Налоговые льготы для малого бизнеса в мире

Малый бизнес

Малый бизнес и его поддержка в 2020 году

Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес в 2020 году.

Кто относится к малому бизнесу

Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

  1. Ограничения по структуре уставного капитала:

— доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

— доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

  1. Ограничения по масштабу бизнеса:
Параметр Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес
Среднесписочная численность работников, чел. до 15 16-100 101-250
Годовая выручка, млн руб. до 120 120-800 800-2 000

Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» — важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

Если вы претендуете на получение льгот — сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

  1. Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
  2. Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).
  3. Малый бизнес может не устанавливать лимит остатка денег в кассе (п. 2 указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У).

«Микробизнесмены» могут не оформлять полный набор кадровых документов, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 309.2 ТК РФ). В частности, они имеют право не составлять положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

Но это не значит, что отношения между «микробизнесменом» и его работником никак не регулируются. Все основные положения, которые более крупные предприятия включают в отдельные документы, в данном случае следует отразить в трудовом договоре.

Налоговые льготы

Строго говоря, использование специальных налоговых режимов не привязано именно к статусу малого предприятия. Но критерии для перехода на особые варианты налогообложения, отраженные в НК РФ, во многом пересекаются с условиями для отнесения бизнесмена к малому бизнесу.

Точнее говоря – указанные критерии находятся «между» лимитами для малого и микробизнеса.

Критерий Микробизнес ПСН ЕНВД УСН Малый бизнес
Численность, чел до 15 до 15 до 100 до 100 до 100
Выручка, млн руб. в год до 120 до 60

Таким образом, хотя и не каждое малое предприятие может воспользоваться особым налоговым режимом, но практически каждый «спецрежимник» — это малый бизнес.

Исключение здесь предусмотрено только для единого сельхозналога. Сельскохозяйственные предприятия могут работать на ЕСХН до достижения численности персонала в 300 человек, т.е. выходя за пределы не только малого, но и среднего бизнеса.

Малый бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и на региональном уровне. Например, органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать ставки налога на имущество организаций в диапазоне от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщика (ст. 380 НК РФ). И во многих случаях именно статус малого предприятия является основанием для применения льготы.

Особая льгота, предусмотренная только для начинающих ИП — это налоговые каникулы . Предприниматели-новички, которые используют «упрощенку» или ПСН, могут до конца 2020 года пользоваться льготной нулевой ставкой по этим налогам. Для применения льготы необходимо, чтобы бизнесмен работал в производственной, социальной, научной сфере или оказывал бытовые услуги населению.

Так как повсеместное внедрение онлайн-касс преследует в первую очередь фискальные цели, то возможность работать без ККТ тоже можно считать налоговой льготой. На начало 2020 года принимать деньги от физических лиц без кассы имеют право только ИП без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства, производят работы или оказывают услуги. Для этих «микробизнесменов» льгота по применению ККТ продлится до 01 июля 2021 года (ст. 2 закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Малый бизнес и надзорные каникулы

В предыдущем разделе мы говорили о налоговых каникулах. Но, кроме них, сейчас для малого бизнеса действует еще один льготный период – «надзорные каникулы». До конца 2020 года продлен мораторий на плановые неналоговые проверки малых предприятий (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Таким образом, до 31.12.2020 ряд контролирующих органов не могут включать малый бизнес в планы своих проверок. В частности, под мораторий попадают проверки, которые проводят:

  1. Трудовая инспекция.
  2. Пожарная охрана.
  3. Роспотребнадзор
  4. Санитарно-эпидемиологическая служба.

Но продолжение «надзорных каникул», конечно, не означает, что малый бизнес в 2020 году вообще не будут проверять.

Многие виды контроля выведены из-под действия закона, устанавливающего мораторий на проверки (п. 3 и 3.1 ст. 1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, налоговые проверки и контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды проводятся на общих основаниях.

Также «надзорные каникулы» перестают действовать при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, либо окружающей среде.

