Гарантии независимости судей

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление»[14].

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии». Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.

В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности,

заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден»[15].

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/11_156015_garantii-nezavisimosti-sudey.html

Вопрос 28. Гарантии независимости судей

/. Виды гарантий независимости судей

2. Приостановление полномочий судьи

3. Прекращение полномочий судьи

4. Отставка судьи

5. Гарантии неприкосновенности судьи

6. Дисциплинарная ответственность судьи

7. Материальное и социальное обеспечение судей

1. Виды гарантий независимости судей:

*/ установленный законом порядок судопроизводства во всех судах (тайна совещательной комнаты, принципы оценки доказательств и принятия решений судьями, жесткая процедура судебного контроля и т. п.);

• установленные законом условия и порядок приостановления и прекра­щения полномочий судьи;

• право судьи на отставку;

• гарантии неприкосновенности судей (его личности, жилища, служеб­ного помещения, транспорта, средств связи, имущества, корреспон­денции, документов);

• материальное и социальное обеспечение судей;

• идеологические гарантии — создание в обществе атмосферы всеобщего порицания любых действий, направленных на ограничение независи­мости судей. Это достигается путем повышения квалификации, нрав­ственных качеств и авторитета судей, развития правового воспитания и образования, а также пропагандой законопослушного поведения и т. п.

2, Приостановление полномочий судьи — это временное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей, которое не влечет лишения его гарантий неприкосновенности, снижения уровня материального обес­печения и обычно не препятствует получению заработной платы (кро­ме случаев его ареста). После отпадения оснований приостановления его полномочий судья возвращается к исполнению своих обязанностей по решению органа, ранее приостановившего его полномочия. Основания приостановления полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов:

• признание судьи безвестно отсутствующим;

• возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

• участие судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании по выборам в законодательные органы субъектов РФ или Российской Федерации;

• избрание судьи в состав органа законодательной власти РФ. Пленарное заседание Конституционного Суда РФ вправе приостано­вить полномочия судьи этого суда в случаях, если:

• в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

Читайте так же:  Пособие пенсии за выслугу лет

• по состоянию здоровья судья временно не способен выполнять свои обязанности.

3. Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от ис­полнения судейских обязанностей.

Основания прекращения полномочий судей:

• письменное заявление судьи об отставке;

• неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважитель­ным причинам осуществлять полномочия судьи;

• письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

• истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены сроком;

• увольнение судьи военного суда с военной службы в связи с достиже­нием им предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства РФ;

занятие деятельности, не совместимой с должностью судьи; вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди­цинского характера;

смерть судьи или объявление его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реор­ганизацией суда;

достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;

нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ,

неучастие судьи Конституционного Суда РФ в заседаниях без уважи­тельных причин более двух раз подряд;

двукратное уклонение судьи Конституционного Суда РФ от голосова­ния при принятии судом решений по рассматриваемым делам. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ принимается на пленарном заседании этого суда. Однако, если основа­нием прекращения полномочий является нарушение порядка назначе­ния или совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоин­ство или умаляющего авторитет судебной власти, то Конституционный Суд РФ лишь направляет представление в Совет Федерации Федераль­ного Собрания РФ, который и решает вопрос о прекращении полно­мочий судьи.

Отставка судьи — это почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному же­ланию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по следующим основаниям: неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным при­чинам осуществлять полномочия судьи;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены опре­деленным сроком;

вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособ­ности судьи либо о признании его недееспособным;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реор­ганизацией суда;

достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении пре­дельного возраста.

За судьями, находящимися в отставке, сохраняются судейские льготы, гарантии неприкосновенности, они продолжают быть членами судейс­кого сообщества.

При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере не менее шести месячных окладов по оставляемой должности. А затем либо пенсия на общих основаниях, либо не облага­емое налогом ежемесячное содержание размером до 85% оклада по ос­тавленной должности в зависимости от стажа работы на судейской дол­жности. Основания прекращения отставки судьи: •

• новое назначение на судейскую должность; *»

• решение квалификационной коллегии судей в случае нарушения от­ставным судьей требований, предъявляемых к судьям (запрет на занятие предпринимательской деятельностью, занятие депутатского поста и т. п.).

