Экономическая эффективность налоговых льгот

Статья 5. Экономическая эффективность налоговых льгот

Статья 5. Экономическая эффективность налоговых льгот

1. Под экономической эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается фактическое и планируемое увеличение значений не менее трех из следующих показателей деятельности налогоплательщиков, относящихся к категории, которой предоставлены или планируется предоставить налоговые льготы:

1) выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей);

2) прибыль до налогообложения;

3) среднегодовая стоимость имущества;

4) среднемесячная заработная плата работников;

5) среднесписочная численность работников.

2. Оценка экономической эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется на основе анализа прогнозных значений показателей, указанных в части 1 настоящей статьи, с учетом и без учета предоставления налоговых льгот в прогнозном периоде.

3. Оценка экономической эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется на основе сравнительного анализа фактических значений показателей, указанных в части 1 настоящей статьи, достигнутых соответствующей категорией налогоплательщиков в результате предоставления налоговых льгот, с показателями деятельности, которые прогнозировались при предоставлении налоговых льгот, а также с показателями, которые были достигнуты в году, предшествующем году начала применения налоговых льгот.

>
Бюджетная эффективность налоговых льгот
Содержание
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 января 2017 г. N 2885-П «О проекте закона Краснодарского.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 5. Экономическая эффективность налоговых льгот

Статья 5. Экономическая эффективность налоговых льгот

1. Под экономической эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается фактическое и планируемое увеличение значений не менее трех из следующих показателей деятельности налогоплательщиков, относящихся к категории, которой предоставлены или планируется предоставить налоговые льготы:

1) выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей);

2) прибыль до налогообложения;

3) среднегодовая стоимость имущества;

4) среднемесячная заработная плата работников;

5) среднесписочная численность работников.

2. Оценка экономической эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется на основе анализа прогнозных значений показателей, указанных в части 1 настоящей статьи, с учетом и без учета предоставления налоговых льгот в прогнозном периоде.

3. Оценка экономической эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется на основе сравнительного анализа фактических значений показателей, указанных в части 1 настоящей статьи, достигнутых соответствующей категорией налогоплательщиков в результате предоставления налоговых льгот, с показателями деятельности, которые прогнозировались при предоставлении налоговых льгот, а также с показателями, которые были достигнуты в году, предшествующем году начала применения налоговых льгот.

>
Бюджетная эффективность налоговых льгот
Содержание
Закон Краснодарского края от 3 марта 2017 г. N 3577-КЗ «Об оценке эффективности налоговых льгот» (с изменениями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оценка эффективности налоговых льгот

Экономическая сущность налоговой системы

Обеспечение государственной власти финансами происходит за счет сбора налогов с граждан и хозяйственных организаций. Управленческий аппарат страны работает так, что законодательно не имеет права получать коммерческий доход. Поступление денежных средств осуществляется благодаря работе налоговой системы.

Налоговая система является механизмом по установлению и получению обязательных платежей от населения и объектов предпринимательства, где средством взаимодействия выступает налог.

Налогообложение представляет собой выплату части своего имущества в пользу власти, при этом, плательщик признает эту власть и пользуется ее услугами по защите и управлению.

Механизм сбора налога является эффективным средством управления экономическими процессами, которое реализуется через функции налоговой системы. Среди них можно выделить следующие:

  • непосредственное формирование дохода казны;
  • регулирование экономических процессов;
  • распределение доходов с финансовых средств между различными сферами экономики;
  • перераспределение доходов, капиталов и инвестиционных ресурсов от коммерческой, производственной и других видов деятельности;
  • создание стабильной социальной обстановки;
  • стимулирование осознанности плательщиков, а так же сфер бизнеса, через применение специальных налоговых форм и льгот;
  • контроль за количеством поступаемых денежных средств, предотвращение дефицита бюджета.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Любые преобразования налоговой системы должны быть оправданы и научно обоснованы. В каждой стране существует свой подход к формированию системы налогообложения, который складывался под влиянием объективных факторов. Однако, в экономической теории существует теория, определяющая принципы построения идеального механизма сбора налогов.

