Функции российского фонда социального страхования

Функции фонда социального страхования РФ

Функции российского фонда социального страхования

Система социального страхования в России возникла в 1903 году, когда был принят общероссийский закон о выплате вознаграждения рабочим и служащим и их семьям, в случае травмы или гибели от несчастного случая на производстве.

Подготовка к этому шагу началась значительно раньше – 1889 году, когда на рассмотрение государственного совета был предложен проект закона об ответственности владельцев предприятий за травмы и несчастные случаи на производстве, о формировании фонда для выплаты пособий пострадавшим на производстве и их семьям.

Закон 1903 года содержал ряд важных положений, явившихся основой для развития социального страхования в России.

В период существования СССР функции фонда социального страхования были расширены: средства направлялись не только на лечение, но и на профилактику заболеваний, оздоровление трудящихся и членов их семей.

Санатории, профилактории, детские лагеря отдыха финансировались из фонда социального страхования.

Какие бывают функции ФСС

Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий.

Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить.

Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия – часть средств от его капитализации.

Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами.

Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений.

Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам.

Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги.

В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

Цели, на которые используются средства

Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших.

Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости.

Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан.

Как выполняются основные функции отделения фонда

Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги.

В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем.

Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.

Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни.

Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы.

Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты.

Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием.

Что входит в правовые основы обязательного социального страхования, читайте тут.

Законодательство в области социального страхования не вполне завершено, жизнь нередко ставит вопросы, на которые нет законодательно утвержденного ответа.

Это связано и с многоплановостью деятельности Фонда, и со сложной финансовой структурой. Идет работа по совершенствованию нормативно-законодательной базы. Возможно, некоторые функции Фонда со временем перейдут к другим организациям.

Новые информационные технологии, внедряемые сейчас во все сферы жизни, во многом изменили работу Фонда. Улучшился доступ к информации, она стала передаваться более оперативно. В то же время возросла отчетность.

Маловероятно, что отчетность сократится, но идет работа по улучшению программного обеспечения для работы с информацией, для оперативного заполнения отчетных форм с помощью компьютерных программ.

Оперативная работа со страховщиками – одно из направлений развития. Современные средства связи, в том числе Интернет, позволяют обеспечить своевременный обмен информацией, улучшить собираемость средств.

Средства Фонда расходуются преимущественно на оплату больничных листов и на выплату пособий по инвалидности. Это не является оптимальным решением.

Одна из программ развития – увеличение размера средств, направляемых на профилактику заболеваний и травматизма. Ранняя реабилитация после травм и заболеваний – тоже одна из важнейших задач, которая в настоящее время финансируется недостаточно.

Кроме денег, массовая реабилитация выздоравливающих требует значительной организационной работы, привлечения специалистов, предоставления помещений для лечебной гимнастики.

Одним из приоритетных направлений развития является увеличение финансирования мер, направленных на уменьшение заболеваемости у детей.

Специалисты отмечают случаи некачественного оказания медицинских услуг, выполняемых в рамках программы «Родовой сертификат».

Уравнительный характер страховых взносов также является предметом критики. Сделаны шаги в сторону дифференциации взносов в зависимости от степени риска, связанного с работой в той или иной сфере деятельности.

Предлагается внедрить гибкую шкалу для определения страховых взносов, учитывающую степень защищенности работников на конкретном предприятии.

Итак, ФСС гарантирует социальную защиту трудящихся, направляет средства на лечение, реабилитацию; оплачивает декретные отпуска и уход ха ребенком, медицинские услуги беременным женщинам и детям.

В случае отсутствия договора можно застраховаться, добровольно делать взносы в ФСС и пользоваться правом на все выплаты, связанные с материнством или временной нетрудоспособностью.

Какие бывают виды обязательного социального страхования в Российской Федерации, вы можете узнать в этой статье.

Как представлена организационная структура фонда социального страхования Российской Федерации, читайте тут.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/fond-socialnogo-strahovanija/funkcii-v-rf.html

Деятельность фонда соц страхования в России

Деятельность фонда соц страхования в России

» Страхование » Общая информация

Фонд социального страхования — это государственный внебюджетный фонд, созданный с целью социальной защиты граждан 1 января 1991 г.

Его деятельность регулируется Бюджетным кодексом, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и другими законодательными актами.

Выплаты из фонда производятся при несчастном случае на производстве, в случае болезни, в декретном отпуске.

Фонд осуществляет обязательное социальное страхование российских граждан, работающих по найму.

Военнослужащие и лица, работающие на себя, не подлежат обязательному страхованию.

