

    4.по поводу обеспечения страховыми выплатами;

    II. Отношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения. Данные отношения в зависимости от вида социального обеспечения подразделяются на следующие виды:

    1. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях медицинской (лекарственной) помощи;

    2. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому;

    • Право социального обеспечения. Лекция 1. Предмет, метод, система
      YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях протезно-ортопедической помощи;

    4. по поводу санаторно-курортного лечения;

    5. по поводу содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях;

    6. по поводу профессионального обучения и трудоустройства молодежи;

    7. по поводу предоставления транспортных средств инвалидам;

    III. Отношения процедурно-процессуального характера, основной целью которых является обеспечение оптимального функционирования первых двух видов отношений по социальному обеспечению. В зависимости от объектов, на которые они направлены, отношения процедурно-процессуального характера подразделяются на следующие виды:

    1. по поводу установления юридических фактов;

    2. по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения;

    3. по поводу защиты нарушенных прав.

    Наука права социального обеспечения как отраслевая юридическая наука несколько отличается от отрасли права социального обеспечения и ее системы. Предмет отрасли права — определенный комплекс отношении, а предмет науки — нормы отрасли права в их развитии, совершенствовании и сопоставлении с аналогичным правом зарубежных стран (см. также Социальное обеспечение. Пенсия государственная. Пенсия за выслугу лет. Пенсия по инвалидности. Пенсия по старости. Пенсия по случаю потери кормильца. Социальная пенсия).

    Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

    Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

    В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений. Это — отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: — предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); — существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); — приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

    Что касается предмета науки права социальною обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.

    1. Определить продолжительность страхового, общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ Минькина С.И.:

    · 5 лет – учеба в университете — учёба в страховой стаж не включается,

    · 12 лет – преподаватель истории в средней школе №140 г. Свердловска – общий трудовой – 12 лет. После 10 лет непрерывного преподавательского стажа у педагога появляется право на длительный отпуск сроком до 1 года. Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, но с сохранением места, должности, нагрузки. Следует обратить внимание, что время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    · 3 года – отпуск без сохранения заработной платы. В стаж работы (страховой), который дает право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (ст. 121 ТК РФ). Таким образом, если у работника общая продолжительность отпусков без сохранения заработной платы в течение рабочего года составила, например, 16 календарных дней, то при расчете стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, календарные дни начиная с 15-го дня не учитываются. Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника.

    · 8 лет – заместитель директора по методической работе средней школы №1 г.Ивделя. Трудовой и страховой стаж – 8 лет. Порядок назначения трудовых пенсий в РФ установлен Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный закон устанавливает виды трудовых пенсий, общие и льготные условия назначения пенсий. Согласно подпункту 1.1 Списка («Список должностей и учреждений…») в стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора общеобразовательной школы любого наименования. При этом в силу подпункта «б» пункта 8 сопровождающих данный Список Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в стаж засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебно-воспитательной, воспитательной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом общеобразовательных учреждений любых наименований. При этом она засчитывается независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

    · 12 лет – преподаватель негосударственного учреждения «Наше будущее – дети» в г.Екатеринбург. В настоящее время не принят подзаконный акт, обстоятельно регламентирующий порядок предоставления дополнительного отпуска работникам коммерческих учебных заведений. Однако законодательство не лишает педагогов частных организаций права на него, закрепляя, что порядок и условия предоставления длительного отпуска должны определяться учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Статья 335 ТК РФ и ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» не делают различий между работниками бюджетных и коммерческих образовательных учреждений.

    Таким образом получаем, что трудовой стаж Минькина С.И. – 35 лет, а страховой – 32 года. Так как Минькин С.И. является педагогическим работником и его стаж составляет более 25 лет, то он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости., в соответствии с п.19 ст.27 ФЗ О трудовых пенсиях РФ: Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    2. Расчёт пенсии при полном трудовом стаже

    В соответствии с п.1-2 главы второй ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Поэтому гр. Купеченцева, год рождения которой 1952, стаж 21 год, имеет право на назначение пенсии по старости. Пенсия назначается с момента подачи заявления, то есть с 2 окт. 2007г.