Прежде всего, налогообложение должно быть справедливым и распространяться на всех плательщиков в равной степени. Любые исключения из правил необходимо обосновать. Сама процедура взимания платежей должна быть простой, понятной и удобной. Плательщики имеют право получить информацию по своим правам и обязанностям. Налоговые органы должны действовать в рамках закона и не злоупотреблять своей властью. Затраты на сбор налогов должны быть соизмеримы их соответствующим ставкам.

Механизм налоговых льгот

Регулирующая и стимулирующая функции налоговой системы реализуются через применение различных механизмов, одним из которых является применение налоговых льгот. Сама по себе льгота представляет особое преимущество плательщика перед другими.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В развитых западных странах фиксированными и неизменными остаются социальные льготы. Применение льгот в экономической сфере представляет собой более гибкий и изменчивый механизм.

В России предоставление налоговых преимуществ начало использоваться стихийно и не дало ожидаемого результата. За этим последовало резкое сокращение списка применяемых льгот, что снизило гибкость системы.

Существует мнение, что налоговые льготы создают дефицит бюджетного финансирования. Хотя при проработке законодательной базы и системы их применения можно достичь выполнения регулирующей функции.

Стремление к получению налоговых преимуществ иногда ведет к фальсификации данных, предоставляемых в налоговые органы.

Льготы могут предоставляться предприятиям социального и стратегического значения, благотворительным фондам, предприятиям, попавшим в затруднительное положение по объективным причинам, малым формам предпринимательства, а так же отдельным категориям граждан, например, пенсионерам и инвалидам.

Гибкость механизма предоставления преимущества отдельным плательщикам реализуется через применение различных видов налоговых льгот. Среди них можно выделить:

  • Изъятие или отчисление представляет собой вывод части объекта из-под налогообложения, что приводит к уменьшению расчетной базы и снижению общей суммы уплаты. Этот вид льготы может применяться, как к части имущества, так и к части дохода.
  • Снижение общей суммы к выплате называется скидкой. Этот инструмент может влиять на стимулирование определенных сфер предпринимательской деятельности. В отношении граждан скидка снижает налоговое давление.
  • Налоговый кредит, как отсрочка и рассрочка отодвигает срок уплаты. Однако, кредит предоставляет возможность переноса платежа на период в 12 месяцев, а рассрочка и отсрочка – максимум на полгода. Инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать инвестиции в конкретные экономические сферы.
  • Полное или частичное освобождение от уплаты налогов выполняет социальную функцию. Чаще всего используется для малообеспеченных слоев населения и некоммерческих организаций.

Оценка эффективности налоговых льгот

Для понимания эффективности работы механизма по предоставлению налоговых льгот необходимо периодически проводить оценку. Применение льгот приводит к уменьшению финансирования бюджета. Для оценки налоговых расходов применяют три метода. Рассмотрим их.

Анализ упущенных доходов производит оценку потерь финансирования бюджета относительно определенного вида льгот.

Расчет восстановленных доходов рассматривает увеличение финансирование при отмене одной из льгот.

Метод равных расходов показывает размер субсидии плательщику из бюджета, которая сравняет его доход при применении льготы и без нее.

Наиболее часто применяемым и эффективным считается метод упущенных доходов. Он дает более четкое представление о движении денежных средств.

Оценка эффективности применения льгот так же является важной составляющей аналитической работы в данной области экономических отношений.

Влияние налоговых поступлений на доходностью бюджета может рассчитываться по формуле:

$К$ – бюджетная эффективность, $НП$ – прирост налоговых платежей, $ПБ$ – сумма потерь

Экономическая эффективность применения налоговых льгот определяется через повышение производительности и увеличения финансовых результатов налогоплательщиков. Расчет производится по формуле:

$К$ – коэффициент экономической эффективности, $Эр$ – сумма показателей, показавшим рост, либо сохранение предыдущих тенденций, $Эс$ – сумма сниженных показателей.

С точки зрения социальной эффективности налоговые льготы рассматриваются, как инструмент создания благоприятных условий для повышения общего уровня жизни, предоставления рабочих мест, обеспечения социальной защищенности. Расчет производится по формуле:

$К$ – коэффициент социальной эффективности, $Кл$ – граждане, воспользовавшиеся льготой, $Ко$ – общее число льготных плательщиков.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Путин поручил проверить эффективность налоговых льгот

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.

