Правила страхования космических объектов

Виды страхования космической деятельности

Правила страхования космических объектов

Страхование космической деятельности, так или иначе, включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники.

Следует отметить, что механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники.

Здесь могут быть застрахованы риски, связанные: с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр.

Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники, характеризуется наиболее значительными возможными ущербами и рисками это:

— широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;

— сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в т.ч. работ с повышенной степенью опасности;

— достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала.

Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники.

Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться помимо имущественных также финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.

Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы) техники, несчастные случаи (в т.ч. с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники.

Одна из возможных классификаций и общая характеристика видов страхования ракетно-космической техники представлена на рисунке 2.1.

Средств наземной базы эксплуатации: — при проведении работ; — от стихийных бедствий.
Образцов космической техники: — при хранении и транспортировке; — при подготовке к запуску; — страхование запуска; — страхование орбитального полёта.
Личное страхование: — космонавтов; — обслуживаемого персонала.

Рисунок 2.1 — Классификация видов страхования ракетно-космической техники

Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают также страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страховании выделены две группы: страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.

При разработке программы страхования исходными данными служат условия контракта, по которым будет осуществляться конкретный космический проект, а также дополнительные сведения:

— наименование, назначение, общие характеристики и краткое техническое описание объекта страхования с приложением сертификата установленной формы;

— дата и место запуска объекта страхования;

— наличие лицензии на использование и/или эксплуатацию объекта страхования в период действия договора страхования.

На сегодняшний день спектр услуг в области космического страхования весьма широк и как элемент внешнеэкономической деятельности занимает существенное место в межгосударственных экономических отношениях.

Страхование производственного цикла создания космического аппарата. Здесь возмещается ущерб, возникший в результате повреждения или гибели изделия или несоблюдения сроков его изготовления по причине перерыва в производстве.

Страхование космического аппарата, ракеты-носителя или их составных частей на этапе транспортировки на территорию космодрома.

Страхование предстартовых рисков защитит страхователя на случай повреждения или гибели космического аппарата на территории космодрома во время хранения, сборки в монтажно-испытательном комплексе, предстартовой проверки бортовой аппаратуры и других подготовительных операций, направленных на последующее осуществление запуска.

Страхование запуска космического аппарата и вывода его на орбиту.

Традиционно этот этап подразделяется на три фазы: собственно запуска, то есть с момента отрыва ракеты-носителя от стартовой установки и до момента отделения орбитального спутника от последней маршевой ступени; выведения спутника на расчетную орбиту или точку стояния; проверок работы бортовых систем и ввода в эксплуатацию в течение оговоренного периода. Предусматривается возмещение убытков вследствие полной пли частичной гибели спутника в результате произведенного запуска.

По данному виду страхования ответственность наступает с момента санкционированной подачи команды на запуск ракеты-носителя с пульта управления стартового комплекса и заканчивается в момент наступления одного из следующих событий:

а) осуществление вывода космического аппарата на расчетную орбиту и окончание проведения контрольных проверок работоспособности бортовой аппаратуры согласно эксплуатационной документации;

б) истечение оговоренного договором страхования периода со дня запуска объекта страхования;

в) истечение оговоренного договором страхования периода со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы;

г) истечение срока действия или прекращение договора страхования.

Страхование эксплуатации космического аппарата на орбите.

Данное покрытие также предполагает полную или частичную гибель и обеспечивает возмещение ущерба в случае непредвиденного сокращения срока службы спутника вследствие перерасхода топлива, нарушения работоспособности источников питания, в том числе солнечных батарей, потери ориентации спутника, ухудшения качества приема-передачи или отказа каналов связи.

Период страхования устанавливается, как правило, 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Договор может быть продлен на следующий срок, при этом условия страхования пересматриваются в зависимости от состояния объекта страхования.

Ответственность оканчивается также со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы.

Страхование возвращения космического аппарата на поверхность Земли.

По данному виду страхования возмещаются убытки от полной гибели и повреждения возвращаемого космического аппарата или его части во время спуска с орбиты на поверхность Земли.

Ответственность наступает с момента включения двигателей космического аппарата во время нахождения последнего на расчетной орбите для осуществления маневра по сходу с орбиты и оканчивается в момент завершения посадки.

Правила страхования наземных объектов не очень отличаются от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:

— падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;

— возникновение экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива.

Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки.

Страхование жизни и здоровья астронавта является обязательным элементом выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.

