К предмету права социального обеспечения относятся

Право социального обеспечения в России

Предмет права социального обеспечения

Предмет отрасли права представляет собой группу общественных отношений, характеризующуюся определенным внутренним единством, которая наряду со специальным методом регулирования соответствующих отношений позволяет говорить о самостоятельности отрасли права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права в системе российского права сформировалось в середине 70-х годов XX в. До этого времени отношения по социальному обеспечению регулировались нормами трудового, административного, гражданского права, а отраслевая принадлежность некоторых правоотношений (по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, по обеспечению граждан ежемесячными и единовременными пособиями и др.) не определялась.

Основоположник права социального обеспечения, B.C. Андреев, предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствовали следующим критериям:

  1. одним из их субъектов являлся гражданин, а другим — государство в лице его органов управления или профсоюзов, наделенных государством необходимыми полномочиями, или органы колхозов;
  2. носили алиментарный характер;
  3. обеспечение осуществлялось за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение 1 Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1974. С. 36. 37. .

Признак алиментарности, присущий праву социального обеспечения советского периода, охарактеризовал А.Д. Зайкин, указав, что все виды социального обеспечения обладают этим признаком: «Социально-алиментарные выплаты — денежное содержание, предоставляемое без применения договорных начал в обязательном порядке государством из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, но, как правило, в связи с общественно полезной деятельностью, как постоянный источник жизнеобеспечения или как государственная помощь, временно заменяющая оплату труда либо ее дополняющая в старости, при постоянной, временной утрате трудоспособности, потере кормильца, деторождении и других случаях, установленных в законе, в твердых размерах или размерах, соизмеримых с оплатой труда» 2 Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 23, 24. .

Однако в современной российской действительности признак алиментарности утратил актуальность, поскольку в большинстве случаев социальное обеспечение предоставляется за счет средств социального страхования (на возмездной основе при условии уплаты страховых взносов), а не за счет бюджетных средств, как это было в советский период. M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо отмечают, что «с определенной долей условности алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека как члена общества» 3 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувср, 2004. С. 79. .

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с определением предмета права социального обеспечения, является установление видов правоотношений, регулируемых данной отраслью права.

Исследователи советского периода (М.И. Полупанов) относили к предмету права социального обеспечения только отношения по выплате пенсий и пособий. Другие добавляли к материальным формам социального обеспечения социальное обслуживание (В.Ш. Шайхатдинов), отношения по медицинскому обслуживанию и лечению (B.C. Андреев), санаторно-курортное обеспечение (К.С. Батыгин), бесплатное образование (Р.И. Иванова, В.А. Тарасова).

Положения Конституции РФ 1993 г. позволяют сделать вывод о том, что виды социального обеспечения, регулируемые правом социального обеспечения, базируются на социальных рисках (болезнь, старость, инвалидность, нетрудоспособность и др.), перечисленных в законодательстве. Понятие «социальное обеспечение» включает денежные выплаты, услуга либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении определенных социальных рисков. Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения перечисляет следующие виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, безработице, старости, инвалидности, потере кормильца, беременности и родам, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия. Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление различных льгот и преимуществ нуждающимся (по оплате коммунальных услуг, лекарственных средств, по бесплатному проезду и др.).

М.И. Лепихов и Е.Е. Мачульская отмечают, что характеристика обеспечения в качестве «социального» подразумевает, что оно осуществляется за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов) 4 Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Монография. М.: РАГС, 2005. С. 170, 171; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.. 2000. С. 35. . Однако анализ положений ст. 39 Конституции России позволяет отнести к предмету права социального обеспечения не только отношения по социальному обеспечению за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, но и другие виды социального обеспечения, которые финансируются из иных источников (негосударственные пенсионные фонда, собственные средства предприятий и профсоюзных организаций, благотворительных ассоциаций и фондов и др.).

Таким образом, конституционные нормы содержат потенциал для развития отношений в сфере социального обеспечения с учетом современных экономических реалий. Построение экономики рыночного типа приводит к расширению общественных отношений, попадающих в сферу правового регулирования права социального обеспечения. Многие ученые обращают внимание на эти процессы. М.В. Лушникова выделяет два основных вида отношений по социальному обеспечению — социально-страховые и отношения по социальной помощи, при этом каждый из видов подразделяет на обязательные, вытекающие из закона и не зависящие от желания сторон, и добровольные, основанные на договорных началах, включая все это в предмет права социального обеспечения 5 Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997. С. 10, 11. . М. Захаров и Э. Тучкова констатируют, что «на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из государственной и негосударственной системы социального обеспечения» 6 Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 36. .