История ФСС

В 1991 г. произошло слияние фонда социального страхования колхозников с системой социального страхования рабочих и служащих.

В течение 1991-1992 годов шли работы по структуризации фонда, созданию правления и исполнительного органа.

В 1994 г. на основе ФСС РСФСР был создан ФСС РФ. В 1997 г. стал осуществляться переход управления государственным социальным страхованием с отраслевого на территориальный принцип.

В это время в регионах активно стали создаваться территориальные филиалы региональных отделений.

В конце 1990-х гг. вместо ранее применяющихся институтов возмещения ущерба, которые не гарантировали выплаты в случае тяжелого бюджетного положения работодателя, была создана система обязательного социального страхования от травматизма на производстве и профзаболеваний.

Благодаря этому с 2000 г. ФСС РФ осуществляет обязательное социальное страхование от производственного травматизма.

С 2001 г. изменился контроль за финансовой стороной деятельности фонда.

До этого тариф составлял 5,4 % от фонда зарплаты предприятия. С 2001 г. был введен ЕСН и размер отчислений в ФСС составил 4 %. С 2005 г.

ЕСН был снижен до 3,2%, а с 2006 г. – до 2,9 %.

Контроль за доходной частью бюджета был передан налоговым органам, а за расходной – контрольно-ревизионным службам регионального отделения.

С 2005 г. ФСС занимается обеспечением инвалидов средствами реабилитации, протезами и пр., а с 2006 г. — выдачей родовых сертификатов.
С 2007 г. фонд финансирует выплату пособий неработающим гражданам по уходу за детьми до полутора лет.

С 2012 года произошли серьезные изменения по оплате больничных листов.

До этого больничный оплачивал работодатель в счет уплаты последующих взносов.

Теперь работодатель оплачивает первые 3 дня больничных, а остальное оплачивает фонд.

С каждым годом ФСС работает в сторону все большей модернизации системы социального страхования.

Раньше он занимался профилактическим оздоровлением застрахованных, распределяя средства на санаторно-курортный отдых работающих.

Сейчас эта строка расходов оставлена только у льготных категорий граждан.

Как пополняется бюджет фонда?

Бюджет ФСС пополняется:

  • страховыми взносами работодателей, предпринимателей;
  • добровольными взносами граждан и юрлиц;
  • бюджетными ассигнованиями;
  • доходами от инвестирования свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги или банковские вклады.

Работодатель отчисляет страховые отчисления в фонд за своих работников в размере, зависящем от размера зарплаты.

Отчисления в ФСС в 2014 году установлены в размере 2,9 % начисленной оплаты труда.

За неработающих отчисления производит уполномоченный орган государственной власти.

Все денежные средства и другое имущество, которое находится в оперативном управлении ФСС и подведомственных ФСС санаторно-курортных учреждениях, являются федеральной собственностью.

ФСС — второй по финансовому объему ресурс после Пенсионного фонда.

В нем сконцентрирован объем финансов, достаточный для выплат всех видов страхового обеспечения и пр.

Нельзя допускать того, чтобы объем финансов в фонде был бы излишним, потому что это будет излишнее бремя на работодателя.

Уплата страховых взносов в ФСС производится в соответствии с тарифом на текущий финансовый год.

Работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных отделениях ФСС.

Прогнозные показатели тарифов на соцстрах определяются с использованием актуарных расчетов.

Это система математических закономерностей, которые определяют взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Метод актуарных расчетов производится с использованием теории вероятностей, финансовых исчислений, демографии.

Взносы в фонд перечисляются ежемесячно до пятнадцатого числа последующего месяца после отчетного. Страхователь перечисляет 2 типа взносов:

  • по временной нетрудоспособности или в связи с материнством — 2,9 %,
  • по травматизму — от 0,2 до 8,5 % от зарплаты.

После того как организация-страхователь подтвердит свой основной род деятельности, фонд присваивает ей определенный класс профессионального риска, в соответствии с которым и перечисляется процент.

В случае обмана страхователем фонда и перечисления заниженной суммы взносов уплачивается штраф в размере 20 % от сокрытой суммы.

Состав фонда

В фонд, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:

  • самостоятельные региональные отделения;
  • отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда.

ФСС и все отделения и филиалы являются самостоятельными юрлицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.

Основные задачи организации — это:

  • выплата социальных пособий;
  • выплаты по производственному травматизму и профзаболеваниям;
  • социальное страхование некоторых категорий граждан;
  • обеспечение льготными путёвками;
  • обеспечение инвалидов протезами и др.;
  • компенсация инвалидам на содержание собак-проводников;
  • доплата за диспансеризацию;
  • оплата родовых сертификатов;
  • выплаты на погребение умерших застрахованных лиц и пр.

