Классификация правоотношений права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika

Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Основные материальные правоотношения являются «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.


Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:
  1. пенсионные;
  2. по выплате пособий, социальных компенсаций;
  3. по предоставлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:

  1. по старости;
  2. за выслугу лет или военной службы;
  3. по инвалидности;
  4. по случаю потери кормильца;
  5. социальной.

Этим основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и пять видов соответствующих процедурных правоотношений по установлению юридических фактов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом:

Читайте так же:  Квота на операцию как получить нии бурденко

1. единовременного характера по выплате:

  • пособия при рождении ребенка;
  • пособия на погребение (ритуальное);
  • пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;
  • пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет в женской консультации.

2. периодические по выплате:

  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по временной нетрудоспособности;

3. ежемесячные по выплате:

  • пособия пострадавшим от радиации;
  • пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;
  • ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;
  • пособий по безработице и др.

Правоотношения по предоставлению социальных услуг также классифицируются по видам предоставляемых услуг. Однако можно выделить две группы:

  1. медицинская помощь;
  2. социальные услуги.

Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т.е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.

http://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-materialnich-pravootnosheniy-po-sotsialnomu-obespecheniiu

Классификация социально-обеспечительных правоотношений

Все имеющиеся правоотношения по социальному обеспечению наиболее часто классифицируют по следующим критериям:

а) по характеру правоотношения, определяемому его целями;

б) по видам социального обеспечения;

г) по срокам действия правоотношений;

д) по формам организации социального обеспечения.

Когда говорим о характере правоотношения, определяемом его целями, то имеем в виду следующее.

1. Существуют материальные социально-обеспечительные правоотношения по установлению и выплате пенсий, пособий, компенсационных выплат, оказанию социальных услуг, медицинской помощи и лечения. Иными словами, в данном случае различаем правоотношения по их объекту.

2. Имеются процедурные правоотношения по установлению юридических фактов для реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, процедуры назначения выплат. Как правило, они предшествуют основным материальным правоотношениям. Процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов социального обеспечения. В силу этого процедурные правоотношения «обслуживают» материальные правоотношения и существуют для их установления или изменения.

В целом процедурные правоотношения можно определить следующим образом: это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения гражданина с соответствующим органом, в связи с установлением юридических фактов (или их совокупности) или реализацией волеизъявления и правомочий гражданина на какой-либо вид социального обеспечения, и вынесением компетентными органами юридически обоснованного решения в порядке, установленном законодательством.

Как видно из приведенного определения, процедурные правоотношения по своему характеру неоднородны. Хотя они объединены главной целью – обслуживание материальных социально-обеспечительных правоотношений, они все же имеют разное предназначение.

Субъектами процедурного правоотношения являются, с одной стороны, — гражданин (в отдельных случаях представитель семьи), а с другой стороны, — соответствующий орган. Причем граждане как субъекты данных правоотношений выступают двояко. Например, гражданин знает о том, что у него скоро возникнет право на страховую пенсию. Он заранее подготовил все требуемые документы. В день, когда у него возникло право на пенсию, он обращается в пенсионный орган. Работники данного органа, принимая документы, убедились в том, что они представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с законодательством. Это значит, что гражданин является правообладателем в полном объеме своих пенсионных прав. На основании заявления установленного образца ему назначается соответствующая пенсия. В данном случае пенсионный орган подтвердил, установил пенсионное право обратившего гражданина. С этого момента считается, что гражданином выполнена требуемая процедура для установления пенсии. Другими словами, он уже перестает быть субъектом данного процедурного правоотношения. Он ждет ее выплаты. С первой выплаты пенсии гражданин находится непосредственно в материальном пенсионном правоотношении с пенсионным органом.

Второй субъект – пенсионный орган выступает в качестве органа определяющего право на пенсию (правоопределяющего органа). Применяя соответствующие нормы права, он также выступает и как правоприменительный и правоисполнительный орган.

