Содержание
- 1 Степень утраты профессиональной трудоспособности
- 2 Степень утраты профессиональной трудоспособности: кем устанавливается и определяется?
- 3 Кто определяет степень утраты трудоспособности
- 4 Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2005 N 44-В05-8 Дело по иску об установлении утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов направлено для рассмотрения по существу в президиум областного суда, поскольку в соответствии с действующим законодательством степень утраты профессиональной трудоспособности определяется способностью застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая.
- 5 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 20 октября 2005 г. N 643 г. Москва «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентахи рекомендаций по их заполнению»
- 6 Условия и порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности
- 7 —>Медико-социальная экспертиза —>
- 8 Каталог статей
Степень утраты профессиональной трудоспособности
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое «Степень утраты профессиональной трудоспособности» в других словарях:
Степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая;. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125 ФЗ (ред. от 29.02.2012) Об обязательном социальном … Официальная терминология
Степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Степень утраты профессиональной трудоспособности — см. Трудовое увечье … Российская энциклопедия по охране труда
Степень утраты профессиональной трудоспособности — см. Профессиональная трудоспособность … Энциклопедия права
Степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Степень утраты профессиональной трудоспособности — см. Профессиональная трудоспособность … Большой юридический словарь
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — осуществляется по правилам гл. 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530. В соответствии с п. 243 Положения обязательному… … Юридический словарь современного гражданского права

ТРУДОВОЕ УВЕЧЬЕ — повреждение здоровья гражданина вследствие несчастного случая, связанное с работой или исполнением им гражданского долга и приведшее к стойкой утрате его трудоспособности. В Правилах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в … Российская энциклопедия по охране труда
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТРАВМА — повреждение тканей организма работника, вызванное механическим воздействием опасного производственного фактора и повлекшее за собой: необходимость перевода работника на др. работу; временную или стойкую утрату работником трудоспособности; смерть… … Российская энциклопедия по охране труда
Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора
http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2847/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%8C
Степень утраты профессиональной трудоспособности: кем устанавливается и определяется?
Во время исполнения трудовых обязанностей, связанных с опасными для жизни условиями труда, могут возникнуть факты несчастного случая или профессиональных заболеваний. Действующее законодательство устанавливает, что при таких обстоятельствах каждый гражданин имеет право пройти медико-социальную экспертизу. Поэтому в этой статье попробуем разобраться с основными правилами и нюансами получения компенсации, а также, кем устанавливается утрата профессиональной трудоспособности.
Степень утраты профессиональной трудоспособности: понятие
Обратим внимание на распространенные типы трудоспособности человека:
- общий, которая производится сотрудником всегда;
- профессиональный, для которого необходимо пройти специальное обучение, чтобы применить полученные знания на практике;
- специальный, требующий определенной физической формы.
Независимо от вида работы, все защищаются государством при возникновении полной или частичной утраты профессиональной работоспособности.
Способность исправно выполнять рабочие функции прекращается из-за проявления профессионального заболевания. К ним относятся патологические состояния, которые могут возникнуть вне зависимости от характера выполняемой работы. Это связано с деятельностью, которая не требует особых условий. Такие заболевания временные. Согласно действующему законодательству даже кратковременная потеря профессиональной трудоспособности оплачивается государством.
Условия труда оказывают большое влияние на потерю профессиональной работоспособности. Здесь действует законодательство о труде, а также практика страхования жизни человека от различных неприятностей.
Размер компенсации зависит от случая и устанавливается действующим законодательством. Частичная потеря трудоспособности подразумевает временную утрату возможности выполнения обязанностей. Необходимо установить процент получаемых выплат. Для этого также собирается комиссия. Это значение отличается зависимо от степени повреждения. 10-30% – если работнику потребуются другие условия труда. 40-60% – определяется, когда необходимо сильное снижение нагрузки. Если же сотруднику необходимо сменить вид труда, а также существенно снизить объемы комиссия может установить значение коэффициента 70-90%.
