Подробно о договоре обязательного страхования автогражданской ответственности

Содержание

Договор ОСАГО

Подробно о договоре обязательного страхования автогражданской ответственности

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования должен соответствовать Закону об ОСАГО и Правилам страхования, действующим на момент его заключения.<\p>

Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил страхования после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях) за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 1 и 2 ст. 422 ГК РФ).

При разрешении споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следует иметь в виду, что к договору страхования в той его части, в которой он заключен на условиях Правил страхования, подлежат применению правила ст. 428 ГК РФ о договоре присоединения.

Договор обязательного страхования является публичным, заключается на условиях, предусмотренных Законом об ОСАГО и иными правовыми актами, принятыми в целях его реализации.

Согласно положениям п. 25 ст. 12 Закона об ОСАГО и п. 2 ст. 426 ГК РФ условия договора обязательного страхования, противоречащие Закону об ОСАГО и (или) Правилам страхования, в том числе устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от обязанности произвести страховую выплату, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

При возникновении спора о содержании договора страхования следует принимать во внимание содержание заявления страхователя, страхового полиса, а также правила страхования, на основании которых заключен договор.

Договор обязательного страхования не распространяется на случаи причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу при использовании транспортного средства на территории иностранного государства, в том числе в случае когда размер ущерба превышает предельную страховую сумму по правилам страхования «зеленая карта» (ст. 31 Закона об ОСАГО).

Выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, несанкционированное использование бланков страхового полиса обязательного страхования не освобождают страховщика от исполнения договора обязательного страхования (п. 7.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

В случае хищения бланков страховых полисов обязательного страхования страховая организация освобождается от выплаты страхового возмещения только при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков (п. 7.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (п. 2 ст. 4 Закона об ОСАГО).

Страховой случай − это наступившее событие, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя и иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших при использовании транспортного средства (абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО).

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т.д.).

Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).

Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства (абз. 2 ст. 1 Закона об ОСАГО).

Право на получение страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежит потерпевшему – лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве.

Лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности), самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают (абз. 6 ст. 1 Закона об ОСАГО).

Если вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, возмещен не страховой организацией причинителя вреда (или в случае прямого возмещения убытков – страховой организацией потерпевшего), а иным лицом, то лицо, возместившее вред, имеет право на возмещение убытков.

Лицо, возместившее потерпевшему вред (причинитель вреда, страховая организация, выплатившая страховое возмещение по договору добровольного имущественного страхования, любое иное лицо, кроме страховой организации причинителя вреда или страховой организации потерпевшего), имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего только в случаях, допускающих прямое возмещение убытков (ст. 14.1 Закона об ОСАГО). В иных случаях такое требование предъявляется к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность причинителя вреда.

Лицо, возместившее вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику в размере, определенном в соответствии с Законом об ОСАГО.

При этом реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений Закона об ОСАГО, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком (п. 23 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Права потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования могут быть переданы другому лицу только в части возмещения ущерба, причиненного его имуществу при наступлении конкретного страхового случая в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 383 ГК РФ).

Передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования допускается только с момента наступления страхового случая.

Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, а также право на компенсацию морального вреда и процессуальные права потребителя не могут быть переданы по договору уступки требования (ст. 383 ГК РФ).

Предъявление выгодоприобретателем страховщику требования о выплате страхового возмещения не исключает уступку права на получение страхового возмещения. В случае получения выгодоприобретателем страховой выплаты уступка права на получение страховой выплаты допускается в части, не прекращенной исполнением.

Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.

В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абз. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки, суммы финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда, если обязательства по выплате страхового возмещения в равных долях от размера понесенного каждым из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия ущерба им исполнены.

В случае несогласия с такой выплатой лицо, получившее страховое возмещение, вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части.

При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована.

Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено.

Право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, включая права, связанные с основным требованием, в том числе право требования к страховщику, обязанному осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, уплаты неустойки, суммы финансовой санкции и штрафа (п. 1 ст. 384 ГК РФ, абз. 2 и 3 п. 21 ст. 12, п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО). Право требования взыскания со страховщика штрафа, предусмотренного п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, не может быть передано юридическому лицу до момента вынесения судом решения о его взыскании.

