Налоговое планирование льгот

Основные принципы и методы налогового планирования

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

Налоговые льготы в системе налогового планирования

псарева.docx

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога направлена льгота.

Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

Действующее законодательство о налогах и сборах не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие явления законодатель относит к категории налоговой льготы. Подробное изучение налоговых норм позволило выявить два существующих в налоговом законодательстве подхода к пониманию налоговой льготы -содержательный и формальный.

Налоговая льгота, признаваемая в соответствии со ст. 17 НК РФ одним из самостоятельных элементов налога, предполагает наличие собственного статуса и, в силу этого статуса, определенных формальных признаков. Данный тезис соответствует формальному подходу к пониманию налоговой льготы. Содержательный подход более емок и охватывает собой и налоговые льготы, выдержанные в формальном отношении, и «встроенные» налоговые льготы. Последние при этом теряют статус самостоятельного элемента налога, ибо они предстают перед нами в качестве составной части тех элементов налогообложения, в которые они оказываются «встроенными», и, соответственно, подпадают под правовой режим соответствующих элементов.

Законодатель своим высокой степени абстракции определением налоговой льготы (ст. 56 НК РФ) создает универсальный инструмент для «встраивания» налоговой льготы в структуру налога. Использование такого инструмента в свою очередь позволяет законодателю достигать любых требуемых целей при установлении кошфетных налогов — регулирующих, стимулирующих, социальных.

Действующее законодательство о налогах и сборах содержит несколько форм реализации налогоплательщиком предоставленных ему законодателем преимуществ: по умолчанию ( самим налогоплательщиком) или в заявительном порядке. В обоих случаях бремя доказывания права на льготу должно лежать на налогоплательщике. В отношении права на отказ или приостановление использования плательщиком налоговой льготы, представляется, что данное право налогоплательщика должно быть ограничено определенной нормативной процедурой, в частности, обязательной подачей налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган. Заявительный порядок в данном случае необходим, поскольку только он позволит отграничить умышленные действия налогоплательщика от неумышленных, которые, в свою очередь, предполагают возможное дальнейшее восстановление налогоплательщиком своего неиспользованного права на налоговую льготу.

Налоговые льготы могут рассматриваться в качестве одной из форм бюджетных расходов. Исходя из этого, а также учитывая принципы межбюджетных отношений, субъекты РФ и органы местного самоуправления должны иметь право устанавливать налоговые льготы в части любых налогов, поступающих в их бюджеты, при условии отсутствия выделяемых им дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. При этом для субъектов РФ и муниципальных образований должны быть установлены единые порядок и условия предоставления: налоговых льгот. Одним из таких обязательных условий должно быть законодательное регулирование компенсационных мероприятий, обеспечивающих восполнение соответствующих потерь бюджета, которые могут выражаться как в дополнительных расходах, так и в недополученных доходах бюджета.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.01.2009
Размер файла 14,4 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.

курсовая работа [73,8 K], добавлен 02.12.2010

Понятие и виды налогового планирования. Управление налогообложением как вид деятельности в организации. Способы налогового планирования. Применение при соблюдении законодательных ограничений налоговых вычетов, освобождений, льгот. Сущность метода оффшора.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 01.05.2015

Перечень основных налогов, уплачиваемых организацией. Анализ льгот, применяемых организацией. Разработка налогового поля организации. Разработка плана налоговых выплат, определение налоговой нагрузки организации. Разработка налогового календаря.

контрольная работа [464,6 K], добавлен 28.12.2014

Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 15.01.2015

ООО «Антей Плюс»: элементы и процесс налогового планирования. Принципы корпоративного налогового менеджмента. Налоговые риски и пределы налогового планирования. Оптимизация системы налогообложения. Особенности минимизации единого социального налога.

дипломная работа [132,7 K], добавлен 01.02.2011

Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные; освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.

курсовая работа [166,1 K], добавлен 05.12.2014

Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.04.2015

Экономическая сущность налогового планирования: виды, формы, элементы, документальное оформление. Нормативно-правовое регулирование налогообложения, льготы и приемы сокращения налоговых обязательств; учет специфики объекта и субъекта, налоговые убежища.

контрольная работа [33,8 K], добавлен 23.10.2011

Структура налогового планирования, его основные принципы, элементы и этапы. Виды налогового планирования, его оптимизация и риски. Формирование основных налогов, особенности их расчета и законные способы уменьшения. Специальные налоговые режимы.