3. Есть процессуальные правоотношения, которые возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении. Они могут быть двух видов в зависимости от того, кто является субъектом, рассматривающим спор — вышестоящий орган социального обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа, или суд, если гражданин обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Особенностью таких отношений является то, что они регулируются в подавляющем большинстве случаев нормами гражданского процессуального и (или) административного права, а не нормами права социального обеспечения.

По видам обеспечения материальные социально-обеспечительные правоотношения разграничивают на: пенсионные; по выплате пособий и компенсационных выплат; по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию), по оказанию государственной социальной помощи. В данном случае мы говорим, что эти материальные правоотношения существуют в реальной жизни как конкретные видовые правоотношения. Поэтому имеется столько видов правоотношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений охватывается нормами права социального обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Правоотношения по социальному обеспечению объединены одной целью, – предоставить материальное благо – его правообладателю в конкретизированном виде социального обеспечения.

Можно сказать, что общим объектом таких отношений является определенное материальное благо, на которое направлены правоотношения. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги — социальное обеспечение в «натуральной форме». В связи с этим в системе материальных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений: правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат по системе социального обеспечения в денежной форме; правоотношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения.

В первую группу правоотношений входят:

а) пенсионные правоотношения;

б) правоотношения по поводу пособий;

в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Во вторую группу входит множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

В каждой группе правоотношения имеют внутреннее подразделение или конкретизацию по видам обеспечения. Например, пенсионные правоотношения бывают в связи с назначением и выплатой пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, за выслугу лет и пр.

Может быть и иная внутривидовая классификация. Например, критерием может быть целевое назначение денежных выплат или социальных услуг. Так, есть две группы правоотношений по выплате пособий с учетом их целевого назначения:

Читайте так же:  Куда можно использовать региональный материнский капитал

1) в связи с выплатами, возмещающими утраченный заработок (доход, связанный с трудовой и иной деятельностью, определенной в законодательстве). К ним относятся правоотношения по поводу предоставления: пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; ежемесячные пособия работающим гражданам по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; компенсационной выплаты студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям и пр.;

2) в связи с выплатами, имеющими целью материальную поддержку граждан без учета их прежнего заработка (трудового дохода). Это правоотношения по поводу таких пособий, как единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение; пособия на первого, второго ребенка, многодетным семьям; материнский капитал; пособия вынужденным переселенцам и беженцам; пособия при возникновении поствакцинального осложнения; компенсационные выплаты трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым членом семьи; пособия на содержание ребенка в приемной семье; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью и др.

По субъектам правоотношения дифференцируются в зависимости от лица, обращающегося за конкретным видом социального обеспечения: работники, военнослужащие, учащиеся, инвалиды и т.п.

По органу, предоставляющему тот или иной вид обеспечения, выделяются государственные или муниципальные органы, например, органы социальной защиты населения, органы ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, МВД РФ, Минобороны РФ и др.

Правовые отношения по социальному обеспечению всегда носят волевой характер. Он выражается в том, что эти отношения связаны, как с государственной волей, выраженной в праве, так и с индивидуальной волей, т.к. правоотношение реализуется по воле его участников.[49] Подавляющая часть социально-обеспечительных правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов. Для возникновения названных правоотношений гражданину наряду с юридическими фактами необходимо и его волеизъявление. Для возникновения социально-обеспечительных правоотношений не требуется волеизъявления обоих его участников. Достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего право на какой-либо вид социального обеспечения. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения. В этом особое их отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права.

Юридическая обязанность — это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права

в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они обязаны предоставлять гражданам пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги и льготы, государственную социальную помощь в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке.

Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта (органа социального обеспечения), которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурного и процессуального порядка: представлять достоверные документы, надлежащим образом оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться на осмотр к врачу, на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию и т.д.

Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению: применить правоограничительные санкции в виде, например, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; и т.д.

