Налоговые льготы в том числе

налоговые льготы

Все налоговые льготы проверят по поручению Путина

Владимир Путин обязал правительство РФ до 1 июля 2020 года провести инвентаризацию всех налоговых льгот и составить перечень тех, которые носят инвестиционный характер. Поручение опубликовано на сайте Кремля.

В дальнейшем, с 2021 года, налоговые льготы, носящие инвестиционный характер, должны предоставляться только на основе специального соглашения, содержащего обязательство налогоплательщика осуществить инвестиции в указанные сроки и на определенных условиях. Если соглашение будет нарушено, то суммы налогов, не уплаченных в связи с предоставлением льгот, придется отдать государству.

Исключение сделано для налогоплательщиков, имеющих статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития или резидента Свободного порта Владивосток.

Ответственный за выполнение поручения — премьер-министр Михаил Мишустин.

Налоговики объяснили, надо ли вам заявлять о налоговых льготах

ФНС на своем сайте разъяснила порядок применения льгот при налогообложении имущества физлиц за 2019 год.

Если право на льготу по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество возникло в 2019 году впервые, то налогоплательщик может обратиться в любую налоговую инспекцию с соответствующим заявлением по установленной форме. Целесообразно направить его до начала массовой рассылки налоговых уведомлений за 2019 год, то есть до 20 мая 2020 года. Это можно сделать через «Личный кабинет налогоплательщика», по почте, лично через любую инспекцию или в МФЦ, уполномоченном принимать такие заявления. При этом не требуется повторно подавать заявление, если оно уже подавалось, но в нём не указывалось, что льгота будет использоваться в ограниченный период.

Пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, владельцы хозпостроек не более 50 кв. м могут не направлять заявления о предоставлении налоговых льгот. В настоящее время для них действует беззаявительный порядок: налоговый орган применяет льготы на основании сведений о льготниках, полученных при информационном обмене с ПФР, Росреестром, региональными органами соцзащиты.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, который находится в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении граждан льготных категорий. По налогу на имущество физлиц льготы, освобождающие от уплаты налога за один объект налогообложения определённого вида, предусмотрены для 16 категорий налогоплательщиков. Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными актами муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого недвижимого имущества.

ФНС займется ростом экономики

ФНС помимо привычной роли обеспечения доходов бюджета займется решением задач экономического роста, сообщил 20 февраля на коллегии ведомства глава курирующего его Минфина Антон Силуанов.

По его словам, службе предстоит «тщательно» работать с перечнем налоговых льгот.

«Мы в министерстве финансов вместе с ФНС отрабатываем новый подход работы со льготами: получил льготу — высвобождаемые средства направь на инвестиции. Этой задаче будет посвящен этот год — выстраиванию отношений с налогоплательщиками, с тем чтобы те ресурсы, которые получают налогоплательщики из-за преференций, предоставленных государством, направлялись не на дивиденды, а в экономику», — цитирует главу Минфина «Коммерсантъ».

В остальном задачи ФНС в 2020 году, как следует из выступления нового главы службы Даниила Егорова, сохранятся. В частности, для крупных компаний ФНС ожидает расширения применения режима налогового мониторинга.

Также новый глава намерен «сделать службу не просто сервисной, а цифровой сервисной компанией». При этом, по словам господина Егорова, ФНС должна конкурировать и сравнивать себя не с госорганами, а с крупными игроками на рынке предоставления электронных услуг, контролируя на своей стороне все больше фискальных функций и освобождая налогоплательщиков от бремени исчисления налогов, подготовки отчетности и рисков совершения ошибок.

ФНС РФ: Письмо № БС-2-21/[email protected] от 17.02.2020

Чтобы дать налоговые льготы пенсионерам, ИФНС запрашивает сведения в ПФР

С 2018 года для пенсионеров, предпенсионеров, инвалидов (ряда категорий), многодетных введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот при налогообложении недвижимости на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с НК.