курсовая работа [602,8 K], добавлен 09.03.2016

Понятие и значение налогового контроля. Действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Проверка целевого использования налоговых льгот. Формы налогового контроля.

курсовая работа [62,8 K], добавлен 03.05.2011

Налоговое планирование в организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.11.2017 2017-11-14

Статья просмотрена: 1385 раз

Библиографическое описание:

Талейко К. Е. Налоговое планирование в организации // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 213-216. — URL https://moluch.ru/archive/179/46440/ (дата обращения: 06.03.2020).

Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых последствий на основе вариантности (т. е. разработки альтернативных вариантов или версий) и оценке степени их влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая оптимизация, методы налогового планирования, оценка эффективности налогового планирования

Для начала следует определить, что подразумевает понятие «налоговое планирование».

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщиков применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и проблемы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств [1, с.65]. в подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все — и бедные, и богатые, — и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием».

В случае несоответствия данным нормам (закону) эти мероприятия признаются налоговыми органами как способы уклонения от уплаты налогов.

Значение налогового планирования в организациях увеличивается в связи с появившейся тенденцией в налоговом администрировании Российской Федерации предоставлять в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщиков информацию о прогнозах налоговых платежей в предстоящий налоговый период (год, квартал). Несмотря на то, что подобные запросы налоговых органов не урегулированы законодательством о налогах и сборах, данная практика находит все большее распространение.

Распространению практики налогового планирования в организациях способствует также совершенствование налогового администрирования — осуществление налогоплательщиком контроля за уровнем налоговых рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3–06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Данной концепцией установлены общедоступные критерии оценки риска налоговых правонарушений, которые используются налоговыми органами с целью отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Налогоплательщики получили возможность самостоятельно оценить свои риски и исправить ошибки при исчислении налогов. Очень важно, если налогоплательщик будет прогнозировать наступление налоговых рисков в рамках налогового планирования, а не только по итогам налогового или отчетного периода.

Необходимо отметить правоприменительный аспект налогового планирования, который заключается в полном и правильном использовании налогоплательщиком всех предусмотренных налоговым законом льгот и других благоприятных положений налогового законодательства, в оценке позиций налоговых органов по вопросам толкования и применения актов о налогах и сборах и анализ основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может проводится несколькими методами:

– замена налогового субъекта;

– замена вида деятельности;

– замена налоговой юрисдикции;

– использование вариантов учета, отраженных в учетной политике;

– использование налоговых кредитов;

– использование специальных режимов и пр.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании такой организационно- правовой формы (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения, к примеру упрощенная система налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение, например, в регионах Российской Федерации.

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейший метод налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета — например, применение ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств, создание резервов на списание дебиторской задолженности по безнадежным долгам.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Оптимизация следующим способом:

– путем использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

– использование нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку.

Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Одним из важнейших инструментов налогового планирования, являются льготы, их применение в значительной степени зависит от регионального законодательства. Развитие методов налогового планирования приводит к появлению совокупности новых приемов налоговой оптимизации. К примеру, использование механизма тонкой капитализации в налоговом планировании.

На практике с точки зрения налогообложения наиболее выгодно организовать финансирование компании займами (кредитами), а не за счет вкладов в уставный капитал. Значительно реже приносит больше выгоды передача фондов в качестве распределенной прибыли, а не путем выплаты процентов.

Наибольшими возможностями использования механизма тонкой капитализации в целях получения налоговых выгод располагают многонациональные группы компаний.

Так, группа, состоящая из материнской компании в одной стране и дочерней — в другой, при прочих равных условиях в целом уплачивает меньшие суммы налога в случае перевода прибыли дочерней компании в материнскую в форме процентов, которые подлежат вычету при определении налогооблагаемой прибыли дочерней компании, чем в случае выплаты дивидендов, не подлежащих вычету. Включение в группу такого промежуточного участника, как холдинговая компания, базирующаяся в так называемой налоговой гавани, позволяет сочетать это преимущество с отсрочкой (возможно, на неопределенное время) любой задолженности по налогу на доход, находящийся в распоряжении материнской компании.