    1. Определим расчетный размер пенсии на 01.01.2002 год по следующей формуле:

    а) РП= СК х ЗР/ЗП х СЗП, где:

    СК = 0,55 + 0,01 (т.к. стаж = 21 полных лет)

    РП = 0,56 х 1,2 х 1671 = 1122 руб.91 коп.

    б) РП = ЗП * СК, где

    РП = 2314*0,56 = 1295,84

    Предпочтительнее расчет РП по варианту б).

    2. Определим расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г.

    ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОТРАСЛЬ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Термин «право социального обеспечения» употребляется не только как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению граждан и составляющих самостоятельную отрасль права, но и как совокупность научных теорий, обобщающих данную область общественных отношений, урегулированных нормами права и представляющих собой отрасль правовой науки. Этот термин используется для наименования преподаваемой учебной дисциплины, содержанием которой является совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению, представленных в системе.

    Право социального обеспечения как отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения, которые возникают при осуществлении государством за счет средств государственного бюджета, организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, колхозов и граждан, социально-экономических мероприятий по:

    обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными (пенсии, пособия) и натуральными материальными благами алиментарного (от англ. aliment [ælɪmənt] — материальная и моральная поддержка) характера (протезирование, средства передвижения инвалидов, ортопедические изделия);

    1. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;

    2. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;

    3. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

    Право социального обеспечения как отрасль науки есть наука о социальном обеспечении, его организационно-правовых формах и видах осуществления, о предмете, методах и системе права социального обеспечения, источниках и других теоретических проблемах.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина — совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению граждан, предусмотренных учебными планами и разработанных на основании типовых или базовых учебных программ.

    Отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина носят одно и то же наименование потому, что имеют единый объект — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государством функций социального обеспечения граждан.

    Право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью права, находится на грани трудового, гражданского и административного права. Разграничение отраслей права производится по предмету и методу правового регулирования. У каждой отрасли они специфичны.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8716 —

    | 8262 — или читать все.

    Возникновение и развитие науки права социального обеспечения

    В правовой литературе по социальному обеспечению существует несколько концепций обоснования сферы социально-обеспечительных отношений, из них наиболее известны социального обеспечения, социального страхования, нетрудоспособности, алиментарности, перераспределения и социальных рисков.

    В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков. На теории «социальных рисков» сформулированы определения социального обеспечения, которое предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемые обществом правомерными для участия в распределении продукта. Социальное обеспечение – это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Однако ее сторонниками к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных. В 1929 г. З.Р. Теттенборн отмечала, что социальное страхование включает в себя борьбу с риском утраты заработка путем предупреждения болезней, несчастных случаев и других явлений, которые угрожают работнику.

    А.М. Гельфер считал, что советское социальное обеспечение имеет целью не возмещение заработка во всех случаях его потери, а исходит из здорового принципа обеспечения трудящегося во всех случаях потери средств к существованию. Трудящиеся часть своего труда употребляют на свое обеспечение в дни нетрудоспособности и вынужденной безработицы. Они распределяют продукты труда на две части: одну, которая должна идти на удовлетворение потребностей работающих, и другую, которая идет на удовлетворение надобностей нетрудоспособных[156].

    В 1924 г. в книге «Социальное страхование (введение в теорию)» А. Чекин отмечал, что профессиональный и социальный риск, тесно связан только с капиталистическим способом производства. При других «риск неблагополучия» обусловлен природными явлениями или его собственной непредусмотрительностью, тогда как при капитализме риск заключается «уже в том месте производства, которое уделялось каждому отдельному работнику общественным характером производства… риск… есть не что иное необеспеченность населения в условиях общественной организации производства»[157]. Таким образом, содержание понятия «социальный и профессиональный риск» он сводил к риску необеспеченности населения в условиях общественного производства. Необеспеченность обуславливается такими причинами как: экономическими (тяжелые и вредные условия труда, влекущие производственный травматизм, профессиональные заболевания, в результате чего могут наступить инвалидность, смерть кормильца); безработицей (из-за отсутствия спроса на труд); физиологическими (временная, частичная или полная утрата трудоспособности от общего заболевания, старости, беременности и родов); демографическими (содержание и воспитание детей).