2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков

Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельности человечества, связанной с целенаправленным преобразованием человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми «массовыми» рисками.

Во-первых, для космических рисков не характерна однородность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков всё же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа.

Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы.

Рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве основных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности.

Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения.

Его количественные и качественные характеристики и признаки определяют содержание и границы страховой защиты.

Космический риск представляет собой гипотетическую возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической деятельности и другим лицам в процессе ее осуществления.

Негативное влияние космического риска связано: с одной стороны, с вредоносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой — с ответственностью, обусловленной возникающими экономическими отношениями, регулируемыми гражданским правом.

Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям.

Во-первых, с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; во-вторых, организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации.

Различие заключается в цели организации страховой защиты: в первом случае страховое покрытие необходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения уставной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором — непрерывной реализации космического проекта.

В страховое покрытие включается различный объем ответственности страховщика, хотя факторы риска практически неизменны. Поэтому идентификация и анализ качественных характеристик космического риска в зависимости от направления их страхового покрытия не имеет принципиального значения.

Фазы разработки и изготовления космических средств наиболее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами риска при осуществлении разработки (модификации) космической техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответственность конструкторов космической техники (наличие конструктивных недостатков).

Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный и насыщенный самыми сложными и различными по своей специфике технологическими операциями этап, с точки зрения страхования наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли так называемого «человеческого» фактора и качественное содержание

С точки зрения страхования, эксплутационные процессы космических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфраструктуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов.

Ввиду того, что оборудование наземной базы эксплуатации космодрома является государственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование.

В качестве объ­ектов риска выступают целевые компоненты космодрома.

Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств.

Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5-25 % от стоимости космических средств.

Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1 % от страховой суммы.

Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средства — самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значительным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12-20 %.

При оценке степени готовности орбитального средства к применению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а также надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8-12 %.

Результатом целевого применения космической системы является получение космической продукции (услуги), которая реализуется ее потребителями на платной основе.

Космический проект окупается при длительном функционировании космической системы.

Фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функционирования космической системы и конъюнктуры рынка космической продукции, а также экономической ситуацией — с другой.

В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхождения.

Риски внутреннего происхождения характеризуются отказами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблагоприятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5-8 %.

Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окружающей среде — экологические риски.

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/7920.html

Космическое страхование (страхование космических рисков)

Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнеших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности: наземной космической инфраструктуры, средств выведения (ракет-носителей, разгонных блоков) и космических аппаратов, а также рисками возникновения ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц объектами ракетно-космической техники при нештатных ситуациях.

Поэтому с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для возмещения возможных ущербов осуществляется финансовая защита космических проектов путем использования механизма страхования.

Необходимо сказать, что в России есть положительные примеры страховой защиты космических проектов. Российскими страховыми компаниями накоплен определенный опыт страхования рисков  на всех этапах жизненного цикла объектов ракетно-космической техники.

За последние 15 лет российские страховщики, в связи с гибелью ракетно-космической техники, выплатили страховое возмещение в сумме более 150 млн. долларов США.

В настоящее время в отечественной практике применяются на регулярной основе, главным образом, два вида страхования космических рисков:

  • страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
  • страхование  от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).

Страхование ответственности перед третьими лицами при запусках ракет космического назначения

Риск ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц возникает в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966 г. и Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 ноября 1971 г.

Российская Федерация, являясь участником этих международных соглашений, как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), должна принимать необходимые меры по предотвращению наступления вреда или компенсации причиненного в результате космической деятельности ущерба третьим лицам (гражданам и юридическим лицам любого государства мира).

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из прогнозируемого уровня максимально возможного ущерба, который может быть причинен третьим лицам при аварийных запусках космических аппаратов.

Основными факторами, влияющими на размер возможного ущерба, являются трассы полетов ракет-носителей с космическими аппаратами, тип и токсичность используемых компонентов топлива и масса ракеты-носителя.

Страхование имущества

Риски утраты или повреждения объектов космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов возникают вследствие того, что надежность ракетно-космической техники не является абсолютной.

Объекты космической инфраструктуры представляют собой уникальную многофункциональную базу для реализации политики государства в сфере космической деятельности. Разрушение ее наиболее дорогостоящих объектов, к которым, прежде всего, относятся стартовые комплексы, может привести к серьезным последствиям и оказать негативное влияние на развитие ракетно-космической отрасли в целом.

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из стоимости страхуемого имущества.

