Метод и принципы права социального обеспечения таблица

Электронная библиотека

Принципами права социального обеспече­ния являются руководящие начала, определяю­щие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следо­вать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксирова­ны принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в поста­новлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.

Принципы права социального обеспече­ния по сфере действия классифицируются следующим образом:

· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты не­скольких отраслей права;

· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести все­общность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;

· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.

Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:

· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права;

· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчужда­емость;

· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием;

· равенство всех перед зако­ном и судом;

· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

· право каждого на жизнь;

· гарантирован­ность каждому судебной защиты прав и свобод;

· право каждого на возме­щение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

К общим принципам права обычно относят также принципы:

· законности и юридической гарантирован­ности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

· единства юридических прав и обязанностей;

Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социаль­ного обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.

Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся:

· право на защиту от безработицы;

· право на охрану здоровья;

· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· право пожилых граждан, инва­лидов на социальную защиту;

· право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регу­лирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.

Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функцио­нируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содер­жание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и ре­ализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принци­пы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высо­кого порядка.

· всеобщности социального обеспечения;

· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения;

· социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса);

· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;

· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при на­ступлении определенных обстоятельств получить установленные соци­альные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ пра­во на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и не­которые другие).

Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все не­обходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспече­ние в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

Читайте так же:  Временная утрата трудоспособности это тест

Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого соци­ального налога, зачисляемого в государственные внебюджет­ные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государствен­ного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ уста­новлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого со­циального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастаю­щим итогом с начала года.

Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская кор­зина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основ­ным социально-демографическим группам населения в целом по Рос­сийской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госу­дарственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные това­ры и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Феде­рации, является основой для установления минимального размера оп­латы труда и минимального размера пенсии по старости, а также для оп­ределения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств. Основные денежные выплату по государственному социаль­ному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового ста­жа, характера и условий труда.

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:

· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком работника;

· средства обязательного государственного пенсионного страхова­ния используются исключительно на пенсионное обеспечение застра­хованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пен­сионных гарантий граждан независимо от их места жительства на тер­ритории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:

· приоритетность предоставления социальных услуг.

Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Читайте так же:  Какие условия получения инвалидности

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Читайте так же:  Кто выплачивает пенсию пенсионерам мвд

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Принципы права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры.

Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. Определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;
— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

К общеправовым относятся принципы:

— признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
— неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
— признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
— равенство всех перед законом и судом;
— равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
— право каждого на объединение для защиты своих интересов;
— гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Читайте так же:  Пенсии сотр мвд

Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

— адресность, доступность, добровольность;
— гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

— каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
— каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
— каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
— финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
— средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию. Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917–1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».

С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.

Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной Проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г.

В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

— обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
— страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
— все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
— всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Читайте так же:  Как оформить уход за престарелым человеком

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

— связь обеспечения, как правило, с трудом;
— обеспечение не только граждан, но и их семей;
— свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
— приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
— зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
— всеобщность;
— финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
— дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
— универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой.

В частности, она выделяет следующие принципы:

— осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
— дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
— обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
— гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
— многообразие видов социального обеспечения;
— участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

общеправовые (свойственные всем отраслям права);

межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

право каждого на объединение для защиты своих интересов;

гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

многообразие видов социального обеспечения;

участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Источники

Метод и принципы права социального обеспечения таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here