Эти же правила применяются к случаям перехода к страховщику, выплатившему страховое возмещение, прав требования в порядке суброгации, поскольку такой переход является частным случаем перемены лиц в обязательстве на основании закона (подп. 4 п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 965 ГК РФ).

Договор уступки права на страховую выплату признается заключенным, если предмет договора является определимым, т.е. возможно установить, в отношении какого права (из какого договора) произведена уступка.

При этом отсутствие в договоре указания точного размера уступаемого права требования не является основанием для признания договора незаключенным (п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 384 ГК РФ).

При переходе прав выгодоприобретателя (потерпевшего) к другому лицу (например, уступка права требования, суброгация) передаются не только права, но и обязанности, связанные с получением страхового возмещения.

К приобретателю переходит обязанность уведомить о наступлении страхового случая страховую компанию, обязанную осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, подать заявление о страховой выплате с приложением всех необходимых документов, направить претензию, если эти действия не были совершены ранее выгодоприобретателем (потерпевшим).

Если размер возмещения, выплаченного страховщиком по договору добровольного имущественного страхования, превышает предельную страховую сумму по договору обязательного страхования, к страховщику в порядке суброгации наряду с правом требования к страховой организации, обязанной осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, переходит право требования к причинителю вреда в части, превышающей эту сумму (гл. 59 ГК РФ).

Если при рассмотрении дела по суброгационному иску у страховой организации, выплатившей страховое возмещение в рамках договора добровольного страхования, к страховой организации, обязанной осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, установлено, что последняя выплатила страховое возмещение в рамках договора обязательного страхования, то суду необходимо установить, какая из страховых компаний произвела выплату раньше.

В том случае, если страховое возмещение по договору обязательного страхования выплачено ранее страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества, то суброгационный иск страховщика по договору добровольного страхования имущества к страховщику по договору обязательного страхования гражданской ответственности удовлетворению не подлежит (п. 1 ст. 408 ГК РФ).

В том случае, если страховая организация по договору добровольного страхования имущества выплатила сумму страхового возмещения раньше страховой организации по договору обязательного страхования, в удовлетворении иска может быть отказано, если будет установлено, что страховая организация, получившая права выгодоприобретателя, не уведомила должным образом страховую компанию причинителя вреда о произошедшей суброгации (ст. 382 ГК РФ).

Что такое ОСАГО и КАСКО. Базовые принципы:

Источник: http://legalquest.ru/straxovoe-pravo/dogovor-obyazatelnogo-straxovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnyx-sredstv.html

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности

Обязательное страхование автогражданской ответственности

Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Механическое транспортное средство — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов рассматривается в качестве одного из основных направлений совершенствования человеческого потенциала, создания комфортной и безопасной социальной среды.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

В соответствии с п.

1 ст.

4 Федерального закона № 40‑ФЗ [1] владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В статье рассмотрен порядок отражения операций, связанных с осуществлением расходов на уплату страховки по ОСАГО и получением страхового возмещения.

Гражданский кодекс РФ, глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», ст.1079 Федеральный закон N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г.

(действующая редакция от 01.09.

2013) Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Страховые тарифы ERGO slide master – 2014 2 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, произошедшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб Потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия.

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности.

Сумма страхового покрытия по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; 160 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Договор внутреннего страхования прекращается в случаях: – истечение срока действия договора страхования; – неуплата страхователем в установленный срок второй части страхового взноса; Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях за эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения договора внутреннего страхования налагается штраф: – в размере пяти базовых величин на физическое лицо, пятнадцати базовых величин — на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо; – в случае совершения ДТП лицом, уполномоченным управлять этим средством, — в размере десяти базовых величин на физическое, двадцати пяти базовых величин — на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо.

Прямое возмещение ущерба по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности

На современно этапе развития законодательства об ОСАГО имеется два способа возмещения вреда, причиненного ДТП: потерпевший обращается за возмещением вреда либо в страховую компанию виновника ДТП, либо, при соблюдении определенных условий, в свою страховую компанию. Внедрение механизма прямого возмещения вреда произведено с 1 марта 2009 года.

