Минтруд пособие по уходу за ребенком

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании») 1 . Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект «Прямые выплаты» планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка «запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия». «Демографическая политика такая демографическая», – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2018 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что «большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности». В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта «пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют».

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

Минтруд пособие по уходу за ребенком

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Фонда социального страхования РФ от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-04-13832л О праве на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, когда лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает ухаживать за ребенком

Вопрос: Согласно ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется, когда лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает ухаживать за ребенком. Согласно п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ сумма страховых взносов уменьшается на произведенные расходы на выплату страхового обеспечения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к видам страхового обеспечения.

Согласно Определению ВС РФ от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 сокращение рабочего времени менее чем на 5 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Суд подтвердил правомерность отказа в возмещении расходов на выплату пособия.

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2017 № Ф09-2710/17 по делу № А50П-505/2016 подобный вывод сделан и при сокращении рабочего дня ежедневно на 12 минут. А в Определении ВАС РФ от 11.04.2013 № ВАС-4041/13 указано, что ТК РФ не установлено, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня (смены), чтобы указанный режим можно было отнести к режиму неполного рабочего времени. Суд подтвердил правомерность выплаты пособия при сокращении рабочего времени до 39 часов в неделю вместо 40 (12 минут в день). Из Определения КС РФ от 28.02.2017 № 329-О следует, что ФСС РФ и суды не отказывают в возмещении расходов на выплату пособия при сокращении рабочего дня до 6 часов в день вместо 8. На какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня при работе на условиях неполного рабочего времени, чтобы ФСС РФ не отказал в возмещении расходов на выплату пособия по уходу за ребенком?

Ответ: Управление организации обеспечения страховых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком при работе на условиях неполного рабочего времени, сообщает.

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери (отцы, другие родственники, опекуны), подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.

Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению ухода за новорожденным ребенком возложена, в первую очередь, на родителей.

С момента рождения ребенка родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права), а также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В случае если родитель, осуществляющий уход за малолетним ребенком, работает, в соответствии с ТК РФ ему предоставлено право прервать трудовую деятельность на время ухода за ребенком и оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (статья 256 ТК РФ).

За период такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии со статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Законом № 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и неработающим гражданам. Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до 1,5 года.

То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.

Вместе с тем статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения). При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.

Поскольку, как указывалось ранее, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.

Необходимо отметить, что максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована.

Такое время, в соответствии со статьей 93 ТК РФ, устанавливается по соглашению сторон трудового договора в каждом конкретном случае.

При этом следует отметить, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени исчисляется в часах (в расчете на неделю).

Так, согласно статье 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов;

при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха, включая неполное рабочее время (в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н).

Таким образом, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах.

Вместе с тем сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.

Врио начальника управления
организации обеспечения
страховых выплат ФСС
Л.А. Мыльникова

Ежемесячная компенсация на детей до 3 лет

Сейчас, кроме пособия, лицам, осуществляющим уход за ребенком, выплачивается еще и ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 №1110.

Эту компенсацию работодатели выплачивают за счет собственных средств (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206). Причем ФСС не возмещает работодателям затраты на выплату этих компенсаций.

Размер компенсации составляет 50 рублей. Компенсация выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

С 1 января 2020 года эти ежемесячные выплаты отменяются (указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570). При этом если данные выплаты были назначены ранее 1 января 2020 года, их будут выплачивать до окончания установленных периодов. То есть до достижения ребенком 3 лет.

Также выплаты получат и граждане, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, родившемся до 1 января 2020 года, и имеют право на данную компенсацию.

Ежемесячные выплаты на детей до полутора лет

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, который гарантировал семьям с небольшим доходом право на получение дополнительной ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка.

Выплаты устанавливаются в отношении детей, рожденных (усыновленных) начиная с 01.01.2018 года. Причем речь идет именно о первом и втором ребенке. На третьего ребенка и последующих детей выплаты не назначаются.