С 2020 года беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот распространен на налогоплательщиков-физических лиц по транспортному налогу.

В целях применения указанных норм регламентирован информационный обмен ФНС и ПФР.

В среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР по видам сведений об этих лицах.

При этом необходимо понимать, что сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков статуса пенсионера или инвалида, также являются основанием для предоставления налоговых льгот начиная с налогового периода 2018 года — по земельному налогу и налогу на имущество физлиц и с 2020 года — по транспортному налогу, если такие льготы по транспортному налогу предусмотрены законами субъектов РФ, независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № БС-4-21/[email protected] от 23.01.2020.

Какие льготы по НДС предусмотрены в 2019-2020 годах?

Льготы по НДС — это отсутствие обязанности начислять налог на некоторые виды операций во время хозяйственной деятельности субъекта. Перечень операций, по которым может использоваться льгота по НДС, является закрытым. О нюансах таких операций рассказывается в нашей специальной рубрике.

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Читайте так же:  Дети инвалиды имеют право на жилье

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). При этом если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, можно не распределять «входной» НДС по товарам, (работам/ услугам), которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым операциям. Всю сумму такого НДС можно принять к вычету.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2019 при расчете 5% операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, не включайте в состав необлагаемых. Важно, чтобы они не были перечислены в ст. 149 НК РФ. С этой даты такие операции для целей расчета пропорции относятся к облагаемым (п. 4 ст. 170 НК РФ).

НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, п. 4 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2018 N 03-07-11/27256, от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Физлица и компании должны уведомлять о льготах по трем налогам по новой форме

ФНС выпустила Приказ от 12.11.2019 № ММВ-7-21/[email protected] о форме уведомления о предоставлении налоговых льгот.

Речь идет о льготах по налогу на имущество физлиц, а так же о льготах по земельному и транспортному налогу как для организаций, так и для граждан. Напомним, что с 2020 года для организаций отменена отчетность по двум налогам: земельному и транспортному. И чтобы получить льготы, компании должны отправить в налоговую заявление. В ответ на это заявление и будет выдаваться уведомление по установленной форме.

Письмом № БС-4-21/[email protected] от 27.01.2020 ФНС внесла изменения в Схему (методические положения) по обработке налоговыми органами сообщений, заявлений и уведомлений, ранее направленную письмом ФНС от 25.09.2019 № БС-4-21/[email protected] Этим же письмом отменены ранее рекомендованные уведомления о льготах.

Кому дадут льготы по земельному налогу

В Госдуму поступил законопроект № 906703-7 с поправками в статью 391 НК, которая регулирует порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Дело в том, что для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы по налогу на имущество физлиц, но не предусмотрены льготы по земельному налогу.

Эту нестыковку решили исправить авторы проекта.

В основном в перечень вошли военнослужащие и их семьи. Также льготы пропишут для творческих личностей, использующих землю для размещения мастерских, студий и т.д.

Этим категориям граждан дадут налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка.

Кроме того, вносится еще одна поправка относительно вычета по земельному налогу.

Сейчас физлица-льготники освобождаются от налога на имущество в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика:

1) квартира или комната;

3) творческие мастерские, ателье, студии и т.д.;

4) хозяйственное строение на даче;

5) гараж или машино-место.

Таким образом, налогоплательщик вправе использовать льготу по пяти объектам имущества одновременно, находящихся у него в собственности.

А вот по земельному налогу вычет предоставляют в отношении только одного земельного участка по собственному выбору. Опять нестыковка!

В целях сближения порядка применения льгот по земельному и имущественному налогам, законопроектом предлагается предусмотреть право налогоплательщика по земельному налогу на налоговый вычет в отношении следующих земельных участков:

1) одного участка по каждому виду объекта налогообложения налога на имущество физлиц, определяемых в соответствии с пунктом 4 статьи 407 НК (указаны выше) и выбранным налогоплательщиком для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество;

2) одного участка, используемых для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на которых не расположены хозяйственные строения или сооружения.