5. Гарантии неприкосновенности судьи:

• неприкосновенность лич ности;

• неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принад­лежащих ему документов, багажа и иного имущества;

• тайна переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений);

• судья, в т. ч. по истечении срока его полномочий, не может быть при­влечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществ­лении правосудия мнение и принятое судом решение, если только всту­пившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заве­домо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта;

• решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответ­ственности принимается судебной коллегией по представлению Гене­рального прокурора РФ;

• судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой госу­дарственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности освобождается немедленно;

• не допускается личный досмотр судьи, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей;

• заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный прокурор РФ;

уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона «О статусе судей в РФ», положений кодекса судейской этики, утверж­даемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыс­кание в виде:

досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания принимает квали­фикационная коллегия судей, к компетенции которой относится рас­смотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Кон­ституционного Суда РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания су­дья не совершил нового дисциплинарного проступка, он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Гарантии материального и социального обеспечения судей: оплата труда судей производится из федерального бюджета в размере, определяемом в процентном соотношении к должностным окладам Председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; различные доплаты и надбавки к заработной плате за квалификацион­ный класс, за особые условия труда и т. п.;

льготные отпуска (от 30 до 45 рабочих дней, в районах Крайнего Севера -51 рабочий день);

оплата проезда к месту отдыха и обратно;

бесплатное предоставление жилья в собственность после 10 лет работы в должности судьи, а не позднее 6 месяцев с начала работы — предос­тавление отдельной благоустроенной квартиры по договору социально­го найма;

государственное страхование судей на случай их гибели, причинения им увечий или иного повреждения здоровья при исполнении судейских обязанностей;

возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его

семьи в связи с исполнением им судейских обязанностей;

иные материальные и социальные льготы;

ответственность за посягательство на жизнь судьи (в т. ч. уголовная).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8716 —

| 7540 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_95018_vopros—garantii-nezavisimosti-sudey.html

Статья 9. Гарантии независимости судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения

Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

Читайте так же:  Единовременное пособие при опеке ребенка

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

ГАРАНТ:

См. Правила выдачи судьям служебного оружия, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2019 г. N 170

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 3 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона


http://base.garant.ru/10103670/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»

Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения , соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации (ст. 124);

Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 19, 20);

http://www.cdep.ru/index.php?id=166

Независимость судей и ее конституционные гарантии

Согласно ст.120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому постороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст.15, часть 1), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции. В этом выражается независимость судебной власти от законодательной и правомочие судов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чем применить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убедиться, что он не противоречит конституционному регулированию.

В то же время подчинение судей Конституции и закону является гарантией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении правосудия.

Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, которые конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996 г.) и в Федеральном законе «О статусе судей в РФ» (от 26 июня 1992 г. в редакции от 15 декабря 2001 г.).

Среди конституционных гарантий независимости судей можно выделить а) статусные, определяющие конституционно-правовой статус судьи; б) организационные, касающиеся организации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия. Важно, что все виды гарантий независимости судей находят закрепление в тексте Конституции РФ.

К статусным гарантиям независимости судей относятся несменяемость и неприкосновенность судей, требования к кандидатам на судейскую должность и порядок назначения судей.

Согласно ст.121 Конституции судьи несменяемы. Это означает, что судья не может быть удален с должности судьи, назначен на другую должность или даже на должность судьи в другой суд без его согласия. При этом по российскому законодательству судья исполняет свои полномочия до достижения им 70-летнего возраста. Они могут быть прекращены досрочно не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст.121, часть 2, Конституции). Такое стабильное правовое положение судьи необходимо для независимого осуществления правосудия.

Закон «О статусе судей» предусматривает следующие основания досрочного прекращения полномочий судьи: заявление судьи об отставке (независимо от возраста) или о прекращении полномочий по собственному желанию в связи с переходом на другую работу; прекращение российского гражданства; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; осуждение судьи за совершение преступления вступившим в законную силу приговором или признание его недееспособным на основании судебного решения; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; отказ при упразднении суда от перевода в другой суд.