Оценить эффективность налогового планирования можно по формуле:

Рассчитывая ежемесячно или ежеквартально коэффициент, организация будет наглядно представлять налогового бремени. Но для более качественного анализа необходимо сгладить эффект колебания выручки. Это можно сделать путем деления налогов на зависимые от выручки (налог на прибыль, акцизы, НДС) и не зависимые от выручки (налог на имущество, страховые взносы, транспортный и земельный) налоги. Далее следует рассчитать коэффициенты по постоянным и переменным налогам.

Необходимо анализировать полученные результаты в разрезе постоянных и переменных налогов. В противном случае может оказаться, что коэффициент эффективности налогового планирования снизился только за счет уменьшения переменных налогов, а в целом применение метода налогового планирования не дало никакого эффекта [2, с.11]

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение, можно сделать ряд выводов.

  1. Налоговые платежи в значительной степени влияют на расходы организации, что приводит к необходимости их планирования, оптимизации.
  2. Целесообразно начинать процесс налогообложения в организации с налогового планирования, так как это позволит выбрать наиболее приемлемый режим налогообложения.

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управления хозяйственно- финансовой деятельностью организации, включающей:

– управление величиной налоговой базы;

– оптимизацию условий хозяйствования организации с точки зрения налогообложения;

– регулирование сроков налоговых платежей и другие целенаправленные действия.

Содержание этапов и видов налогового планирования свидетельствует о его заметном влиянии на конечный финансовый результат деятельности организации.

  1. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2015–520 с.
  2. Митюгова Э. С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э. С. Митюгова. — М.: Издательство АйСи, 2017. — 360 с.
  3. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов; под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2014. — 512 с.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Похожие статьи

Проблемы налогового планирования | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое планирование, деятельность предприятия, налогоплательщик, уклонение от налогов. Современное налоговое законодательство РФ позволяет отмечать важность развития такого правового института.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

– уклонение от уплаты налогов; – минимизация налоговых платежей; – налоговое планирование.

Налоговое администрирование как современный этап.

Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию представляет собой доминирующую тенденцию мирового развития и в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы.

Совершенствование налогового администрирования: очередной.

РФ, налоговое администрирование, налоговая отчетность, Российская Федерация, бухгалтерский учет, сокращение времени, налоговый орган, налоговая база, Дорожная карта, упрощенная система налогообложения.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале.

налоговая оптимизация, налоговое планирование, государственная налоговая политика, предприятие, Оптимизация налогообложения, Российская Федерация, календарный период, налоговая база.

Налоговое администрирование как фактор оптимизации.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование.

Российская налоговая система в настоящее время переживает очередной этап налоговой реформы, которая ставит целью.

Налоговое планирование как основной метод оптимизации.

Налоговое администрирование как фактор оптимизации фискальных отношений между государством и бизнесом. Планирование финансовых потоков торговой фирмы с помощью модели прогнозирования продаж.

Налоговая нагрузка. Оптимизация налоговой нагрузки

Оптимизация налогообложения (налоговая оптимизация)

налоговая нагрузка, налоговое бремя, налоговая оптимизация, налоговое планирование.

Налоговая нагрузка как фактор «искажающего» поведения хозяйствующих субъектов: политико-экономический аспект.

Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №17 – ФЗ ред. от 05.04.2010 №41 – ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2010.

2. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / /Финансы. —

3 Глухое В.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. — СПб.: Спец. литер.,2011, 542с.

4. . Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право., 2009, 128с.

5. Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2009, 489с.

6. Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. 2010, 237с.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2009, 287с.

8. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2011, 652с.

9. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. — 591с.

10. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М. : Закон и право, ЮНИТИ, 2009, 451с.

11. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.: Питер, 2010, 398с.

12. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М. 2010.- 123 с.

13. Румянцев А.В.Налоговое регулирование в зарубежных странах. М., 2009, 178с.

14. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. — СПб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2011, 623с.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой деятельности предприятия

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.04.2018 2018-04-16

Статья просмотрена: 757 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко А. П., Свешникова Ю. Ю., Ладыжец П. В. Налоговое планирование как важная составляющая финансовой деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/archive/201/49473/ (дата обращения: 06.03.2020).

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

Современное налоговое законодательство предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

– уклонение от уплаты налогов;

– минимизация налоговых платежей;

Уклонение от уплаты налогов означает сокрытие имущества и доходов предприятия, облагаемых налогом. Однако, нельзя забывать, что подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

Минимизация налоговых платежей заключается в поиске пробелов в законодательстве и построении различных налоговых схем. Данный способ может повлечь за собой частые судебные разбирательства с налоговыми органами.