В целях исключения злоупотреблений по использованию налогового вычета по земельному налогу, законопроектом предусматривается ограничение по кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 миллионов рублей.

Московские матери-одиночки хотят себе льготу по налогу на имущество. Но нет

ФНС в письме от 17.02.2020 № БС-2-21/[email protected] рассмотрела вопрос о предоставлении льгот по налогу на имущество физлиц, в том числе матерям-одиночкам в г. Москве.

Статьей 407 НК, регулирующей порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц, предусмотрены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.

Категория граждан, имеющих статус «мать-одиночка», не поименована в указанной статье НК.

При этом местные власти определяют налоговые ставки и особенности определения налоговой базы, а также устанавливают дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК.

В соответствии с Законом г. Москвы от 19.11.2014 № 51 дополнительных льгот по налогу на имущество физлиц не установлено.

Нефтяникам в Арктике дали новые льготы

Предприятия, добывающие и перерабатывающие углеводороды в Арктической зоне, получили налоговые льготы. Закон с поправками в Налоговый кодекс был принят сегодня в третьем чтении.

Читайте так же:  Новые выплаты детских пособий

Документ подготовлен Правительством и должен стимулировать добычу и обработку углеводородов в Арктике.

Новый закон распространяет налог на дополнительный доход на участки недр, расположенных полностью или частично в границах Таймырского полуострова. В нем уточняются сроки применения НДПИ при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях в северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря, в Печорском и Белом морях, где промышленная добыча началась после 1 января 2020 года.

Также предполагается установить на этих участках ставки НДПИ пять процентов от выручки сроком на 15 лет. Нулевая ставка устанавливается для добычи газа для производства СПГ и продуктов газохимии для новых заводов, которые начнут работать после 1 января 2022 года.

Минфин РФ: Письмо № 03-05-04-01/5656 от 30.01.2020

Каким инвалидам положена льгота по налогу на имущество

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 391 и подпункту 2 пункта 1 статьи 407 НК инвалидам I и II группы предоставляются налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

При этом Налоговый кодекс не содержит ограничений применения указанных налоговых льгот в зависимости от правовых оснований признания физлиц инвалидами.

Таким образом получить льготу может физлицо, признанное инвалидом в соответствии с законодательством иностранных государств.

Такое разъяснение дает Минфин в письме № 03-05-04-01/5656 от 30.01.2020.

Куда подать заявление, если компания имеет право на налоговые льготы по транспорту и земле

С 2020 года отменены декларации по транспортному и земельному налогу для организаций. Налог им будут считать сами налоговики.

Но многие компании имеют право на льготы. Чтобы их получить, надо подать заявление по форме КНД-1150064. Но куда подавать эту форму, если организация стоит на учете в нескольких налоговых инспекциях? Ответ на этот вопрос дала ФНС на своем сайте в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Налогоплательщики — юридические лица могут подать заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному или земельному налогу в любой территориальный налоговый орган по своему выбору (принцип экстерриториальности).

Рассматривать же заявление будут в инспекции по месту нахождения объекта, на который заявляется льгота.

ФНС так же сообщила, что направлять заявления о льготе через Личный кабинет налогоплательщика юридического лица нельзя. Поскольку законом это не предусмотрено.

ФНС РФ: Письмо № БС-4-21/[email protected] от 23.01.2020

Об использовании сведений ПФР, полученных по запросам, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества

В Госдуму внесли законопроект о налоговых льготах в Арктике

Правительство внесло в Госдуму законопроект о налоговом стимулировании компаний в Арктической зоне, сообщает «Парламентская газета».

Проект федерального закона направлен на предоставление налогового стимулирования по поиску, оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны России. Документом предусматриваются льготные налоговые условия для тех организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях в северной части Охотского моря, в южной части Баренцева мора, Печорском и Белом морях, а также в Японском море.

