Налоговые льготы в сфере культуры

Статья 35. Налоговые льготы в сфере культуры

Информация об изменениях:

Законом Чувашской Республики от 26 декабря 2014 г. N 94 статья 35 изложена в новой редакции

Статья 35. Налоговые льготы в сфере культуры

Налоговые льготы в сфере культуры предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Чувашской Республики о налогах.

>
Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
Содержание
Закон Чувашской Республики от 27 мая 1993 г. «О культуре» (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налоговая служба разъяснила особенности применения освобождения от уплаты НДС при продаже билетов на культурные мероприятия в парках

blueringmedia / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала письмо с пояснения о возможности применения освобождения от уплаты НДС при оказании услуг в в парках культуры и отдыха (письмо ФНС России от 30 августа 2019 г. № АС-4-20/[email protected]).

По общему правилу от уплаты НДС освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия при условии выдачи бланка строгой отчетности по утвержденной форме (подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

Законодательством установлено, что ККТ обязаны применять организации и предприниматели при осуществлении расчетов (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ). С 1 июля 2019 г. под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку. Он должен быть сформирован в электронной форме или отпечатан с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. В нем должны содержаться сведения о расчете, подтверждающие факт его осуществления.

Для формирования бланков строгой отчетности используется специализированная кассовая техника, которая, в отличие от обычной, применяется только при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги или выполненные работы (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Формы бланков, а именно «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка», утверждены приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257.

ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). При этом, как поясняет ФНС России, что Закон № 54-ФЗ не запрещает применять кассовую технику в вышеуказанном случае.

Пользователь, в предусмотренных законодателем случаях, может выдать клиенту кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с указанием на нем соответствующих реквизитов, позволяющих идентифицировать этот чек или бланк: QR-код или дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа.
Поэтому, по мнению налоговой службы, организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг в парках культуры и отдыха, вправе применять освобождение от уплаты НДС при реализации физлицам входных билетов на посещение мероприятия в случае:

  • выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного порядке, предусмотренным Законом № 54-ФЗ;
  • одновременной выдачи билета по утвержденной форме и кассового чека (бланка строгой отчетности) сформированного в порядке, предусмотренном Законом № 54-ФЗ;
  • выдачи билета по утвержденной форме с содержащимися на нем вышеуказанными реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот документ.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

НАЛОГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается в принудительном порядке органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система — комплекс определенных налогов, основ, конфигураций и способов их определения, изменения, отмены, взимания и контролирования.

При этом налоги необходимо отличать от госпошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий. Процесс взимания налогов регулирует законодательство.

Одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений с целью ориентации в их совокупности являются классификации. Попытки разработки классификации налогов предпринимались неоднократно, несмотря на это, ученые и специалисты предлагают выделять следующие виды налогов:

Прямые. Данный вид налогов взимается с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Косвенные подразумевают такой вид налогов, который распространяется на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления (НДС, акцизы и т.д.).

Аккордные устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода экономического агента.

Подоходные налоги – это те налоги, которые составляют некий % от самого дохода. При этом они делятся на:

— прогрессивный, налоговая ставка которого может повыситься с увеличением уровня дохода;

— регрессивный налог подразумевает снижение средней ставки налога при повышении уровня дохода;

— пропорциональный — такой вид налогов, при котором ставка не зависит от величины облагаемого дохода.

Существуют особенности налогообложения услуг, которые сегодня оказываются в сфере культуры. Министерством финансов Российской Федерации письмом от 24.03.2014 № 03-05-15/11928 доведены разъяснения о применении НДС в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры. Место реализации услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, определяется в зависимости от места фактического оказании услуг в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 и подпункта 3 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ.

В случае, если предприятие за пределами РФ предоставляет услуги по подготовке и проведению концертов, но их не реализовывает, то территория РФ не признается подлинным местом реализации данных услуг и они, таким образом, никак не считаются предметом налогообложения в РФ. Также от налога на добавленную стоимость на территории РФ освобождаются услуги по предоставлению помещений для проведения концертов, оказываемые организациями при осуществлении деятельности в сфере культуры и искусства, а также предоставляющими услуги по аренде сценических и концертных площадок другим организациям.

В России сегодня функционирует законодательная база относительно меценатства, которая определяет юридический статус частных лиц, помогающих культуре. При этом налоговые льготы данным категориям лиц не предоставляются.

Законопроект, разработанный Министерством культуры, упрощает приобретение для музеев предметов искусства и иных реликвий за границей. Он также предполагает отменить НДС для музеев. Сегодня все ценности культуры подлежат налогообложению, ставка которых составляет 18%.

Последняя редакция Налогового кодекса гласит, что все государственные и муниципальные учреждения культуры освобождаются от налога на добавленную стоимость при покупке зарубежных культурных ценностей.