Таким образом, предмет права социального обеспечения — общественные отношения по обеспечению нуждающихся граждан при наступлении социальных рисков за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, благотворительности и других источников. Кроме основных отношений, в предмет права социального обеспечения включаются две группы производных отношений — процедурные и процессуальные.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» в других словарях:

Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия

Социального обеспечения соглашения — международные соглашения, регулирующие порядок социального обеспечения (См. Социальное обеспечение) граждан одной страны на территории другой страны, а также собственных граждан за границей. В 20 в. миграция населения привела к… … Большая советская энциклопедия

Министерство труда и социального обеспечения Ирана — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Право На Социальное Обеспечение — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Словарь бизнес-терминов

Право на труд — в Конституции СССР, 1936 Право на труд одно из экономических прав человека. Признано в статье 23 … Википедия

Право на возвращение — Право на возвращение законодательный принцип международного права, встречающийся в Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, предоставляющий право вернуться в родную страну. Право на… … Википедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Энциклопедия трудового права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Предмет права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения неразрывно связано с с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пособия, пенсии, компенсационные выплаты).

2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).

3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установ­лением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Указанные отношения, как правило, предшествуют (проце­дурные), существуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

1) отношения по сощильному обеспечению граждан в денежной форме по предоставлению различных социальных услуг состав­ляют «ядро» предмета социального обеспечения. Процедурные процессуальные отношения являются произвольными от них, и са­мостоятельно существовать не могут.

В системе отношений по обеспечению пособиями выде­ляют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременно­сти и родам, женщинам вставшими па учет в ранние сроки бере­менности, по случаю рождения ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на детей до 16 лет, по безработице, на погребение, женам военнослужащих.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компен­сационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, дос­тигшим 80 лет, инвалидам первой группы, престарелым, нуждаю­щимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компен­сационные выплаты неработающим женам (мужьям) военно­служащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местно­стях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможно­сти трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразова­тельных учреждениях, а так же в учреждениях начального профес­сионального и среднего профессионального образования; компен­сационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные вы­платы на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемных семьях.

2) В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг входит: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полу­стационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имею­щих детей, включает содержание детей — сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей ­инвалидов в домах интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения являет­ся профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессио­нальному обучению или переобучению инвалидов в учебных заве­дениях как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением ин­валидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортном), включаются в социальное обслуживание, в качестве самостоятельного вида.

Отношения по предоставлению инвалидам протезно­ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабили­тации инвалидов, таким образом, они также включаются, в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, вклю­чающее профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по со­циальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граж­дан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно.

3) Наконец в систему отношений по социальному обслужи­ванию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно, либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

а) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности; факт признания гражданина безызвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобылъской АЭС и т.д.;

б) отношения, связанные с представлением гражданина к ка­ком либо виду социального обеспечения, либо с принятием ком­петентным органом решения о применения правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.). Процессуальные отношения возникают в связи с зашитой гражда­нином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (к примеру, в случае отказа в назначении каких-либо пенсий, пособий, социальных услуг

Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.

Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:

— медицинская помощь инвалидам;

— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

— обеспечение инвалидов жилой площадью;

— воспитание и обучение детей-инвалидов;

— обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;

— создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;

— материальное обеспечение инвалидов;

— социально-бытовое обслуживание инвалидов.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе — материальную, техническую и финансовую.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.

Концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа и размера страховых взносов.

Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, правовых мери мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:

— медицинская помощь инвалидам;

— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

— обеспечение инвалидов жилой площадью;

— воспитание и обучение детей-инвалидов;

— обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;

— создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;

— материальное обеспечение инвалидов;

— социально-бытовое обслуживание инвалидов.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе — материальную, техническую и финансовую.

1. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие- 2-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: изд-во Торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. -240 с. ISBN 978-5-91131-289-4.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (по состоянию на 1 апреля 2008 года). — Новосибирск. : Сибирский университет, 2007. — 25с.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995. № 181- ФЗ.

4.Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов спец. учеб. заведений / под общ. ред. Г.В. Сулейманова. – Изд. 2-е, доп. и перераб.-Феникс, 2007. -347 с. ISBN 978-5-222-12144-3.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8716 —

| 7540 — или читать все.

Предмет и метод права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Метод права социального обеспечения

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг. Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в ста-ционарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

  • http://isfic.info/tguseva/sotsob01.htm
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1727/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9E
  • http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/ponjatie-metoda-prava-sots-obespechenija/
  • http://studopedia.ru/3_191431_predmet-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
  • http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/predmet-i-metod-prava-sotsobespechenija/
  • http://studopedia.ru/10_237286_predmet-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
К предмету права социального обеспечения относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here