Следует отметить, что в России практика страхования рисков космической деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов предприятий ракетно-космической отрасли и государства.

В частности, такие виды экономической защиты, как страхование  рисков при разработке, производстве, испытаниях объектов ракетно-космической техники, страхование грузов при транспортировании изделий на космодром, страхование запуска и эксплуатации космических аппаратов на орбите, страхование предпринимательских рисков применяются пока ограниченно и, в основном, при реализации коммерческих проектов.

Причиной этого является ограниченность нормативной базы и не достаточно проработанные вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.

Целью использования механизма страхования образцов ракетно-космической техники и объектов наземной космической инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.

Необходимо отметить, что механизм страхования рисков космической деятельности сегодня является  наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической защиты запусков ракетно-космической техники в интересах обороноспособности  Российской Федерации. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы страховых рынков для компенсации возможных ущербов.

Учитывая заинтересованность заказчика в результатах реализации федеральных целевых программ, оправданным является осуществление страхования за счет заказчика либо возмещение им соответствующих затрат на страхование, понесенных исполнителем.

На различных этапах разработки, изготовления, летных испытаний и эксплуатации ракетно-космической техники целесообразно предусматривать различные механизмы финансирования затрат, связанных с обязательствами страхователя, в том числе различные варианты договоров страхования,когда страхователем и выгодоприобретателем может выступать как заказчик, так и исполнитель.

Реализация возможностей механизма страхования в ракетно-космической отрасли при выполнении федеральных целевых программ позволяет обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

Подробнее о космическом страховании можно узнать на сайте «Космическое страхование (страхование космических рисков)».

Источник: http://www.askins.ru/index.php/space

Космическое страхование сегодня и работа над законопроектом об обязательном космическом страховании

Космическое страхование сегодня и работа над законопроектом об обязательном космическом страховании

» Страхование » Общая информация

Космическое страхование – один из наиболее важных элементов любого космического проекта. Это связано с высоким риском потери или повреждения объектов частной и/или федеральной собственности.

Объектами страхования могут выступать космические корабли, средства выведения, наземная космическая инфраструктура, а также жизни самих космонавтов.

Механизм страхования позволяет привлекать дополнительные финансовые средства для защиты и возмещения ущерба от намеренной порчи объектов третьими лицами или для решения внештатных ситуаций.

История развития космического страхования

История страхования как самостоятельной отрасли началась в 60-х годах ХХ века. Именно тогда оно было выделено в отдельную группу. Первый космический спутник был застрахован в 1965 г. В нем оговаривалась и ответственность на стадии запуска объекта.

В 1972 г. международная общественность приняла Конвенцию об ответственности за ущерб, нанесенный космическим объектам. По условиям этой Конвенции, в случае причинения вреда космическому объекту на территории другого государства материально ответственным считается запускающее государство.

На сегодняшний день российское правительство вместе с госкорпорацией «Роскосмос» приступило к разработке законопроекта об обязательном космическом страховании. Внесение его в Госдуму планируется на февраль 2015 г.

Виды космических рисков

Космические риски можно разделить на несколько отдельных отраслей – таких как личная и имущественная ответственность.

Основные риски в сфере страхования космических объектов сводятся:

  • к угрозе жизни или здоровью, имуществу других лиц;
  • причинению вреда инфраструктуре пусковых комплексов космодромов;
  • потере средств выведения;
  • потере космического аппарата.

Также в этот список можно добавить риски, связанные с техническими неполадками и политической ситуацией, способными повлиять на ход космической программы.

Страхование от потери дохода способно возместить убытки, понесенные из-за повреждения объекта на любой стадии – от сборки или подготовки до работ на орбите. Сумма потери рассчитывается исходя из того, какой доход был бы получен при успешном выполнении программы.

Страхование на случай задержки старта спутника покрывает дополнительные траты на транспортировку, оплату операционных систем и сервисное обслуживание оборудования спутника до следующего старта.

Для каждого этапа производственного цикла можно выделить свой вид страхового полиса:

  • страхование на этапе сборки и испытаний объектов, холодного и функционального тестирования;
  • страхование перед запуском объекта – действует до момента запуска двигателей объекта;
  • страхование на этапе запуска объекта – действует с момента запуска объекта до его выхода на орбиту;
  • страхование на орбите.

Эти 4 полиса предусматривают страхование от всех видов рисков, возможных на разнообразных этапах подготовки, запуска и работы объекта. При комплексном полисе сумма страховой ответственности может превышать 1 миллиард долларов

Истории, к сожалению, известен ряд примеров неудачных запусков ракет, спутников и космических станций.

