Содержание
- 1 Доклады Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов
- 2 Конвенция о правах инвалидов
- 3 Эксперты ООН указали на основные нарушения прав инвалидов в России
- 4 Информация от 10 июля 2018 г.
- 5 Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
- 6 Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.
- 7 Конвенция о правах инвалидов внесена на ратификацию в Госдуму
- 8 Конвенция о правах инвалидов
Доклады Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов
Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 36-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то ее положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Подробнее
Конвенция о правах инвалидов
7 минут Марина Семенова 755
Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.
Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.
Международное право
За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.
К основным можно причислить:
- Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
- Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
- Международные пакты 1966 года.
- Документ о социальном прогрессе и развитии.
- Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.
Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.
Что представляет конвенция о правах инвалидов
С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.
Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.
2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.
В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.
Содержание
По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.
Содержание условно можно распределить следующим образом:
- Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
- Цель, раскрывающая необходимость документа.
- Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
- Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
- Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
- Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
- Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
- Рамки мирового сотрудничества.
- Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
- Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.
Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.
Зачем нужна?
Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.
Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.
С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.
Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:
- Признание того, что «инвалидность» – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
- Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
- Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.
Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.
Обязательства государств-участников
Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:
- Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
- Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
- Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
- Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
- Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
- Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
- Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.
Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.
Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.
Эксперты ООН указали на основные нарушения прав инвалидов в России
Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был представлен замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.
В документе, размещенном на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.
Эксперты ООН отметили, что в России есть положительные сдвиги в защите прав инвалидов. В законодательстве есть прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности. В настоящее время в стране принята и реализуется государственная программа «Доступная среда», которая продлена до 2025 года. В последние голы значительно увеличилось число детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Россия также присоединилась к Марракешскому договору, облегчающему доступ незрячих и слабовидящих людей к печатной информации.
Бесплатная юридическая помощь инвалидам. Где ее получить?
Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.
Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:
Комитет ООН по правам инвалидов также рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав. Кроме того, в документе указано, что термин «инвалид», официально использующийся в России, не отражает модели прав человека и его рекомендовано изменить.
Ранее мы сообщали, что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.
Информация от 10 июля 2018 г.
Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов
Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов 21 ноября 2018 г. (от 27 ноября 2018 г. ДМ-П12-8409)
План мероприятий по реализации рекомендаций, содержащихся в Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой (от 28 декабря 2018 г. № 11011п-П12)
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Конвенция
о правах инвалидов
(от 13 декабря 2006 г.)
ГАРАНТ:
См. статус настоящей Конвенции
Государства — участники настоящей Конвенции,
a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,
b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,
c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,
d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,
e) признавая, что инвалидность — это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,
f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,
g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,
h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,
i) признавая далее многообразие инвалидов,
j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,
k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,
l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,
m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,
n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,
o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,
p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,
q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,
r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Конвенции о правах ребенка,
s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,
t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,
u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,
v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,
w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,
x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,
y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях — как в развитых, так и в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.
Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.
Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.
Руководящие принципы Конвенции
Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:
a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц
b. Недопущение дискриминации
c. Полная и эффективная интеграция в общество
d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности
e. Равенство возможностей
g. Равенство между мужчинами и женщинами
h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.
Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).
Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).
Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .
Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).
Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).
Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).
Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).
Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).
Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).
Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.
Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).
Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).
Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).
Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).
Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).
Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).
Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).
Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).
Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).
Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).
Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).
Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).
Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).
18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.
Конвенция о правах инвалидов внесена на ратификацию в Госдуму
Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, подписанную от имени РФ главой МИД России Сергеем Лавровым 24 сентября 2008 года. Официальным представителем президента при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации данной конвенции назначена Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова.
Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав, сказано в пояснительной записке к законопроекту «О ратификации Конвенции о правах инвалидов«.
Конвенцией предусматривается, что государства-участники должны обеспечивать достаточный жизненный уровень инвалидов и их социальную защиту, в частности обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды (градостроительной, транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры), доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов общения).
Отдельно оговорены в конвенции права женщин-инвалидов и детей-инвалидов, как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.
Кроме того, в документе прописано положение о контрольном механизме, который предполагает регулярное представление всеми государствами-участниками докладов специально создаваемому Комитету по правам инвалидов.
Ратификация конвенции создаст дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов, сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Конвенция о правах инвалидов
Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Определения В этой статье даются определения некоторым основным терминам, используемым в Конвенции, в том числе таким как «общение»; «язык»; «дискриминация по признаку инвалидности»; «разумные приспособления» и «универсальный дизайн».
Общие принципы Принципами Конвенции являются уважение присущего человеку достоинства, недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение права детей-инвалидов.
Общие обязательства Участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Равенство и недискриминация Все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.
Женщины-инвалиды Женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и государства-участники принимают все надлежащие меры, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.