Кроме того, проект закона предусматривает установление нулевой ставки налога на добычу газа на 12 лет на участках недр, которые полностью расположены севернее Северного полярного круга, в границах Архангельской области, Республики Коми, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края и Якутии. Документ предполагает распространение налога на дополнительный доход от добычи сырья, а также льготной налоговой ставки по добыче полезных ископаемых на участки недр, которые полностью или частично расположены севернее 70 градуса северной широты полностью в границах Красноярского края, Якутии, Чукотского автономного округа.

Также согласно пояснительной записке, законопроект предусматривает предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр в границах Красноярского края, севернее 67 градуса северной широты и южнее 69 градуса северной широты, лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2019 года.

ФНС РФ: Письмо № БС-4-21/[email protected] от 27.01.2020

«Об утверждении форм уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы и о внесении изменений в письмо ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/[email protected]»

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

Сумма налоговых льгот, предоставленных в РФ в 2018 году, оценена в 3 трлн рублей

Минфин РФ оценил общую сумму всех налоговых льгот, которыми пользуются российские налогоплательщики в 2018 году, в 3,095 триллиона рублей. Такие расчеты приводятся в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Читайте так же:  Отпуска в мвд при увольнении на пенсию

Минфин впервые включил в этот документ большой блок, посвященный налоговым расходам бюджетной системы РФ. Под ними подразумеваются выпадающие доходы бюджета, связанные с налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленные российским налогоплательщикам в качестве государственной поддержки.

Суммы таких налоговых расходов, по оценке Минфина, будут расти год от года: с 1,9 триллиона рублей в 2015 году до 3,095 триллиона рублей в 2018 году, 3,194 триллиона рублей в 2019 году, 3,286 триллиона рублей и 3,361 триллиона рублей соответственно в 2020 и 2021 годах.

Налоговые расходы Минфин классифицировал по госпрограммам, в рамках которых они были предоставлены. Самая большая сумма преференций, согласно оценке министерства, приходится на госпрограмму «Воспроизводство и использование природных ресурсов», то есть связана с добычей полезных ископаемых. В текущем году на эту госпрограмму приходится 1,221 триллиона рублей налоговых расходов, в 2019 году их сумма вырастет до рекордных 1,314 триллиона рублей, но в последующие два года будет снижаться — до 1,272 триллиона рублей в 2020 году и 1,25 триллиона рублей в 2021 году.

Из них наибольшая сумма пришлась на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая составляет более 463 миллиардов рублей в 2018 году, 523,4 миллиарда рублей в 2019 году, 523,8 миллиарда рублей в 2020 году и 522,7 миллиарда рублей в 2021 году. В том числе льготная ставка НДПИ по выработанным низкорентабельным месторождениям позволит компаниям сэкономить, по оценке Минфина, более 341 миллиарда рублей в 2018 году, 392,6 миллиарда рублей в 2019 году, 385,4 миллиарда рублей в 2020 году и 381,6 миллиарда рублей в 2021 году.

На втором месте по сумме предоставляемых налоговых льгот — госпрограмма «Развитие сельского хозяйства», на которую приходится почти 451 миллиард рублей налоговых расходов в текущем году. В следующие три сумма преференций аграриям будет расти до 484 миллиарда рублей, 518,6 миллиарда рублей и 555,8 миллиарда рублей соответственно.

Среди лидеров — получателей налоговых льгот также госпрограммы по развитию Калининграда, развитию фармацевтической промышленности, развитию внешнеэкономической деятельности, транспортной системы, науки и технологий.

Программа «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года» предусматривает предоставление налоговых льгот и преференций на общую сумму менее 400 миллионов рублей в год.

Налоговые льготы

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Читайте так же:  Стаж перед пенсией

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Налоговые льготы по региональным налогам

Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

Налоговый кодекс (далее — Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

Признаки налоговых льгот

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот — исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Читайте так же:  Ветеран ленинградской области льготы

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

Видео (кликните для воспроизведения).

Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода — не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

Источники

Налоговые льготы в том числе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here