По срокам действия правоотношения могут быть:

а) длительно длящимися;

б) кратковременно длящимися ;

Если исходить из продолжительности времени, в течение которого правоотношения могут существовать, то можно говорить о правоотношениях, длящихся длительно неопределенное время (например, в связи с пенсионным обеспечением по старости) и о длящихся в течение определенного срока — до изменения статуса получателя денежной выплаты или социальной услуги (например, до момента снятия с него инвалидности) или в пределах того срока, что установлен законодательством (например, пособие по безработице)

Разовые правоотношениясуществуют ровно столько времени, сколько необходимо для реализации гражданином права на единовременную выплату (например, единовременное пособие при рождении ребенка, социальное пособие на погребение).

Когда речь идет о классификацииправоотношений по формам организации социального обеспечения, то имеются в виду те организационно-правовые формы социального обеспечения, которые именуются «обязательное социальное страхование» и «обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета». Так, пенсионные правоотношения подразделяются на пенсионные страховые и пенсионные нестраховые отношения. В первом случае речь идет о пенсиях гражданам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию (когда осуществлялось фактическое внесение обязательных страховых взносов); во втором случае – о пенсионном обеспечение за счет бюджетных ассигнований. При этом следует иметь в виду, что к страховым пенсионным правоотношениям не могут быть отнесены правоотношения, которые возникают в порядке негосударственного пенсионного страхования, поскольку правовые нормы, его регулирующие, относятся к гражданскому праву, а не к праву социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Какое определение правоотношений из числа приведенных в данном учебном пособии наиболее полно, по Вашему мнению, выражает суть отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения?

2. Кто может быть субъектом правоотношений по социальному обеспечению?

3. Что является объектом правоотношений по социальному обеспечению?

4. Что понимается под содержанием социально-обеспечительных правоотношений? Проиллюстрируйте сказанное примерами.

5. Какие критерии используются при классификации правоотношений по социальному обеспечению?

6. Какие отношения, регулируемые правом социального обеспечения, относятся к числу материальных?

7. В связи с чем в праве социального обеспечения возникают процедурные правоотношения?

8. Чем отличаются процедурные правоотношения от процессуальных?

9. Как Вы представляете правоотношения по поводу предоставления гражданам услуг и натуральных видов социального обеспечения?

10. Каким образом Вы считаете целесообразным классифицировать пенсионные правоотношения?

http://lektsii.org/17-62136.html

4.Правоотношения по псо: понятие, классификация, общая характеристика элементов.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Читайте так же:  Как узнать сумму регионального материнского капитала

Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Правоотношения состоят из трех элементов:

Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.

Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

Министерство труда и социального развития РФ;

Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

Окружные управления социальной защиты населения

Видео (кликните для воспроизведения).

Районные управления социальной защиты населения;

Предприятия, учреждения, организации;

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии;

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.

Правоотношение — это общественные отношения, урегулированные нормами права.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения1 — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).

Можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения;

a) государственное социальное страхование;

b) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;

c) дополнительные виды добровольного страхования ( дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Этот вид классификации охватывает и субъектную классификацию по трудовой деятельности (военнослужащие, учащиеся, работники, кустари и т.п.).

Первый и второй виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении основных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть 2 видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Основные материальные правоотношения являются «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Читайте так же:  Единовременное пособие в собесе

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

2) по выплате пособий, социальных компенсаций;

3) по предоставлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:

б) за выслугу лет или военной службы;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

Этим основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и пять видов соответствующих процедурных правоотношений по установлению юридических фактов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом:

единовременного характера по выплате:

1) пособия при рождении ребенка;

2) пособия на погребение (ритуальное);

3) пособия нуждающемуся работнику на проезд для__ санаторно-курортного лечения;

4) пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет в женской консультации;

периодические по выплате:

1) пособия по беременности и родам;

2) пособия по временной нетрудоспособности; ежемесячные по выплате:

1) пособия пострадавшим от радиации;

2) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;

3) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

4) пособий по безработице и др.

Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска;

б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3- летнего возраста;

в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам;

г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС и др. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.

Правоотношения по предоставлению социальных услуг также классифицируются по видам предоставляемых услуг.

Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т.е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.

http://studfile.net/preview/7373668/page:4/

Общая характеристика и виды I правоотношений по социальному обеспечению

Понятие правоотношений является одним из фундаментальных понятий правовой науки. Общественные отношения приобретают форму правоотношений только потому, что связи их участников регламентируются нормами права. В реальной жизни правоотношения возникают лишь между конкретными субъектами и имеют конкретное содержание.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы видными отечественными учеными. Наиболее глубоко пенсионные правоотношения изучены в трудах Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, -.-. Ачаркана, А.Д. Зайкина, А.Е. Пашерстника, -.-. Тарасовой, Я.М. Фогеля и др.

Исследованию правоотношений по социальному страхованию посвящена докторская диссертация К.С. Батыгина. Я.М. Фогель анализировал правоотношения по социальному обслуживанию нетрудоспособных граждан в СССР. Отличительные признаки правоотношений по социальному обеспечению членов колхозов сформулированы И.В. Гущиным. Процедурные правоотношения по социальному обеспечению рассматривала -.-. Тарасова. Комплексный анализ социально-правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения произведен Р. И. Ивановой.

Правоотношения в сфере социального обеспечения — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами, имеющими на них право.

В зависимости о того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Центральное место в системе правоотношений занимают материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности лиц, подвергшихся воздействию социального риска, в денежных средствах, медицинских и социальных услугах.

Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

Отличительная особенность рассматриваемых правоотношений заключается в том, что участвующий в них человек (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган (или учреждение) обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или по соглашению сторон она изменена быть не может. В этом и заключается одно из главных отличий обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты сами их определяют в допустимых законом пределах.

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Однако эти блага предоставляются гражданам «не в порядке эквивалентного обмена, как в гражданско-правовых отношениях, не в качестве оплаты за живой труд, как в трудовых правоотношениях, а в порядке социальной алиментации.»*

В связи с тем, что система финансирования социального обеспечения в 90-х годах подверглась существенным преобразованиям, не все правоотношения сохранили алимснтарную природу. Алиментарными в чистом виде остаются лишь правоотношения по оказанию государственной социальной помощи, право на которую возникает у малоимущих лиц независимо от участия в трудовой и иной деятельности и уплаты обязательных страховых взносов.

Правоотношения по предоставлению всех видов трудовых пенсий, а также всех видов социально-страховых пособий по своей экономической природе являются возмездно-неэквивалентными. Возмездными потому, что право на них зависит от участия в трудовой и иной деятельности, при выполнении которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию. Неэквивалентными потому, что применяется солидарный механизм финансирования. В случае введения накопительных элементов в пенсионное страхование правоотношения по выплате накопительной части пенсии по старости станут возмездными.

* Р.П. Иванова. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. M., 1986, С.

С юридической точки зрения материальные правоотношения по социальному обеспечению — это обязательства возмездно-неэквивалентного и бесплатного характера по поводу предоставления пенсий, пособий и услуг, возникающие в установленных законом случаях между физическими лицами и государственными органами или учреждениями.

Наиболее традиционной в советской науке права социального обеспечения была классификация материальных правоотношений по видам обеспечения на: пенсионные, по поводу пособий, по социальному обслуживанию.

В современных условиях в качестве базы для классификации материальных правоотношений можно использовать организационно-правовые формы осуществления права на социальное обеспечение. В рамках каждой из форм возникают правоотношения по поводу предоставления пенсий, пособий и услуг. В частности, в рамках обязательного социального страхования складывается несколько самостоятельных подсистем материальных правоотношений по предоставлению выплат и услуг. Правоотношения по поводу выплат составляют следующие подсистемы: трудовых пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности и других пособий, финансируемых из фонда социального страхования, в том числе в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Особую подсистему образуют правоотношения по оказанию медицинской помощи по программам ОМС.