По мнению многих специалистов, прямое урегулирование способствовало росту соперничества между страховщиками за лучшее качество урегулирования страховых случаев.

С 1 июля 2003 года вступил в силу федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Владельцами признаются собственники транспортного средства, а также лица, владеющие транспортным средством на праве хозяй-ственного ведения и оперативного управления или на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транс-портным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Источник: http://juridicheskii.ru/dogovor-objazatelnogo-strahovanija-avtograzhdanskoj-otvetstvennosti-38415/

Страхование ответственности. Договор обязательного страхования гражданской ответственности :

Обязательное страхование ответственности само по себе является довольно молодым и применяется во всем мире не более 100 лет. Основной особенностью таких полисов является то, что выплаты по ним может получить лишь пострадавшая сторона. В России существует несколько видов такого страхования, поговорим о них более подробно.

Автогражданка

Самая популярная и, можно сказать, «знаменитая» из всех — это ОСАГО, которая предусматривает страхование автогражданской ответственности в обязательном порядке.

Владельцем такого полиса является каждый, кто имеет автомобиль. Отказаться от нее нельзя, да, собственно, и не нужно, приобретая полис «автогражданки», владелец избавляет себя от больших проблем.

Как бы аккуратно вы ни привыкли ездить, от чрезвычайных ситуаций никто не застрахован.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности обеспечивают защиту не самому транспортному средству, а именно вашим водительским навыкам. Если в результате ваших действий произойдет ДТП, то вы будете оплачивать ремонт только своего автомобиля.

Правила ОСАГО

Правила страхования ОСАГО предусматривают три варианта развития событий:

  1. Виновником аварии являетесь именно вы. В таком случае вы сообщаете потерпевшему номер полиса «автогражданки», он обращается в ту страховую компанию, где вы приобрели ОСАГО. Дальнейшее происходит без вашего участия — страховщики самостоятельно проведут оценку ущерба и оплатят ремонт пострадавшего транспорта.
  2. Виновником ДТП являетесь не вы. Тут все происходит с точностью до наоборот. Страховая организация, заключившая договор с виновником происшествия, оценит степень ущерба, нанесенного вашему авто, и выплатит компенсацию.

В обоих случаях нужно знать, что:

  • сумма причиненного вреда исчисляется с учетом износа транспортного средства — чем старше авто, тем меньше компенсация; на процент износа влияет возраст и величина пробега машины;
  • максимальная выплата, возможная по ОСАГО. равна 120 тыс. рублей; если ремонт вашего автомобиля обошелся дороже — придется обращаться в суд.

Также в судебном порядке придется разбираться и в случае наступления третьего варианта, когда в аварии виноваты оба. При этом определяется степень вины каждого из участников и уровень ответственности их друг перед другом.

Документы и стоимость

Договор на страхование ответственности по ОСАГО заключить очень просто. Для этого нужно обратиться в любую страховую организацию и предоставить такие документы:

  • гражданский паспорт собственника и страхователя (если это не одно и то же лицо);
  • права (водительское удостоверение);
  • технический паспорт транспортного средства;
  • диагностическую карту авто;
  • доверенность (если собственник машины не вы).

Стоимость полиса в этом случае не будет зависеть от того, в какую именно страховую вы обратитесь — она везде одинакова. Тарифы на ОСАГО разработаны государством и зависят от таких факторов:

  • срок оформления полиса;
  • тип транспортного средства;
  • стаж водителя;
  • место оформления (для разных регионов приняты свои тарифные ставки).

Таким образом, можно сказать, что ОСАГО страхует и не машину, и не человека, такой полис гарантирует сохранность ваших денег, так как в любом случае платить будет страховая.

Страхование ответственности перевозчика

Еще одним довольно молодым, но уже очень популярным способом сохранения собственных денег является страхование ответственности перевозчика.

Суть этого вида услуги заключается в том, что ответственность за возмещение стоимости груза в случае его повреждения или уничтожения фактически берет на себя страховая компания.

Денежную компенсацию можно получить в случае столкновения, падения, аварии транспортного средства, а также вследствие пожара, наводнения, взрыва, ограбления и по любой другой причине, предусмотренной договором.