Некоторые выплаты фонда имеют нестраховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).

ФСС полностью автономен, независим и имеет постоянный источник бюджетного формирования.

Также фонд участвует в разработке и реализации программ защиты здоровья населения, контактирует с аналогичными иностранными фондами, участвует совместно с Минтруда и соцразвития РФ и Министерством финансов в разработке размеров тарифа страховых взносов на социальное страхование.

Как работает фонд?

Характерной особенностью системы страхования в России являлось раньше то, что всю фактическую деятельность по назначению и выплате пособий осуществлял работодатель.

Фонд же с отделениями выполнял организационно-контрольные функции: контролировал правильное начисление работодателем страховым взносов, целевое использование страховых средств, обоснованность назначения пособий.

Распределение средств на предприятии было возложено на руководителя и главного бухгалтера.

Спорные вопросы решались специальной комиссией по социальному страхованию на предприятии.

Сейчас же полностью все выплаты производит фонд на личные счета застрахованных.

Таким образом снята нагрузка с предприятия, которое только переводит взносы.

Предприятие осуществляет выплаты только за первые три дня больничного работника.

Что подается в ФСС

Регистрация в фонде организаций осуществляется сразу же после регистрации в ИФНС независимо от наличия договора.

ИП должен зарегистрироваться в течение десяти дней после заключения первого же договора с работником.

Для регистрации ИП в ФСС нужно подать:

  • заявление о регистрации по установленной форме;
  • паспорт и копию;
  • копию свидетельства ИНН;
  • копию свидетельства о госрегистрации в качестве ИП;
  • выписку из ЕГРИП;
  • банковскую справку об открытии счета;
  • копию трудовой работника или договора.

В течение семи рабочих дней страхователь получает самостоятельно или по почте извещение о регистрации.

За пропуск десятидневного срока регистрации работодатель выплачивает довольно серьезные штрафы.

В дальнейшем организации и ИП с работниками сдают отчетность в ФСС.

Организации, в которых работает больше 50 сотрудников (в ближайшем будущем эта цифра будет снижена до 25) отчетность сдают в электронном виде.

Форма 4-ФСС сдается в территориальный филиал ФСС поквартально до 15-го числа месяца, который идет за отчетным периодом.

Отчетность можно сдавать лично, при этом можно сразу подкорректировать возможные ошибки, ответить на вопросы инспектора.

Минус этого способа сдачи — потеря большого количества времени.

Сдача отчета в электронном виде хороша тем, что сделать это можно вплоть до 23.59 последнего дня.

Но для реализации такого способа сдачи необходимо заключить договор с филиалом.

Иногда можно отправить отчетность по почте заказным письмом.

Но при этом нужно быть готовым к тому, что оператор, вбивая ваши цифры в базу, может совершить опечатку.

Поэтому пользоваться таким способом нужно либо в случае сдачи нулевой отчетности, либо если вы действительно опоздали с отправкой отчета.

Источник: http://StrahouNado.ru/insur/i-info/fond-soc-strakhovaniya.html

Роль Фонда социального страхования в процессе реализации социальных гарантий граждан

35 (125) — 2012

Страховое дело

УДК 369.13

РОЛЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

«-» _ _ ,

СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИИ ГРАЖДАН*

в. в. коокуева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов E-mail: kookueva. vv@gmail. com Калмыцкий государственный университет

В статье оценивается роль фонда социального страхования в процессе реализации социальных гарантий граждан.

Обсуждаются основные проблемы государственной социальной политики, отмечаются положительные и отрицательные моменты проводимых мероприятий.

Подчеркивается важное место фонда социального страхования в финансовом механизме обеспечения социальных гарантий граждан. Анализируются источники финансовых ресурсов фонда и направления их использования.

Ключевые слова: социальный, гарантия, страхование, социальное обеспечение, финансирование, бюджет, фонд, доходы и расходы, финансовый, ресурс.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных

* Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Целевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 г. Проект №№ 12-32-01268 «Механизм финансирования социальных гарантий граждан: проблемы и пути решения».

служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В пределах данной работы покажем роль фонда социального страхования в реализации отдельных социальных гарантий граждан. Не будем затрагивать теоретико-методологических аспектов сущности социальных гарантий. К последним будем относить те права и свободы граждан, которые имеют социальный (неэкономический) характер и гарантированы государством, закреплены в Конституции РФ.

Анализ статей Конституции РФ показывает, что к даваемым государством социальным гарантиям можно отнести:

— охрану здоровья и медицинскую помощь;

— социальное обеспечение по возрасту;

— социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

— право на жилище;

— охрану труда и гарантированный минимальный размер оплаты труда;

— право на образование на принципах общедоступности и бесплатности;

— судебную защиту прав и свобод гражданина, право на бесплатную юридическую помощь [1].

Проблема финансового обеспечения социальных гарантий граждан является актуальной, поскольку затрагивает интересы каждого члена

общества. Наиболее острыми на сегодня являются вопросы пенсионного обеспечения, социальной помощи инвалидам, детям и бесплатного медицинского обеспечения.

На протяжении ряда последних лет в России проводились различные реформы социальной сферы и соответствующей политики. По одним направлениям можно выделить положительные тренды, по другим — отрицательные. К положительным результатам можно отнести:

• введение института материнского капитала и, как следствие, решение отдельных социальных задач (жилищные вопросы с помощью ипотеки, оплата образования детей и родителей, улучшение пенсионного обеспечения матери);

• программу родовых сертификатов, которая снимает некоторые вопросы бесплатного медицинского обслуживания беременных женщин и детей первого года жизни;

• некоторое увеличение пособий для граждан, имеющих детей;

• реформирование жилищно-коммунального хозяйства и др.

К неэффективным, на взгляд автора, направлениям преобразования социальной политики относятся:

• реформа монетизации льгот;

• программа софинансирования пенсий;

• бесконечное реформирование пенсионной системы, которое не приводит к реальному укреплению финансового положения пенсионера нынешнего и особенно будущего;

• отмена единой тарифной сетки и введение новой системы оплаты труда;

• изменения в сфере здравоохранения, которые не гарантируют бесплатности медицинской помощи ни через двухканальную, ни через одноканальную систему финансирования [2]. Необходимо подчеркнуть, что на федеральном

уровне поднимается проблема совершенствования социальной политики.

В соответствии с указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» приоритетами являются повышение и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, достижение технологического лидерства.

А в соответствии с указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,5-2

раза; совершенствование механизма нормативно-подушевого финансирования [3].

Важное место в реализации социальных гарантий граждан занимает Фонд социального страхования РФ (далее — Фонд, ФСС). Он представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособий на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fonda-sotsialnogo-strahovaniya-v-protsesse-realizatsii-sotsialnyh-garantiy-grazhdan

Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование

Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование

Источник: https://infopedia.su/11x4d97.html

Функции фонда социального страхования рф кратко

Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным централизованным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг.

Фонд формируется на страховой основе. Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

С точки зрения организации фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, имеющим региональные отделения. Его имущество является собственностью государства, которое передано фонду в оперативцое управление.

В обязанности фонда входит обеспечение сбора страховых взносов и иных платежей, перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование на единый текущий счет фонда и счета исполнительных органов. На текущие счета фонда зачисляются суммы:

• единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 5% от суммы платежа налогоплателыцика;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятелъности по нормативу 5% от суммы платежа налогоплательщика;

• единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4% от суммы платежа налогоплательщика;

• минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 20% от суммы платежа налогоплательщика.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом.

Задачами фонда являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• обеспечение государством пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

• разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

• организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

• международное сотрудничество по вопросам социального страхования работников.

В состав фонда входят:

• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъекта РФ;

• центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

• филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ и решают следующие задачи:

• регистрируют страхователей, выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

• осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли экономики;

• устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимых для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

• обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;

• аккумулируют страховые взносы и другие платежи для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;

• разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов;

• производят расчеты со страхователями и другими органами фонда и организациями;

• организуют и осуществляют контроль за расходованием средств фонда.

Источниками формирования фонда являются:

• страховые взносы работодателей;

• страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;

• страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;

• страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

• доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;

• добровольные взносы граждан и юридических лиц;

• другие поступления, возмещаемые страхователями.

Средства фонда используются на следующие мероприятия:

• выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

• выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

• оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

• оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;

• частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

• создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;

• финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;

• проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

• финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;

• осуществлеяие других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

Средства социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных.

Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.

Страхователь не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый год.

Страхователи ведут учет:

• сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;

• сумм произведенных расходов по их видам;

• сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;

• расчетов по срёдствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

Страхователи составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.

Система социального страхования, как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в структурном, организационном и функциональном плане. Основными направлениями реформирования системы могут быть следующие:

• совершенствование законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;

• упрощение структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда социального страхования непосредетвенно на предприятия или в системе муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой, прозрачной и более эффективной;

• сокращение непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающихся в лечении;

• создание рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма гарантий гражданам со стороны государства;

• перевод страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и государства;

• снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания помощи со стороны работодателей всех форм собственности.

