Бюро для проведения медико социальной экспертизы

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Перечень документов для прохождения МСЭ

Перечень документов для прохождения МСЭ

Для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»):
1. Заявление гражданина (или его законного представителя). Скачать образец заявления на МСЭ
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт ( для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у); или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ; или Определение суда.
4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).
5. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
6. Документы об образовании.
7. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.
8. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
9. Педагогическая характеристика на учащегося.
10. Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.
11. При повторном освидетельствовании (в случае установления ранее инвалидности) — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:
1. Заявление гражданина (или его законного представителя), работодателя (страхователя), страховщика (ФСС), определение суда.
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у); или Определение суда.
4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
5. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ.
6. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
7. Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ.
8. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
9. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
10. Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.

Для разработки (коррекции) Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА):
1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт (для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
3. Справка об инвалидности.
4. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у);или Направление гражданина на МСЭ, выдаваемое органом социальной защиты.
5. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
6. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
7. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
8. Педагогическая характеристика на учащегося.
9. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) при повторном освидетельствовании.

Для разработки (коррекции) Программы реабилитации пострадавшего (ПРП):
1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
3. Направление лечебного учреждения (Форма 088/у);
4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
5. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
6. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
7. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

«Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утверждённый приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н (Извлечение)

1. Для всех видов экспертизы:
• Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (лица без гражданства).
• Заявление о предоставлении государственной услуги.
• Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом социальной защиты населения или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

2. Для установления степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (дополнительно):
• Акт о несчастном случае на производстве; акт о случае профессионального заболевания; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов) о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные до 06.01.2000.
• Трудовая книжка (для не работающих) или её заверенная копия (для работающих).
• Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию (предоставляется работодателем или страховщиком).

3. Для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) близкого родственника гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего по контракту) (дополнительно):
• Справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;
• Документ, удостоверяющий личность отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе.
• Свидетельство о рождении родных брата или сестры.
• Свидетельство о рождении родителей военнослужащего или призывника (при нуждаемости в уходе бабушки или дедушки).
• Решение суда (при нуждаемости в уходе усыновителей).
• Свидетельство о браке (при нуждаемости в уходе жены, мужа).
• Справка из органа социальной защиты населения о том, что нуждающееся в постороннем уходе лицо не находится на полном государственном обеспечении.

4. Для определения причины инвалидности (дополнительно):
• Сведения из медицинской организации, подтверждающие наличие стойких ограничений жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся до 18 лет) – для установления причины «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

• Сведения из медицинской организации о наличии оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (выполнения интернационального долга в Афганистане) — для установления причины «военная травма» без военно-медицинских документов.

• Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний – для установления причин: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

• Справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная медицинскими учреждениями, Центральным архивом Минобороны России, Архива военно-медицинского музея, Российского государственного военного архива – для причин «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

• Заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием – для причины инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

5. Для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы:
• Заявление члена семьи умершего.
• Паспорт заявителя либо другой документ, удостоверяющий его личность.
• Копия медицинского свидетельства о смерти.
• Выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования.
• Копия справки об инвалидности, если умерший признавался инвалидом.
• Медицинские документы умершего, имеющиеся на руках у заявителя.

6. Для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации:
• Заявление сотрудника о направлении его на МСЭ.
• Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
• Свидетельство о болезни с заключением о не годности или ограниченной годности в военной службе вследствие военной травмы.
• Копия приказа об увольнении по болезни.

http://www.invalidnost.com/index/0-149

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Условия и порядок установления инвалидности

Условия и порядок установления инвалидности

ПРАКТИКА установления инвалидности

В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих СТОЙКОЕ нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Проще говоря, СНАЧАЛА больного надо пролечить в течении определенного периода (для каждой патологии этот период свой), и уже только ПОСЛЕ проведенного лечения — по его результатам решать вопрос о наличии (или отсутствии) у него признаков инвалидности.

СТОЙКОСТЬ патологии (наряду с ее ВЫРАЖЕННОСТЬЮ) — являются ведущими критериями инвалидности.
О СТОЙКОСТИ имеющейся у больного патологии обычно судят при неэффективности не только регулярного амбулаторного, но и стационарного лечения.

