Кодифицированный акт права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждангосударств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

http://be5.biz/pravo/p031/02.html

Федеральные законы как источники права социального обеспечения

Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ. В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области. Существующий кодифицированный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.

В качестве источников данного права следует назвать следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслужи-вании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра-ховании в Российской Федерации», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют законы, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и др.

http://student-servis.ru/spravochnik/federalnye-zakony-kak-istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya/

Дайте определение понятия источников права социального обеспечения и их классификацию.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

2. по сфере их действия:

• субъектов РФ (областные, краевые);

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта:

• указы и распоряжения Президента РФ;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов ( ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Понятие и содержание принципов права социального обеспечения.

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие содержание правовых норм по социальному обеспечению и отражающие социальную направленность государственной политики.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Принципы принято классифицировать следующим образом:

* общеправовые (свойственные всем отраслям права);

* межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

* отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

* внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Содержание принципов права социального обеспечения

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 461 ;

http://studopedia.net/6_118409_dayte-opredelenie-ponyatiya-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya-i-ih-klassifikatsiyu.html

§ 1. Понятие источников псо и их классификация

Источник права – внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источники права социального обеспечения — это различные нпа акты, регулирующие комплекс общественных отношений, который составляет предмет ПСО.

Классификация источников ПСО:

1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе; (законы и подзаконные

акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей

юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными

правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим

законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции

РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к

Читайте так же:  Кому положены ветеранские выплаты пенсионерам

совместной компетенции РФ и ее субъектов ( п. « ж» ч. 1 ст. 72). Законы делятся на

конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ — это КРФ.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и

гражданина, принятая 22 ноября1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР.

Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное

закрепление в Конституции РФ 1993 г. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 1993г. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения).

2) по сфере их действия; (общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ ( областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные). Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

3) по органам, принявшим нормативный акт;

4) по форме акта; (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.)

5) по правовым институтам ( по пенсионному обеспечению граждан; по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения).

§ 2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Первую группу источников ПСО составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 К РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Конвенция МОТ № 117 « Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.), Рекомендация МОТ № 167 « О сохранении прав в

области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений,

заключаемые странами Содружества Независимых Государств ( СНГ), устанавливающие

условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства

СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ

в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с

этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики

гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства

закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на

территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории

государств — участников Соглашения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных

гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или)

работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от

5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников ПСО составляют законы РФ

В действующей Конституции РФ закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых— право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 (ред. 22.07.2008); «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. (ред. 22.07.2008)« О гос. пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (ред. 25.12.2008) « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г. (ред. 23.07.2008), « О трудовых пенсиях в РФ» 5.12.2001 (ред. 22.07.2008), «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 5.12.2001 (ред. 23.07.2008)

Третью группу составляют подзаконные на- Указы Президента РФ

Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов ( например, Указ Президента РФ « О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента РФ « О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000 г «О Дополнительных мерах гос. поддержки инвалидов» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 N 1186, от 24.09.2007 N 1216), «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим гос. должности федеральной гос. службы» (в ред. Указов Президента РФ от 15.06.1999 N 755, от 13.12.2000 N 2005, от 25.07.2006 N 763), О некоторых мерах по обеспечению соц. Защиты отдельных категорий пенсионеров (18.10.2007), Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров (18.02.2005).

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам со ( пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992 г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных

пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997 г.; постановление

Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье»; постановление Правительства

РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в

Фонд социального страхования РФ» и др.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей

компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает

Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как

оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение « Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Читайте так же:  Как пересчитывается пенсия после увольнения работающего пенсионера

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например,

приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. утверждено Положение «О порядке

назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и

попечительством», приказом Федеральной миграционной службы от 1 ноября 1993 г.

утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным

переселенцам и беженцам и др.

Пятую группу составляют локальные акты

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации.

Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на

соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной

организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей» от 21 августа 1996 г. № 145; постановление администрации Брянской области « Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов

местного самоуправления. Например, постановление главы администрации г. Казани от 1

июня 1998 г. «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др. Также к данной группе

источников следует отнести коллективные договоры.

1. Что такое правовые принципы?

2. По каким признакам можно классифицировать правовые принципы?

3. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Раскройте содеражание отраслевых принципов права социального обеспечения.

5. Назовите внутриотраслевые принципы отдельных институтов права социального

1. Дайте понятие источников права социального обеспечения.

2. По каким основаниям можно классифицировать источники права социального

3. В каких международных актах содержатся нормы о социальном обеспечении?

4. В каких статьях Конституции РФ защищен правовой статус граждан в сфере

5. Назовите виды источников права социального обеспечения.