Для России самыми яркими страховыми инцидентами стали запуски спутников «Интелсат-27», «Купон», «Экспресс АМ4», «Экспресс АМ4Р», «Ямал-100», «Ямал-402», «KazSat-1», «БелКА», а также автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Стоимость проекта «Фобос-Грунт» составляла около 5 миллиардов рублей, а сам космический аппарат оценивался в 1,2 миллиарда рублей. Станция была застрахована компанией «Русский страховой центр» на полную стоимость (страховая сумма – 1,2 миллиарда рублей).

Спутник «KazSat-1» на этапе транспортировки, подготовки к запуску, старта и орбитальных испытаний также был застрахован компанией «Русский страховой центр». Однако в дальнейшем он был перестрахован компанией «Алатау». Страховая сумма оценивалась в 46 миллионов долларов.

После потери управления спутником «Купон» в 1998 г. компания «Ингосстрах» выплатила страховку в размере 85 миллионов долларов.

Развитие программы страхования рисков в России

Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о разработке законопроекта об обязательном космическом страховании.

Компетентные в этом вопросе федеральные органы исполнительной власти и Роскосмос к ноябрю 2014 г. должны представить правительству этот документ. О принятии законопроекта можно будет говорить не ранее февраля 2015 г., однако некоторые вопросы возникают уже сейчас.

При разработке законопроекта об обязательном космическом страховании авторы опирались на постановления Международной Конвенции от 1972 г., а также на законы «О космической деятельности» (1993 г.) и «Об организации страхового дела» (1992 г.).

Как говорится в документе, на данный момент механизм компенсации затрат страховщиков по страховым выплатам еще не отрегулирован.

Поэтому у многих страховых компаний на данный момент отсутствует мотивация работать в данной сфере в полном объеме.

Чтобы гарантировать полную компенсацию ущерба, разумным шагом будет введение страхования имущественных рисков потери, частичной потери и повреждения космического объекта.

Говоря об ограниченных финансовых возможностях страховых компаний, разработчики законопроекта предлагают предусмотреть возможность дальнейшей компенсации затрат на имущественное страхование из федерального бюджета.

По информации, полученной из официальных источников, на финансирование космического страхования будут выделяться достаточно крупные суммы из государственного бюджета, хотя точные суммы пока не назывались.

Тем не менее некоторые неправительственные эксперты оценивают объем рынка в 45 – 55 миллиардов рублей. Аргументируется это тем, что уже около 10 миллиардов рублей задействовано в этом сегменте.

По данным РААКС, с 90-х годов добровольной страховкой были защищены больше 200 космических проектов – как федеральных, так и международных, а объем страховых сумм превысил 150 миллионов долларов.

Однако стоит отметить, что в космической отрасли на сегодняшний день страхуются только единичные крупные проекты, такие как «Фобос-Грунт» или «Экспресс-АМ4». Менее крупные проекты так и не обеспечиваются страховкой.

Рынок страхования космических объектов в России достаточно узок и представлен в виде нескольких компаний, специализирующихся именно на этой области, и парой-тройкой крупных страховщиков. Разрабатываемый законопроект призван изменить сложившуюся ситуацию.

Исходя из публикаций, появившихся после сообщения о начале разработки законопроекта, страховое сообщество уже подготовило для чиновников всю необходимую статистику, на основе которой можно будет рассчитать финансовые параметры услуги, составить перечень рисков и страховые условия.

Концепция законопроекта должна будет установить рамки правовых, экономических и организационных основ страхования. Имущественное страхование, согласно концепции, должно будет распространяться на зарубежных физических и юридических лиц, работающих над своей космической программой под юрисдикцией Российской Федерации.

Третьими лицами могут считаться юридические и физические лица, муниципальные объекты, иностранные государства и международные организации, которым будет нанесен имущественный ущерб в результате осуществления космической деятельности.

Общественность интересует и то, какие аспекты будет затрагивать обязательное страхование. Скорее всего, речь на данный момент идет о страховании только космических объектов. Экологических же проблем, которые могут провоцироваться развитием космической деятельности, они касаться не будут.