Упрощенный доступ к госзакупкам

Крупными заказчиками на российском рынке являются государственные структуры и корпорации с госучастием. Но малому бизнесу часто бывает непросто «пробиться» и получить заказ по итогам тендера.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры, которые могут помочь малому бизнесу воспользоваться бюджетными заказами:

  1. Квоты: в 2020 году госучреждения должны заключать контракты с малым бизнесом на сумму не менее 15% от общего объема закупок, а госкорпорации – не менее 18%.
  2. Снижение или отмена обеспечения при подаче тендерных заявок малыми предприятиями.
  3. Сокращенные сроки оплаты. Контракты, заключенные в рамках госзакупок с малыми предприятиями, могут предусматривать отсрочку платежа не более 15 рабочих дней.

Малый бизнес и финансовая поддержка

Кроме перечисленных выше льгот, малый бизнес может получить и прямую помощь из бюджета.

Например, на старте бизнеса начинающие предприниматели имеют право на субсидию от службы занятости, которая составляет не менее 12-кратной суммы пособия по безработице (на начало 2020 года – 86 000 руб.). Такую же сумму бизнесмен получит за каждого трудоустроенного безработного. Регионы могут увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты.

Также существует множество федеральных и региональных программ по субсидированию уже работающего малого бизнеса. Государство компенсирует затраты на создание новых производств, проценты по кредитам или лизингу, направленным на развитие бизнеса и т.п.

Для получения любой субсидии нужно подготовить и защитить бизнес-план, а затем отчитаться о затраченных средствах. Также важно иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые выделяются на выплату субсидий, ограничены.

Поэтому заявку лучше всего подавать в начале года или сразу после появления информации о новых программах. Узнать о льготах и получить другую полезную информацию предприниматели могут на федеральном портале, созданном для развития малого бизнеса https://smbn.ru/msp.htm , или на сайтах региональных органов власти.

У малого бизнеса часто нет средств на приобретение в собственность, недвижимости, необходимой для ведения бизнеса, поэтому они вынуждены арендовать ее.

Многие региональные власти дают возможность субъектам малого бизнеса взять недвижимость в аренду на льготных условиях. Это тоже – одна из форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Вывод

Государство предусматривает немало мер поддержки для предприятий малого бизнеса.

Это могут быть, как различные льготы и административные «послабления», так и прямая поддержка из бюджета.

Существенная часть преференций для малого бизнеса предоставляется на региональном уровне. Информацию о полагающихся им льготах малый бизнес может узнать, как на федеральном портале, так и на сайтах региональных органов власти.

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Доходы государства делятся на два типа: налоговые и неналоговые поступления (доходы от приватизации, таможенные сборы, доходы от лицензирования и т.д.)

В 2013 году различные налоговые поступления в бюджет составили 49% от всех доходов (9827 млрд. руб). В этой статье автор постарался дать некое теоретическое представление о налогах как таковых и о том, как малый бизнес может сократить издержки, используя законные налоговые схемы.

На что тратятся налоговые сборы?

В основном доходы бюджета тратятся на так называемые общественные блага. Ниже приведён список основных финансируемых государством видов деятельности:

  • финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
  • содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
  • обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
  • финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
  • субсидирование, предоставление дотаций и ссуд для жилищно-коммунального хозяйства;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
  • строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение;
  • организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Также часть налогов уходит на формирование государственных резервов: фонд национального благосостояния, пенсионный фонд, стабилизационный фонд.

Почему компании не хотят платить налоги?

Первоочередной причиной являются увеличение издержек и, как следствие, потеря части прибыли. Слишком высокие налоги могут привести к тому, что у компании не останется денег на инвестиции, без которых не может долго существовать ни один бизнес — он перестает расширяться и быть конкурентноспособным. В масштабах рынка увеличение налогов ведет к сокращению выпуска и затормаживанию деловой активности. Причем сокращение выпуска ведет к сокращению налоговых сборов.