    Однако Л.В. Забелин полагал, что законодательство о социальном обеспечении охватывает не только пролетариат, но и все «приближающиеся к нему промежуточные слои «самозанятых» в области производства, торговли, транспорта и т. д., за счет которых все более пополняются ряды пролетариата и уровень жизни которых стоит весьма близко к уровню жизни последнего». Пенсии, пособия и услуги, представляемые в качестве социального обеспечения, являются частью заработной платы «…расходы на социальное обеспечение, поскольку они производятся предпринимателями, являются скрытой формой заработной платы, частью стоимости рабочей силы»[158].

    По мнению А. Винокурова перестраивающееся на социалистических началах государство не может относиться с коммерческой точки зрения к вредным последствиям, каковыми являются: болезнь, увечье, смерть и т. д. Оно обеспечивает потерявшего трудоспособность и лишившегося источника существования и его семью рациональной помощью в денежной или натуральной форме. Слово «страхование» совершенно не выражает этого понятия и должно быть заменено более правильным термином – «социальное обеспечение»[159].

    Н.А. Вигдорчик выделял два критерия отграничения социального риска от других видов риска и, следовательно, выделения социального страхования в особую форму социальной защиты населения — объективный (риск всегда связан с потерей заработка или иного трудового дохода) и субъективный (риск распространяется не на все население, а только на те его категории, для которых этот заработок или трудовой доход являются основным источником средств к существованию). А под социальным страхованием он понимал совокупность всех форм и видов страхования, которые имеют целью обеспечение широких масс населения на случай различных социальных рисков. При этом подчеркивал, что социальным страхованием «обнимается риск потери заработка». Именно этот характер риска он считал первым признаком социального страхования. Второй существенный признак социального страхования заключается в том, что оно охватывает рабочих, служащих, домашнюю прислугу, мелких ремесленников, мелких земледельцев. Поэтому если к страхованию прибегает представитель имущих классов, то — хотя бы это страхование и имело целью возмещение заработка — оно никакого отношения к социальному страхованию не имеет.

    В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленная на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи, а социальное страхование как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного производства[160].

    Н.А. Семашко в число благ и услуг, относящихся к социальному обеспечению, включал медицинское обслуживание, пенсии и пособия из государственного бюджета, систему мер социально-культурного обслуживания, обеспечение членов кооперативно-колхозных организаций, а также из различных систем взаимопомощи и так далее. При этом он полагал, что круг обеспечиваемых не ограничивается престарелыми и нетрудоспособными, а включает все население, но в пределах, предусмотренных законодательством [161].

    Основоположником советского права социального обеспечения считают заслуженного деятеля науки профессора В.С. Андреева. Он разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения. Развивая позицию В. Дурденевского, В.С. Андреев сформулировал понятие социального обеспечения. Социальное обеспечение – это совокупность определенных социально-экономических мероприятий. Связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности [162].

    Система права социального обеспечения – это научно самостоятельные структурные подразделения, а также объективно существующая последовательность институтов и норм права социального обеспечения[163].

    Однако позиция В.С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения.

    По мнению Р.И. Ивановой в праве социального обеспечения применяется диспозитивный метод регулирования на фоне разрешительного типа регулирования, т.е. метод социально-обеспечительных притязаний (требований) и предоставлений[164]. Она относит к числу процедурных правоотношений и правоотношения по рассмотрению споров. Признавая абстрактный характер социально-обеспечительной правоспособности, Р.И. Иванова сочла необходимым выделить специальную правоспособность — видовую и подвидовую, которые, по ее мнению, являются конкретными и обусловлены видом социального обеспечения.

    М.И. Полупанов метод правового регулирования общественных отношений права социального обеспечения характеризовал в аспекте характера и формы представления социального обеспечения получателю – государственное предоставление, главной чертой которого является безэквивалетное предоставление гражданам различного рода материальных благ алиментарного характера.