Если пострадавший временно не выполняет обязанности в связи с болезнью, то предприятие обязано частично или полностью компенсировать утраченные деньги, который мог бы быть получен.
http://proinvalid.ru/trudoustrojstvo/stepeni-professionalnoj-trudosposobnosti
Кто определяет степень утраты трудоспособности
Верховный суд РФ признал недействующим положение Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (далее — Правила), о том, что право на медико-социальную экспертизу для установления утраты трудоспособности в процентах имеют только лица, повредившие здоровье при исполнении трудовых обязанностей. Согласно данной норме получившие увечье не при исполнении трудовых обязанностей должны были проходить для этих целей судебно-медицинскую экспертизу.
Как сказано в заявлении гражданина, получившего увечье при прохождении военной службы, приведенная норма нарушала его права.
Она вступила в противоречие с действующим законодательством еще в 2004 г., когда Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ были внесены поправки в п. 5 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тогда было снято ограничение круга лиц, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы обязаны определять степень утраты профессиональной трудоспособности. Однако Правительство РФ не внесло аналогичных изменений в свое постановление. До внесения изменений в закон из перечня лиц, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы устанавливали степень утраты трудоспособности, исключались лица, получившие увечье не при исполнении трудовых обязанностей.
Прежняя редакция п. 5 названной статьи звучала так: «. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание». После изменений в нем не стало части предложения после запятой.
Кроме того, Правила, отдельное положение которых оспаривал заявитель, изданы Правительством РФ, а оно не наделено полномочиями определять порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности для лиц, повреждение здоровья которых не связано с трудовым увечьем. Такими полномочиями в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство РФ обладает только в отношении утративших профессиональную трудоспособность вследствие несчастных случаев на производстве.
Несмотря на это, Минздравсоцразвития России, которому было поручено представлять в Верховном суде РФ интересы Правительства РФ, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
С принятием решения Верховного суда РФ от 29.06.2011 № ГКПИ11-521 Правила приведены в соответствие с законодательством.
Недействующая норма
Пункт 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789
Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
http://www.eg-online.ru/article/139298/
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2005 N 44-В05-8 Дело по иску об установлении утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов направлено для рассмотрения по существу в президиум областного суда, поскольку в соответствии с действующим законодательством степень утраты профессиональной трудоспособности определяется способностью застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 ноября 2005 г. N 44-В05-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зелепукин А.Н., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Г. дело по иску Г. к Главному бюро медико-социальных экспертиз об отмене решения, установлении утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%,
Г. обратился в суд с иском к Главному бюро медико-социальных экспертиз об отмене решения от 11.04.2002 г. об определении ему 60% утраты профессиональной трудоспособности и установлении 100% утраты профессиональной трудоспособности. В обоснование своих требований истец указал, что в результате производственной травмы, полученной им 20.01.1999 г., он полностью потерял зрение на левый глаз. Решением Главного бюро МСЭ от 18.05.1999 г. ему установлена
Главное бюро медико-социальных экспертиз заявленные требования не признало.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 15 января 2004 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 8 июня 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Г. просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение.
Определением Судьи Верховного Суда РФ от 22 сентября 2005 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Дело подлежит передаче для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — президиум
Пермского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе Г. указывает, что при рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Г. с 01.02.1994 г. работал в качестве машиниста горных вымоечных машин 5 разряда на подземном горном участке N 4 рудника, в результате производственной травмы, полученной 20.01.1999 г. он полностью потерял зрение на левый глаз, в связи с чем 21.05.1999 г. был переведен электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования 4 разряда на подземный горный участок вентиляции горных выработок на руднике, на поверхности. В результате первичного освидетельствования 18.05.1999 г. степень утраты профессиональной трудоспособности была определена 50%, при повторном освидетельствовании 25.07.2000 г. — 60%. Решением Главного бюро МСЭ от 11.04.2002 г. в определении 100% утраты профессиональной трудоспособности отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г., суд, руководствуясь положениями “Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789 и “Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56, пришел к выводу о том, что поскольку у истца отсутствуют признаки резко выраженного нарушения функций организма и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности и он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность
(работает по своей второй специальности электрослесарем), то установление ему 60% утраты профессиональной трудоспособности является правильным. При этом суд указал на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности зависит от возможности гражданина выполнять не только работу, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме, но и с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях. То есть, если гражданин может осуществлять трудовую деятельность вообще, в иных условиях, по иной специальности и квалификации, то ему устанавливается от 40 до 60% утраты профессиональной трудоспособности, а 100% утраты профессиональной трудоспособности устанавливается только при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях.
Однако, как указывает заявитель в надзорной жалобе, суд допустил расширительное толкование закона, что существенно ухудшает положение гражданина по сравнению с Федеральным законом.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ данный Закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим Федеральным законом случаях.
Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 названного Закона под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять
профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Таким образом, законодатель определяет “профессиональную трудоспособность“ человека как способность к выполнению не любой работы а именно, работы определенной квалификации, объема и качества.
Поскольку под термином “квалификация“ понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями, то и степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) должна определяться исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности.
Такой вывод подтверждается и содержанием абзаца 18 статьи 3 Закона, из которого следует, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется способностью застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая.
Профессиональная же деятельность требует наличия специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования и обучения.
Кроме того, в силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция относятся к существенным условиям трудового договора.
Поскольку, как уже отмечалось, Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то и степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять профессиональную деятельность, которая являлась существенным условием трудового договора.
В противном случае нарушается право на возмещение, вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем, дело вместе с надзорной жалобой Г. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в
суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,
дело по иску Г. к Главному бюро медико-социальных экспертиз об отмене решения, установлении утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% направить для рассмотрения по существу в президиум Пермского областного суда.
http://resheniya-sudov.ru/2005-2006/247577/
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 20 октября 2005 г. N 643 г. Москва «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентахи рекомендаций по их заполнению»
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 января 2006 г.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Регистрационный N 7402
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 25) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4247; 2005, N 7, ст. 560) приказываю:
формы документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах согласно приложению N 1;
Рекомендации по заполнению форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах согласно приложению N 2.
2. Установить, что документы о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы с 1 апреля 2006 года.
3. Признать утратившим силу с 1 апреля 2006 года постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 75 «Об утверждении форм документов о результатах определения бюро (главными бюро) медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и Инструкции о порядке их заполнения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 2001 г. N 3030) с изменениями, внесенными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.03.2003 N 12 (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2003, регистрационный N 4404).
Рекомендации по заполнению форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах
1. К документам о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах относятся: Выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах (далее — выписка) и Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах (далее — справка).
2. Выписка и справка предназначены для подтверждения факта установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и внесения в них соответствующего решения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
3. Все реквизиты выписки и справки заполняются в точном соответствии с записями аналогичных реквизитов в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
4. В строке «наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы» выписки и справки делается запись о наименовании главного бюро медико-социальной экспертизы с указанием наименования его филиала — бюро медико-социальной экспертизы, Федерального бюро медико-социальной экспертизы в точном соответствии с наименованием, определенным уставом главного (Федерального) бюро медико-социальной экспертизы.
5. В строке «Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах» выписки и справки делается запись об установленных процентах утраты профессиональной трудоспособности.
6. В строке «в связи с_____ от______» выписки и справки делается запись о несчастном случае на производстве и его дате или профессиональном заболевании, номере и дате составления акта по ф. Н-1 или дате составления акта о профессиональном заболевании (либо дате решения суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания).
7. В строке «Срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности» выписки и справки указывается срок, на который определены проценты утраты профессиональной трудоспособности: после предлога «с» указывается дата (число, месяц, год) установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование.
8. В строке «Дата очередного освидетельствования» выписки и справки указывается дата (число, месяц, год) переосвидетельствования, которая не должна совпадать с нерабочим днем федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
При определении степени утраты профессиональной трудоспособности без указания срока переосвидетельствования в указанной строке делается запись «бессрочно».
