Актуальные вопросы медико социальной экспертизы

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Читайте так же:  После 40 лет стажа прибавка к пенсии

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».

http://dislife.ru/materials/2543

Повышение квалификации

Учебно-методологический центр ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России на основе дополнительного профессионального образования проводит циклы повышения квалификации по следующим программам:

специалистов с высшим медицинским и психологическим образованием:

  • «Организационно-правовые и методические основы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации в педиатрии»;
  • «Психология, медико-социальная экспертиза, реабилитация и абилитация»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при внутренних болезнях»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при заболеваниях нервной системы»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при эндокринных заболеваниях»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при патологии органа зрения»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при психических расстройствах»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при заболеваниях и травмах опорно-двигательной системы»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при хирургических заболеваниях»;
  • «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов при онкологических заболеваниях».
  • «Сестринское дело»
  • «Сестринское дело в педиатрии»

Программы обучения рассчитаны на 72-144 часа.

Лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста.

Заведующий сектором подготовки и переподготовки специалистов на основе дополнительного профессионального образования, к.м.н. Гаубрих Наталья Юрьевна (499)487-5711 (доб.1605)


http://old.fbmse.ru/povyshenie-kvalifikacii

Повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы»

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы

Об этом курсе

Дистанционное обучение по программе курса «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы» направлено на систематизацию и углубление профессиональных знаний, совершенствование компетенций специалиста, необходимых для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Основной целью программы курса «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы» является повышение квалификации специалиста и приобретение специалистом необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков.

После прохождения дистанционного обучения на курсе «Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы» выпускник сможет обладать рядом профессиональных компетенций:

  • способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в сфере охраны здоровья ,а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
  • анализировать причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимать участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;
  • способность и готовность постоянно совершенствовать знания вопросов экспертизы временной нетрудоспособности;
  • выявлять признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно организовывать направление пациента на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу.

Отзывы

Здесь Вы можете ознакомиться с отзывами слушателей наших курсов. Если Вы уже проходили курсы в нашем центре, то оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Нам важно Ваше мнение. Спасибо!

http://kompia.com/course/aktualnye-voprosy-mediko-socialnoj-ehkspertizy/

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Читайте так же:  Стаж дающий право выхода на пенсию

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники.

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Читайте так же:  Куда обратиться за социальной пенсией

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Видео (кликните для воспроизведения).

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты женщинам до 3 лет

http://www.pravmir.ru/mediko-sotsialnaya-ekspertiza-pyitka-dlya-invalidov/

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы

Дата размещения: 27.05.2016

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма

Главный эксперт по медико-социальной экспертизе, к.м.н Кузнецов Александр Иванович.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Такое понятие медико-социальной экспертизы дается в статье седьмой Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.

Новые подходы

В 2010 году правительство одобрило концепцию совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации. Дело в том, что всероссийские общества инвалидов много раз просили сделать критерии установления инвалидности более прозрачными и понятными — раньше в них могли разобраться только специалисты медико-социальной экспертизы, а обычные врачи и граждане мало что могли там понять. Была проделана большая работа по изучению мирового опыта. Когда все было готово, Минтруд России запустил пилотный проект в трех субъектах: Тюмени, Удмуртии и Хакасии. Там учреждения медико-социальной экспертизы устанавливали пациентам инвалидность и по старой классификации, и по новой, смотрели, чтобы права инвалидов не ущемлялись. В осуществлении мониторинга очень помогла внедренная в работу всех специалистов Единая информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы. Пилотный проект показал, что количество признанных инвалидами на основании новой классификации разнится разве что на 1-2 процента, и в итоге, с учетом этого опыта, Минтруд России выпустил приказ №664-н.

Новые подходы к установлению инвалидности введены по результатам мониторинга, проведенного Минтрудом России в течение 2015 года, и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. И их применение на практике расширило показания к признанию гражданина инвалидом, в частности, по онкологическим заболеваниям у взрослых, а у детей — по сахарному диабету, муковисцидозу, целиакии, фенилкетонурии, врожденным порокам сердца и др.

Индивидуальный подход

2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 года № 1024н, утвердивший «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

В основе нового приказа также лежит количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которая, по сути, дополняет имеющуюся оценку по четырем степеням выраженности, применявшуюся и ранее.