Экономическая эффективность налоговых льгот

МЭРИЯ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 3 июня 2019 года N 990

Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (приложение 1).

2. Признать утратившими силу следующие постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области:

— от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 04.10.2017 N 2730 «О внесении изменения в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 06.06.2018 N 1313 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города
А.С.ГОЛОВАТЫЙ
3 июня 2019 года

Приложение 1. Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города муниципального
образования «Город Биробиджан»
Еврейской автономной области
от 03.06.2019 N 990

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (далее — Порядок) определяет правила проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, установленных решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению представительных органов муниципальных образований (далее — оценка эффективности).

1.2. Оценка эффективности применяется в отношении налоговых льгот по следующим видам налогов:

— налог на имущество физических лиц;

1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

— налоговые льготы — установленные решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам;

— социальные налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам с целью поддержки отдельных категорий граждан, за исключением налоговых льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям;

— стимулирующие налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям с целью привлечения инвестиций и расширения экономического потенциала муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее — городской округ) (включая создание новых рабочих мест, улучшение условий труда);

— финансовые налоговые льготы — налоговые льготы, установленные в целях устранения (уменьшения) расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета городского округа.

1.4. Оценка эффективности осуществляется на основании налоговой отчетности (форма 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»), данных, представленных налогоплательщиками — получателями налоговых льгот, и иной статистической и налоговой отчетности.

2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Оценка эффективности проводится по каждой категории налоговых льгот ежегодно не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом.

Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот проводится на стадии подготовки проекта решения городской Думы городского округа, устанавливающего налоговую льготу.

Оценка эффективности финансовых налоговых льгот не проводится.

2.2. В целях проведения оценки эффективности:

2.2.1. Управлением экономики мэрии города городского округа (далее — управление экономики):

2.2.1.1. Проводится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями городской Думы городского округа налоговых льгот. По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме (приложение 1 к Порядку).

2.2.1.2. Производится расчет оценки эффективности налоговых льгот по формам (приложения 2 — 5 к Порядку) с обоснованием выводов, сделанных на основании данных расчетов.

2.2.1.3. Осуществляются подготовка сводной информации о результатах оценки эффективности налоговых льгот (далее — сводная информация) и направление ее в финансовое управление мэрии города городского округа.

Сводная информация содержит:

— перечень предоставляемых на территории городского округа налоговых льгот;

— количество и характеристику налогоплательщиков, пользующихся льготами;

— информацию об объемах выпадающих доходов городского бюджета по причине предоставления налоговых льгот;

— предложения, направленные на изменение или отмену налоговых льгот.

3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот проводится по каждой категории стимулирующих налоговых льгот на основании коэффициентов бюджетной, экономической и социальной эффективности.

3.2. Под бюджетной эффективностью стимулирующих налоговых льгот понимается прирост налоговых начислений для уплаты в бюджет городского округа в результате предоставления налоговых льгот по сравнению с предшествующим налоговым периодом. Расчет коэффициента бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе осуществляется по следующей формуле:

КБi = НПit / НПi (t-1),

КБi — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

НПit — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в отчетном периоде, тыс. руб.;

НПi (t-1) — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в году, предшествующем отчетному периоду, тыс. руб.

При значении КБi >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную бюджетную эффективность.

При значении КБi Результаты оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 2 к Порядку.

3.3. Экономическая эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые льготы в отчетном периоде:

— объем реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

— выручка от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.;

— чистая прибыль (убыток), тыс. руб.;

— сумма капитальных вложений (инвестиции в основной капитал), тыс. руб.;

— стоимость основных средств, тыс. руб.

Коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот (КЭ) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 3 к Порядку.

3.4. Социальная эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые вычеты в отчетном периоде:

— численность работающих на предприятии, чел.;

— годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.;

— среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

Коэффициент социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот (КС) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 4 к Порядку.