Какие налоги платит малый бизнес и ИП в казну?

Компании могут платить налоги по следующим системам: общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения. Также фирма может уплачивать единый налог на вмененный доход.

Самый простой вариант — общая система налогообложения. При такой схеме предприятие будет платить все налоги, предписанные налоговым кодексом (ДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды). Но для малого бизнеса такой вариант вряд ли может быть приемлемым, так как для деятельности в условиях общей системы налогообложения фирме придется предоставлять слишком много отчетности, а это, в свою очередь, приведет к значительному росту издержек. Помимо этого, после уплаты всех налогов у малого предприятия вряд ли останется хоть какая-то прибыль, которую фирма могла бы инвестировать в собственное развитие. Поэтому, как правило, предприниматели стараются перевести свою фирму на льготные системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Перейти на такую систему могут предприятия с доходом менее 15 млн. руб., выручкой не более 45 млн. руб. за 9 месяцев и не более 60 млн. руб. за год, стоимостью активов менее 100 млн. руб., имеющие в штате менее 100 человек, долей участия других предприятий (в частности, государственных) менее 25% и не имеющие филиалов. На УСН не могут перейти: предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход, на единый сельскохозяйственный налог; занимающихся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.

После перехода на УСН фирма не будет уплачивать:

  • налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц);
  • НДС (кроме НДС при ввозе товаров);
  • Единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций (физических лиц).
  • cтраховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог и др.);
  • обязанность вести бухгалтерский учет (для организаций) и учет кассовых операций.

Причем налогоплательщик вправе сам выбрать объект налогообложения:

  • 6% от доходов фирмы — отчисления в ПФ РФ, пособия по нетрудоспособности (но не более 50% от суммы налога);
  • 15% от разницы между доходами и расходами фирмы.

Причем в случае, если сумма налога к уплате будет менее 1% от выручки организации, то фирме нужно будет уплатить в виде налога сумму, равную 1% от доходов.

Помимо объединения нескольких видов налогов в один, преимуществом УСН является освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию.

Стоит отметить, что УСН не лишена недостатков. В частности, запрет на открытие филиалов может крайне негативно сказаться на перспективе развития фирмы. Также фирма, работающая по УСН, не обязана составлять счета-фактуры. С одной стороны, это сокращение издержек, с другой — потенциальная потеря контрагентов-плательщиков НДС, так как последние при отсутствии счетов-фактур не смогут возместить НДС их бюджета.

Единый налог на вмененный доход

Также фирма может перейти на единый налог на вмененный доход.

Это не отдельная система налогообложения, а переход на уплату налогов по определенным видам деятельности на основе расчетов, регулируемых главой 26.3 НК РФ.

Перейти на ЕНВД могут предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля при площади торгового зала не более 150 кв. м и через нестационарную торговую сеть;
  • автотранспортные услуги, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;
  • общественное питание при площади зала не более 150 кв. м.

Не имеет права перехода на ЕНВД:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц. обеспечения;
  • организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (кроме некоторых организаций, см. ст. 346.26 НК);
  • организации и ИП не имеют права применять ЕНВД при передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сумма налога будет высчитываться как 15% от налоговой базы за вычетом уплаченных с начала года взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%) и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Так как налог на вмененный доход, то налоговая база будет рассчитываться исходя из потенциально возможного дохода. Базовые доходности можно посмотреть здесь.

К недостаткам единого налога на вмененный доход также относятся фиксированная налоговая ставка, не зависящая от результатов деятельности компании (кроме случая, когда фирма имеет отрицательную прибыль), и фиксированные уровни доходности (если компания хочет арендовать большую площадь, то налоговая нагрузка может стать непосильной для компании).

Патентная система налогообложения.

Патентная система налогообложения (регулируется федеральным законом 94-ФЗ от 26.06.2012) была введена в 2013 году и заменила собой Упрощенную систему налогообложения на основе патента. На такую систему могут перейти только индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 15 человек.