Она оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

По-прежнему выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов (инвалидность не определяется);

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов (третья группа инвалидности);

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов (вторая группа инвалидности);

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (первая группа инвалидности).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.

Соответственно, инвалидность устанавливается не по факту наличия того или иного заболевания, а по степени выраженности нарушенных функций.

Условия признания гражданина инвалидом остались прежними:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Конечно, и сейчас останутся пациенты, которым после введения новой классификации не будут устанавливать инвалидность. Потому что сама болезнь и теперь не является основанием для установления инвалидности — ее устанавливают только после проведения реабилитации тем людям, у которых есть как минимум умеренно выраженные нарушения функций организма. То есть если, например, у человека удалена эндокринная железа и ему назначили заместительную гормональную терапию, и за счет лекарств нарушенная функция компенсируется, то оснований для признания человека инвалидом нет. Конечно, при этом он продолжает постоянно нуждаться в медикаментах. Правда, есть постановление Правительства РФ, в соответствии с которым при большинстве нозологий лекарства больным должны выдавать по факту заболевания. К сожалению, это постановление не всегда выполняется, но это уже никак не связано с медико-социальной экспертизой — скорее с медицинской организацией, где наблюдается человек, нормативно-правовым регулированием Министерства здравоохранения и контролем за исполнением нашего законодательства по обеспечению лекарственными средствами.

На встрече с руководителями — главными экспертами субъектов Российской Федерации министр труда и социальной защиты Максим Топилин подчеркнул: «В основе работы бюро МСЭ должен быть индивидуальный подход к человеку. Это касается комфортности прохождения освидетельствования, доступности информации, максимально полных и понятных разъяснений результатов экспертизы, а также разработки индивидуальной программы реабилитации».

Достоверные сведения о каждом

В ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России для проведения медико-социальной экспертизы граждан работают 17 филиалов-бюро. Из них: 11 бюро общего профиля, бюро для освидетельствования больных туберкулёзом; бюро для освидетельствования лиц с психическими расстройствами; бюро для освидетельствования лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения; бюро для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет; бюро для проведения МСЭ лиц преимущественно с онкологическими заболеваниями и бюро для проведения МСЭ лиц с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Для проведения медико-социальной экспертизы к тяжелым пациентам комиссии выезжают на дом и в стационарные медицинские организации.

Читайте так же:  Изменяется ли пособие уходу за ребенком

В 2015 году с заявлениями о проведении медико-социальной экспертизы обратились 24819 граждан (в 2013 году — 26628, в 2014 году — 25614 человек). Признаны инвалидами 17949 граждан, что составляет 72,3 процента. В 2013 г. и 2014 г. эта цифра составляла 74,4 процента. Говорить о снижении количества признанных инвалидами из-за какой-то «нечеловеческой» количественной системы оценки, предусмотренной приложением к классификациям и критериям, неправомерно.

С 1 января 2017 года начнет работать федеральный реестр инвалидов. В нем будет собрана вся информация о гражданах, получивших инвалидность, и реабилитационных мероприятиях. Реабилитация — это путь к социализации человека, его интеграции в общество. Разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида возложена на специалистов медико-социальной экспертизы. Реестр создается для того, чтобы все органы исполнительной власти в регионе имели полные и достоверные сведения о каждом человеке с инвалидностью и рекомендованных ему реабилитационных мероприятиях. Федерацией определен порядок электронного взаимодействия исполнителей программы реабилитации с учреждением медико-социальной экспертизы. Это значительно сократит маршрут инвалида.

По защищенным каналам связи

На сегодняшний день завершены работы по формированию защищенных каналов связи между ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России и ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России, между Главным бюро и бюро-филиалами, с департаментом здравоохранения Смоленской области, с департаментом по социальному развитию Смоленской области, с департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области.

Установлен защищенный канал связи с департаментом информационных ресурсов Смоленской области, который будет обеспечивать защищенное информационное взаимодействие между ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России и департаментом по образованию, науке и делам молодежи Смоленской области, и Главным управлением спорта Смоленской области. В настоящее время с этими департаментами заключены соглашения.

