Какие социальные риски компенсирует право социального обеспечения

Социальный риск: понятие, значение виды

ПСО зачет

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь. материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Закон-во закрепляет лишь 6 видов соц. обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) соц. и мед. услуги; 6) предметы первой необходимости

Социальный риск: понятие, значение виды.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;

имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

· экономического характера (безработица);

· физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

· производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

· демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9119 —

| 7351 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_213554_sotsialniy-risk-ponyatie-znachenie-vidi.html

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.

Социальная политика – это целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий быта и труда широких слоев населения.

Социальная политика осуществляется через систему социального обеспечения.


Социальная защита –это практическая деятельность п ореализации основных направлений соиальной политики.

Она осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и включает в себя непосредстенную организаторскую работу с целью оградить любое лицо в РФ от экономической, социальной и физиологической деградации вследствие воздействия неблагоприятных факторов.

Социальная защищенность— это результат реализации социально-экономических прав человека, выраженный в его устойчивом благополучии и высоком уровне благосостояния.

Социальная защита и социальная защищенность обеспечиваются всей системой законодательства и российского права, в наибольшей степени такими отраслями права как трудовое, гражданское, экологическое, семейное, жилищное и право социального обеспечения.

Критерии, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения называют социальным:

1. источники финансирования (в настоящее время ими служат средства специальных государственных внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обяательного медицинского страхования), а также средства бюджетов различных уровней)

2. круг лиц, подлежащих обеспечению (устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения)

3. условия предоставления обеспечения (различные виды социальных рисков, с которыми связано наступления для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, и помощь общества является для него необходимой)

4. цель предоставления обеспечения(ближайшие, промежуточные и конечные)

2.Социальный риск: понятие, виды, значение.

Социальный риск — это закрепленная в нормах ПСО возможная в жизни каждого вероятное предполагаемое событие как правило неотвратимое и влекущее социальнозначимое негативное изменение материального и/или социального положения человека, его здоровья по независящим от него обстоятельствам, в случае наступления которого человек вправе требовать предоставления определенного материального блага в целях поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Характерными признаками, позволяющими называть событие, происходящее в жизни человека, социальным риском являются:

1. обусловленность экономической системой и общественной организацией труда

2. имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания дополнительные расходы на членов семьи (нетрудоспособных)

3. заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении данного события

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски объединяют в следующие группы:

1. Физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть)

2. Демографического характера (многодетность, сиротство, неполнота семьи)

3. Производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание)

4. Экономического характера (безработица)

Право человека на СО закреплено в ст. 39 Конституции РФ, также она указывает на основания возникновения права на социальное обеспечения:

http://studfile.net/preview/2554791/

Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения России *

Гусева Татьяна Сергеевна, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена исследованию становления в российском законодательстве такого вида социального обеспечения, как компенсационные выплаты. Автор выявляет их существенные признаки и рассуждает о перспективах развития этого вида выплат в праве социального обеспечения России.

Ключевые слова: право социального обеспечения, компенсационные выплаты.

The article investigates the formation of the Russian legislation of such form of social security as compensation. The author reveals their essential features and discusses the prospects for this type of payments in Russian social security law.

Key words: social security law, compensation.

Компенсационные выплаты были впервые введены в социально-обеспечительное законодательство в 90-х годах XX в. . Исследователи считают, что появление в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных прежде всего с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту . Сейчас с уверенностью можно сказать, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения — это не временное явление. Современное федеральное и региональное законодательство подтверждает востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков.

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699; 1992. N 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4561; 1996. N 51. Ст. 5680; 1999. N 16. Ст. 1937; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 7. Ст. 610; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 9. Ст. 817; N 29. Ст. 3410; N 52. Ст. 6224. 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2152; Федеральный закон от 1 августа 1996 г. «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего образования» // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3847 (утратил силу); Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 549 «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» // СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 612 (утратило силу); и др.
Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2006. С. 341 — 342.

К примеру, в трудовом законодательстве эта дефиниция закреплена в ст. 164 ТК РФ, которая гласит: «. компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами».
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 447; Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2006. С. 341 — 342; и др.
Батыгин К.С., Галаганов В.П. Пособия по социальному обеспечению. М., 1996. С. 7; Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. М.: Юрист, 2006. С. 170.
Цветков С.Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Волгоград, 2009. С. 159.

В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций: это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, которые установлены действующим законодательством . Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.

Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. Томск, 2006. Ч. 1. С. 46.

И.С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов . Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан основания возникновения правоотношений).

Морозова И.С. Сущность компенсации в общетеоретическом аспекте // Право и образование. 2007. N 1. С. 101.

Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально- алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями . Основное отличие — в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполученной заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных в законе .

Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис. . к.ю.н. Владивосток, 2002. С. 62.
Там же. С. 62 — 63.