Согласно ст.122 Конституции судьи неприкосновенны. Это означает, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за свое мнение или решение по делу при осуществлении правосудия. Если же в его действиях имеются основания для привлечения к уголовной ответственности, то вопрос об этом решается в особой процедуре. Уголовное дело против судьи может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ на основании заключения трех судей Верховного Суда РФ или иного суда, вышестоящего по отношению к судье, о наличии в действиях судьи признаков преступления и лишь после получения согласия на возбуждение дела у квалификационной коллегии судей. Только с согласия такой коллегии судья может быть подвергнут и аресту, – при наличии предварительного решения об этом также трех судей вышестоящего суда, вынесенного по ходатайству Генерального прокурора.

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий какой закон

Квалификационная коллегия судей во всех случаях должна мотивировать свое согласие. Если же она установит, что возбуждение дела против судьи обусловлено позицией, которую судья занимал или занимает при осуществлении им правосудия по конкретным делам, коллегия должна отказать в даче согласия на производство действий по привлечению судьи к ответственности.

Кроме того, неприкосновенность судей (или иммунитет) включает в себя не только его личную неприкосновенность от ограничений свободы, но и неприкосновенность его жилых и служебных помещений, транспортных средств, документов, корреспонденции, имущества. Под особой защитой государства находятся также члены его семьи – их безопасность так же, как безопасность судьи, должны обеспечивать по заявлению судьи органы внутренних дел. Судья может также иметь табельное оружие.

Судейская неприкосновенность не является личной привилегией. Она необходима в качестве средства для защиты публичного интереса в функционировании независимого правосудия. Государство должно ограждать судей от риска стать объектом давления и тем более посягательства со стороны тех, кто хотел бы вынудить судью принять неправосудное решение или тех, кто его решениями недоволен.

Сама Конституция определяет требования к кандидатам на судейские должности и к действующим судьям. Естественно, они должны быть внутренне способны к самостоятельному решению и выработке независимой позиции. Поэтому в качестве минимальных стандартов для кандидата установлены достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования к возрасту и стажу работы повышаются для судей вышестоящих и высших судов. Согласно Конституции такие дополнительные критерии устанавливает только федеральный закон.

Процедура назначения судьи обеспечивает, чтобы он не попадал в зависимость от других органов власти на местах. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе квалификационными коллегиями, две трети членов которых являются судьями, одна треть – представители юридической общественности, назначенные органом законодательной власти субъекта федерации, и одно лицо является представителем Президента РФ. Последнее связано с тем, что Конституция предусматривает назначение всех судей Президентом РФ, а судей высших судов – Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст.83 п. «е» Конституции РФ). При этом ни Президент, ни какие-либо другие органы не наделены полномочиями по удалению судьи с должности. Это возможно только по решению самого судейского сообщества, а именно по решению избираемых в основном судьями квалификационных коллегий судей субъектов федерации и Высшей квалификационной коллегии РФ при наличии названных выше установленных законом оснований.

Именно поэтому назначение судей Президентом рассматривается как гарантия их независимости – Президент не распоряжается далее судейской карьерой.

К статусным гарантиям независимости судей следует отнести также запрет для них заниматься – наряду с судейской – и какой-либо другой оплачиваемой работой, кроме научной преподавательской либо творческой деятельности. Судья не вправе также быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, заниматься предпринимательством. Очевидно, что подобный запрет имеет целью исключить конфликт интересов при осуществлении правосудия, который ставит под угрозу независимое и объективное рассмотрение дел судом. Поэтому перечисленные в законе, запрещенные для судьи виды иной деятельности являются функциями, несовместимыми со статусом судьи. Таким образом, независимость судей гарантируется как определенными преимуществами (иммунитетами), так и ограничениями, устанавливаемыми для судей по сравнению с общим конституционным статусом личности.

Организационные гарантии независимости судей выражаются в том, что система судов в РФ отделена от системы других конституционных органов власти и определяется самой Конституцией и федеральным конституционным законом (ст.118 и 128 Конституции РФ). Такие законы имеют самый высокий ранг в системе законодательства и, исходя из конституционного текста, именно они должны устанавливать все элементы судебной системы. Поэтому какие-либо изменения в судебной системе возможны только путем усложненной законодательной процедуры, предусмотренной для принятия федеральных конституционных законов. Это соответствует потребностям общества в стабильности организации судов. Возможность их легкой реорганизации могла бы ущемлять независимость судей, поскольку в случае реорганизации судов судья не вправе настаивать на том, чтобы остаться на своей прежней должности.