Суть системы в том, что компания покупает патент на определенный вид деятельности (перечислены в ФЗ), по которому законом установлен потенциально возможный к получению доход. Стоимость патента, установленная на уровне 6% от потенциального дохода за год, заменяет собой налог. Патент получается на срок от 1 до 12 месяцев текущего года. Причем стоимость патента учитывает то, на сколько месяцев был куплен патент.

Плюсы такой системы:

  • Удобна для ИП, работающих сезонно (можно купить патент на определенное количество месяцев).
  • Уплачивается лишь один налог. ИП освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (кроме НДС с товаров, ввозимых на территорию РФ и в иных случаях, предусмотренных НК РФ) и налога на имущество физических лиц.
  • Компании не требуется контактировать с налоговой напрямую, оплатить патент можно через банк.

Минусы:

  • Основным недостатком ПСН можно назвать «авансовую» систему оплаты патента. ИП налог уплачивает сразу, независимо от того, какую прибыль он получит в итоге.
  • При применении патентной системы налогообложения ИП не может вычесть из стоимости патента сумму страховых взносов, которые он заплатил за себя и работников в ПФР и ФСС, как это предусмотрено для ЕНВД и УСН. И это, конечно, увеличивает нагрузку на индивидуального предпринимателя.
  • При ведении разных видов деятельности или в случае работы в разных субъектах РФ придется получать несколько патентов на каждый вид деятельности или в каждом регионе соответственно.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса — основных двигателей экономики — выгодно всем: население получает расширенный ассортимент товаров потребления и услуг (целевые направления малого и среднего бизнеса), а государство — рост экономической активности и расширение внутреннего рынка.

Налоговые льготы для малого бизнеса в мире

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие современной экономики, и в частности на предпринимательскую деятельность, является действующая налоговая политика государства. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие ил и сдерживает его [2, с. 626].

В странах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, а использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России [3, с. 81].

Законодательство развитых стран относит малый бизнес к особым субъектам государственного регулирования. Особенности налогообложения малого бизнеса определяет его социальная значимость и массовость. При этом определяются цели экономического развития.

Экономической политикой большинства развитых стран создается благоприятная среда для малых предприятий. Это делается для компенсации меньших возможностей данной категории предприятий.

Важным моментом при налогообложении малого бизнеса является количественный и качественный критерий.

Численность работников предприятия, оборот, активы, прибыли относится к количественным критериям. Во всех странах количественный критерий – количество работников, занятых на предприятии. Остальные параметры обычно отличаются в разных странах и между собой.

Для примера рассмотрим критерии отнесения предприятий к малым в развитых странах.

В Европе параметрами, позволяющими отнести предприятия к малым, являются: численностью занятых работников, товарооборот – менее 40 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 27 млн евро, а также экономическая независимость малых предприятий. В разных европейских странах количественные критерии различны.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

Количество предприятий, тыс.

Количество работающих, млн

Доля малого бизнеса в ВВП, %

Количество работающих на одном предприятии, ед.

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

В Австрии критерии: число работающих – менее 50 человек, годовой доход предприятия– менее 5 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 2 млн евро. Кроме того, доля внешних собственников в предприятии не более 25 %. Данный критерий аналогичен в России.

В Германии основные критерии отнесения предприятия к малому: численность работающих составляет 1–49 человек, размер складочного капитала – менее 5 млн евро и объем годового оборота – менее 7 млн евро. Критерии отнесения к средним предприятиям: численность работающих от 50 до 249 человек, размер складочного капитала менее 27 млн евро, объем годового оборота – менее 40 млн евро. Все предприятия ремесленной торговли относят к малым, если они внесены в реестр ремесленной торговли, вне зависимости от размеров предприятия и вида деятельности.