6. Дайте общую характеристику Основ законодательства РФ «Об охране здоровья

граждан» от 22 июля 1993 г.

7. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в РФ? Каковы их

8. Какие акты регулируют обеспечение граждан пособиями и компенсационными

9. Какое значение имеет законодательство субъектов РФ и местных органов власти

в области социального обеспечения?

10. В чем проявляются единство и дифференциация источников права социального

11. Какова роль локальных источников в сфере права социального обеспечения?

http://studfile.net/preview/7306668/page:8/

3. Классификация нормативно- правовых актов

В основе самой распространенной классификации нормативно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов.

Закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государства с соблюдением особой процедуры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.

Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).

Осуществление названных прав производится путем перевода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки процедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

Важнейшей юридической гарантией права человека на социальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих социальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Следует напомнить, что в советский период споры по вопросам социального обеспечения рассматривались только вышестоящими органами в порядке подчиненности.

С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).

Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Основ), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса социального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Такими законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

Среди источников права социального обеспечения необходимо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирующие общественные отношения, входящие в предметы различных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения содержатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и др.

Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы – Основы или кодекс (Миронова Т.К. Право и социальная защита. М: Издательство «Права человека», 2006. С.206-207.). Очевидно, что разработка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства (Филлипова М.В. Там же. С.121.).

Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативно-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исключительной компетенции федерации относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая активность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Стаж по трудовому соглашению

Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц.

Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются различные льготы.

Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится разработка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

2. Можно ли считать источниками права социального обеспечения общепризнанные принципы и нормы международного права?

3. Являются ли источниками права социального обеспечения международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обеспечения постановления и определения Конституционного Суда РФ? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспечения локальные нормативные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социального обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции РФ закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспечения кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента РФ в регулировании отношений по социальному обеспечению? Приведите примеры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987. Гл.3.С.72-82.

Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Уч.пособие М., 1995.

Гусов К.Н. (отв.ред.) Право социального обеспечения. Учебник. М: ООО «Издательство Проспект», 2007. С.99-120.

Зайкин А.Д.(отв.ред.) Советское право социального обеспечения. М: МГУ, 1982. Гл.3. С.66-76.

Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения. Учебник. М: Волтерс Клувер, 2004. С.127-141.

Марченко М.Н. (ред.). Источники российского права. Вопросы теории и истории. Учебное пособие. М., 2005. С.205-226.

Смирнова М.О. Источники права социального обеспечения. Автореф.дис.к.ю.н. М.,1983.

Филиппова М.В.(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.112-150.

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/klassifikatsiya-normativno-pravovyih-21595.html

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения..

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более соответствующие рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирования; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает Конституция РФ. Она является базой для всего текущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

Читайте так же:  Льготы на квартиру ветеранам боевых действий

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ.

Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и федеральных конституционных законов. В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования определенных сфер общественных отношений. Кодифицированными актами в области социального обеспечения являются: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, в качестве системообразующего источника можно назвать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Самостоятельным критерием классификации источников по сфере их действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Следует иметь в виду, что основаниями дифференциации в праве социального обеспечения признаются: трудовая деятельность с особыми условиями ( вредными, опасными, тяжелыми, неблагоприятными природно-климатическими) либо специфические особенности субъекта, которому предоставляется социальное обеспечение (выполнение женщиной функции материнства, предоставление социальной поддержки инвалидам, семьям с детьми, пожилым гражданам и т.д.).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 65 ;

http://studopedia.net/15_85792_ponyatie-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya-i-ih-klassifikatsiya.html

Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? *

Васильева Юлия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета.

С 2004 г. в Российской Федерации ведется систематическая работа по анализу состояния законодательства. В 2004 г. председателем Совета Федерации С. Мироновым впервые был сделан доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации» . Теперь эти доклады вошли в ежегодную практику. Усиление внимания российских парламентариев к состоянию отечественного законодательства не случайно и обусловлено главным образом ростом числа принимаемых законодательных актов и процессом сближения правовой системы и правотворческого процесса России с соответствующими институтами развитых демократических государств . Последнее обстоятельство повлекло целый ряд позитивных изменений, в том числе повышение роли закона в правовом регулировании отношений в РФ. Вместе с тем превратное понимание значимости закона может привести к обратным результатам. Многие исследователи уже обратили внимание на неоправданное увеличение числа законов, регулирующих вопросы, явно находящиеся в сфере подзаконного нормотворчества, мелкотемье, низкое качество законов.

Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., 2005 (также доступен по адресу: http:// www.council.gov.ru/ lawmaking/ report/ 2004/ index.html).
В качестве положительных моментов влияния глобализации на отечественный законодательный процесс учеными выделяются гласность и открытость законодательного процесса, экспертное сопровождение на различных стадиях законодательного процесса, ответственность законодателя, законодательное регулирование процедуры разработки и принятия закона и др. (Хабриева Т.Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М.; Н. Новгород, 2007. С. 26 — 33).

В докладе о состоянии законодательства в РФ по итогам 2006 г. подчеркивается, что «важнейшим элементом обеспечения качества законодательства должна стать система мер по его кодификации» (Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // http:// www.council.gov.ru/ lawmaking/ report/ 2006/ 25/ index.html (2009.19 окт.)).

Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых касается формы кодифицированного акта. Известно, что в результате кодификации законодательства обычно создаются кодексы. Но это далеко не единственный вид сводного кодификационного акта: кроме кодексов могут приниматься уставы и положения, например Устав железнодорожного транспорта РФ. Кодифицированными актами признаются некоторые конституционные и Федеральные законы (например, есть все основания отнести к числу таковых Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.). В недавнем прошлом в СССР большое распространение имел такой вид кодифицированного акта, как Основы законодательства или Основные начала законодательства. Только в период 1958 — 1977 гг. было издано 14 основ законодательства Союза ССР и союзных республик по различным отраслям (институтам) законодательства .

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 1999. N 29. Ст. 3686.
Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 342.

Основы законодательства во многом отражали специфику советского государственного и правового устройства, характеризовавшуюся сочетанием централизации и федерализма. Основы законодательства тогда регулировали лишь наиболее важные, принципиальные, требующие единообразного решения для всего государства общественные отношения. Конкретизация этих вопросов, а также регулирование общественных отношений, отнесенных Конституцией СССР к республиканской компетенции, осуществлялись преимущественно в республиканских кодексах. Возможно, учитывая эту специфику, в 1970 г. В.С. Андреев высказал пожелание о разработке и принятии в сфере социального обеспечения именно Основ законодательства СССР о социальном обеспечении. По мнению ученого, этот акт должен был подтвердить завершение процесса создания отрасли права социального обеспечения . Предложения о принятии Основ законодательства о социальном обеспечении высказывались и в более позднее время . Эффективна ли данная форма кодификационного акта для систематизации современного российского законодательства о социальном обеспечении?

Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1970. С. 29.
См., напр.: Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 53; Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 1998. С. 165. М.О. Буянова считает, что возникла потребность в принятии Федерального закона «Об основах социального обеспечения» (Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . д.ю.н. М., 2003. С. 42).

Конституция РФ 1993 г. не упоминает среди видов нормативных правовых актов Основы законодательства. Само по себе это обстоятельство не является запретом для разработки и принятия такого акта, тем не менее Основ в российском законодательстве фактически нет. Немногие действующие основы законодательства — об охране здоровья граждан, о нотариате, о культуре — были приняты еще до Конституции РФ и нуждаются в определенной коррекции. Кроме того, в литературе отмечается, что не все из перечисленных актов в полной мере могут быть определены именно как основы законодательства. По мнению А.В. Мицкевича, особое значение основ законодательства как кодификационных актов заключается в их дальнейшей конкретизации в соответствующих законах (как это было в СССР). Такое особое значение ученый усматривал только для Основ законодательства об охране здоровья граждан. Остальные Основы, по его мнению, могут быть отнесены скорее к полноценным сводным законам конкретного регулирования для данной сферы деятельности .

Читайте так же:  Региональный материнский капитал республика коми

Мицкевич А.В. Кодификация законодательства в Российской Федерации // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.

Продолжая данное рассуждение, можно добавить, что в развитие Основ законодательства предполагается принятие не только специальных законов, но в первую очередь отраслевых кодексов. Именно такой порядок существовал в СССР. Основы законодательства как вид сводного закона использовались для регламентации отношений, составлявших сферу совместного ведения Союза ССР и союзных республик. При этом Основы закрепляли исключительно принципиальные положения правового регулирования, оставляя их дальнейшее развитие республиканским кодексам и другим нормативным правовым актам. Таким образом, Основы не только сами выступали как результат кодификации отраслевого законодательства — в соответствие с ними приводилось все действующее законодательство и, как обязательное следствие, осуществлялась систематизация соответствующего законодательства союзных республик в республиканских кодексах .

См. подробнее: Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. С. 143; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 12 — 16; Юртаева Е.А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 340 — 341.