Преимуществом определения налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности обслуживающих производств и хозяйств посвящена ст. 275.1 Налогового Кодекса. При этом налоговому учету подлежат только те объекты социально-культурной сферы, которые одновременно являются обособленными подразделениями организации и реализуют услуги работникам организации и сторонним лицам. Это говорит о том, что по таким подразделениям отдельно ведется налоговый учет доходов и расходов и определяется результат деятельности в виде дохода или убыли. Если организации принадлежит несколько объектов социально-культурной сферы, выполняющих вышеперечисленным требованиям, для них определяется общая налоговая база по налогу на прибыль.

Сегодня объекты социально-культурной сферы включают в себя здравоохранения культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения и т.д. В число градообразующих организаций включены объекты социально-культурной сферы, которые обслуживают производства и хозяйства, вправе принять для целей налогообложения, фактически осуществленные расходы на их содержание. Ограничением здесь является то, что указанные расходы с целью налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание подобных производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

В случае если подобные нормативы в определенном муниципальном образовании никак не подтверждены, градообразующие организации имеют полное право пустить в дело процедуру установления затрат на содержание этих объектов, действующих для подобных объектов и находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если главный офис градообразующей организации находится в одном муниципальном образовании, а принадлежащие ей объекты социально-культурной сферы — в другом, применяются нормативы, утвержденные органами местной власти по месту пребывания данных объектов. Совокупность потерь согласно обслуживающим производствам и хозяйствам, превышающая предельный объем для целей налогообложения прибыли не принимается.

При этом понятие «градообразующая организация» содержится только в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и под ним подразумеваются юридические лица, численность работников которых составляет не менее четверти численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Согласно данным обстоятельством и необходимо придерживаться при отнесении учреждений к группе градообразующих с целью полного налогообложения на доходы.

При наличии у коммерческой организации нескольких объектов социально-культурной сферы и ни для одного из них не выполняются требования статьи 275.1 НК РФ, нужно отталкиваться от того, что налоговая основа согласно обслуживающим производствам обусловливается согласно всем объектам. Исходя из этого, даже если по одному из них требования названной статьи не выполняются, убыток будет урезать только прибыль, исходную от деятельности объектов социально-культурной сферы, в течение десяти последующих лет.

Горский, И. Сколько функций у налога? [Текст] / И. Горский // Налоговый вестник. — 2002. — № 3. – С. 22-25

Налоговое право: учебник для вузов [Текст] / под ред. С. Г. Пепеляева.- М.: Альпина Паблишер, 2015. — 796 с.

Сизонова, О. А. ООО «Актион бухгалтерия» [Текст] / О. А. Сизонова // Российский Налоговый Курьер, 2015

Щепотьев, А. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учеб. пособие / А. В. Щепотьев, С. А. Яшин. – Тула : Тульский институт экономики и информатики, 2011 . — 161 с.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) [Текст]. – СПб. : Русское слово, 1996.

Налоговые льготы в сфере культуры

Дата документа 17.07.2019
Метки Методика

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ОТДЕЛЬНЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ — РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Организации культуры при организации платных мероприятий могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Об особенностях предоставления льгот отдельным посетителям государственных организаций культуры и пойдет речь в настоящей статье.

Прежде всего, отметим, что к организациям культуры относятся:
— театры (драматические, оперные, балетные, кукольные и другие);
— филармонии;
— цирки;
— концертные залы;
— библиотеки;
— музеи;
— депозитарии произведений культуры и искусства;
— выставочные залы и картинные галереи;
— парки культуры и отдыха;
— зоопарки;
— учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально — культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения);
— иные организации, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры.
При посещении организаций культуры население оплачивает:
— входные билеты (абонементы) на демонстрацию кинофильмов, спектаклей, концертов, цирковых представлений, творческих вечеров;
— входные билеты на посещение музеев, выставок и тому подобное;
— входные билеты в парки культуры и отдыха;
— входные билеты за пользование аттракционами;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налоговые льготы в сфере культуры

Дата документа 17.07.2019
Метки Методика

ЛЬГОТЫ ПО НДС ПО УСЛУГАМ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.

Обязательные льготы

К льготам, являющимся предметом рассмотрения данной статьи, относятся в первую очередь льготы, установленные подпунктами 20, 21 и 21.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Причем, так как они поименованы в пункте 2 статьи 149 НК РФ, то они носят обязательный характер, в силу чего налогоплательщик НДС не вправе отказаться от их использования.

Подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ определено, что на российской территории не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
• услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
• услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
• услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Энциклопедия решений. Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

Общее понятие «учреждения культуры и искусства» для целей налогообложения не определено (ст. 11 НК РФ). Однако главы 21 и 25 НК РФ предусматривают ряд льгот или особенностей налогообложения для поименованных в специальных нормах учреждений, относящихся к сфере культуры и искусства.

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях этого подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Указанный перечень хоть и является закрытым, но достаточно широк.