В Португалии, условия отнесения предприятий к малым и средним: деятельность в сфере материального производства, горно­добывающей отрасли, оказание услуг другим предприятиям, оптовая и розничная торговля. Годовой оборот менее 12,3 млн евро, а доля участия в других предприятиях не более 50 %.

В Швеции главный параметр оценки предприятия как субъекта малого: предпринимательства численность работающих менее 200 человек. Кроме того, малые предприятия классифицируют по: стадии роста, географической и отраслевой принадлежности, характеристикам владельцев и управляющих, типам проблем, характерным для предприятия.

Во Франции основные критерии: количество работающих на предприятии, размер складочного капитала и объем годового оборота.

В США малые предприятия: количество работников в соответствии с видом деятельности до 100; 500; 750; 1000 и 1500 человек. Объем годового дохода от 0,75 млн. до 20 млн. долл. По остальным критериям предприятия, отнесенные в США к малым, в европейских странах должны считаться средними и крупными.

Налоговое законодательство большинства стран при определении «малого предприятия» использует количественные показатели, дополненные качественными характеристиками. Некоторые государства, помимо критериев классификации предприятий к субъектам малых, относят данную категорию к льготной.

В международной практике существует два основных варианта налогообложения малых предприятий:

1) налоговые льготы по налогу на прибыль, иногда по НДС;

2) применение специальных налоговых режимов.

В развитых странах часто применяют льготы по налогу на прибыль прямые и косвенные. Самая распространенная косвенная льгота, применение ускоренной амортизации для некоторых видов оборудования, используемого в первостепенных отраслях, для НИОКР. Для остального имущества, в основном, используется комбинированный метод, то есть в начале применяется амортизация по методу убывающего остатка, потом – линейная.

Так, например, в Великобритании стоимость инновационного оборудования списывается в первый год его использования. Во Франции списание стоимости в первый год эксплуатации используется для компьютеров; в отношении новейшего оборудования возможно списание до 50 % стоимости. В Германии в отношении имущества, используемого для НИОКР, списание производится до 40 %. То есть, на малые предприятия, у которых в основном офисное оборудование, льготы в виде амортизации не значительны.

Значимая льгота для малого предпринимательства – пониженная ставка по налогу на прибыль. Практика такого льготирования часто используется во многих развитых. В США ставка колеблется от 15 % до 34 %, во Франции от 33,3 % до 36 %, в Канаде от 22 % до 43 %, в Великобритании от 22 % до 30 %.

Анализ налоговых ставок по налогу на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом

Какие есть льготы для малого бизнеса в России в 2019 году

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о льготах для малого бизнеса, рассмотрим их основные виды.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие предприятия являются малым бизнесом и могут рассчитывать на льготы;
  2. Какие административные или налоговые льготы предлагаются государством;
  3. Особенности государственных льгот для IT–компаний.

Административные льготы для малого бизнеса

Многие предприятия разной формы собственности жалуются на большое количество сложностей при оформлении документации, проведении проверок и сдачи отчетности. Поэтому льготы для бизнеса в этой сфере направлены на упрощение работы и становление новой компании.

Основные административные льготы, на которые может рассчитывать малый бизнес:

  • Бухгалтерский учет допустимо вести в упрощенной форме, с начислением амортизации по основным средствам один раз в год, а не ежемесячно. Материальные и производственные затраты можно сразу списывать на издержки, а не по мере использования. Разрешается вести учет при помощи сплошного метода регистрации хоз.операций;
  • Отсутствие фиксированного лимита в кассе предприятия. Чтобы воспользоваться таким льготным правом, руководство должно издать отдельный приказ об отказе от лимита. Вместо работы на кассовом аппарате, можно ограничиться выдачей товарного чека покупателю.
  • Возможность на льготных условиях заключать договора аренды с региональными или местными органами власти. Такая привилегия доступна в течение 5 лет, после чего должна продлеваться.
  • Право на упрощенное оформление трудовых отношений на предприятии. Срочный трудовой договор можно подписать с любым нанятым сотрудником на срок до 5 лет (при согласии самого работника).
  • Возможность получать финансовые субсидии на развитие бизнеса от властей разного уровня. К ним относятся оплата образовательных или переобучающих программ, частичное погашение лизинговых соглашений при покупке нового оборудования.
  • Применение пониженных ставок налогов для компаний, ведущих свою деятельность в рамках УСН или ЕНВД.