сюжет об ущербе от незастрахованных запусков космических аппаратов

Источник: http://StrahouNado.ru/insur/kosmicheskoe-strakhovanie.html

Авиационное страхование страхование рисков авиакомпании, страхование космических рисков

Авиационное страхование страхование рисков авиакомпании, страхование космических рисков

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Страхование космических рисков

(англ. spacecraft insurance) — совокупность видов имущественного и личного страхования, связанных с осуществлением космической деятельности. Первый договор страхования космических рисков был заключен в 1965 г. в отношении космического аппарата Early Bird, принадлежащего консорциуму Comsat.

Он покрывал риск предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами в случае неудачного пуска.

Как правило, страхование космических рисков охватывает только коммерческие проекты (космические системы связи, навигации и космического мониторинга), однако существуют прецеденты страхования некоммерческих программ (космические оборонные системы, научные программы).

В рамках страхования космических рисков была организована страховая защита для более 99% коммерческих космических проектов. Достаточно интенсивное развитие страхования космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией.

Сначала космические риски размещались на рынке авиационного страхования, однако их специфика способствовала выделению в отдельный вид. За рубежом инфраструктура системы космического страхования в основном уже сложилась. Емкость рынка космического страхования с 1985 выросла со 150 млн. долл. США до 900 млн. в 1997. Ассортимент страховых продуктов постоянно расширяется.

Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты.

Необходимость организации страхового покрытия в большинстве случаев является непременным условием привлечения финансовых средств для реализации проекта. Учитывая значительную капиталоемкость космических проектов, потенциальные инвесторы стремятся максимально снизить свой предпринимательский риск. Особо оговариваются санкции в случае невыполнения условий или сроков осуществления проекта.

Потенциальными страхователями в зависимости от этапа реализации космического проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космической техники, а также организация, осуществляющая запуск ракет космического назначения. Однако основным носителем риска является собственник космической системы.

Расходы на страхование космических рисков включаются в структуру цены космической продукции (услуги, производимой космической системой). Таким образом, финансирование организации страховой защиты возлагается на конечного потребителя.

За рубежом различают следующие основные виды страхового покрытия страхования космических рисков: страхование во время производства и испытаний ракетно-космической техники, функциональные и огневые испытания; период предстартовой подготовки элементов ракет космического назначения к пуску, включая их транспортировку, хранение и подготовку на космодроме; период действия страховой защиты заканчивается моментом подачи санкционированной команды «контакт-подъем». В случае остановки пуска договор страхования вновь вступает в силу до момента повторного запуска либо до его окончательной отмены. Период действия договора страхования при запуске ракеты космического назначения, как правило, охватывает пуск и выведение орбитального аппарата в заданную точку космического пространства (launch insurance) и 180 дней его орбитального функционирования с момента пуска, в течение которых проверяется возможность его использования по целевому назначению. Размер страхового тарифа по данному виду страхового покрытия составляет 17-21%. В основу определения страховой стоимости включается стоимость самого орбитального аппарата, средства выведения и издержек по организации запуска. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80-250 млн. долл. в зависимости от орбитального аппарата и средств выведения. Страхование космических рисков при орбитальном функционировании космических аппаратов проводится в основном сроком на 1 год. В объем покрытия может быть включен предпринимательский риск собственника космического проекта (финансовые потери в случае гибели, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению). В соответствии с законом США «О коммерческих запусках» лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, должен представить документы (сведения о денежных средствах, депонированных в банке, или страховой полис), гарантирующие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн. долл. в зависимости от используемого средства выведения. Если ущерб превышает размер данного обеспечения, пр-во США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд. долларов сверх него. Кроме того, лицензиат обязан застраховать объекты и оборудование стартового комплекса, являющиеся федеральной собственностью правительства США, на сумму порядка 80 млн. долларов.

Страхование космических рисков в России — достаточно новый и интенсивно развивающийся сегмент страхового рынка.

Проблемы освоения космоса были тесно взаимоувязаны с вопросами обеспечения обороноспособности нашей страны, что предопределило монополию государства на реализацию космических программ и закрытый характер информации в отношении отечественных космических технологий. В связи с этим гарантии по космическим программам до конца 80-х гг.

предоставлялись правительством из бюджета. Правовой основой осуществления страховой защиты космической деятельности является Закон РФ «О космической деятельности» (1993). В соответствии с законом страхование космонавтов, персонала наземной космической инфраструктуры, а также ответственность перед третьими лицами осуществляется в обязательной форме.