Разделяя приведенную точку зрения, необходимо отметить следующее. Для того чтобы компенсационные выплаты не растворились в системе пособий и укрепили свой статус самостоятельного вида социальных выплат, законодателю необходимо учитывать и развивать особую природу этих предоставлений как адекватного механизма восстановления имущественного положения, возмещения неблагоприятных последствий, соответствующих характеру вредного воздействия (например, компенсации чернобыльцам) или фактически понесенным расходам (например, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях дошкольного образования), в случаях, признаваемых государством социально значимыми. Именно компенсаторная, восстановительная функция должна явно прослеживаться в нормативно-правовых актах, и такие удачные примеры можно найти в российском законодательстве .

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4310.

При этом можно выделить как содержательную, так и техническую характеристику законодательства о компенсационных выплатах. Компенсации должны соответствовать стоимости (фактической или условной) того объекта, для возмещения которого они предназначаются, в противном случае их установление лишено смысла. Учитывая этот содержательный критерий, использование законодателем термина «пособие» по отношению к социальным выплатам компенсационного характера можно рассматривать как нарушение правил юридической техники (единства терминологии).

Российская газета. 28 мая 2010.
Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 589; 2001. N 7. Ст. 629; 2003. N 16. Ст. 1508.

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.) и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условиями их назначения и выплаты являются наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке. Осуществление компенсационных выплат в праве социального обеспечения основано на принципе солидарности, т.е. размер определяется не в индивидуальном порядке, а усредненно.

Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств. На эту принципиальную отличительную особенность обращает внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» и ст. 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода, где подчеркивается, что государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах .

Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3997.

Таким образом, есть все основания утверждать, что компенсационные выплаты — самостоятельный вид социального обеспечения, обладающий следующими признаками: 1) предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; 2) виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; 3) финансируются из бюджетных средств; 4) предоставляются безвозмездно и безвозвратно.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/52756-pravovaya-priroda-kompensacionnykh-vyplat-prave-socialnogo-obespecheniya

2.3 Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска

Принцип гарантированности социального обеспечения выражается в обеспечении граждан в случае наступления из общественно признанных социальных рисков, таких как:

• беременность и роды

•потребность в медицинской помощи.

Представление, касающееся нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, со временем оно трансформируется. В последние годы законодательство расширило список рисков социального характера, при наступлении которых гражданин в обязательном порядке будет подлежать социальной защите со стороны государства. Примеры таких социальных рисков:

 Возможность заражения вирусом иммунодефицита человека медицинским работником, при исполнении своих служебных обязанностей

 Утрата гражданина способности к труду в связи с участием в борьбе с терроризмом

 Возникновение у гражданина поствакциональных осложнений и прочее.

Чем больше проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания со стороны государства граждан, тем ближе государство находится к цели к выполнению своей социальной функции, которая закреплена в Конституции Российской Федерации. При образовании новых экономических условий возникли новые социальные риски для Российской Федерации. Безработица, является одним из таких рисков.

Также в повседневной реальности встречается бедность, уровень жизни населения, соотношение между минимальным размером оплаты труда, социальных выплат, пенсий и прожиточным минимумом, находится на социально — опасном месте. Одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является борьба с бедностью со стороны государственной социальной политики. Правительству необходимо решить вопрос о размере базовой части пенсий по трудовой деятельности до величины прожиточного минимума в 2008-2009г г. Для того, чтобы успешно разрешить такую задачу, необходим комплексный подход к этой ситуации и, конечно, сначала, системные реформы трудовой оплаты, выход ее «из тени».

Постольку поскольку в Российской Федерации довольно сложная политическая обстановка, часто случаются какие- либо обстоятельства, наряду с ними утрачивают средства существования обычные граждане, нести приходится дополнительные расходы оказываются в нелегкой жизненной ситуации и возникает нужда в срочной социальной помощи. В Российской Федерации в 90-х годах стали появляться беспризорные дети, точное количество которых, не было известно. В ходе исследования экспертов, выяснилось, что в нашей стране зафиксировано порядка 2-х миллионов бездомных детей. В качестве социальной поддержки, реабилитации были созданы учреждения специализированного уровня:

•Центры для несовершеннолетних

•Социальные приюты для детей и подростков

•Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и пр. Быстро происходят изменения в законодательстве о социальном обеспечении, находя всё новые виды социального неблагополучия, обусловленные причинами объективными, в независимости от воли физических лиц. Например, для поддержания со стороны государства социальными средствами семей военнослужащих по призыву в 2007 г. Были введены новые виды пособий:

•Единовременное пособие беременной жене военнослужащего

•Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего (ФЗ от 25.10.2007 г. № 233). 1

http://studfile.net/preview/5826804/page:5/

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8716 —

| 8262 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_237284_ponyatie-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

— на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

— отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

— право на защиту от безработицы;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

— право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

— всеобщности социального обеспечения;

— осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

— многообразия оснований видов и социального обеспечения;

— гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

— дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

— достижение установленного законом возраста (старость);

— потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

— материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9119 —

| 7351 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/5_165821_printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Какие социальные риски компенсирует право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here