Что входит в стоимость полиса

Определить в рамках этой статьи четкую стоимость полиса на страхование ответственности перевозчика просто не представляется возможным, так как на нее влияют такие факторы:

  • направления и маршруты перевозок;
  • количество транспортных средств;
  • условия транспортировки;
  • объем грузоперевозок;
  • вид и стоимость товара;
  • статистика убытков в данном регионе;
  • другие факторы;

Альтернативой такому виду обеспечения является страхование самого груза. С одной стороны, она очень выгодна, так как выгодоприобретатель получит компенсацию независимо от причины утраты или повреждения груза, но с другой — взносы могут быть весьма ощутимыми.

Страхование ответственности экспедитора

Довольно часто фирмы, транспортирующие свои товары по всему миру, пользуются услугами наемного перевозчика, а сами участвуют в процессе в качестве экспедиторов. По закону основная ответственность за груз ложится именно на сопровождающее лицо (экспедитора).

Как раз в этом случае и необходимо страхование ответственности — при возникновении страхового случая экспедитор получит сумму покрытия, которое будет выплачено отправителю/получателю груза.

И хотя «цепочка претензий» в этом случае становится длиннее (хозяин груза — экспедитор — перевозчик — страховая компания), для экспедитора это единственная возможность возместить убытки.

Осгоп при пассажирских перевозках

А теперь поговорим о транспортных компаниях, для которых введено обязательное страхование ответственности. Закон предусматривает, что организации, занимающиеся транспортными перевозками, в обязательном порядке несут ответственность за своих пассажиров. Полис ОСГОП, безусловно, действует для:

  • железнодорожного транспорта как пригородного следования, так дальнего и международного назначения;
  • морского пассажирского транспорта всех видов;
  • воздушного транспорта (вертолеты, международные и внутренние авиалинии);
  • водного транспорта;
  • городского электротранспорта;
  • наземного транспорта (автобусные перевозки всех видов);
  • легкого метро;
  • монорельсового транспорта.

Исключением являются лишь легковые автомобили-такси и метрополитен.

От чего страхуют по ОСГОП

Страхование ответственности перед пассажирами предполагает выплаты в таких случаях:

  • причинение вреда здоровью/жизни пассажиров;
  • повреждение/утрата/уничтожение багажа;
  • причинение любого ущерба третьим лицам, не являющимся пассажирами;
  • задержка в прибытии пассажиров на место следования по вине перевозчика;
  • другие риски, связанные с застрахованным транспортным средством.

Застройщик защищен

Самое последнее и не менее серьезное новшество на рынке страховых услуг — страхование ответственности застройщика.

Наличие такого полиса у компании, ведущей строительство, гарантирует дольщикам возмещение собственных средств в случае неполучения ими жилья в результате остановки строительства.

Такие правила страхования строительных проектов с долевым участием предусмотрены новой редакцией ФЗ №214, вступившей в силу с января 2014 года. Обеспечение может быть выражено двумя основными формами:

  • страхование всего строительного объекта целиком;
  • страхование каждой доли участника.

Обеспечение страхования собственной ответственности застройщики могут также осуществлять двумя путями:

  1. Обратиться в любую страховую организацию, занимающуюся данным видом деятельности.
  2. Оформить членство в «ОВС Застройщиков» — общество взаимной поддержки, имеющее специальную лицензию на осуществление страхования и созданное исключительно в этих целях.

Источник: https://www.syl.ru/article/194684/new_strahovanie-otvetstvennosti-dogovor-obyazatelnogo-strahovaniya-grajdanskoy-otvetstvennosti

Договор ОСАГО — заявление, существенные условия, образец, срок действия

Договор ОСАГО - заявление, существенные условия, образец, срок действия

Каждый владелец наземного транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Договор ОСАГО гарантирует выплату компенсации потерпевшим в случае ДТП.