Что касается налогового планирования, этот метод снижения налоговой нагрузки использует только законные способы, что делает его положительным социально-экономическим явлением.

В настоящее время налоговое планирование является значимой частью финансовой деятельности предприятия. Предметом налогового планирования выступают все экономические процессы предприятия, связанные с различными сферами деятельности.

Помимо снижения налоговой нагрузки, налоговое планирование позволяет оптимизировать деятельность компании, в том числе увеличить доход.

Налоговое планирование является важной совокупностью правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а значит, имеет признаки правового явления. В налоговом законодательстве находится возможность налогового планирования, которое в свою очередь предусматривает конкретные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы. Так же регулирующую функцию в механизме финансово-правового регулирования осуществляет налоговая рассрочка и отсрочка, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

С одной стороны, целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогов, конфликтует с интересами государства, а с другой, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования отдельных категорий налогоплательщиков, регулирования социально-экономических процессов развития отраслей, которые определяют экономический потенциал государства. Именно поэтому на сегодняшний день стоит необходимость законодательного закрепления института налогового планирования.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает разнообразные методы для исчисления налоговой базы и налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в направлениях, удовлетворяющих властные органы.

Среди методов налогового планирования можно выделить внутренние и внешние методы. К внешним методам относят:

– замена налогового субъекта, то есть использование организационно-правовой формы, в отношении которой будет использован более льготный режим налогообложения;

– изменение вида деятельности, то есть переход к тем видам деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени;

– замена налоговой юрисдикции, а именно регистрация организаций в субъектах с минимальным налоговым бременем (оффшорные зоны);

– способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику. Например, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестиционные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции. Применение этого способа возможно только крупными компаниями, имеющим политический вес.

Что касается внутренних методов, они являются менее рискованными, так как в этом случае не приходится изменять вид деятельности или регистрацию. Среди них можно выделить:

– снижение налогооблагаемой прибыли за счет ускоренной амортизации основных средств;

– выбор учетной политики;

– использование налоговых кредитов;

– выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком. При выявлении таких ошибок (переплаты/недоплаты) можно значительно уменьшить сумму выплат.

Наиболее рискованным методом снижения налоговой нагрузки является использование пробелов в действующем налоговом законодательстве. Однако этот способ решит проблему лишь на краткосрочный период, в связи с постоянным изменением законодательства и стремлением государства ликвидировать возможные лазейки.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации как внешние, так и внутренние.

В связи с постоянным изменением законодательства совокупность применяемых методов снижения налоговой нагрузки постоянно изменяется. По этой причине организация не может составить налоговый план даже на несколько отчетных периодов. Возникает необходимость непрерывного изменения, которое включает в себя:

  1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;
  2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии;
  3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности;
  4. Планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования;
  5. Составление налогового календаря;
  6. Разработка мероприятий по обеспечению реализации налогового плана;
  7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя:

– определение основных принципов;

– анализ проблем и постановка задач;

– определение основных инструментов, которые может использовать организация;

– осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Принципы налогового планирования.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

  1. Налоговое планирование не должно нарушать закон;
  2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т. е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока;
  3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

– сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

– простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

– механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспариванию налоговыми органами.

  1. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т. е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени;
  2. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве;
  3. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия;
  4. Принцип конфиденциальности;
  5. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.
Видео (кликните для воспроизведения).

В данной работе была рассмотрена значимость налогового планирования в финансовой деятельности предприятия. Использование различных методов минимизации налоговых платежей, позволяет оптимизировать деятельность предприятия, тем самым увеличить финансовые показатели предприятия, а также позволяет избежать и не допустить динамику роста увеличения уплаты налогов в дальнейшем. В связи с эти можно сделать вывод, что предприятие или организация заинтересованы в деятельности по налоговому планированию.

Источники

  • http://nalog-nalog.ru/nalogovoe_planirovanie/osnovnye_principy_i_metody_nalogovogo_planirovaniya/
  • http://knowledge.allbest.ru/finance/c-3c0a65635a2ac68b5c53b89521216d27.html
  • http://moluch.ru/archive/179/46440/
  • http://www.stud24.ru/tax/nalogovye-lgoty-kak-osnovnoj-jelement/297901-890656-page6.html
  • http://moluch.ru/archive/201/49473/
Налоговое планирование льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here