Страхование имущественных интересов участников космической деятельности, связанных с гибелью, утратой и повреждением космической техники, проводится в добровольной форме. Российские космические страховщики в основном покрывают только риски запуска и орбитального функционирования ракетно-космической техники.4

http://otherreferats.allbest.ru

2.1 Страхование ракетно-космической техники

Объектами страхования являются:

  1. ракетно-космическая тexника (РКТ);

  2. составные части космических аппаратов (КА), ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ);

  3. элементы наземно-космической инфраструктуры;

  4. расходы, связанные с повторным запуском ракетно-космической тexники.

Страхование гражданской ответственности

Объектом страхования является: возникающая в силу закона обязанность Страхователя возместить вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, если такой вред был причинен в ходе осуществления космической деятельности.

Страхование распространяется на следующие этапы:

  1. предстартовая подготовка РКТ на космодромах;

  2. запуск космических аппаратов на заданную орбиту;

  3. тестирование КА на орбите;

  4. эксплуатация КА на орбите;

  5. возвращение спускаемых аппаратов и капсул на поверхность Земли (для возвращаемых космических объектов).

Страхование потери дохода

Объектом страхования являются: не противоречащие действующему законодательству имущественные интересы Страхователя, связанные с возмещением ему потери дохода и косвенных издержек, возникших в процессе изготовления и подготовки, запуска и эксплуатации РКТ.

Страхование распространяется на следующие этапы:

  1. производство ракетно-космической тexники (РКТ);

  2. транспортировка РКТ или ее составных частей с предприятия-изготовителя на космодром;

  3. предстартовая подготовка;

  4. запуск КА на заданную орбиту;

  5. тестирование КА на орбите;

  6. эксплуатация КА на орбите;

  7. возвращение спускаемых аппаратов и капсул на поверхность Земли (для возвращаемых космических объектов).

Размер страховой премии зависит от следующих факторов:

  1. статистика эксплуатации РКТ;

  2. объем страхового покрытия;

  3. количество единиц РКТ, заявляемых Страхователем;

  4. состояние международного страхового рынка.5

2.2 СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Учитывая специфику отрасли, в процессе заключения договоров по страхованию участвуют все заинтересованные стороны. Каждый участники космической программы страхует свои риски: риски материального ущерба и риски по гражданской ответственности

Наибольший интерес представляют договоры страхования космических объектов от риска физического повреждения.

На этапах, предшествующих запуску, период действия договора определяется датами приемки готовых объектов заказчиком и завершением всех предстартовых операций, включая доставку космического аппарата, состыкованного с ракетой-носителем. В качестве страховой суммы принимается стоимость космического объекта, который может состоять, например, из:

  • ракеты-носителя;

  • космического корабля-спутника;

  • разгонного блока и др.

Тариф устанавливается обычно в пределах 0,5-2 %, поскольку на этом этапе риск сравнительно невелик.

На этапе предстартовой подготовки и запуска страховая сумма определяется с учетом следующих возможных расходов при осуществлении страхового случая:

– на замену космического аппарата;

– на повторение предстартовой подготовки;

– на проведение повторного запуска;

– на оплату обслуживающего персонала.

В случае задержки запуска страховое покрытие распространяется также на риск недополучения прибыли.

В этот период возможно раздельное страхование каждой из составных частей космического объекта на время ее функционирования:

– объекта в целом – с момента подачи команды на запуск до вывода его на заданную орбиту;

– ракеты-носителя – с момента подачи команды на запуск до отделения космического аппарата от ее последней ступени;

– для космического аппарата – с начала проверки аппаратуры на борту до окончания гарантийного срока его эксплуатации или до другой даты, обусловленной договором страхования.

Этап предстартовой подготовки и запуска считается самым опасным, так как сбой в функционировании одной из составных частей космического комплекса, например, первой ступени ракеты-носителя, может привести к физической утрате всего объекта, который следовало доставить на орбиту. Поэтому здесь применяются самые высокие тарифы: 10-25 %, которые зависят от степени надежности космического объекта, а также от конъюнктуры страхового рынка.

Сумма страхового покрытия в период эксплуатации на орбите рассчитывается аналогично и складывается в основном из стоимости космического объекта и стоимости его повторного запуска. Тарифная ставка для расчета премий устанавливается в пределах от 3 до 10 %.

В авиационном страховании ответственности за продукт суммы покрытия по договорам, заключаемым поставщиками систем или компонентов, составляет в среднем 500 млн. долл. В последнее время они часто решаются на увеличение суммы покрытия, иногда до 2 млрд. долл.

При определении уровня страховых взносов андеррайтер и его клиент ориентируются на следующие факторы:

Источник: http://works.doklad.ru/view/RydpkREceKM/4.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть