Изменяется ли пособие уходу за ребенком

Изменяется ли пособие уходу за ребенком

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Пособие по уходу за ребенком назначено и выплачивается работнице в процентном отношении от ее среднего заработка.
Нужно ли пересчитывать каждый год размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, или он выплачивается до 1,5 лет в размере, рассчитанном на дату подачи заявления?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании») 1 . Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект «Прямые выплаты» планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка «запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия». «Демографическая политика такая демографическая», – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2018 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что «большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности». В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта «пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют».

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

Изменяется ли пособие уходу за ребенком

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Сотрудница уходит в отпуск по уходу за ребенком в январе 2020 года, ребенок рожден в октябре 2019 года. Должна ли начисляться ежемесячная компенсационная выплата (50 руб.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если работница, родившая ребенка до 1 января 2020 года и находящаяся в отпуске по уходу за ребенком с января 2020 года, обратится к работодателю с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, указанная выплата должна быть назначена со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

17 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Замена календарных лет при исчислении пособий

В 2017 году ухожу в декретный отпуск (это мой первый декрет). Могу ли я заменить расчетный период на 2014-2015 гг., так как в 2016 году я меняла работу и мой годовой доход значительно уменьшился?

Согласно части 1 статьи 14 Закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Поскольку в 2016 году работник не находился в указанных выше отпусках, оснований для замены 2016 года не имеется.

Пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка за 2016-2015 гг.

Заявление о замене расчетного периода должно быть подано раз в году или для каждого случая?

Действующее законодательство не содержит указаний о том, сколько заявлений о замене лет расчетного периода следует написать — одно в году или по каждому страховому случаю.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, расчет пособий в каждом году производится из одного и того же периода (двух лет, предшествующих наступлению страхового случая), поэтому, по мнению Тверского регионального отделения, одного заявления о замене лет в году, в котором указано, что заменять периоды следует по всем листкам нетрудоспособности, по которым наступает страховой случай в данном году, достаточно.

Действующим законодательством не предусмотрена форма заявления о замене лет расчетного периода, однако из содержания заявления должно усматриваться какие года (год) расчетного периода на какие (какой) предшествующие наступлению страхового случая календарные годы (год) подлежат замене, а также указание на страховой случай (страховые случаи), при расчете которого необходимо произвести замену лет (конкретный страховой случай или все страховые случаи, которые будут иметь место в данном календарном году).

С 2011 по февраль 2016 года я работала в государственном учреждении, с марта 2016 года перешла на новое место работы, но через три месяца уволилась. С июля 2016 года я устроилась на работу и в 2017 году должна уйти в отпуск по беременности и родам. За 5 лет в декрет не уходила. Могу ли я для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году использовать период за 2014-2015 гг.?

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работающего лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В изложенной ситуации страховой случай наступит в 2017 году, следовательно расчетным периодом являются 2016-2015 гг. Поскольку в расчетном периоде работница не находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, право на замену лет у нее отсутствует.

Можно ли заменить только один год для расчета пособий по материнству и детству? Сколько дней нужно находиться в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, чтобы год можно было заменить?

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению получателя пособия могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), если это приведет к увеличению размера пособия. В 2016 году в расчет берется заработок за 2014 и 2015 годы. Можно заменить как 2014 и 2015 годы, так и только 2014 или только 2015 год. Возможно заменить тот или иной год даже в случае, когда работник находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком один день в году.

Какой период нужно брать для расчета пособия по временной нетрудоспособности, если работник обратился в сентябре 2016 года с заявлением о замене лет расчетного периода в связи с нахождением в 2011-2014 годах в отпуске по беременности и родам, а в последующем — в отпуске по уходу за ребенком?
Видео (кликните для воспроизведения).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления вышеперечисленных обстоятельств, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Замена лет, которые используются при расчете среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, поскольку страховой случай наступил в 2016 году, то расчетным периодом будут являться 2015-2014 годы. Но так как работник с 2011 по 2014 год находился в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то замена расчетного периода может быть произведена следующим образом: 2014 год может быть заменен 2010 годом, а 2015 — 2009, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В первый раз я уходила в декретный отпуск в 2012 году и для расчета декретных пособий мне брали 2010-2011 гг. Сейчас иду в повторный декретный отпуск. Подскажите, какие года будут браться для расчета второго декрета и могу ли я повторно выбрать эти же года, так как в течение этих двух лет я и работала? (между двумя декретами я на работу не выходила и работодатель предлагает взять за расчет год декретных выплат, то есть год, когда фактически не работала, но получала декретные отчисления)

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам — это два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Например, если страховой случай наступил в 2016 году, расчетным периодом будут являться 2014 и 2015 гг.

Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия. Для этого работник должен написать заявление о замене одного или обоих лет расчетного периода на более ранний год (годы), непосредственно предшествующий (предшествующие) году, в котором наступил страховой случай (Письмо Минтруда от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105).

В рассматриваемой ситуации страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступит в 2016 году, следовательно, расчетным периодом является 2014-2015 гг. Поскольку в 2012-2015 гг. Вы находились в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, у Вас есть право, на основании заявления, на замену 2014-2015 гг. на 2010-2011 гг.

Минтруд решил изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд подготовил проект поправок в законы о социальном страховании и пособиях на детей, согласно которым претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком и уделяет этому достаточно времени, даже если работает неполный рабочий день, уточнили РБК в ведомстве.

Министерство предлагает дополнить условия выплаты новым пунктом: «В случае если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». На предложение министерства обратила внимание член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека политолог Екатерина Шульман.

Пособие за фактический уход

Сейчас согласно закону выплата пособия не прекращается, если его получатель (мать или отец ребенка, опекун или другой родственник), находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день или на дому и продолжает ухаживать за младенцем.

Если пособие по уходу за ребенком оформлено на мать, но фактически уход за ним осуществляет другой член семьи, не находящийся в отпуске по уходу за ребенком, например, отец или бабушка, то именно он имеет право на получение выплаты и должен ее получать, считают в Минтруде. Соответственно, мать ребенка в случае, если работает неполный рабочий день, а уход фактически осуществляет отец, права на получение указанного пособия не имеет, считают в министерстве.

«Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», — пояснили в ведомстве.

  • Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком со дня начала отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. Хотя ухаживать за ним могут несколько членов семьи, пособие выплачивается только одному из них.
  • Размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть меньше 3,3 тыс. руб. на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. Максимальный размер пособия — 26,2 тыс. руб.
  • Пособие назначается трудоспособным гражданам, которые берут отпуск по уходу за ребенком (то есть на бабушку старше пенсионного возраста оформить пособие нельзя). Родитель, который находится в трудоспособном возрасте, но, к примеру, никогда не работал, может обратиться за пособием в органы социальной защиты и получать выплаты в минимальном объеме.
  • За 2018 год выплачено 16,5 млн пособий по уходу за ребенком до полутора лет, а за первое полугодие 2019 года — более 7 млн пособий, сообщили РБК в Фонде социального страхования. Расходы фонда на 2019 год на выплату этого пособия запланированы в объеме 167,1 млрд руб.

Борьба со злоупотреблениями

Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, объяснили в министерстве. Максимальная продолжительность неполного рабочего времени сейчас никак законодательно не регламентирована, отмечают в Минтруде. Такое время устанавливается по соглашению между работником и работодателем в каждом конкретном случае. Но если мать или отец, формально работая неполный рабочий день, фактически проводят на работе больше времени, чем это нужно для полноценного ухода, пособие в таком случае они получать не должны, считают в Минтруде.

«Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка», — считают в министерстве. При незначительном уменьшении рабочего времени, причем в некоторых случаях сокращение рабочего дня имеет только документальное оформление, застрахованное лицо работает практически полный рабочий день и не осуществляет фактически уход за ребенком, эквивалентный тому, который мог бы быть, если бы он не работал, уточнили в Минтруде. «У застрахованного лица остается право как на получение заработной платы практически в полном объеме, так и на получение пособия», — отмечает ведомство, выступающее против такой практики.

«В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом», — считают в Минтруде, отмечая, что аналогичной позиции придерживается Верховный суд.

Очевидно, что, если родитель работает почти полный рабочий день, за ребенком в это время должен ухаживать кто-то другой.

В ответ на запрос РБК в Минтруде уточнили, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит на неполный рабочий день.

Экономия бюджетных средств

Размер пособия сегодня недостаточен для того, чтобы семья могла бы полностью освободить женщину от работы; ее продолжение во время отпуска по уходу за ребенком — это во многом вынужденная мера, утверждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Доказать наличие злоупотребления правом не представляется возможным, в данном случае инициатива связана с экономией бюджетных средств. Если бы власти хотели добиться того, чтобы женщины полноценно воспитывали детей, то нужно было бы повышать пособие», — считает он.