3.5. В случае ограниченного доступа к информации, необходимой для оценки экономической и социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой тайне, а также при отсутствии возможности идентифицировать круг получателей стимулирующих налоговых льгот рассчитывается только бюджетная эффективность налоговых льгот.

3.6. Стимулирующая налоговая льгота признается эффективной, если два из трех критериев оценки имеют положительную эффективность.

4. Оценка эффективности социальных налоговых льгот

Оценка эффективности социальных налоговых льгот осуществляется по следующим критериям:

  • Олег Николаев считает необходимым введение налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

— соответствие социальных налоговых льгот целям и задачам социально-экономической политики Еврейской автономной области, городского округа, государственных программ Еврейской автономной области, муниципальных программ городского округа;

— предоставление социальных налоговых льгот категориям граждан, являющимся льготными категориями в соответствии с федеральным законодательством.

Социальная налоговая льгота считается эффективной в случае соответствия хотя бы одному из вышеуказанных критериев.

Приложение 1. Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию на «___» ____________ 20__ года

Приложение 1
к Порядку оценки эффективности предоставляемых
(планируемых к предоставлению) налоговых
льгот по местным налогам

на «___» ____________ 20__ года

Наименование налогоплательщика — получателя налоговой льготы

(категория получателей льготы)

Нормативный правовой акт (наименование, номер, дата)

Вид налоговой льготы

Целевая категория налоговой льготы (стимулирующая, финансовая, социальная)

Цель налоговой льготы

(рост инвестиций, создание рабочих мест, социальная помощи и т.д.)

Методика оценки эффективности налоговых льгот

Министерство финансов России разместило на официальном сайте проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Документ доступен по ссылке. Мы публикуем методику с официального сайта Минфина без изменений.

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности налоговых льгот, в том числе пониженных ставок налогов, установленных законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (далее – методика, налоговые льготы).

1.2. Методика разработана в соответствии с подходами, применяемыми при определении налогового потенциала субъектов Российской Федерации и расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящей методикой осуществляется в целях повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения эффективности мер социально-экономической политики субъектов Российской Федерации на основе информированного выбора оптимального способа достижения целей, учета результатов оценки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также повышения качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы.

1.4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется субъектами Российской Федерации, в том числе на основании информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой.

1.5. Результаты оценки эффективности налоговых льгот предоставляются в Министерство финансов Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня текущего финансового года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.6. Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования единых подходов к оценке эффективности налоговых льгот осуществляет проверку информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, и размещает ее на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 августа текущего финансового года в целях сверки исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период (далее – исходные данные).

1.7. В случае не представления в срок до 20 августа текущего финансового года в Министерство финансов Российской Федерации замечаний к исходным данным или представления замечаний после 20 августа текущего финансового года, исходные данные считаются согласованными.

1.8. Результаты оценки эффективности налоговых льгот применяются при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» и заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений».

II. Принципы проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Для целей оценки эффективности налоговых льгот формируется сводная информация в разрезе субъектов Российской Федерации и видов (направлений) налоговых льгот, включающая законодательный источник, характеристики налоговой льготы (категория льготополучателей, тип льготы, условия предоставления льготы, срок действия льготы, целевая категория налоговой льготы, категории налогоплательщиков, которым предоставляется льгота и др.), оценку объема налоговой льготы, расчетные показатели для оценки эффективности налоговой льготы в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

2.2. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

1) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

2) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

3) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится отдельно по каждому виду (направлению) налоговых льгот.

III. Порядок оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот

3.1. Социальные и финансовые налоговые льготы подлежат распределению по группам полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления согласно Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – модельный бюджет региона).

3.2. Распределение социальных и финансовых налоговых льгот по группам полномочий производится одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

3.3. Оценка эффективности социальных и финансовых налоговых льгот определяется в рамках формирования модельного бюджета региона и определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации в отношении групп полномочий субъекта Российской Федерации.

3.4. В целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению модельного бюджета расходы модельного бюджета региона по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем социальных и финансовых налоговых льгот по соответствующей группе полномочий.