Работодатели за осуществление указанных выплат не отвечают. Выплаты на первого ребенка производятся за счет средств федерального бюджета, а на второго – за счет средств материнского капитала при наличии у заявителя сертификата на материнский капитал (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Выплаты на первого ребенка осуществляются органами соцзащиты, а на второго – отделениями ПФР. Впрочем, заявить в ПФР о назначении ежемесячной выплаты на второго ребенка можно одновременно с подачей заявления о выдаче данного сертификата (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Размер материнского капитала будет ежемесячно уменьшаться на сумму выплаты в связи с рождением второго ребенка (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Право на получение ежемесячных выплат имеют семьи, чей среднедушевой доход не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой. Размер выплат составляет региональный прожиточный минимум на детей за второй квартал предыдущего года (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявить о назначении выплаты на первого ребенка можно в орган социальной защиты по месту жительства (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Для этого нужно представить заявление, свидетельство о рождении ребенка, справки с работы каждого члена семьи о величине дохода, а также документы, подтверждающие реквизиты счета для перечисления выплат.

Заявление о назначении выплат на второго ребенка подается уже в территориальное отделение ПФР. Так как выплаты на второго ребенка производятся за счет средств материнского капитала, претендовать на выплаты могут только родители, получившие соответствующий сертификат/направившие заявление на получение сертификата (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты разрешается подать в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Но с подачей заявления лучше не затягивать. Дело в том, что если за выплатой обратиться не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка, то ее будут выплачивать со дня рождения ребенка до достижении им полутора лет. Если же 6-месячный срок пропустить, ежемесячные выплаты будут производиться только со дня обращения за их назначением (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении выплаты до достижения ребенком возраста полутора лет. При достижении ребенком возраста полутора лет выплаты прекращаются (пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Обзор документа

Во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по ОСС.

Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения).

При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.

При установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть определено в часах.

Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования, что свидетельствует о злоупотреблении правом. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 18 июля 2017 г. N 307-КГ17-1728.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени.

Право на ежемесячное пособие сохраняется за лицом только при условии, что оно само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на это.

Минтруд ужесточит условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд предложил дополнить условия выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если работник продолжает работать на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соответствующие нормы содержит законопроект, опубликованный на Едином портале для размещения проектов НПА.

Министерство предлагает дополнить нормы статьи 11.1 закона об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 29.12.2006 № 255-ФЗ) новым правилом.

Напомним, по действующим нормам этой статьи право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. При этом в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Теперь Минтруд предлагает внести в эту статью новое правило. Оно гласит, что в случае, если в период работы работника на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается.

В настоящее время работники ФСС часто оспаривает в суде право работников, продолжающих работать неполный рабочий день в период декретного отпуска, на пособие по уходу за ребенком. В подобных случаях ФСС пытается выявить формальное сокращение рабочего времени, которое не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком.

После принятия указанных поправок у ФСС будет дополнительное законодательное обоснование для лишения работника, продолжающего работать неполный день, права на получение пособия по уходу за ребенком.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями с последующим возмещением за счет средств ФСС. Формальное сокращение рабочего дня не является основанием для получения пособия по уходу за ребенком работающим родителем. Поэтому работодатель, выплачивающий пособие, не сможет претендовать на возмещение или зачет выплаченных сотруднику денег.

При этом в законе прямо не указывается, насколько необходимо сокращать рабочий день в целях получения пособия. Но в любом случае сокращение рабочего дня на час-полтора вызовет у ФСС подозрения в добросовестности работодателя и его сотрудника. В таких ситуациях, с точки зрения ФСС, пособие уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.

По закону величина пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет составляет 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми размер пособия не может превышать 100% среднего заработка. Индексация пособий осуществляется ежегодно с 1 февраля.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Минтруд хочет изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд считает, что претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет могут те, кто уделяет этому достаточно времени. Ведомство уже подготовило соответствующий проект поправок в законы о социальном страховании. Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, пояснили РБК в министерстве.