СТОЙКОЙ патология считается в случае отсутствия эффекта от проводимого адекватного лечения в течении, не менее, чем последних 4-6-8-10-12 мес. перед МСЭ.
Конкретные сроки лечения перед направлением на МСЭ зависят от имеющейся у больного патологии.
Ориентировочно сроки лечения перед направлением на МСЭ можно оценить по материалам этой ссылки:
Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности

В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности — является вступивший в силу с 01.01.2020г. Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н.
К данному Приказу имеются два приложения в виде таблиц (по взрослым и по детям), в которых приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).
Приложение № 1 к Приказу 585н (по взрослым)
Приложение № 2 к Приказу 585н (по детям)

Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н:
10-30% — инвалидность не устанавливается.
40-60% — соответствуют 3-й группе инвалидности.
70-80% — соответствуют 2-й группе инвалидности.
90-100% — соответствуют 1-й группе инвалидности.
40-100% — соответствует категории «ребенок-инвалид» (для лиц моложе 18 лет).

В настоящее время ОЖД (ограничения жизнедеятельности) в различных категориях уже не ставятся «во главу угла».
Формально — да, для установления инвалидности наличие ОЖД требуется и сейчас, но в настоящее время решающее значение для установления инвалидности имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.
На практике в настоящее время при решении вопроса о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности приоритетное (решающее) значение имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.

Если у больного имеется СТОЙКАЯ патология с размером процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н от 40% и выше, то в этом случае — инвалидность устанавливается.
Подробнее — см. Автоопределитель групп инвалидности.

Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.

Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:
Оформление инвалидности простым языком

ТЕОРИЯ установления инвалидности

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться , ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае, если организация , оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

При наличии «Направления на МСЭ (форма 088/у)» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому.

На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
— Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ;
— при наличии у больного патологии, предусмотренной пунктами раздела IV приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования , запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1, 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 лет, либо до достижения возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, указанные в пунктах раздела I приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
— при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше, а также при наличии у больного патологии, указанной в пунктах раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
1. Справка о группе инвалидности.
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
3. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА).

Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина — в противном случае решение объявляется в устной форме).
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

http://www.invalidnost.com/index/0-146

Как оформить инвалидность во Владимире в 2020

Какие документы необходимы для оформления инвалидности во Владимире, подача заявления онлайн, сроки выдачи справки и срок, на который устанавливается группа инвалидности.

Дорогие владимирцы! Наши инструкции рассказывают о типовых способах решения данной задачи, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефону
8 (800) 500-27-29 доб. 693 (г.Владимир)
Юридическая консультация – быстро и бесплатно !

Список документов

Видео (кликните для воспроизведения).

Для оформления инвалидности необходимы следующие документы:

  • направление на медико-социальную экспертизу;
  • заявление;
  • паспорт (для лиц младше 14 лет – свидетельство о рождении);
  • амбулаторная карта;
  • результаты анализов и обследований;
  • другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.

При потере трудоспособности в результате увечья на рабочем месте к данному перечню прилагаются:

  • акт фиксации несчастного случая на производстве;
  • трудовая книжка;
  • заключение об условиях труда.

Если лицо, оформляющее инвалидность, нуждается в постоянном уходе со стороны родственников, следует дополнительно приложить ряд документов:

  • паспорт гражданина, который будет осуществлять уход;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке (для мужа или жены);
  • свидетельство о рождении (для брата или сестры);
  • решение суда (для усыновителей);
  • справка от органа соцзащиты об отсутствии полного государственного обеспечения.

Направление на проведение медико-социальной экспертизы может выдать любое медицинское учреждение, орган пенсионного обеспечения или служба социальной защиты. В случае отказа организация обязана оформить соответствующую справку для самостоятельного обращения гражданина в бюро МСЭ.

Направление или справка выдаются в бумажном виде, если у учреждений нет возможности электронного обмена документами.

http://vladimir.gorod.guru/invalidnost

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».

http://dislife.ru/materials/2543

Как оформить инвалидность

1. Когда можно оформить инвалидность?

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По закону , если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет — свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет — паспорт);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования — обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • опекуну (представителю органа опеки и попечительства) — документ об установлении опеки.

4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
  • документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • профессионально-производственная характеристика с места работы — для работающих граждан;
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • СНИЛС;
  • если документы будет подавать представитель — доверенность на представителя и его паспорт.

В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому — если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

6. Как проводится экспертиза?

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.mos.ru/otvet-socialnaya-podderjka/kak-oformit-gruppu-invalidnosti/

Бюро для проведения медико социальной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here