9. В строке «Основание:» выписки и справки указывается номер акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
10. В строке «Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах за пропущенный период с__по__» выписки делается запись об установленных процентах утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период, в течение которого гражданин не проходил переосвидетельствование. При этом после предлога «с» указывается дата, до которой были установлены проценты утраты профессиональной трудоспособности при предыдущем освидетельствовании, после предлога «по» указывается дата, непосредственно предшествующая дате настоящего установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
11. В строке «Дополнительные заключения» справки делается запись об установленных процентах утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период, в течение которого гражданин не проходил переосвидетельствование, в соответствии с записями, сделанными в строке «Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах за пропущенный период с__по__» выписки.
12. Выписка и справка подписываются руководителем главного бюро медико-социальной экспертизы, филиала главного бюро медико-социальной экспертизы — бюро медико-социальной экспертизы, Федерального бюро медико-социальной экспертизы (подпись расшифровывается) и заверяются печатью главного бюро медико-социальной экспертизы, филиала главного бюро медико-социальной экспертизы — бюро медико-социальной экспертизы, Федерального бюро медико-социальной экспертизы соответственно.
http://rg.ru/2006/02/15/trudosposobnost-dok.html
Условия и порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Условия и порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
Степень утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) в процентах устанавливается лицам, получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пострадавшим).
Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень УПТ устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
Освидетельствование пострадавшего может проводиться:
• в учреждении медико-социальной экспертизы по месту жительства пострадавшего;
• на дому, в случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы или передвигается только при помощи технических средств (костыли, кресло-коляска и т. д.);
• в стационаре, где пострадавший находится на лечении.
Определение пострадавшим степени УПТ осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основании полученных документов и сведений, личного осмотра гражданина, исходя из оценки имеющихся профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
На медико-социальную экспертизу гражданина для установления степени УПТ направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности, т. е. в период лечения по временной нетрудоспособности, пострадавший может быть направлен на МСЭ для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.
Срок проведения медико-социальной экспертизы 3 рабочих дня, в случае составления программы дополнительного обследования – не более 45 рабочих дней.
Перечень предоставляемых на МСЭ документов для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:
1. Заявление гражданина (или его законного представителя);
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
3. Направление из лечебного учреждения (Форма № 000/у-06); или Определение суда;
4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т. д.);
5. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н 1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ;
6. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих);
7. Документы об образовании;
8. Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ;
Перечень документов необходимых для выдачи заключения о характере и об условиях труда пострадавшего:
Заявление установленной формы, копия трудовой книжки; копия акта о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании; сведения о характере и условиях трудовой деятельности, до наступления страхового случая (заполняется работодателем); должностная инструкция или профессиональные обязанности пострадавшего (инструкции по охране труда не предоставлять); сведения об обеспечении пострадавшего спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; сведения об аттестации рабочего места по условиям труда. В случае установления профессионального заболевания, дополнительно предоставляется копия санитарно-гигиенической характеристики.
9. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации;
10. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об её выполнении при повторном освидетельствовании;
11. Справка о результатах определения степени УПТ в процентах при повторном освидетельствовании.
При необходимости учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование.
В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени УПТ выносится на основании имеющихся данных.
Степень утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) в процентах от 10 до 100 %, исключая 90%. При повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется по каждому из них раздельно, и в целом не может превышать 100 процентов.
Степень УПТ устанавливается на 6 месяцев, на 1 год, на 2 года, в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности — без указания срока переосвидетельствования.
Экспертное решение о степени УПТ принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.
Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему (или его представителю) в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.
Переосвидетельствование пострадавшего может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 1 месяц до истечения установленного срока степени УПТ.
Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае:
• Изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
• Выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.
При установлении степени УПТ пострадавшему на руки выдаются следующие документы:
• Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени УПТ в процентах;
• Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени УПТ;
• Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) — в случае если пострадавший нуждается в проведении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Со Справкой, Выпиской и ПРП нужно обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования.
http://pandia.ru/text/77/157/24295.php
—>Медико-социальная экспертиза —>
Войти через uID
Каталог статей
Начальникам отделов: организационно-методического отдела, юридического, организации работы с документами, реабилитационных исследований и консультаций, руководителям экспертных составов и бюро
О формировании ПРП
при отсутствии признаков стойкой утраты
профессиональной трудоспособности
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон), одним из видов страхового обеспечения является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, включая лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
В случае если медицинская помощь не предусмотрена программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, но при этом входит в объём лечения застрахованного лица, определённого врачебной комиссией (ВК) медицинской организации (МО), страховщик должен обеспечить её оплату в полном объёме (пункт 2 «Разъяснения о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2006 № 842).