Источник: http://www.krepkoeradi.ru/strahovanie/225537-funkcii-fonda-socialnogo-strahovaniya-rf-kratko.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после Пен­сионного фонда крупным источником финансовых ресурсов, предназна­ченных на социальные цели (табл.).

    Фонд создан в целях обеспечения государственных гарантий в систе­ме социального страхования и повышения контроля за правильным и эф­фективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

    Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Этот документ регламентирует организацию и функцио­нирование фонда. Фонд образован в целях реализации конституционно­го права граждан на социальное обеспечение в случаях, установленных законодательством РФ, и выплату гражданам в этой связи следующих видов пособий:

    — по временной нетрудоспособности;

    — беременности и родам;

    — женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    — при рождении ребенка;

    — по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    — на погребение или возмещение стоимости гарантированного пе­речня ритуальных услуг;

    — санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

    В соответствии с Законом от 16 июля 1999 г.

    № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное стра­хование определено как частъ государственной системы социальной защи­ты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответ­ствии с федеральным законом страхование работающих граждан от воз­можного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. В этом же документе оп­ределены основные принципы осуществления обязательного социально­го страхования:

    — устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средст­вам обязательного социального страхования;

    — всеобщий обязательный характер социального страхования, дос­тупность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц;

    — государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств 00 обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

    — государственное регулирование системы обязательного социаль­ного страхования;

    — паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системой обязательного социального страхования;

    — обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

    — ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

    — обеспечение надзора и общественного контроля;

    — автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

    Правовые основы деятельности фонда установлены Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 101 (в редакции постановле­ния Правительства РФ от 19 июля 2002 г. № 541).

    Фонд социального страхования управляет средствами государствен­ного социального страхования Российской Федерации.

    Фонд является специализированным финансово-кредитным учреж­дением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении фонда, а так­же имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

    Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответст­вующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда Утверждаются председателем фонда.

    Задачи фонда:

    — обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального по­собия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работни­ков и их детей;

    — участие в разработке и реализации государственных программ ох­раны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

    — осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

    — разработка совместно с Министерством труда и социального раз­вития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах та­рифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

    — организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

    — сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других го­сударств и международными организациями по вопросам социального страхования.

    Средства фонда формируются за счет:

    — страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

    — страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

    — страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятель­ность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государст­венному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;

    — доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вкла­ды. Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствую­щий период;

    — добровольных взносов граждан и юридических лиц;

    — поступления иных финансовых средств, не запрещенных законо­дательством;

    — ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиацион­ных аварий на других атомных объектах гражданского или военного на­значения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

    — прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или про­фессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.). Средства фонда направляются на:

    — выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременно­сти и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня риту­альных услуг;

    — оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

    — оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

    — частичное содержание находящихся на балансе страхователей са­наториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикамен­ты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

    — частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

    — частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского со­става и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

    — оплату проезда к месту лечения и обратно;

    — создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фон­да на всех уровнях.

    Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Ин­струкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной фондом со­вместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министер­ством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участи­ем Центрального банка России;

    — обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управ­ления фонда;

    — финансирование деятельности подразделений органов исполни­тельной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и кон­троля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

    — проведение научно-исследовательской работы по вопросам соци­ального страхования и охраны труда;

    — осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда, активно участвующих в реализации ме­роприятий по социальному страхованию;

    — участие в финансировании программ международного сотрудни­чества по вопросам социального страхования.

    Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисле­ние средств социального страхования на личные счета застрахованных.

    Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевре­менной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреж­дениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собствен­ности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социаль­ному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социально­му страхованию.

    Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию реша­ют вопросы о расходовании средств социального страхования, преду­смотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и чле­нов их семей, о распределении застрахованным путевок для санатор­но-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств фонда, рассматривают спорные вопросы обеспечения пособиями по социальному страхованию.

    Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

    Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денеж­ном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением ви­дов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нор­мативным актам страховые взносы не начисляются.

    Работодатели и банки обязаны представлять работникам фонда необ­ходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, в со­ответствии с законодательством.

    Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевремен­ность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и банками по­рядка уплаты и перечисления страховых взносов в фонд к ним применя­ются финансовые санкции.

    Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — фондом с участием профессиональных сою­зов. Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате кон­трольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы фонда с учетом от­числений, производимых налоговым органом в соответствии с законода­тельством.