Финансовые гарантии независимости судей и самостоятельности судебной власти провозглашены в ст.124 Конституции, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета. При этом сформулировано также требование о его достаточном уровне, так как Конституция указывает на то, что финансирование судов должно обеспечивать в полном объеме возможность осуществления независимого правосудия в соответствии с федеральным законом.

Суды таким образом не должны попадать в финансовую зависимость от местных властей, от органов власти субъектов федерации. А федеральный бюджет должен предусматривать финансирование, достаточное для того, чтобы суды не были вынуждены отказываться из-за нехватки бюджетных средств от рассмотрения каких-либо обращений и дел, от соблюдения всех процедурных правил и обеспечения процессуальных прав всех участников судебных процессов.

Суды самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности. Согласно Федеральному закону от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов» и постановлениям Конституционного Суда РФ уменьшение размера финансирования судов не допускается.

Процессуальные гарантии независимости судей включают в себя правила, закрепленные как в конституционных нормах, так и в законах, регулирующих осуществление всех перечисленных в ст.118 Конституции видов судопроизводства. К таким законам относятся Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы.

Можно сказать, что вся процедура правосудия имеет целью ограждение независимости судей, иначе суд не будет ни объективным, ни справедливым – именно для этого необходимы независимость судей и ее гарантии.

Обеспечению независимого, объективного и справедливого правосудия служат все процессуальные принципы, которые провозглашены на конституционном уровне.

Статья 123 Конституции требует, чтобы разбирательство дел во всех судах проводилось открыто, т.е. в присутствии публики, на основе состязательности и равноправия сторон. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается.

Ясно, что в присутствии публики и заинтересованных участников процесса попытки вмешательства в деятельность судьи были бы затруднены. Открытое разбирательство дел обеспечивает возможность социального контроля за правосудием, в том числе за тем, не нарушается ли независимость суда. Иные же формы внешнего контроля за судом со стороны внесудебных инстанций недопустимы.

Состязательность согласно общепризнанным представлениям состоит в том, что функции суда по разрешению дела отделены от функций сторон, в уголовном процессе – от функций по обвинению и защите. Это обеспечивает суду внутреннюю независимую позицию и является предпосылкой для равноправия сторон. Если суд способствует одной из них, то равноправие недостижимо, а суд не может исполнять свою роль независимого арбитра в споре.

Читайте так же:  Специалист по праву и социальному обеспечению

Процессуальный закон (ГПК, УПК, АПК), основываясь на положениях Конституции о правосудии, также предусматривает процедурные правила, гарантирующие независимость судей: суд выносит решение в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, никто не может нарушать тайну совещания судей; никто не может затребовать у судьи материалы рассматриваемого им дела; судья подлежит отводу и заменяется другим судьей, если имеются данные, вызывающие сомнение в его независимости и объективности, и т.д.

http://megaobuchalka.ru/5/14616.html

Гарантии независимости судей

Дата публикации: 08.02.2016 2016-02-08

Статья просмотрена: 1071 раз

Библиографическое описание:

Митрюхина Л. С. Гарантии независимости судей // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 576-578. — URL https://moluch.ru/archive/108/25980/ (дата обращения: 06.03.2020).

Актуальность темы исследования заключается в том, что в Российской Федерации идет процесс развития гражданского общества, что является одним из признаков правового государства. Соблюдение принципа независимости судей — это основа гарантии соблюдения свобод и законных интересов человека и гражданина. Также соблюдение данного принципа является ключевым условием для формирования гражданского общества и для построения правового демократического государства. При этом необходимо рассмотреть вопрос о том, существует ли в Российской Федерации на современном этапе ее развития механизм финансового, организационно-правового и кадрового характера, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции независимо от воздействия на него со стороны, и существует ли механизм противодействия попыткам такого воздействия?