Внимание на проект поправок обратила член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман. Как следует из документа, «если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». В Минтруде объяснили, что если опекун при неполном рабочем дне проводит на работе больше времени, чем с ребенком, то пособие он получать не должен.

Сейчас по закону выплата пособия не прекращается, если его получатель (мать или отец, опекун или другой родственник), находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день. При этом у опекуна есть право на ежемесячное пособие «только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», отметили в министерстве.

Даже если рабочий день будет незначительно сокращен, получатель пособия по факту не будет осуществлять должный уход за ребенком, но при этом сможет получать и пособие, и зарплату почти в полном объеме, а Минтруд такую практику не поддерживает. «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом»,— убеждены в ведомстве.

В Минтруде уточнили РБК, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто работает неполный день.

Ранее стало известно, что Минтруд хочет увеличить срок выплаты детских пособий с полутора до трех лет. Подготовленный ведомством проект также предусматривает изменение параметров доходов семьи с полуторакратного до двукратного размера прожиточного минимума при назначении пособия.

О реформе выплаты пособий в России — в материале “Ъ” «Детские пособия сделают менее обидными».

Вычет за работу

Об этом говорится в законопроекте Минтруда России, который размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов обращает внимание, что пункт о «невыплате пособий» сформулирован так, что на практике родителей могут лишить их за сам факт подработки.

Логика минтруда такова: если, к примеру, мать трудится на полставки, а в это время за малышом ухаживает кто-то другой, ее право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет прекратится. Но в минтруде «РГ» не ответили, кто и как будет определять, ухаживает за ребенком кто-то другой, пока мать подрабатывает, или ей удается самой и им заниматься, и выполнять трудовые обязанности, скажем, на дому, когда малыш спит. Кстати, сегодня по действующему закону, если мать, отец, другой родственник или опекун, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполное рабочее время, детское пособие ему платят.

В Минтруде России пояснили, что «предлагаемая к обсуждению норма, содержащаяся в законопроекте, дополняет положения действующего законодательства». То есть уточняется условие о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком только тому, кто фактически осуществляет уход за ребенком.

Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, утверждают в ведомстве, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодня родители, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют. А предлагаемое дополнение направлено на упорядочение регулируемых правоотношений.

«В случае принятия законопроекта, — сообщили в минтруде «Российской газете», — пособия, как и сейчас, будут выплачиваться работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. То есть в том случае если за ребенком фактически ухаживает один из работающих близких родственников (мама, папа, бабушка или дедушка) ребенка. Этот родственник и будет получать пособие».

Однако, по мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, пункт о «невыплате пособий» в законопроекте все-таки не совсем точен. И он не исключает, что, когда норма вступит в силу, могут возникнуть случаи, когда родителей лишат пособий просто за сам факт подработки.

«Разберем данную ситуацию на реальных схемах, — продолжает собеседник «Российской газеты». — Мама, папа и ребенок. Например, каждый из родителей сидит по полдня дома, а полдня работает. В этом случае семья может полностью лишиться пособия по уходу за ребенком. Пропорции распределения времени по уходу внутри семьи могут быть какими угодно!»

Может ситуация быть еще круче, продолжает профессор Финансового университета. Например, мама-одиночка, вынужденно подрабатывающая из-за низкого размера пособия, может просто лишиться его, волнуется Сафонов.

«При этом проверить реальность работы можно двумя способами: через отчеты работодателей по уплаченному налогу на доходы физических лиц в налоговую службу или самозанятого гражданина, либо через слежку за родителями. Но понятно, что такие формы контроля не могут доказать факта отсутствия ухода за ребенком», — говорит Александр Сафонов.

Во-первых, может быть удаленная занятость в часы, когда ребенок спит.

Во-вторых, это может быть выполнение работы в периоды нахождения ребенка в гостях у дедушки с бабушкой.