Хочется напомнить, что согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О правилах и условиях признания лица инвалидом» медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий. И при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Зачастую пациенты считают, что лечение и реабилитационные мероприятия должны проводиться после установления группы инвалидности. «Ведь диагноз никуда не денется», — говорят они. Однако правильно подобранное медикаментозное лечение, вовремя проведенные лечебно-реабилитационные мероприятия способны приводить и часто приводят к компенсации заболеваний. И человек вполне может жить полноценной жизнью, не становясь лицом с ограниченными возможностями.

http://gorodnews.ru/spec/item.php?id=3000

Актуальные вопросы медико социальной экспертизы

Герман Светлана Владимировна

аспирант кафедры медицинской экспертизы факультета
повышения квалификации врачей Института последипломного образования ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», г. Нижний Новгород

Введение.

Процесс формирования инвалидности населения субъекта Российской Федерации имеет особенности, которые обусловлены региональными факторами, влияющими на этот процесс. Из всех факторов, влияющих на процесс формирования инвалидности населения в Нижегородской области, одним из наиболее «влиятельных», но в то же время и наиболее управляемых, является организация клинико-экспертной работы в медицинских организациях, в первую очередь — в территориальных поликлиниках, которые являются основным источником формирования контингента больных для направления на освидетельствование в федеральные казенные учреждения медико-социальной экспертизы (ФКУ МСЭ).

Для успешного решения проблем социальной защиты больных и инвалидов в современных условиях необходимо обеспечить единство, качество и эффективность экспертно-реабилитационного процесса на всех его этапах. Определение показаний для направления граждан на освидетельствование в ФКУ МСЭ на уровне лечащего врача, оформление документов для МСЭ, в том числе утверждение направления на МСЭ на уровне врачебной комиссии (ВК) медицинской организации — первый этап экспертно-реабилита­ционного процесса при проведении МСЭ. Для качественного предоставления государственной услуги по проведению МСЭ в условиях регламентированных административных процедур сущест­венно повышается значимость вопросов конструктивного взаимо­действия ФКУ МСЭ и учреждений здравоохранения. Это обусловило цель настоящего исследования.

Цель исследования— сформулировать основные проблемы при направлении граждан на медико-социальную экспертизу организа­циями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, и предло­жить пути их решения.

Материалы и методы.

Информационной базой исследования были данные статисти­ческой отчетности ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» (форма «7», «7-собес») за 1983—2011 гг.; акты освидетельствования больных, впервые направленных на МСЭ (1017 актов); «Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» по форме 088/у-06 (1000 направлений). Статистическая обработка материала выполнена с использования стандартного пакета программ Microsoft Offiсе 2007.

Результаты и обсуждение.

Организационно-методическая работа с целью повышения эффективности взаимодействия ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» с медицинскими организациями при направлении граждан на МСЭ проводится на протяжении многих лет совместными усилиями ГБ МСЭ, Министерства здравоохранения Нижегородской области, кафедры медицинской экспертизы ФПКВ Нижегородской государственной медицинской академии, в тесном контакте с председателями врачебных комиссий, и дает определенные положительные результаты. Однако продолжают иметь место случаи необоснованного направления граждан на МСЭ, несоблюдения стандартов обследования, дефекты и ошибки при оформлении «Направления на МСЭ».

Основными проблемами, которые следует решать на уровне медицинской организации при направлении больных на МСЭ, можно считать следующие:

1. Определение показаний для обоснованного направления граждан на МСЭ.

2. Разработка и реализация рационального экспертно-реабили­тационного маршрута пациентов, в том числе определение объема обследования, необходимого и достаточного для определения структуры и степени выраженности функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности.

3. Качественное оформление «Направления на МСЭ органи­зацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».

Проблема необоснованного направления граждан на МСЭ в последние годы становится все более актуальной для Нижегородской области (Таблица 1).

Таблица 1.

Результаты первичного освидетельствования взрослого населения в учреждениях медико-социальной (врачебно-трудовой) экспертизы Нижегородской области в динамике за 1983—2011 гг.

Годы

Освидетельствовано первично

с целью установления инвалидности,

Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/conf/med/xii/29799

Актуальные вопросы медико социальной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here