В качестве административных льгот для компаний малого бизнеса предусматривается ограничение числа проверок, которые отнимают много времени и являются настоящей проблемой для новых компаний:

  • Общее время проверок за год суммировано не должно превышать 50 часов. Это правило распространяется на все инспекции и плановые проверки;
  • Интересное нововведение – надзорные каникулы, которые действовали до конца 2018 года. Сейчас на законодательном уровне рассматривается возможность их продления на период до 2022 года. В это время наложено своеобразное вето на проведение плановых проверочных мероприятий для неналоговых органов (к примеру, пожарные и санитарные инспекции). Такой льготой могут пользоваться новые и уже работающие предприятия малого бизнеса.

В отдельных регионах местные органы управления могут предлагать малому бизнесу собственные временные льготы, чтобы стимулировать бизнес в конкретной области.

Для небольших предприятий проблемой является получение займа в банке. Поэтому возможность получения государственной гарантии при обращении за кредитом тоже является льготной привилегией.

Федеральный закон №185-ФЗ от 03.07.2018г. внес изменения в имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, а именно разрешив бессрочный выкуп арендуемого гос- и муниципального имущества, а также использование земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Следующий правительственный документ №1212 от 10.10.2018г. изменил правила выдачи субсидий кредитным учреждениям на покрытие недополученных доходов в связи льготным кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса.

Согласно данному документу на инвестиционные цели можно будет оформить льготный кредит до 400 млн.руб., при соблюдении условий – сумма всех заемных средств не должна превышать 1 млрд. руб.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Наиболее актуальный вопрос для предприятий этого сектора – различные налоговые льготы для бизнеса. Они помогают экономить капитал, направлять его на важные статьи расходов.

Существуют специально разработанные системы налогообложения, на которые могут рассчитывать предприниматели:

  1. Упрощенная (УСН) – помогает экономить за счет уплаты одного налога и ведения небольшого количества документации. Подходит, если обороты за год не превышают 150 млн. руб.
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – практически заменяет собой НДС и налог на прибыль. Для него не определен лимит годового дохода, но деятельность должна вестись строго по видам, определенным региональными законами и численность работников не превышать 100 человек.
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – льгота, направленная на поддержку фермерских предприятий. Он поддерживает производителей, работающих на земле и занимающихся продажей собственного сырья.
  4. Патентная система (ПСН) – простой вариант, который подходит индивидуальным предпринимателям, имеющим в штате не более 15 сотрудников. При годовом доходе до 60 млн. руб. можно перейти на ПСН, которая отличается невысокими платежами в бюджет, минимальным количеством документации и отчетности.

Законодательно предусмотрено право властей в регионах временно устанавливать более низкие ставки по местным налогам и сборам. Это поможет стимулировать малый бизнес на территориях, где высокий уровень безработицы и есть острая необходимость создания рабочих мест.

Предприниматели могут направлять сэкономленные средства на расширение производства или переоборудование мощностей.

Содержание

Признаки предприятий «малого бизнеса»

Последние поправки в законодательство расширили круг фирм, которые попадают под определение «малый бизнес».

К ним относятся предприятия со следующими данными:

  • Средняя учетная численность персонала не превышает 100 сотрудников (или 15 работников для микробизнеса);
  • Общая сумма дохода, которая рассчитана на основе налоговой декларации, не превышает 800 млн. руб. за год (для предприятий микробизнеса – 120 млн. руб.);
  • Процент капиталовложений в уставный капитал от других фирм не должен превышать 49%;
  • Доля участия гос.образований, религиозных, общественных организаций, а также фондов не должна быть свыше 25%.