Дети-инвалиды Дети-инвалиды имеют те же права человека, что и другие дети. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. Дети-инвалиды имеют право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды.
Просветительно-воспитательная работа Страны должны повышать уровень осознания прав, возможностей и вклада инвалидов. Страны должны бороться со стереотипами и предрассудками, связанными с инвалидами, благодаря проведению кампаний, образованию, СМИ и просветительновоспитательным программам.
Доступность Инвалиды имеют право всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, включая доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым для населения,
Право на жизнь Инвалиды имеют право на жизнь. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.
Равенство перед законом Kаждый инвалид имеет право на равную правовую защиту. Инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.
Статья 13. Доступ к правосудию Инвалиды имеют право наравне с другими на эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы.
Свобода и личная неприкосновенность Инвалиды наравне с другими пользуются правом на свободу и личную неприкосновенность. Наличие инвалидности ни в коем случае не становится основанием для лишения свободы.
Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Инвалиды наравне с другими не подвергаются пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства Инвалиды имеют право на защиту как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.
Защита личной целостности Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.
Свобода передвижения и гражданство Инвалиды имеют право на гражданство. Дети-инвалиды имеют право на имя и также, право знать своих родителей и право на их заботу.
Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество Инвалиды имеют право жить самостоятельно в обществе. Государства–участники обеспечивают, чтобы инвалиды имели возможность выбирать где и с кем проживать, имели доступ к иным вспомогательным услугам необходимую для поддержки жизни.
Индивидуальная мобильность Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене. Инвалиды имеют право на доступ к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников.
Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации Инвалиды имеют право выражать свое мнение, в том числе обладают свободой распространять и получать информацию и идеи через все формы общения, включая доступные форматы и технологии, жестовые языки, азбуку Брайля, усиливающие и альтернативные способы общения, СМИ и все другие доступные средства общения.
Неприкосновенность частной жизни Инвалиды имеют право на частную жизнь. Информация об инвалидах, в том числе личная информация и информация о состоянии их здоровья, должна быть защищена.
Уважение дома и семьи Инвалиды имеют право на вступление в брак и создание семьи. Страны должны предоставлять эффективную и соответствующую поддержку инвалидам в воспитании детей, а также предоставлять альтернативный уход детям-инвалидам, когда их непосредственная семья не может обеспечивать за ними уход.
Образование Инвалиды имеют право на образование без дискриминации. Страны должны обеспечивать, чтобы инвалиды могли иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Страны должны также предоставлять разумное приспособление и индивидуальную поддержку для максимального научного и социального развития.
Здоровье Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Страны должны принимать все соответствующие меры, включая меры, учитывающие гендерную специфику, для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к такому же набору, качеству и уровню услуг в сфере охраны здоровья, которые имеются и у всех других лиц и которые расположены близко к месту проживания инвалидов.
Абилитация и реабилитация Страны должны принимать эффективные и соответствующие меры для того, чтобы инвалиды могли развивать, достигать и поддерживать максимальный уровень абилитации, независимости и участия, благодаря предоставлению услуг и программ по абилитации и реабилитации.
Труд и занятость Инвалиды имеют право на труд, включая право на работу в таких условиях, которые являются открытыми, инклюзивными и доступными. Страны должны принимать необходимые шаги для содействия возможностям занятости и продвижения по службе для инвалидов.
Достаточный жизненный уровень и социальная защита Инвалиды имеют право на достаточный жизненный уровень, включая питание, водоснабжение, одежду и жилище, а также на эффективную социальную защиту, в том числе сокращение бедности и программы государственного жилья.
Участие в политической и общественной жизни Инвалиды имеют право на участие, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни.
Участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятий спортом Инвалиды имеют право принимать участие в культурной жизни на равной основе с другими людьми, включая доступ к культурным материалам, представлениям и услугам, а также на участие в проведении досуга и отдыха и занятия спортом.
Статистика и сбор данных Государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации об инвалидов с активным вовлечением инвалидов для устранения барьеров, с которыми они сталкиваются при осуществлении своих прав.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В статьях 32-50 разъясняется, каким образом страны, присоединившиеся к Конвенции, должны в полном объеме ее реализовывать. Там же разъясняется и ответственность стран в отношении докладов Комитету ООН о правах инвалидов о том, как они соблюдают данную Конвенцию.
Источники
- http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/normativnye-pravovye-akty/konventsiya-oon-o-pravakh-invalida/143935/
- http://invalidu.com/prava/konvenciya-pravah-invalidov
- http://dislife.ru/materials/1402
- http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/272
- http://base.garant.ru/2565085/
- http://dislife.ru/articles/view/1000
- http://www.garant.ru/news/391678/
- http://www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-rights-of-persons-with-disabilities
Юрист в сфере соцзащиты.
Стаж: 12 лет.