Налоговые льготы для инновационной деятельности

Законопроект о налоговых льготах для инновационных центров прошёл второе чтение

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект № 475538-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ предусматривает, что организации, занимающиеся научно-технологической деятельностью на территории инновационных центров и имеющие статус участника проекта, освобождаются от уплаты налога на прибыль до достижения определенного Налоговым кодексом уровня окупаемости либо на срок до 10 лет. На такой же срок участники проектов освобождаются от уплаты НДС.

Также законопроектом предлагается не облагать налогом на имущество земельные участки на территории центров участников проектов, фондов, управляющих компаний и их дочерних обществ.

Документ предусматривает освобождение участников от госпошлины за выдачу разрешения на работу, выдачу приглашения на въезд в РФ, выдачу или продление срока действия виз иностранным гражданам, заключившим с ними трудовой или гражданско-правовой договор.

В течение 10 лет со дня получения статуса участника инновационного научного центра для них будут применяться пониженные тарифы страховых взносов.

Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2019 г., за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки.

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

1. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 29 октября 2012 г. N 228 в часть 2 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

2. Суммы налоговых льгот, предоставленных в связи с реализацией инвестиционного проекта, не могут превышать 30 процентов от суммы средств, направленных для осуществления инвестиций в реализацию инвестиционного проекта на территории края, прошедшего отбор и признанного приоритетным. Право на применение налоговых льгот прекращается, начиная с первого числа налогового периода, в котором сумма налоговых льгот, исчисленная нарастающим итогом за весь период их применения, составила 30 процентов от суммы произведенных инвестиций.

В случае, если субъект инвестиционной деятельности реализует на территории края одновременно два и более приоритетных инвестиционных проекта, при расчете суммы налоговых льгот, указанной в абзаце первом настоящей части, расчет суммы налоговой льготы по налогу на прибыль организаций производится пропорционально сумме инвестиций, установленной соответствующим приоритетным инвестиционным проектом, по которому не истек срок действия права на применение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций.

3. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

4. Льготы по уплате налогов в случае реализации инвестиционных проектов по вводу в хозяйственный оборот законсервированных объектов основных производственных средств предоставляются при наличии положительного заключения краевой комиссии по вопросам налогообложения.

5. Утратила силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 131 в часть 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

6. Налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 122 в пункт 1 части 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

1) если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, не позднее установленного Налоговым кодексом срока предоставления налоговой декларации по соответствующему налогу по итогам налогового периода, в котором применяется налоговая льгота, фактически направлены на:

а) оказание безвозмездной помощи автономным, бюджетным и казенным краевым государственным и муниципальным учреждениям в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, экологической безопасности, в области науки и инноваций;

б) оказание безвозмездной помощи некоммерческим организациям, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта, учредителями которых являются край и (или) муниципальные образования края, для осуществления их уставной деятельности;

в) мероприятия краевого и межрегионального значения в области спорта, образования, культуры, науки и инноваций, а также в социальной сфере, в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, экономического сотрудничества.

ГАРАНТ:

Абзац пятый пункта 1 части 6 статьи 14 настоящего Закона (в редакции Закона Хабаровского края от 28 сентября 2016 г. N 205) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года

В документах, подтверждающих направление средств на цели, указанные в настоящем пункте, должна содержаться ссылка на соответствующий подпункт настоящего пункта, наименование получателя и период использования средств. Направление денежных средств в сумме, эквивалентной более 15 процентам средств, высвобожденных от уплаты налога, налогоплательщик вправе засчитать как авансовый платеж (взнос), относящийся к последующим налоговым периодам;

ГАРАНТ:

Абзац шестой пункта 1 части 6 статьи 14 настоящего Закона (в редакции Закона Хабаровского края от 28 сентября 2016 г. N 205) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года

Если налоговая льгота не применялась в налоговом периоде, объем денежных средств, направленных на цели, указанные в настоящем пункте, учитывается при предоставлении налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности в последующих налоговых периодах.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 30 мая 2012 г. N 192 в пункт 3 части 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода налога на игорный бизнес

3) наличия инвестиционного проекта, признанного приоритетным инвестиционным проектом края в соответствии с Законом Хабаровского края «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае», и (или) инновационного проекта, получившего положительное заключение по результатам проведения экспертизы уполномоченным Правительством края органом

4) ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного (инновационного) проекта;

Читайте так же:  Социальные надбавки к пенсии по инвалидности

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 122 часть 6 статьи 14 настоящего Закона дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

5) если субъект инвестиционной (инновационной) деятельности не является участником регионального инвестиционного проекта, резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом особой экономической зоны любого типа.