Имеется и другая проблема. Известно, что субъекты Российской Федерации обладают законодательными полномочиями в социальной сфере. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данные полномочия были существенно расширены, в связи с чем на регионы возложена большая ответственность за принимаемые ими нормативные правовые акты. Однако качество законодательной работы во многих субъектах Федерации пока, к сожалению, низкое. Причин этого достаточно: незавершившийся процесс разграничения полномочий между Россией и ее субъектами и «остаточный» его принцип, отсутствие долгосрочной государственной стратегии в социальной сфере, недостаточное социально-экономическое развитие многих субъектов РФ, невысокий уровень профессионализма регионального законодателя. Можно добавить к этому, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодательство о социальном обеспечении было в достаточной степени развито далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Во многих регионах пришлось начинать все с нуля, в большинстве — проводить ревизию всего действующего законодательства. В таких условиях невозможно было бы ожидать от региональных властей принятия полноценных кодексов социального обеспечения.

СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 107 — 108.

Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сб. науч. трудов. Вып. 14. М., 1983. С. 25 — 26.

В основном указанные обстоятельства сохраняют свою актуальность. Российскому праву социального обеспечения и соответствующему ему главному акту должны быть присущи оптимальная централизация, позволяющая гарантировать обеспечение на всей территории России единого социального пространства и единых стандартов социального обеспечения, и вместе с тем непосредственное регулятивное воздействие, снижающее возможность подзаконного (особенно ведомственного) нормотворчества. Оптимальным решением этих задач может стать кодекс социального обеспечения, способный не только обеспечить правовую определенность и связанную с ней эффективность правового воздействия, но и преодолеть многие социальные проблемы, которые в современной России достаточно остры.

Кроме выбора формы кодифицированного акта, еще на этапе подготовительных работ необходимо решить немало иных вопросов, в частности об отборе актов для кодификации, о структуре будущего кодекса и его месте в системе источников права социального обеспечения и др. Указанные вопросы требуют серьезного самостоятельного изучения, но отдельные, наиболее общие суждения по этому поводу можно обозначить.

Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 18.
Там же. С. 59.
Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Дис. . д.ю.н. М., 2003. С. 113.
Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 165.

Большинство ученых поддерживает классическое разделение отрасли на Общую и Особенную части, но вопрос о структуре и содержании обеих частей остается дискуссионным. При этом наибольшие разночтения касаются Общей части права социального обеспечения, формирование которой, по мнению ряда авторов, еще не завершено . Именно этим отчасти объясняется отсутствие четких предписаний, определяющих предмет права социального обеспечения, его цели, функции и другие отраслеобразующие категории, что, в свою очередь, оставляет место для сомнений в самостоятельности данной отрасли права в целом. Принятие кодекса социального обеспечения с научно обоснованной Общей частью должно окончательно разрешить эти сомнения в пользу безоговорочного признания автономности права социального обеспечения в системе российского права.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 98.

См., напр.: Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 165 — 166; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. С. 99; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 131 — 132; Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. С. 9.

Далее классическое построение кодекса требует конкретизации общих положений в предписаниях более частного характера. И здесь наиболее эффективным представляется структурирование Особенной части по видам социального обеспечения, причем последовательность расположения разделов должна зависеть от развитости того или иного массива законодательства и значимости регулируемых им отношений. Первый раздел будет охватывать пенсионные отношения, второй — отношения по обеспечению пособиями и т.д. При этом, учитывая различные организационно-правовые способы формирования права на тот или иной вид социального обеспечения, соответствующие разделы следует дополнительно подразделять на структурные части, регламентирующие особенности обеспечения: а) в порядке социального страхования, б) в порядке обеспечения за счет государственных бюджетных средств, в) в режиме оказания государственной социальной помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция Особенной части кодекса, основанная на привычной систематизации отрасли права социального обеспечения, на первый взгляд кажется достаточно простой. Но в действительности это не так. Все без исключения институты этой части необходимо оценить с нескольких позиций: состояния текущего законодательства, тенденций его развития, уровня государственной регламентации (общефедерального или регионального). В результате такого анализа выявятся блоки законодательства, требующие различной степени детализации в кодексе либо вообще не подлежащие кодификации. Например, не потребует детальной регламентации на уровне федерального кодекса институт социального обслуживания в связи с переносом «центра тяжести» в его регулировании на региональное законодательство. Вовсе нецелесообразной представляется кодификация правовых нормативных актов РФ о льготах. Эти акты в определенной части еще продолжают функционировать, но все более заметным становится их временный характер. Очевидно, что кодификация актов временного характера не будет способствовать стабильности будущего кодекса социального обеспечения.

Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 149.


http://wiselawyer.ru/poleznoe/36950-kodifikaciya-zakonodatelstva-socialnom-obespechenii-osnovy-zakonodatelstva-kodeks
Кодифицированный акт права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here