Предложенная Минтрудом мера может снизить расходы государства на выплаты пособий, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Такие изменения призваны усложнить пути получения пособия со стороны работающих родителей, однако они не являются панацеей в этом вопросе, поскольку родители и работодатель могут договориться между собой и документарно рабочие отношения не оформлять, а в таком случае по факту поправка бессильна», — заметил РБК эксперт.

Естественная убыль населения признается властями катастрофической, и в 2019 году она продолжает ускоряться: за январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года, следует из данных Росстата. Главная причина — значительное падение рождаемости при низких темпах снижения смертности.

Рождаемость сокращается из-за снижения числа женщин в репродуктивном возрасте, сейчас в основном это представительницы малочисленных поколений 1990-х годов. Преимущественный возраст первых рождений для матерей сейчас составляет 25–34 года, что сокращает возможности рождения вторых и третьих детей. «Важно стимулировать первые рождения, чтобы женщины не боялись рожать в молодом возрасте», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Детские пособия: изменения с 2020 года

Сейчас лица, осуществляющим уход за ребенком, получают пособие до достижения ребенком возраста полутора лет. До достижения ребенком трех лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 50 рублей. Рассказываем, что изменится в детских пособиях с 2020 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Гражданам, осуществляющим уход за ребенком/детьми, гарантируется право на получение ежемесячного пособия (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Пособие выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется даже в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Сейчас Минтруд предлагает ужесточить условия выплаты пособия по уходу за ребенком в случаях, когда получатель продолжает работать. С точки зрения ведомства, осуществление трудовой деятельности несовместимо с полноценным уходом за ребенком. При этом существующий порядок позволяет физлицам незаконно обогащаться, получая одновременно и зарплату, и пособие. В связи с этим Минтруд предлагает установить правило, согласно которому, если будет установлено, что уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие прекращается.

Величина пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка лица, осуществляющего уход за ребенком, но не более 26 152 руб. 27 коп. При уходе за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Но в любом случае пособие не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица. Минимальный размер пособия не может быть менее 1 500 рублей при уходе за первым ребенком и менее 3 000 рублей при уходе за вторым и последующими детьми (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится пакет законопроектов, предлагающих в числе прочего увеличение срока выплаты пособий по уходу за ребенком. Поправки предлагают продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.Кроме того, предлагается распространить указанные выплаты на родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и вузах, а также на неработающих женщин, которые до обращения за пособием трудились хотя бы в течение одного года из двух предшествующих декрету.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями, но за счет средств ФСС. То есть выплаченные пособия работодатель вправе возместить за счет ФСС или зачесть их в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование. Платить пособия из собственных средств работодатели не обязаны (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Ежемесячные выплаты на детей до полутора лет

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, который гарантировал семьям с небольшим доходом право на получение дополнительной ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка.

Выплаты устанавливаются в отношении детей, рожденных (усыновленных) начиная с 01.01.2018 года. Причем речь идет именно о первом и втором ребенке. На третьего ребенка и последующих детей выплаты не назначаются.

Работодатели за осуществление указанных выплат не отвечают. Выплаты на первого ребенка производятся за счет средств федерального бюджета, а на второго – за счет средств материнского капитала при наличии у заявителя сертификата на материнский капитал (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Выплаты на первого ребенка осуществляются органами соцзащиты, а на второго – отделениями ПФР. Впрочем, заявить в ПФР о назначении ежемесячной выплаты на второго ребенка можно одновременно с подачей заявления о выдаче данного сертификата (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Размер материнского капитала будет ежемесячно уменьшаться на сумму выплаты в связи с рождением второго ребенка (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Право на получение ежемесячных выплат имеют семьи, чей среднедушевой доход не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой. Размер выплат составляет региональный прожиточный минимум на детей за второй квартал предыдущего года (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявить о назначении выплаты на первого ребенка можно в орган социальной защиты по месту жительства (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ). Для этого нужно представить заявление, свидетельство о рождении ребенка, справки с работы каждого члена семьи о величине дохода, а также документы, подтверждающие реквизиты счета для перечисления выплат.

Заявление о назначении выплат на второго ребенка подается уже в территориальное отделение ПФР. Так как выплаты на второго ребенка производятся за счет средств материнского капитала, претендовать на выплаты могут только родители, получившие соответствующий сертификат/направившие заявление на получение сертификата (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты разрешается подать в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Но с подачей заявления лучше не затягивать. Дело в том, что если за выплатой обратиться не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка, то ее будут выплачивать со дня рождения ребенка до достижении им полутора лет. Если же 6-месячный срок пропустить, ежемесячные выплаты будут производиться только со дня обращения за их назначением (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении выплаты до достижения ребенком возраста полутора лет. При достижении ребенком возраста полутора лет выплаты прекращаются (пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Ежемесячная компенсация на детей до 3 лет

Сейчас, кроме пособия, лицам, осуществляющим уход за ребенком, выплачивается еще и ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 №1110.

Эту компенсацию работодатели выплачивают за счет собственных средств (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206). Причем ФСС не возмещает работодателям затраты на выплату этих компенсаций.

Размер компенсации составляет 50 рублей. Компенсация выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

С 1 января 2020 года эти ежемесячные выплаты отменяются (указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570). При этом если данные выплаты были назначены ранее 1 января 2020 года, их будут выплачивать до окончания установленных периодов. То есть до достижения ребенком 3 лет.

Также выплаты получат и граждане, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, родившемся до 1 января 2020 года, и имеют право на данную компенсацию.

Дополнительные выплаты на детей до 3 лет с 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, увеличивающие период получения ежемесячных детских выплат. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ ежемесячные выплаты будут предоставляться до достижения ребенком возраста не полутора лет, как это установлено сейчас, а уже трех лет.

Выплаты будут производиться в размере регионального прожиточного минимума, установленного на детей за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Одновременно изменяются условия получения данных выплат. С 2020 года рассчитывать на получение выплат смогут семьи, чей среднедушевой доход не превышает 2-кратный размер регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Напомним, в 2019 году выплаты полагаются семьям со среднедушевым доходом не выше 1,5-кратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Семьи, чей доход превысит 2-кратный размер регионального прожиточного минимума, не смогут получить выплату. По достижении ребенком возраста полутора лет пособие по уходу за ребенком также перестанет выплачиваться.

Как и в 2019 году, при расчете среднедушевого дохода будут учитываться следующие доходы семьи:

  • зарплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
  • вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по договорам ГПХ;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • компенсации, выплачиваемые за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Под членами семьи понимаются родители (усыновители или опекуны), супруги родителей несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетние дети. При этом в состав семьи не включаются лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, заключенные под стражу или лишенные родительских прав. Также не принимаются в расчет лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (п. 11 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов. Среднедушевой доход рассчитывается исходя из совокупного дохода семьи за последние 12 месяцев путем деления 1/12 суммы доходов на число членов семьи.

Рассчитывать на выплату можно будет только в том случае, если полученное значение будет меньше или равно 2-кратному региональному прожиточному минимуму для трудоспособного населения. Для расчетов применяются показатели прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.

К примеру, если в регионе прожиточный минимум за II квартал 2019 года для трудоспособного населения составил 12 130 рублей, а для детей – 11 004 рубля, то в 2020 году в этом регионе выплата за ребенка составит 11 004 рубля. Получать выплаты смогут семьи, у которых размер ежемесячного дохода не превышает 24 260 рублей.

Кстати, по информации Минтруда, в 2020 году средний размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка вырастет на 7,1% и составит в среднем по России 12 000 рублей. В 2019 году этот показатель равен 11 200 рублей.

С нового года заявление о назначении указанной выплаты нужно будет подавать ежегодно. То есть первоначально – до достижения ребенком возраста 1 года, второй раз – до достижения им возраста 2 лет и, наконец, до достижения ребенком возраста 3 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как и прежде, за получением выплат при рождении (усыновлении) первого ребенка нужно будет обращаться в орган соцзащиты по месту жительства, а при рождении (усыновлении) второго ребенка – в территориальный орган ПФР по месту жительства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Источники

  • http://www.garant.ru/consult/work_law/1092330/
  • http://www.garant.ru/news/1299754/
  • http://www.garant.ru/consult/work_law/1325634/
  • http://r69.fss.ru/192741/192743.shtml
  • http://www.rbc.ru/economics/11/10/2019/5d9ef0f59a794711a69ff9f3
  • http://buh.ru/articles/documents/95450/
Изменяется ли пособие уходу за ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here