7. В целях настоящего Закона и применения налоговых льгот, предусматривающих целевое использование сумм, высвобожденных от уплаты налогов, на приобретение основных средств, под использованием средств понимаются фактически произведенные (оплаченные) в налоговом (отчетном) периоде расходы на капитальные вложения, учтенные по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов, в целях применения льгот не учитываются.

>
Особенности применения налоговой льготы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированных групп налогоплательщиков
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

1. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 29 октября 2012 г. N 228 в часть 2 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

2. Суммы налоговых льгот, предоставленных в связи с реализацией инвестиционного проекта, не могут превышать 30 процентов от суммы средств, направленных для осуществления инвестиций в реализацию инвестиционного проекта на территории края, прошедшего отбор и признанного приоритетным. Право на применение налоговых льгот прекращается, начиная с первого числа налогового периода, в котором сумма налоговых льгот, исчисленная нарастающим итогом за весь период их применения, составила 30 процентов от суммы произведенных инвестиций.

В случае, если субъект инвестиционной деятельности реализует на территории края одновременно два и более приоритетных инвестиционных проекта, при расчете суммы налоговых льгот, указанной в абзаце первом настоящей части, расчет суммы налоговой льготы по налогу на прибыль организаций производится пропорционально сумме инвестиций, установленной соответствующим приоритетным инвестиционным проектом, по которому не истек срок действия права на применение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций.

3. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

4. Льготы по уплате налогов в случае реализации инвестиционных проектов по вводу в хозяйственный оборот законсервированных объектов основных производственных средств предоставляются при наличии положительного заключения краевой комиссии по вопросам налогообложения.

5. Утратила силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 131 в часть 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

6. Налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 сентября 2016 г. N 205 в пункт 1 части 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года

1) если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически направлены на:

а) оказание безвозмездной помощи автономным, бюджетным и казенным краевым государственным и муниципальным учреждениям в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, экологической безопасности, в области науки и инноваций;

б) оказание безвозмездной помощи некоммерческим организациям, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта, учредителями которых являются край и (или) муниципальные образования края, для осуществления их уставной деятельности;

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 29 октября 2014 г. N 7 в подпункт «в» пункта 1 части 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования настоящего Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года

в) мероприятия краевого и межрегионального значения в области спорта, образования, культуры, науки и инноваций, а также в социальной сфере, в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, экономического сотрудничества.

В документах, подтверждающих направление средств на цели, указанные в настоящем пункте, должна содержаться ссылка на соответствующий подпункт настоящего пункта, наименование получателя и период использования средств. При направлении денежных средств в сумме, эквивалентной более 15 процентам средств, высвобожденных от уплаты налога, налогоплательщик вправе произвести их перечисление с указанием суммы авансового платежа (взноса), относящегося к последующим налоговым периодам;

Если налоговая льгота не применялась в налоговом периоде, объем денежных средств, направленных на цели, указанные в настоящем пункте, учитывается при предоставлении налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности в последующих налоговых периодах.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 30 мая 2012 г. N 192 в пункт 3 части 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода налога на игорный бизнес

3) наличия инвестиционного проекта, признанного приоритетным инвестиционным проектом края в соответствии с Законом Хабаровского края «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае», и (или) инновационного проекта, согласованного с уполномоченным Правительством края органом;

4) ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного (инновационного) проекта.

7. В целях настоящего Закона и применения налоговых льгот, предусматривающих целевое использование сумм, высвобожденных от уплаты налогов, на приобретение основных средств, под использованием средств понимаются фактически произведенные (оплаченные) в налоговом (отчетном) периоде расходы на капитальные вложения, учтенные по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов, в целях применения льгот не учитываются.