IV. Порядок оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности (совокупный бюджетный эффект) по стимулирующим налоговым льготам производится с периода действия налоговой льготы или за 5 отчетных лет, в случае если налоговая льгота действует более 5 лет на момент проведения оценки эффективности, и определяется по следующей формуле:

При определении объема налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков, получателей налоговой льготы учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу.

В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет на момент проведения оценки эффективности, объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в текущем году, очередном году и (или) плановом периоде прогнозируется по данным субъектов Российской Федерации.

Под базовыми налоговыми поступлениями для целей настоящей методики понимаются налоговые поступления от налогоплательщиков получателей льготы в году, предшествующем году применения льготы.

При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу без учета поступлений по следующим видам экономической деятельности: добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, добыча металлических руд, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, финансовая деятельность). При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации не учитываются 5 максимальных и минимальных значений по субъектам Российской Федерации.

Номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из целевого уровня инфляции (4%) и реального темпа роста валового внутреннего продукта согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января текущего финансового года:

1) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет менее 30 процентов кредитная премия за риск составляет 1 процент;

2) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет от 30 до 100 процентов кредитная премия за риск составляет 2 процента;

3) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет более 100 процентов кредитная премия за риск составляет 3 процента.

4.3. Для целей настоящей методики налоговая льгота:

1) считается неэффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает отрицательное значение;

2) считается эффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает положительное значение.

4.4. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия неэффективных налоговых льгот подлежит учету при расчете налогового потенциала субъектов Российской Федерации в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – налоговый потенциал).

Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

4.5. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия эффективных налоговых льгот подлежит учету в модельном бюджете региона аналогично порядку оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот согласно разделу III настоящей методики.

V. Заключительные положения

5.1. Настоящая методика может применяться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в целях мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот.

5.2. Министерство финансов Российской Федерации на основании представляемой информации в соответствии с пунктом 1.5 настоящей методики формирует реестр налоговых льгот и размещает его на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет».

5.3. По итогам оценки эффективности налоговых льгот Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации субъектам Российской Федерации в целях мобилизации дополнительных доходов регионов за счет оптимизации неэффективных налоговых льгот.

http://bujet.ru/article/331270.php

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

студент магистратуры, 2 курс, Факультет государственного сектора, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

РФ, г. Новосибирск

Налоговый кодекс РФ определяет налоговые льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Налоговые льготы стали распространяться с 1960-х годов, начиная с Германии и США. С этих времен многие страны уже задумались о том, что оценка эффективности налоговых льгот может стать весьма полезным инструментом для анализа налоговой политики государства.

Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации в текущем году и в среднесрочной перспективе является оптимизация существующей системы налоговых льгот.

Роль налогов в формировании регионального бюджета достаточно велика. Во- первых, налоги представляют собой основной источник доходов бюджетов. Во- вторых, создают благоприятные условия для развития определенных отраслей, при помощи применения льгот, снижения процентных ставок. В- третьих, государство перераспределяет часть прибыли налогоплательщиков на развитие социальной инфраструктуры, наукоемких технологий и инвестиций. Все это обуславливает актуальность выбранной темы, так как при помощи установления эффективных льгот, можно увеличить объем налоговых поступлений, а также укрепить социальную поддержку граждан.

Основная задача рассмотрения данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации нет единой методики оценки эффективности налоговых льгот. Субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. А это в свою очередь затрудняет саму процедуру оценки, качество ее проведения, а также приводит к сложностям в обобщении информации по льготам, так как каждый субъект может проводить оценку по разным критериям.

Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.

В «Основных направлениях налоговой политики на 2011 — 2013 годы» была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Но в то же время следует понимать, что единовременная отмена налоговых льгот может привести к социальным напряжениям в обществе, к увеличению расходов федерального бюджета. Поэтому, принимая решение об отмене льготы, следует тщательно проанализировать ее на предмет социального влияния и экономических последствий.

Вместе с тем введение налоговых льгот и освобождений должно сопровождаться обоснованием, в котором содержатся ответы на такие вопросы:

1) почему введение новой льготы необходимо в принципе;

2) какие цели преследует введение данной льготы, и как будет измеряться успех или провал данной меры;

3) какие доказательства могут быть приведены в пользу того, что введение налоговой льготы позволит достичь указанных целей с приемлемыми затратами;

4) почему введение налоговой льготы лучше прямых расходов бюджета для достижения указанных целей.