По завершении лечения ВК МО по согласованию со страховщиком принимается решение о направлении застрахованного на медико-социальную экспертизу (МСЭ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», при очевидном благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при состоянии после травм больной не позднее 10 месяцев временной нетрудоспособности направляется на МСЭ.
Согласно пункту 9 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (Правила), учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет и выдает пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации. Правила определяют общий порядок проведения МСЭ, в том числе направления на неё, не устанавливая специального порядка для направления на МСЭ пострадавших, у которых не наступила стойкая утрата профессиональной трудоспособности.
Исходя из изложенного, направление на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, оформляется в том же порядке, в котором направляются пострадавшие для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
Форма направления утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77.
Оформление направления на МСЭ в произвольной форме нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Согласно пункту 20 Правил, при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего учреждением МСЭ определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
В соответствии с пунктом 21 Правил, заключение учреждения МСЭ о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учётом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП).
Реабилитационные мероприятия медицинского и социального характера могут предупредить развитие и прогрессирование последствий несчастных случаев и профессиональных заболеваний и тем самым избежать возникновения стойкой утраты профессиональной трудоспособности, что в полной мере отвечает реабилитационной и профилактической направленности Закона.
Исходя из изложенного, вне признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности на МСЭ может быть направлен пострадавший в период временной нетрудоспособности непосредственно после несчастного случая на производстве или установления факта профессионального заболевания, при необходимости оплаты из средств ФСС РФ изделий медицинского назначения или индивидуального ухода, протезов, включая эндопротезы, протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, включая слуховые аппараты, необходимых для компенсации функций, нарушенных в результате прямых последствий производственной травмы и профессионального заболевания.
Разработка ПРП в данном случае возможна при установлении в результате МСЭ высокого или удовлетворительного реабилитационного потенциала и прогнозирования полного (частичного) восстановления профессиональной трудоспособности.
Оплата расходов на лечение пострадавшего непосредственно после тяжёлой производственной травмы в период временной нетрудоспособности осуществляется ФСС РФ без ПРП.
Объём лечения определяется ВК МО.
Лечение последствий несчастного случая, не отнесённого к категории тяжёлых, осуществляется медицинской организацией в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. При нуждаемости, по заключению ВК МО, в лекарственных средствах сверх указанных гарантий, они могут быть внесены в ПРП наряду с перечисленными выше изделиями и средствами.
Реабилитационно-экспертное заключение в ПРП должно основываться на результатах оценки реабилитационного потенциала и прогноза, отражённых в протоколе проведения МСЭ, и содержать вывод (заключение) о возможности (проведением мер медицинского и (или) социального характера) предупреждения развития и (или) прогрессирования последствий производственной травмы (профессионального заболевания) в целях предотвращения возникновения (утяжеления степени) стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Сроки проведения реабилитационных мероприятий ПРП коррелируют со сроками установления степени УПТ, предусмотренными Правилами, и определяются по результатам анализа длительности временной нетрудоспособности на период МСЭ и ориентировочных сроков временной нетрудоспособности, с учётом положений разделов II-IV «Порядка выдачи листков нетрудоспособности», утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, и Рекомендаций Минздрава России и ФСС РФ от 21.08.2000 № 2510/9362-34, 02-08/10-1977П «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространённых заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10)».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
http://www.invalidnost.com/publ/sotrudnikam_sluzhby_mseh/o_formirovanii_prp_pri_otsutstvii_priznakov_stojkoj_utraty_professionalnoj_trudosposobnosti/3-1-0-634
Юрист в сфере соцзащиты.
Стаж: 12 лет.