«Предложенная конструкция имеет слабую техническую реализацию. Возникнет масса обращений в суд, где доказать «отсутствие ухода» окажется невозможным. Кроме того, как только такая норма появится, можно будет ожидать дальнейшего ухода работников в тень», — добавляет эксперт.

По словам Сафонова, сейчас минтруд пытается решить важную задачу по возвращению женщин, находившихся в отпусках по уходу за ребенком, на рынок труда. Специалистам известна проблема потери рабочих мест женщинами из-за снижения уровня компетенции. Тратятся деньги на их переобучение.

Но женщины, сочетающие уход за ребенком и работу, сохраняют свои позиции на рынке труда и «экономят» деньги по программам переобучения, трудоустройства и выплате пособий по безработице. Нельзя обходить вниманием и проблему снижения доходов семей с детьми из-за данной инициативы, констатировал Сафонов.

А теперь о цене вопроса. В этом году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 года составляет 3277,45 рубля, при рождении второго — 6554,89 рубля. Максимальное — 26 152,27.

Баталина: Предложение Минтруда о новых правилах выплаты пособий по уходу за ребенком создаст проблемы родителям

Предложение Министерства труда и социальной защиты, согласно которому претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком, избыточно и может создать лишние проблемы родителям. Не исключено, что Фонд социального страхования при назначении будет требовать документально подтвердить, что именно заявитель (мать или отец ребенка) фактически за ним ухаживает. Об этом заявила первый заместитель секретаря Генерального совета «Единой России» Ольга Баталина.

«Предложение Минтруда дополнительно установить, что претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком считаю избыточным. Внешне безобидное, оно может создать лишние проблемы родителям. Не исключено, что Фонд социального страхования при назначении будет требовать документально подтвердить, что именно заявитель (мать или отец ребенка) фактически за ним ухаживает. И как это сделать в семье, где вместе живут родители, бабушки, дедушки? Главное, что Минтруд в этой ситуации ничего особо не получает, так как пособие по уходу за ребенком все равно будет назначено одному из членов этой семьи, тому, кому удастся доказать фактический уход», — отметила Баталина.

По ее словам, предложение Минтруда еще раз подтверждает позицию «Единой России» о том, что правила получения пособия по уходу за ребенком должны быть прописаны более четко и защищать интересы родителей малолетних детей.

«Соответствующий законопроект в настоящее время разрабатывается Партией и осенью будет внесен в Государственную Думу», — подчеркнула первый заместитель секретаря Генсовета Партии.

Баталина напомнила, что по действующему законодательству родитель может находиться в отпуске по уходу за ребенком, получать соответствующее пособие и работать неполный рабочий день.

«Этот подход должен оставаться неизменным. Проблемы у родителей возникают от того, что в законодательстве прямо не прописано, при каком количестве рабочих часов родитель имеет право на пособие. В случае отказа в пособии родители идут в суды, а судебная практика складывается по-разному. Необходимо это четко предусмотреть в законе», — уверена она.

Напомним, ранее появилась информация, что Минтруд РФ подготовил проект поправок в законы о социальном страховании и пособиях на детей, согласно которым претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком и уделяет этому достаточно времени, даже если работает неполный рабочий день.

Детские пособия: изменения с 2020 года

Сейчас лица, осуществляющим уход за ребенком, получают пособие до достижения ребенком возраста полутора лет. До достижения ребенком трех лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 50 рублей. Рассказываем, что изменится в детских пособиях с 2020 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Гражданам, осуществляющим уход за ребенком/детьми, гарантируется право на получение ежемесячного пособия (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Пособие выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется даже в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Сейчас Минтруд предлагает ужесточить условия выплаты пособия по уходу за ребенком в случаях, когда получатель продолжает работать. С точки зрения ведомства, осуществление трудовой деятельности несовместимо с полноценным уходом за ребенком. При этом существующий порядок позволяет физлицам незаконно обогащаться, получая одновременно и зарплату, и пособие. В связи с этим Минтруд предлагает установить правило, согласно которому, если будет установлено, что уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие прекращается.