Сегодня выделяют три метода количественной оценки налоговых расходов: по упущенным доходам, по восстановленным доходам, по эквивалентным расходам. Данные методы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1.

Методы количественной оценки налоговых расходов

Метод упущенных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую уменьшаются налоговые доходы бюджета в связи с наличием в налоговом законодательстве той или иной льготы, или, другими словами, как сумму, которую бюджет потерял от введения льготы

Метод восстановленных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую налоговые доходы бюджета увеличатся в случае отмены той или иной налоговой льготы, т. е. сколько дополнительно получил бы бюджет, если бы льготу отменили

Метод эквивалентных расходов

Оценивает сколько надо выплатить налогоплательщику, чтобы его доход после налогообложения в условиях замены льготы трансфертом из бюджета сровнялся с тем, который у него есть в условиях применения льготы

Метод упущенных доходов является наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему. Метод восстановленных доходов наименее надежный, так как подразумевает в себе учет поведенческих эффектов от налогоплательщика, реакцию правительства, которые в свою очередь могут оказаться неучтенными.

По Новосибирской области действует Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» N 142 ОЗ от 16 октября 2003 года [1], устанавливающий ставки налога, льготы, отчетный период, а также сроки уплаты по налогу.

Оценку эффективности налоговых льгот в Новосибирской области осуществляют по трем критериям, которые рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки эффективности налоговых льгот

Кбэф = НП / ПБ, где:

НП — объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет;

ПБ — сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот

Показывает влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов бюджета региона

Кээф=Ʃ Эр/ Эс, где

Эр-количество показателей, по которым произошел рост или уровень остался прежним;

Эс — количество показателей, по которым произошло снижение

Показывает влияние налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков, которым они предоставлены

Ксэф = Кл / Ко, где:

Кл — количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой;

Ко — общее количество налогоплательщиков соответствующей категории

Показывает влияние налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости, решение конкретных задач

При этом налоговые льготы имеют положительную эффективность, если значения коэффициентов бюджетной и экономической эффективности больше, либо равны единице, а коэффициент социальной эффективности равен единице.

Анализируя методику оценки эффективности налоговых льгот в других субъектах Российской Федерации, мы пришли к выводу, что основная их часть осуществляет оценку по этим же критериям, что и Новосибирская область, но при этом у них возможна оценка по двум критериям. Другим ключевым отличием является сама формула расчета критерия эффективности.

Для того чтобы сформировать единую методику оценки, нужно закрепить критерии эффективности льгот, выработать показатели, по которым будем осуществляться непосредственно оценка.

Например, льготу можно считать эффективной, если она в первую очередь:

— обеспечивает прирост налоговых поступлений в бюджет;

— создает новые рабочие места в организации;

— улучшает условия труда работников организации;

— увеличивает размер заработной платы работников организации;

— повышает качество товаров и услуг организации;

— повышает доступность товаров и услуг для населения;

— создает или развивает послепродажное обслуживание товаров и услуг населению;

— ведет к экологической безопасности.

Каждая организации, которая применяет льготы, должна оцениваться по данным критериям. Если ответы на критерии положительны, то применение льготы оправдано. Если имеются отрицательные ответы, то организация должна пройти повторную процедуру оценки экспертами, где уже будут изучаться более узкие показатели деятельности организации.

  • Налоговые льготы: есть ли эффект?
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»
  2. Малинина, Татьяна Александровна. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика / Т. Малинина – М.: Ин-т Гайдара, 2010. – 212 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Источники

  • http://base.garant.ru/43664656/52578c3309a272ee8ad686a4e87a118f/
  • http://base.garant.ru/43665584/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/
  • http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovye_lgoty/ocenka_effektivnosti_nalogovyh_lgot/
  • http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/03/05/824591-nalogovih-lgot
  • http://docs.cntd.ru/document/553373003
  • http://sibac.info/studconf/econom/liii/75801
Экономическая эффективность налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here