Но есть исключения из последних 2-х пунктов, когда указанные лимиты не касаются следующих организаций:

  1. Участников проекта «Сколково».
  2. Предприятий, использующих в своих проектах высокотехнологичные разработки – «детища» своих учредителей – научных или бюджетных организаций.
  3. Акционеров инновационного экономического сектора, а также компаний, владельцы которых включены в список Правительства на государственную поддержку инновационной деятельности.

Единый реестр компаний малого бизнеса был создан 1 августа 2016г. на основании данных сформированных налоговиками и далее постоянно обновляется. Данные были взяты из отчетов компаний – сведения о среднесписочной численности работников, о доходах, регистрационные данные, а также иная информация, имеющаяся в других источниках госорганов.

Доступ к реестру можно получить на сайте ФНС. Достаточно лишь ввести свои регистрационные данные: ИНН, ОГРН, название компании и проверить есть ли ваше предприятие в этом списке. Также можно данные уточнить и дополнить, сделав соответствующее заявление в налоговую.

Если вашей компании в Реестре нет, то пользоваться льготами малого предприятия вы не имеете права.

Особенности льгот для IT–компаний

Понимая всю необходимость быстрого развития инноваций и компьютерных технологий, государство выделило IT–бизнес в качестве приоритетной сферы. Для них льготные условия работы продлеваются один раз в 5 лет, а налоговые ставки заметно снижены.

Например, при уплате в бюджет взносов на заработную плату персонала, расчет ведется по ставке 14% вместо стандартных 30%.

Рассчитывать на налоговые или административные льготы от государства могут IT–компании, отвечающие следующим критериям:

  • Общее количество занятого персонала должно быть не менее 30 человек;
  • Более 90% от годовой прибыли составляет сумма от реализации собственных услуг или технологий;
  • Предприятие должно оформить аккредитацию в Минкомсвязи.

Чтобы не потерять льготы, IT–компания должна строго вести документацию, учет и не выходить за рамки малого бизнеса.

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса

Какие виды деятельности чаще попадают под льготы

Под льготными условиями понимается некоторое послабление в уплате налогов, оформлении документации и упрощенного ведения учета. Такие меры снижают поступления в бюджет государства, но способствуют появлению и развитию успешных бизнес-проектов.
Для государства наиболее приоритетными являются следующие сферы деятельности:

  • Предоставление услуг населению;
  • Торговля и производство товаров массового потребления, продуктов питания;
  • Экологический туризм;
  • Благоустройство и переработка бытового мусора;
  • Предоставление маркетинговых или рекламных услуг;
  • IT–технологии и инновации;
  • Коммунальная сфера;
  • Сельское хозяйство и переработка продукции.

Экономисты считают, что льготы для малого бизнеса помогут снять социальный дисбаланс и напряжение в обществе, создадут перспективные рабочие места и поднимут отдельные отрасли экономики.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Оформление льготных условий

Работать на льготных условиях могут как новые, так и активно действующие предприятия малого бизнеса. Предварительно следует внимательно изучить все особенности выбранной льготной системы налогообложения, узнать об условиях и субсидиях в отдельно взятом регионе.

Руководству предприятия потребуется пересмотреть существующую учетную политику, ведение бухгалтерского учета и скорректировать отчетность в соответствии с требованиями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме льготных условий работы и налогообложения, малый бизнес имеет право на различные виды финансовых субсидий, инвестиции или займы из специальных государственных фондов. Получают развитие специализированные программы по созданию бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, помогающие неопытному бизнесу крепче стать на ноги.

Источники

  • http://uchet.pro/malyiy-biznes/
  • http://smallbusiness.ru/library/nalogi_i_nalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa.html
  • http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34552
  • http://www.forbes.ru/biznes/385605-malyy-biznes-i-nalogi-kto-kogo
  • http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/lgoty-malomu-biznesu/
Налоговые льготы для малого бизнеса в мире
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

до 150 до 800