>
Особенности применения налоговой льготы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированных групп налогоплательщиков
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»
Читайте так же:  Выплата денежного пособия при рождении ребенка

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Владельцев облигаций и инвестпаев хайтек-компаний обложат нулем

Налоговые льготы по доходам от ценных бумаг инновационных компаний РФ будут распространяться не только на акции и доли в уставном капитале, но и на облигации и инвестиционные паи. Соответствующий проект, рассчитанный до конца 2022 года, сегодня рассмотрен на заседании правительства. Снижается и срок владения ценными бумагами, необходимый для применения нулевой ставки,— вместо пяти лет их станет нужно держать не менее года.

Правительство одобрило поправки к Налоговому кодексу, расширяющие налоговые льготы по доходам от акций инновационных российских компаний. Документ разработан Минэкономики в рамках реализации «Стратегии инновационного развития России до 2020 года». Сейчас Налоговым кодексом предусмотрена возможность применения ставки 0% по налогам на доходы физлиц и на прибыль организации при реализации акций и долей участия в уставном капитале таких компаний. При этом необходимо, чтобы налогоплательщик владел ими более пяти лет.

Налоговые льготы на наноприбыли

Поправки предлагают расширить перечень ценных бумаг, при приобретении которых можно рассчитывать на льготы: в него включаются облигации высокотехнологичных компаний и инвестиционные паи, которые относятся к инновационному сектору экономики. Разработчики поправок также отмечают, что средняя продолжительность перехода проекта с одной стадии развития на другую составляет один-два года. «Пятилетний срок владения акциями инновационной компании не соответствует горизонту инвестирования на публичном фондовом рынке, что практически нивелирует стимулирующую функцию этой нормы»,— говорится в пояснительной записке к документу. В связи с этим срок владения ценными бумагами таких компаний предлагается сократить до одного года.

Изменения после их вступления в силу будут действовать до конца 2022 года. «Но понятно, что эта граница пока довольно виртуальная. Если это будет удачный пример льгот, то, конечно, это можно будет продлить и на более длительный срок»,— заявил сегодня на заседании премьер-министр Дмитрий Медведев.

В правительстве считают, что изменения создают стимул для вложений в инвестиционную сферу и будут способствовать улучшению инвестклимата. По словам Дмитрия Медведева, аналогичная практика льготного налогообложения распространена «во многих странах, которые добились неплохих успехов в развитии высоких технологий», например в Нидерландах, США, Великобритании. Льготы после двух лет владения такими ценными бумагами предусмотрены в Гонконге и Сингапуре.

Член Экспертного совета при правительстве РФ Игорь Дроздов полагает, что меры налогового стимулирования инновационной деятельности следует расширять, не ограничиваясь льготами по ценным бумагам. По его мнению, усилия должны быть направлены на увеличение оборота результатов интеллектуальной собственности, рост капитализации инновационных компаний и упрощение администрирования существующих мер.

В частности, сейчас траты бизнеса на ряд НИОКР могут быть учтены в размере 150% расходов. Это позволяет компаниям вернуть до 10% стоимости НИОКР в виде снижения платежей по налогу на прибыль. По словам эксперта, необходимо расширить этот механизм для всех видов расходов на НИОКР, распространив его на приобретение результатов работ по лицензиям, сделать механизм применения этих льгот более прозрачным и понятным для компаний.

Как «Сколково» добавили льгот

Инновационный центр «Сколково» получил очередную льготу в апреле 2015 года. Физические лица—иностранцы при трудоустройстве избавлены от необходимости получать разрешение на работу в миграционной службе. В Сколково, перед которым стоит задача увеличить свой вклад в ВВП к 2020 году до более 200 млрд руб., новость нашли «очень хорошей». Читайте подробнее

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

Статья 14. Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 24 июня 2009 г. N 247 в часть 1 статьи 14 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

1. В целях применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности в соответствии с настоящим Законом под инвестиционной (инновационной) деятельностью понимается вложение инвестиций (создание, разработка инноваций) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта от эксплуатации объектов предпринимательской деятельности (инноваций), созданных в рамках реализации инвестиционных проектов (инновационных программ) на территории края.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 24 июня 2009 г. N 247 в часть 2 статьи 14 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

2. Инвестиционным проектом признается проект по созданию (приобретению, строительству, сооружению) нового, реконструкции или техническому перевооружению ранее созданного, вводу в хозяйственный оборот законсервированного объекта для осуществления деятельности по производству и реализации товаров, продукции, работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, в том числе с использованием операций финансового лизинга. Инновационной программой признается комплекс инновационных процессов и мероприятий, обеспечивающих освоение и распространение новых видов продукции и технологий.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2010 года