Внимание

Положения пп. 20 п. 2 ст. 149 не содержат ограничений ни по форме собственности, ни по типу учреждений.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, также достаточно широк. К ним относятся:

— услуги по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);

— услуги по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;

— услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

— услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

— услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

— услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);

— услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства (с 1 октября 2013 года);

— услуги по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (формы бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка» утверждены приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257).

— реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Налог на прибыль

С 1 января 2014 года глава 25 НК РФ дополнена положениями, направленными на поддержку бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры и искусства.

Внимание

Нормы пп. 6 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 259 НК РФ распространяются только на театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями.

На основании пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями , являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ , включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Учитывая требования ст. 251 НК РФ, согласно которым не учитываются доходы и, соответственно, расходы, полученные (осуществленные) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, эта норма может применяться только в отношении приобретений, осуществленных за счет средств от приносящей доход деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ театры, музеи, библиотеки, концертные организации , являющиеся бюджетными учреждениями, вправе не применять общий порядок амортизации, предусмотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. Расходы этих учреждений культуры и искусства по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности , признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Если учреждение примет решение применять этот порядок признания расходов, то его следует утвердить в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Кроме того, театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

Внимание

Автономные учреждения культуры и искусства применяют общие нормы главы 25 НК РФ с учетом положений ст. 251 НК РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Видео (кликните для воспроизведения).

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Дополнены налоговые льготы для организаций сферы культуры и искусства

Федеральным законом № 215-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» установлены налоговые преференции для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, и уточнен порядок начисления амортизации по основным средствам.

В перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, включены, в частности, услуги по предоставлению музейных предметов и коллекций, по организации выставок, показу спектаклей, концертов и иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей данную деятельность. Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.

Кроме того, театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставлено право признания расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества (за исключением недвижимого) в составе материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию.

Также указанные учреждения освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и представления налоговых деклараций по данному налогу по итогам отчетных периодов (налоговая отчетность представляется только по истечении налогового периода). Поправки начнут действовать с 1 января 2014 года.

Внесено уточнение в порядок начисления амортизации по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года.

Напомним, что до 1 января 2013 года начало начисления амортизации должно было совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию. Изменениями, внесенными в статью 259 НК РФ, с 23 августа 2013 года момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию.

Внесенными поправками уточнено, что новый порядок амортизации не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года. При этом установлено, что налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 года начислять амортизацию таких основных средств без представления документов на государственную регистрацию, освобождаются от уплаты пеней и штрафов.

Налоговые и иные льготы

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «фи­зическая культура и спорт», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные на­логовые и иные льготы. Отнесение данного источника к внебюд­жетному финансированию физической культуры и спорта доста­точно условно, так как сохраненная таким образом для налого­плательщика сумма денег является вычетом из возможных поступ­лений в государственный бюджет. Вместе с тем льготы в налого­обложении не являются прямыми государственными расходами.

К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных орга­низаций в настоящее время относятся следующие.

Учреждения физической культуры и спорта, туризма, спор­тивно-оздоровительной направленности и физкультурно-спортив-ные сооружения (за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) незави­симо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортив­ные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, це­левых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предна­значенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.

Сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физ-культурно-спортивной организации независимо от ее организаци­онно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.

Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3 % от налогообла­гаемой базы.

Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация физкультурно-спортивными организациями входных билетов на проводимые спортивно-зре­лищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортив­ных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в круж­ках и секциях (включая спортивные) и др.

Российское законодательство устанавливает льготы в нало­гообложении не только для физкультурно-спортивных и иных орга­низаций, но и для физических лиц. Так, в соответствии с Феде­ральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) и частью II Налогового кодекса Российской Федерации (2000 г.) в совокупный облагаемый доход при налого­обложении с физических лиц не включаются:

стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и ра­ботниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тре­нировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

премии и призы (в денежной и натуральной формах), получа­емые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от орга­низаторов указанных спортивных соревнований, а также (на ос­новании постановлений Правительства Российской Федерации)

на чемпионатах и кубках Российской Федерации — от организа­торов этих спортивных соревнований.

Различные по характеру налоговые льготы устанавливаются для физкультурно-спортивных организаций и в других странах мира.

Так, Федеральный Совет Швейцарии принял решение об осво­бождении Международного олимпийского комитета и Олимпийского музея от уплаты налога на добавленную стоимость при совершении любых финансовых операций между МОК и международными спортивными федерациями, связанных с доходами от использова­ния прав, включаягправа на телетрансляции с Олимпийских игр.

По своему экономическому содержанию к налоговым примы­кают и иные льготы, установленные в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации различными нормативно-пра­вовыми актами.

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» (1999 г.), например, предусмотрено:

бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходя­щих подготовку в группах спортивного совершенствования и выс­шего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олим­пийского резерва (ст. 9);

обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обуча­ющихся в образовательных учреждениях среднего и высшего про­фессионального образования в области физической культуры и спорта и преподавателей спортивных дисциплин (ст. 29);

Видео (кликните для воспроизведения).

льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепло­вую энергию, водоснабжение и т.п., установленные для населе­ния; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (ст. 33) и др.

Налогообложение в сфере физической культуры и спорта. Система льгот

Федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г. определеныобщие положения о налогообложении в области физической культуры и спорта. Закон предусматривает следующие основные правила налогообложения в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, в соответствии с законодательством о налогах и сборах могутосвобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического вос­питания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 36).

Не включаются в совокупный облагаемый доход при налого­обложении с физических лиц:

– стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

– премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований (п. 2 ст. 36).

Кроме того, п. 3 ст. 16 федерального закона о физическое культуре и спорте 2007 г. предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами органа местного самоуправления организации, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, при исчислении ими налога, подлежащего уплате в соответствующий региональный бюджет или местный бюджет, могут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий.

Минспорт России, Олимпийский комитет России, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за импортируемые в Российскую Федерацию специальное спортивное оборудование, инвентарь, спортивную технику и иные товары для проведения спортивных соревнований, в том числе международных спортивных соревнований, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с различными категориями населения. Указанные льготы могут распространяться также на предприятия спортивной промышленности и импортируемые в их адрес материалы и оборудование.

Порядок установления налоговых льгот определен Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). В п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками плательщиками

сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Например для, физкультурно-спортивных организаций льготы предусмотрены, в частности, в части налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество и земельного налога.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По общему правилу налогоплательщик вправе отказаться от использования льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Раскроем далее специфику различных видов налогов, применяемых в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

В Российской Федерации впервые он был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы – 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России как для понимания, так и для практического применения. В настоящее время этому федеральному налогу посвящена глава 21 НК РФ.

Налогоплательщиками НДС признаются:

– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 320).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, услуги, фактически оказанные на территории Российской Федерации, в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, или туризма, отдыха и спорта.

В связи с признанием Указом Президента РФ от 22 ноября 1993 года № 1973 всемерной поддержки физической культуры и спорта Налоговый кодекс РФ для участников физкультурно-спортивной деятельности предусматривает ряд льгот.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Под такими услугами следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 6.6 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447, в случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании».

В подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим налогообложению, отнесены: реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; а также оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для про ведения указанных мероприятий.

При применении порядка освобождения от налога, предусмотренного подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо принимать внимание, что формы входных билетов на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам входных билетов для посещения спортивно-массовых мероприятий, образцы которых утверждены приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности» . При реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

При оказании организациями любой формы собственности ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружение услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий налог не взимается.

При проведении спортивных мероприятий организаторы нередко продают права на съемки и фотографирование этих мероприятий редакциям теле- и радиовещания. Реализация данных прав является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Развитие физической культуры и спорта в стране требует постоянной научной поддержки, в том числе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной сфере. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе договоров на выполнение НИОКР.

Существенные налоговые льготы предусмотрены для организаций и учреждений, объединяющих спортсменов-инвалидов. Так, согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных иско­паемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

– общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

– организациями, уставный капитал которых полностью состо­ит из вкладов указанных выше общественных организаций инвали­дов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работ­ников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

– учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ освобождается от налого­обложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технических средств и материалов, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в том числе приспособлений для занятий спортом. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998 утвержден перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация кото­рых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с общепринятой мировой практикой, в Российской Федерации предоставляются льготы в отношении средств и имущества, передаваемых безвозмездно некоммерческим организациям, в том числе федерациям (союзам и ассоциациям) по различным видам спорта на осуществление их уставной деятельности.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом по общему правилу передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Между тем в силу подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Таким образом, безвозмездная передача денежных средств, а также основных средств и (или) иного имущества спортивной федерации на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не является объектом налогообложения по НДС.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. ERP система
  2. GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  3. I.2.3) Система римского права.
  4. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  5. II.5.1) Понятие и система магистратур.
  6. III. Общество как объемлющая социальная система
  7. III. Смешанные типы ментальности и культуры
  8. IV. УМСТВЕННЫЙ ТРУД КАК СИСТЕМА
  9. Quot;МАЛЫЙ ОРГАНОН» И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО
  10. SCADA-система

Источники

  • http://base.garant.ru/17501647/5cb260c13bb77991855d9c76f8d1d4c8/
  • http://www.garant.ru/news/1291889/
  • http://scienceforum.ru/2016/article/2016026785
  • http://www.referent.ru/48/215914
  • http://www.referent.ru/48/215560
  • http://base.garant.ru/58070422/
  • http://if-ns.ru/stat-i/dopolneny-nalog.html
  • http://studfile.net/preview/7258031/page:27/
  • http://lektsii.com/1-124487.html
Налоговые льготы в сфере культуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here