Одной из проблем независимости судей является то, что на законодательном уровне не зафиксировано само понятие «независимость судей». Ни Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [1], ни положения Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], не раскрывают данного понятия. В ч.1 ст.120 Конституции РФ лишь декларируется, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Составляющей частью конституционного принципа независимости является принцип неподотчетности судьи, закрепленный в ст.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [3]. Представляется, что это один из наиболее болезненно воспринимаемых обществом принципов судейской деятельности. Обратной стороной является вопрос ответственности судьи за осуществление правосудия.

Также при рассмотрении вопроса независимости судей можно выделить такую проблему как недоверие граждан и организаций к отечественной судебной системе. Это подтверждает содержание Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» [4]. Четвёртый раздел Концепции начинается абзацем, содержащим такие слова: «В частности, согласно опросам общественного мнения только 27 % граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38 % органам правосудия не доверяют».

Таким образом, в Российской Федерации сложилось негативное отношение к пониманию «независимости» судей. Публикации в научных журналах, в средствах массовой информации свидетельствуют о том, что нынешнее положение с реализацией данного принципа вызывает обоснованную тревогу у представителей юридической науки и практических работников [5]. Довольно распространенным в обществе остается утверждение, что суды и судьи не способны разрешать споры независимо от исполнительной власти, что имеют место политическое давление и манипулирование процедурами назначения судей и отстранения их от должностей [6].

Следующей проблемой при реализации принципа независимости судей является взаимоотношение между председателями судов и судьями. Формально председатель суда это один из судей, на которого возложены обязанности, выполнение которых необходимо для функционирования суда. Так ст. 35 закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [7] описывает полномочия председателя как преимущественно организационные. Причем большая часть полномочий председателя касается работы аппарата суда, а не судей. В действительности роль председателя расходится с той, что описана в законе. Вертикаль председателей оказывается практически основным механизмом неформального управления в судебной системе. Сами судьи оценивают роль председателей как очень высокую.

Распределение ответов на вопрос «Насколько важным при оценке Вашей работы по конкретному делу является мнение…?» [8]:

http://moluch.ru/archive/108/25980/

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

контрольная работа Гарантии независимости судей Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.08.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
ИНСТИТУТА ВНЕШЕНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
в г. КРАСНОДАРЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Конституционному праву»
по теме: «Гарантии независимости судей»

Введение
1. Принцип независимости судей
2. Гарантии независимости судей
2.1 Классификация гарантий
2.2 Несменяемость судей
2.3 Судейская неприкосновенность (иммунитет)
3.Современные тенденции развития независимости судей
Заключение
Список литературы

1. Принцип независимости судей

2. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

2.1 Классификация гарантий

2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону

2.3 Судейская неприкосновенность (иммунитет)

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-60311

Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия

Правовые гарантии характерны для любого вида судопроизводства, как уголовного, так и для гражданского и пр. Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе», Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т. д.

Независимость судей в указанном выше контексте гарантируется:

а) несменяемостью судей;

Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена суда или должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а добровольным. Согласие необходимо на любое изменение должностного положения судьи, в том числе перевод его в суд другого района или области, в вышестоящий суд, на другую, хотя бы и более высокооплачиваемую должность.

б) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом судьи на отставку;

Согласно п.2 ст.121 Конституции полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и прекращения полномочий судьи общей юрисдикции содержится в статьях 13,14 Закона «О статусе судей в РФ».

Решение о приостановлении и прекращении полномочий судьи решает соответствующая квалификационная коллегия.

Следует сказать о таком основании приостановления, а в случае возможно и прекращении полномочий судьи, как занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. К таким видам деятельности п.3 ст.3 Закона «О статусе судей в РФ» относит: депутатскую, политическую, предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, за исключением научной и творческой.

Читайте так же:  Получение гражданином инвалидности

Прекращение полномочий судьи по указанным выше основаниям является своеобразной ответственностью за нарушения принципа независимости суда, а деятельность квалифицированной коллегии в свою очередь гарантирует его соблюдение.

Однако в практике работы квалифицированных коллегий имеют место и случаи нарушения принципа независимости судей. Нарушения происходят при необоснованном прекращении полномочий судей. Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалифицированной коллегии в Верховный суд РФ в течение месяца со дня получения копии этого решения.