Информация об изменениях:

Суммы налоговых льгот, предоставленных в связи с реализацией инвестиционного проекта, не могут превышать 50 процентов от суммы средств, направленных для осуществления инвестиций в реализацию инвестиционного проекта на территории края. Право на применение налоговых льгот прекращается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором сумма налоговых льгот, исчисленная нарастающим итогом за весь период их применения, составила 50 процентов от суммы произведенных инвестиций.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 24 июня 2009 г. N 247 в часть 3 статьи 14 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

3. Под объектом, созданным в рамках реализации инвестиционного проекта на территории края (за исключением объекта, используемого при осуществлении брокерской и иной посреднической деятельности), понимается объект основных производственных средств, приобретенный, сооруженный, реконструированный, а также объект, на котором осуществляется техническое перевооружение, процесс ввода в хозяйственный оборот законсервированных основных производственных средств, освоение новых производств или иные практические действия, связанные с реализацией инвестиционного проекта до окончания установленного срока окупаемости инвестиций.

4. Льготы по уплате налогов в случае реализации инвестиционных проектов по вводу в хозяйственный оборот законсервированных объектов основных производственных средств предоставляются при наличии положительного заключения краевой комиссии по вопросам налогообложения.

5. В случае, если инвестиционная деятельность по реализации инвестиционных проектов, согласованных с уполномоченным Правительством края органом, прекращена до истечения установленных сроков действия льгот, оснований для применения льгот не возникает, обязанности по уплате налогов исполняются на общих основаниях в соответствии с Налоговым кодексом.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 24 июня 2009 г. N 247 в часть 6 статьи 14 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 года

6. Налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:

Читайте так же:  Цель конвенции о правах инвалидов

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 г. N 24 пункт 1 части 6 статьи 14 настоящего закона изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

1) если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически использованы на финансирование краевых и муниципальных программ (мероприятий, проектов, объектов) в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, в области науки и инноваций, а также в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

Информация об изменениях:

3) наличия инвестиционного проекта (инновационной программы), отвечающего условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, согласованного с уполномоченным Правительством края органом и признанного приоритетным;

4) ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного проекта (инновационной программы).

Видео (кликните для воспроизведения).

7. В целях настоящего Закона и применения налоговых льгот, предусматривающих целевое использование сумм, высвобожденных от уплаты налогов, на приобретение основных средств, под использованием средств понимаются фактически произведенные (оплаченные) в налоговом (отчетном) периоде расходы на капитальные вложения, учтенные по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Целевое использование средств организациями, финансирующими капитальные вложения непроизводственного назначения по объектам, включенным в краевой заказ, подтверждается при отражении операций по соответствующим счетам (субсчетам) бухгалтерского учета за счет средств чистой прибыли.

Затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов, в целях применения льгот не учитываются.

>
Заключительные положения (ст.ст. 15 — 17)
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Российским «научным долинам» предоставят льготы по налогам

С 2019 года инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ), созданные в соответствии с Федеральным законом, получат значительные налоговые преференции.

Инновационные научно-технологические центры

В 2017 году был принят Федеральный закон об инновационных научно-технологических центрах (№ 216-ФЗ от 29.07.2017).

Закон предусматривает создание «научных долин» (по аналогии с Silicon Valley в США) – кластеров, обеспечивающих взаимодействие науки, государственной власти и инвесторов, поддержку научных организаций. В качестве целей ИНТЦ названы:

  • реализация приоритетов научно-технологического развития РФ;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок;
  • коммерциализация их результатов.

Инновационный научно-технологический центр создается по решению Правительства РФ. Инициаторами могут выступать вузы, научные учреждения, национальные исследовательские центры. Каждый ИНТЦ – совокупность организаций. Обеспечением и управлением занимается фонд, управляющая компания и ее дочерние общества. Научным и научно-технологическим организациям, входящим в ИНТЦ, предоставляется статус участника проекта.

Возможные направления налогового стимулирования

При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.

В ближайшие годы все развитые и развивающиеся страны будут нацелены на создание нового технологического фундамента экономических структур, основанного на применении новейших достижений в сферах нано- и биотехнологий, информационного подкрепления деятельности и др.

На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:

  • Наращивания технологического первенства;
  • Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
  • Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
  • Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.

Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.

Налоговые льготы для ИНТЦ

С 1 января 2019 вступают в силу специальные условия налогообложения ИНТЦ, установленные Федеральным законом от 30.10.2018 № 373-ФЗ. Предусмотрены льготы как для фондов и управляющих компаний, так и для участников проектов (последние получают те же льготы, что сейчас предоставлены участникам «Сколково»). Закон вносит изменения в соответствующие статьи Налогового кодекса РФ.

Фонды, управляющие компании и их дочерние общества (признанные таковыми в соответствии с законом об ИНТЦ) полностью освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Участники проекта смогут не платить этот налог в течение 10 лет со дня постановки имущества на учет (если оно учтено на балансе и находится на территории ИНТЦ).

Фонды также освобождаются от уплаты земельного налога в отношении участков, входящих в состав территории ИНТЦ.

Организации-участники проекта ИНТЦ будут на 10-летний срок освобождены от НДС (кроме случаев ввоза товаров на территорию РФ, согласно пп.4 п.1 ст.146 НК) и налога на прибыль. При этом они, так же как и участники «Сколково», будут обязаны вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять расчет совокупного размера прибыли.

Кроме того, для организаций, получивших статус участника проекта ИНТЦ, на 10-летний срок устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, уплачиваемых работодателями с зарплаты работников: на обязательное пенсионное страхование – 14%, на обязательное медицинское страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%. (Для сравнения: большинство работодателей сейчас уплачивает эти взносы по ставкам 22%, 5,1% и 2,9% соответственно).

Еще один бонус: иностранным гражданам, заключившим трудовой или гражданско-правовой договор с лицом, участвующим в реализации проекта в соответствии с Законом об ИНТЦ, не нужно будет платить госпошлину за выдачу разрешения на работу, за выдачу приглашения на въезд в РФ, за выдачу либо продление срока действия визы.

Налоговые преференции для стартапов и инноваций

Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.

Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.

Сегодня в РФ уже имеются достаточно весомые технологические и фундаментальные наработки, а также собственная уникальная научная база. Несмотря на это инновационная отрасль государства развивается достаточно медленно. Научные наработки внедряются в производство с запозданием или вовсе не находят применения на практике. Такая ситуация не лучшим образом сказывается на экономике. Для того чтобы справиться с этой проблемой, используются различные финансовые инструменты, в частности налоговое стимулирование инновационной деятельности.

Читайте так же:  Исчисление досрочных трудовых пенсий по старости

Налоговое стимулирование в законодательстве РФ

В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.

Среди прочих следует выделить:

  • Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
  • Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
  • Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
  • Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
  • Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
  • Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
  • Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
  • Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
  • Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
  • Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.

Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор

В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.

Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия. Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам. С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).

В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.

Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.

Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей. Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.

Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам. Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации. Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Каких-либо точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для создания и развития собственных мер по повышению конкруентоспособности.

Налоговое стимулирование в мире

Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БАРЬЕРЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

студент 6 курса факультета экономики и финансов Института экономики, управления и финансов,

Ключевым условием повышения инновационной активности является эффективность государственного регулирования. Исследование масштабов и эффективности государственной инновационной политики в контексте восприятия конкретных инструментов регулирования позволяет понять ее особенности и выявить области, требующие корректировки. Внимание к эффективности налоговых преференций для инновационной деятельности и издержкам на них объясняется сочетанием двух глобальных тенденций:

— ростом вклада инноваций и науки в устойчивое развитие и обеспечение конкурентоспособности стран, что в свою очередь характеризуется необходимостью увеличения их государственной поддержки;

— усложнением научных исследований и разработок, как сточки зрения удорожания, так и ограниченностью ресурсов и ужесточением требований к ее эффективности.

В России названные тенденции проявляются в программных документах налоговой политики, направленность которых сместилась от стимулирования экономического роста к эффективности налоговых преференций, в том числе и для компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Среди основных причин поддержки государством инновационных исследований и разработок выделяют провалы рынка, которые проявляются в существенной неполноте отдач компаний от инвестиций в инновации. В конечном счете, налоговые стимулы и другие инструменты государственной политики призваны компенсировать инновационным компаниям недополученные доходы и стимулировать надлежащий рост инвестиций в данную сферу.

Работы по выявлению и оценке позитивных эффектов налоговой поддержки инноваций весьма многочисленны, разнородны и представлены преимущественно эмпирическими исследованиями. Однако, учитывая фактор ограниченности информационных данных, воспользуемся всевозможными исследованиями, затрагивающие эффективность налоговых преференций для инновационных организаций.

Одним из первых, кто провел исследования в данной области, является Российский союз промышленников и предпринимателей [2]. Исследования проводились за период с 2011 по 2014 год и опубликованы в 2015 году, на основании регулярных опросов отечественных компаний относительно инструментов налоговой поддержки инновационной деятельности (таблица 1).

Таблица 1.

Спрос на налоговые льготы для инновационной деятельности и их эффективность для компаний: 2014

Льготы для инновационной деятельности

Удельный вес организаций, применивших льготы, в общем числе опрошенных организаций, %

В том числе признавших данную льготу

Освобождение от налога на добавленную стоимость научно исследовательских разработок, выполняемых за счет бюджетных средств, средств отдельных фондов

Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта технологического оборудования по перечню Правительства Российской Федерации

Применение коэффициента 1.5 к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

Ускоренная амортизация основных средств, используемых для научно-технической деятельности, с коэффициентом не более 3

Освобождение от налога на добавленную стоимость реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование

В результате опроса было выявлено, что средний показатель использования рассматриваемых льгот составляет 15,62%. При этом чуть более половины опрошенных считают данные льготы эффективными для применения – 54.5%. Наиболее востребованной преференцией оказалось освобождение от налога на добавленную стоимость импорта технологического оборудования, наименее — освобождение от налога на добавленную стоимость реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование.

Читайте так же:  Программа дополнительного обследования в медико социальной экспертизе

Опрос 2014 года так же позволил выявить причины неприменения рассмотренных инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности (таблица 2).

Таблица 2.

Причины неприменения налоговых льгот организациями, осуществляющих инновационную деятельность

Несоот-ветствие условиям примене-

Закрытый перечень условий для доступа

права на доступ

Отсутствие информа-ции о

Освобождение от налога на добавленную стоимость научно исследовательских разработок, выполняемых за счет бюджетных средств, средств отдельных фондов

Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта технологического оборудования по перечню Правительства Российской Федерации

Применение коэффициента 1.5 к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

Ускоренная амортизация основных средств, используемых для научно-технической деятельности, с коэффициентом не более 3

Освобождение от налога на добавленную стоимость реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Очевидно, что низких спрос на налоговые льготы в ряде случаев вызван несоответствием условиям их применения – 59,23% от общей доли. Так, опрошенные организации не пользовались освобождением налога на добавленную стоимость импорта в основном потому, что не осуществляли его ввоз (46% респондентов); операциям с результатами интеллектуальной деятельности – в связи с отсутствием объектов интеллектуальной собственности и/или операций с ними; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемых за счет бюджетных средств – по причине их невыполнения. Вместе с тем заслуживают внимания еще две причины: отсутствию у компании информации о льготе – 12,91% от общей доли и несущественности для них преференций – 11,98% от общей доли. Таким образом, неприменение налоговых стимулов инновационными организациями сводится не к низкому администрированию со стороны государства, а теоретическим аспектам.

Опираясь на данные мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, проведенного Высшей школой экономики за период с 2013 по 2015 года, доля (более 2000 опрашиваемых предприятий занятых в сфере услуг и промышленности) инновационные организаций, применяющих хотя бы один из механизмов государственной поддержки, составил 46,1% (рисунок 1).

Рисунок 1. Доля предприятий, использующих хотя бы один их механизмов государственной поддержки

Несмотря на широкий спектр использования в России инструментов стимулирования инновационной деятельности, лишь 14,1% всех обследованных предприятий воспользовались доступом к государственной поддержке (соотношение инновационных и неинновационных организаций в пропорции 70:30). В группе инновационных компаний данный показатель заметно выше. Тем не менее, и среди них около 54% не получали ни прямой, ни косвенной стимулирующей поддержки со стороны государства.