    Самым спорным критерием единого объекта правового регулирования в праве социального обеспечения является алиментация. Алиментация не относится к правовому способу регулирования социально-обеспечительных отношений.

    И.В. Гущин выделял лишь чисто юридические признаки метода права социального обеспечения, («объединяет ряд особых способов и приемов, при которых государство воздействует на общественные отношения»)[166].

    Авторы современных исследований творчески перерабатывают теоретическое наследие прошлого.

    По мнению М.О. Буяновой предмет права социального обеспечения составляют в настоящее время несколько групп общественных отношений. Во-первых, это отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты). Во-вторых, отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан). В-третьих, процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют ядро предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут[168].

    В.Ш. Шайхатдинов определяет предмет правового регулирования как совокупность общественных отношений в связи с удовлетворением личных материальных потребностей членов общества в индивидуальной форме[169].

    Пенсионное обеспечение он рассматривает как генеральный институт, то есть комплекс норм, закрепляющих общую юридическую конструкцию, выраженную в дифференцированных институтах. Он подчеркивает, что этому институту свойственна роль юридического объединения отдельных ветвей дифференцированного правового регулирования. По его мнению страхование является одним из основных организационно-правовых способов образования денежных фондов. И называет его он не социальным страхованием, а страхованием в сфере социального обеспечения.

    К.С. Батыгин считает, что правоотношение по социальному страхованию можно рассматривать как «трехстороннюю правовую связь между трудящимся, органом, осуществляющим социальное страхование, и страхователем». Однако так называемая трехсторонняя правовая связь на самом деле является не одним, а тремя правоотношениями. В конструкциях трехсторонних или многосубъектных правоотношений, правовые связи можно разделить на два или несколько двухсторонних правоотношений. Он называет их «правоотношениями по материальному обеспечению трудящихся за счет средств социального страхования» и подчеркивает, что они характеризуются «индивидуально-определенной связью управомоченного лица с обязанным лицом (или лицами), выражающейся в конкретных, корреспондирующих друг другу правах и обязанностях»[170]. Но такое определение, не позволяет охватить многообразные правовые связи, опосредующие осуществление социального страхова­ния. Общественные фонды потребления в той мере, в какой они направляются на удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей работников производства и их семей, имеют своим источником необходимый продукт, а работников непроизводственной сферы и членов их семей – прибавочный продукт.

    К предмету права социального обеспечения Е.Е. Мачульская относит совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходом ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения[171].

    Большой вклад в развитие науки права социального обеспечения Республики Беларусь внесли И. В. Гущин [173], Х.Т. Мелешко, Т.А. Постовалова и др.

    Так, Х.Т. Мелешко в ряде работ обосновывает конституционные основы социального обеспечения Республики Беларусь и основные права личности в сфере социального обеспечения [174].

    Новый подход к понятию права социального обеспечения разработан Т.А. Постоваловой. Она занимается такими правовыми проблемами, как «социальное государство», «социальная политика», «социальные права», «социальное право», «социальная защита», «социальные риски».[175] Также она считает, что сохранение понятия «профессиональный риск» необходимо и для распределения материальной ответственности между государством и нанимателем.

    Т.А. Постовалова занимается анализом международно-правовых актов о социальном обеспечении, социальном страховании, о социальных правах граждан в рамках Совета Европы, социальном праве Европейского союза и путях его дальнейшей гармонизации и координации, социального права ФРГ. Ею намечены пути реального использования зарубежного опыта социального обеспечения в условиях белорусской действительности.

    • Профполигон. Право и организация социального обеспечения. Презентация специальности.
      YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники

    • http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01168:article
    • http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya
    • http://bigenc.ru/law/text/3164997
    • http://mirznanii.com/a/214833/predmet-prava-sotsialnogo-obespecheniya-rf-kak-otrasli-prava-nauki-uchebnoy-distsipliny
    • http://studopedia.ru/9_139573_pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-otrasl-prava-otrasl-nauki-i-uchebnaya-distsiplina.html
    • http://studopedia.ru/7_57122_vozniknovenie-i-razvitie-nauki-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
    Наука права социального обеспечения россии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here