Величина пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка лица, осуществляющего уход за ребенком, но не более 26 152 руб. 27 коп. При уходе за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Но в любом случае пособие не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица. Минимальный размер пособия не может быть менее 1 500 рублей при уходе за первым ребенком и менее 3 000 рублей при уходе за вторым и последующими детьми (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится пакет законопроектов, предлагающих в числе прочего увеличение срока выплаты пособий по уходу за ребенком. Поправки предлагают продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.Кроме того, предлагается распространить указанные выплаты на родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и вузах, а также на неработающих женщин, которые до обращения за пособием трудились хотя бы в течение одного года из двух предшествующих декрету.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями, но за счет средств ФСС. То есть выплаченные пособия работодатель вправе возместить за счет ФСС или зачесть их в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование. Платить пособия из собственных средств работодатели не обязаны (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Дополнительные выплаты на детей до 3 лет с 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, увеличивающие период получения ежемесячных детских выплат. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ ежемесячные выплаты будут предоставляться до достижения ребенком возраста не полутора лет, как это установлено сейчас, а уже трех лет.

Выплаты будут производиться в размере регионального прожиточного минимума, установленного на детей за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Одновременно изменяются условия получения данных выплат. С 2020 года рассчитывать на получение выплат смогут семьи, чей среднедушевой доход не превышает 2-кратный размер регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Напомним, в 2019 году выплаты полагаются семьям со среднедушевым доходом не выше 1,5-кратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Семьи, чей доход превысит 2-кратный размер регионального прожиточного минимума, не смогут получить выплату. По достижении ребенком возраста полутора лет пособие по уходу за ребенком также перестанет выплачиваться.

Как и в 2019 году, при расчете среднедушевого дохода будут учитываться следующие доходы семьи:

  • зарплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
  • вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по договорам ГПХ;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • компенсации, выплачиваемые за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Под членами семьи понимаются родители (усыновители или опекуны), супруги родителей несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетние дети. При этом в состав семьи не включаются лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, заключенные под стражу или лишенные родительских прав. Также не принимаются в расчет лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (п. 11 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов. Среднедушевой доход рассчитывается исходя из совокупного дохода семьи за последние 12 месяцев путем деления 1/12 суммы доходов на число членов семьи.

Рассчитывать на выплату можно будет только в том случае, если полученное значение будет меньше или равно 2-кратному региональному прожиточному минимуму для трудоспособного населения. Для расчетов применяются показатели прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.

К примеру, если в регионе прожиточный минимум за II квартал 2019 года для трудоспособного населения составил 12 130 рублей, а для детей – 11 004 рубля, то в 2020 году в этом регионе выплата за ребенка составит 11 004 рубля. Получать выплаты смогут семьи, у которых размер ежемесячного дохода не превышает 24 260 рублей.

Кстати, по информации Минтруда, в 2020 году средний размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка вырастет на 7,1% и составит в среднем по России 12 000 рублей. В 2019 году этот показатель равен 11 200 рублей.

С нового года заявление о назначении указанной выплаты нужно будет подавать ежегодно. То есть первоначально – до достижения ребенком возраста 1 года, второй раз – до достижения им возраста 2 лет и, наконец, до достижения ребенком возраста 3 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как и прежде, за получением выплат при рождении (усыновлении) первого ребенка нужно будет обращаться в орган соцзащиты по месту жительства, а при рождении (усыновлении) второго ребенка – в территориальный орган ПФР по месту жительства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Источники

  • http://www.garant.ru/news/1299754/
  • http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71766936/
  • http://buh.ru/news/uchet_nalogi/96859/
  • http://www.kommersant.ru/doc/4120265
  • http://rg.ru/2019/10/14/mintrud-nameren-izmenit-pravila-vyplaty-detskih-posobij.html
  • http://er.ru/news/186341/
  • http://buh.ru/articles/documents/95450/
Минтруд пособие по уходу за ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here