В случае если Высшей школой экономики проведен опрос малого и среднего бизнеса, занятого в инновационной области, в 2016 году компанией «Deloitte» было проведено исследование, направленного на изучение эффективности механизмов государственной поддержки высокотехнологичного сектора крупных компаний (более 130), в том числе резиденты фонда «Сколково». Характеристика деятельности опрашиваемых компаний в сфере инноваций представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Деятельность респондентов в инновационной сфере [1]

Из количества респондентов 62% занимаются разработкой уникальной продукции и технологий. Деятельность остальных компаний направлена на создание новых или усовершенствование существующих технологий, процессов и услуг, ориентированных на компанию, а не на рынок. Так, 19% опрошенных занимаются разработкой новой для компаний, но не уникальной для рынка продукции и технологий, а деятельность 18% респондентов ориентирована на модернизацию существующих технологий и продукции.

Одним из основных показателей оценки эффективности налоговой поддержки инновационных организаций является степень применения ими налоговых преференций. Рассматривая средний уровень затрат на научно-исследовательскую деятельность можно сделать вывод, что средний уровень затрат в 2014-2015 годах составил 7-8% (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля затрат на научно-исследовательскую деятельность в выручке

За 2014 год более 2/3 респондентов (68%) заявили о том, что доля затрат на научно-исследовательские разработки в компаниях составила 10% и более от выручки, почти каждый десятый (8%) в пределах 5-10%. За 2015 год в целом выявлен некоторый рост средней доли затрат (с 7,9 до 8,2%), который прежде всего обусловлен увеличением доли тех, у кого затраты на инновации были не менее 10% от выручки.

Дополнительным показателем эффективности стимулирования инновационной деятельности является информированность компаний их применения (рисунок 4).

Рисунок 4. Уровень информированности компаний и практика применения налоговых преференций

В целом средний уровень осведомленности о существующих в России мерах поддержки инновационной деятельности находится на уровне 62%, что говорит о том, что участники инновационной сферы достаточно хорошо проинформированы о способах поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Однако, несмотря на высокую осведомленность респондентов, практика применения перечисленных методов существенно реже распространена. В среднем только каждый четвертый отмечает применение налоговых стимулов (29,75%). Мнения участников опроса в отношении барьеров использования налоговых преференций разделились:

— более чем каждый третий (36%) участник опроса полагает, что основная причина – это неясные правила получения льготы, которые представляются рискованными компаниям;

— 27% отметили отсутствие понимания того, какая именно деятельность относится к инновационной с точки зрения налогового законодательства;

— 32% респондентов ответили «другое», поскольку часть опрошенных является участниками фонда «Сколково» и могут применять льготы, предусмотренные для его резидентов.

Результаты проведенного исследования в целом совпадают ответами компаний малого и среднего бизнеса. Причины для неприменения вышеуказанных преференций так же совпадают, однако информированность компаний со значительными объемами реализации значительно выше. Конечным результатом исследования является показатель эффективности деятельности государства по поддержке инновационной деятельности, которая оценивается респондентами ниже среднего и составляет 25% с разбивкой по видам деятельности. Самую низкую оценку общей эффективности государственной поддержки инновационной деятельности дали представители энергетической отрасли (14%), а самую высокую фармацевтического и промышленно-производственного секторов (по 29% соответственно). Возможно, это связано в первую очередь со сложностью понимания налогового законодательства для отдельных категорий налогоплательщиков. Данные исследования свидетельствуют о существовании «проблемных зон» в стимулировании государством инновационной области.

На рисунке 5 показаны основные ключевые проблемы, с которыми сталкиваются инновационные организации при возможности получения стимулирующих преференций.

Рисунок 5. Проблемы получения государственной поддержки для инновационной деятельности

Основным барьером на пути повышения эффективности государственной налоговой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок является ее бюрократическая сложность. Выявленная слабая эффективность налоговых регуляторов инновации может быть объяснена целым рядом причин: их изменчивостью, сложностью администрирования конкретных льгот и преференций как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Однако основную негативную роль, на наш взгляд, играет общий неблагоприятный налоговый климат, существенно ограничивающий как предпринимательскую деятельность, так и ее инновационную составляющую. На этом фоне регулятивный потенциал инновационных налоговых инструментов не может быть высоким, а сами льготы – действенными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая все проанализированные данные, можно сделать вывод, что стимулирующая функция государства в настоящее время представлена широким спектром преференций. Однако часть из них не может работать в полной мере в связи с наличием барьеров, которые для организации будут более затратны, чем эффект от налоговых льгот.

Источники

Налоговые льготы для инновационной деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here