в) неприкосновенностью судей;

Неприкосновенность — необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Положение о неприкосновенности распространяется на всех судей независимо от должности. Она распространяется на все сферы деятельности судьи при отправлении им правосудия независимо от вида и категории рассматриваемых дел, а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности[5].

Согласно Закону «О статусе судей в РФ», судья не может быть привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Для судьи исключается всякая ответственность, в том числе гражданская и уголовная, за мнения и решения, высказываемые или принятые в ходе осуществления правосудия, если не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда, что эти мнения или решения – результат преступного злоупотребления, нарушения запрета уголовного закона.

Независимость судей обеспечивается также особой процедурой привлечения к уголовной ответственности, запретом на задержание и т.д.

г) установлением ответственности за воздействие на суд с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, за любые проявления к суду;

Уголовный Кодекс РФ в ст. 294 предусматривает ответственность, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, также влечет уголовную ответственность (ст.297 УК РФ).

Помимо уголовной ответственности за проявление неуважения к суду предусмотрена административная ответственность (ст.165 КоАП РФСР), наступающая за злостное уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика, либо неподчинение указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или нарушение порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

д) установлением системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких;

20 апреля 1995 года принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Данный закон в ст.3 предусматривает следующие виды государственной защиты судей:

— применение органами внутренних дел мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

— применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество;

— осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного законом права на материальную компенсацию в случае их гибели, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

В соответствии ст.5 указанного закона одним из видов мер безопасности судей, гарантий их независимости, является выдача оружия, однако согласно постановлению Совета судей от 4 апреля 1997 года ни один судья РФ не может воспользоваться этим правом.

Известны факты убийства судей и причинения им того вреда, где возможность применения ими оружия в целях самозащиты могла бы сохранить им жизнь или предотвратить причинение иного вреда. Основным препятствием этого невыполнения требования закона является отсутствие средств на закупку служебного огнестрельного оружия.

ж) неограниченностью срока полномочий судьи;

Федеральный Конституционный закон «О судебной системе в РФ» в ст.14 закрепляет положение, согласно которому полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ или Федеральным Конституционным законом[6].

Хочется подчеркнуть, что только Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом могут быть установлены ограничения срока. В настоящее время в Федеральном законе «О статусе судей в РФ» в ст.11 содержится норма, согласно которой судьи районных (городских) судов, судьи военных судов, гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначают сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Ограничения, содержащиеся в данной норме, противоречит сказанному выше.

з) не подотчетностью никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия;

Судьи не подотчетны никому, в том числе государственным, муниципальным органам власти и должностным лицам. В связи с тем, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, следует сказать, что судьи не подотчетны также вышестоящим судам, органам судейского сообщества.

Представление судьей объяснений, возражений и замечаний квалифицированной коллегии, участие в ее заседании является правом судьи и зависит от его усмотрения. Предметом отчета председателей судебных коллегий перед президиумом суда и председателей нижестоящих судов перед органами вышестоящих судов могут быть обобщенные сведения о работе возглавляемых ими коллегий или судов.

и) предоставлением судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

Материальное обеспечение судей регулируется правилами ст.19 Закона «О статусе судей в РФ», согласно которому судья имеет право на получение заработной платы состоящей из дополнительного оклада и доплат за квалификационный класс и выслугу лет; на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 30 дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно; на оплату проезда к месту отдыха и обратно; на улучшение жилищных условий; на установку домашнего телефона и предоставление мест в детских дошкольных учреждениях с оплатой за счет местного бюджета; на бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д. Что касается мер социальной защиты судей, то они включают в себя: обязательное государственное страхование жизни и здоровья судьи; возмещение ущерба, причиненного уничтожением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; компенсационные выплаты в случае смерти либо причинения увечья судье.

Указанные выше меры социально-экономического обеспечения судьи, являются хорошей гарантией его независимости при надлежащем финансировании из федерального бюджета. Однако в настоящее время финансирование судебной системы осуществляется крайне плохо, в основном по остаточному принципу.

Следует сказать, что слабая социально-экономическая обеспеченность судей понижает их самосознание.

Данная проблема в ряде стран решена следующим образом, в Конституции предусмотрен определенный процент бюджета, который должен быть израсходован на нужды судебной системы.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/13/56320.html

Гарантии независимости судей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here