Читайте так же:  Программа государственного софинансирования пенсии сроки действия

В свою очередь, правоотношения по выплате трудовых пенсий включают следующие виды: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают правоотношения по оказанию следующих видов медицинской помощи в рамках ОМС: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения; предоставлению лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

Правоотношения в связи с обеспечением военнослужащих и других категорий служащих за счет средств федерального бюджета составляют три большие группы: пенсионные, по поводу пособий, по оказанию услуг. Однако такая классификация является слишком обобщенной и может быть конкретизирована по видам. В частности, пенсионные правоотношения подразделяются по видам на пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Государственная социальная помощь также осуществляется в виде выплат и услуг (социального обслуживания). Выплаты включают социальные пенсии, социальные пособия и компенсации.

Большим многообразием отличаются правоотношения по социальному обслуживанию: бесплатное или со скидкой социальное обслуживание на дому; содержание в учреждениях социальной защиты; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезирование и т.д.

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Юридические факты — это объективные обстоятельства (события и действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Если законодательство обусловливает указанные последствия наступлением ряда фактов, то речь идет о сложном юридическом составе. Как правило, большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают из сложных юридических составов. Это значит, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в составе не влечет возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Вместе с тем, обстоятельства, образующие состав, играют разную роль. Среди них принято выделять собственно юридический факт, который вызвал необходимость правовой регламентации соответствующих отношений, а также юридически значимые обстоятельства и предпосылки. Например, в юридическом составе, порождающем возникновение правоотношения по предоставлению трудовой пенсии по старости, собственно юридическим фактом является достижение установленного законом возраста. А к юридически значимым предпосылкам относятся: наличие трудового стажа определенной продолжительности; письменное обращение за назначением пенсии по старости; решение органа социальной защиты или другого компетентного государственного органа.

Возникновение, изменение или прекращение материальных правоотношений по социальному обеспечению происходит в результате наступления различных событий.

В правоотношениях по оказанию адресной социальной помощи присутствует элемент усмотрения, но его допустимые пределы ограничены законом.

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения по установлению юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности и пр.) и вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правопримснитсльными, связанными с реализацией материальных отношений. В праве социального обеспечения существует две группы процедурных правоотношений: по принятию решений о предоставлении конкретного вида пенсии, пособия или услуги; — по установлению юридических фактов.

Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения первой группы, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой назначить конкретный вид социального обеспечения. Они прекращаются вынесением решения о предоставлении конкретного вида социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, связанные с установление юридических фактов (например, причины и группы инвалидности), прекращаются принятием решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Обращение заинтересованного лица в орган социальной защиты населения по месту жительства об оказании государственной социальной помощи порождает процедурные правоотношения по проверке его доходов и имущественного положения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» представленные заявителем сведения о составе семьи, доходах и имуществе могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты.

Во всех случаях физическое лицо несет обязанности по предъявлению необходимых доказательств.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет утрату права и отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. В частности, обращение за единовременным пособием по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка является основанием для отказа в назначении.

При несогласии с решением государственного органа заинтересованное лицо вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд.

Если спор рассматривается вышестоящим органом в порядке подчиненности, то возникают процессуальные отношения, которые должны регламентироваться правом социального обеспечения.

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры, судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданского процессуального права. Однако эти нормы не приспособлены в необходимой степени для разрешения публично-правовых имущественных споров, которыми являются споры в области социального обеспечения. В целях повышения эффективности защиты прав человека в области социального обеспечения их рассмотрение целесообразно передать специализированным судебным органам.

Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях «законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь . спорные обстоятельства. «*

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8715 —

| 8262 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/8_74104_obshchaya-harakteristika-i-vidi-I-pravootnosheniy-po-sotsialnomu-obespecheniyu.html

Классификация правоотношений права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here