Соглашение такого рода заключается сроком на 1 год, после чего страховку необходимо продлить. Просрочка ОСАГО на 1 день делает из примерного автовладельца нарушителя административных норм. За просрочку полиса предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

ОСАГО – договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств. Полис возмещает только вред, нанесенный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

ОСАГО должны оформлять все владельцы автотранспортных средств. Физические лица страхуют свое авто. Юридические лица могут получить ОСАГО на весь автопарк, но полис будет выдаваться на каждое ТС в отдельности. В рамках такого договора страхования действует период пользования.

Этот период обычно составляет 3 месяца для обычных граждан и 6 месяцев для транспорта юридических лиц. Просрочка периода пользования также расценивается как административное правонарушение.

ОСАГО как соглашение сторон имеет черты договора обязательного и добровольного страхования. Без данного полиса езда в машине запрещена.

С иной стороны – ОСАГО договор, а вовсе не обязательный платеж. Он имеет обязательный характер, но, все же, заставить его заключить могут только работники ГИБДД, после изъятия номерных знаков.

Далеко не всегда и не всю сумму потерпевшим удается получить у страховщика. Если речь идет о суммах больше 400.000 рублей, остаток подлежит взысканию через суд.

Только заключение ДСАГО дает возможность избежать судебного разбирательства. Договор добровольного страхования позволяет включить значительно большее количество страховых рисков и случаев.

Например, по нынешним тарифам при установлении факта инвалидности страховая компенсация будет составлять около 500.000 рублей (речь идет об 1 группе и детях-инвалидах). Страховщики могут покрыть только 400.000 рублей.

Если владелец ТС кроме того был застрахован по добровольной программе, то ему не придется выплачивать дополнительную компенсацию в размере 100.000 рублей из собственного кармана или становиться участником длительных, дорогостоящих судебных процессов.

Оно предполагает защиту транспортного средства от повреждения или угона. Тарифы по КАСКО зависят от марки автомобиля, водительского стажа, числа лиц, которые будут допущены к управлению.

В отличие от ОСАГО, фиксированной суммы страхового возмещения нет. КАСКО предусматривает в первую очередь защиту транспортного имущества.

ОСАГО решает вопросы, связанные с возмещение ущерба другим участникам дорожного движения. Действие договора КАСКО не распространяется на груз, пассажиров или третьих лиц, которым был нанесен ущерб при ДТП.

Страхование гражданской ответственности владельцев ТС выступает гарантией основных конституционных и гражданских прав человека: именно за отсутствие страховки, при ее просрочке и прочих проблемах с полисом водителей привлекают к административной ответственности.

Субъекты и объекты

Договор ОСАГО имеет следующие юридические признаки:

  • двусторонний;
  • консенсуальный;
  • оплатный и обоюдный.

Заключается исключительно в письменном виде. Несоблюдение установленной для него формы влечет ничтожность соглашения.

Страхователем могут быть как физические лица, так и юридические. От имени компании заключать договор должно уполномоченное лицо с доверенностью или иным правопредоставляющим документом выданным руководством ЮЛ.

Выгодоприобретателями по ОСАГО могут быть ЮЛ и ФЛ, которым был нанесен вред при наступлении страхового случая имущественного или неимущественного характера.

Консенсуальность договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств означает то, что документ составляется с указанием на события, которые могут произойти в будущем.

Страхователем выступает владелец транспортного средства.  Именно он несет ответственность перед третьими лицами относительно своего источника повышенной опасности.

Договор ОСАГО всегда заключается в пользу выгодоприобретателей. Ими являются все участники дорожного движения до момента возникновения ДТП.

Страховщики возмещают исключительно имущественный вред. Вопрос о возмещении морального ущерба обычно решается в судебном порядке.

Включаются все риски, которые связаны с порчей и гибелью имущества, а также с причинением вреда здоровью или смертью участников дорожного движения.

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, узнайте в статье: утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Информацию, как расторгнуть договор ОСАГО, найдите здесь.

Существенные условия

Соглашение ОСАГО не будет иметь юридической силы без указания в нем:

  • сведений о сторонах, выгодоприобретателях;
  • рисков и страховых случаев;
  • имущественного интереса, который выступает объектом страхования;
  • характера страхового события;
  • страховой суммы, защитного лимита;
  • срока действия полиса.

Договор ОСАГО обычно раскрывает информацию о страховых тарифах и суммах максимально возможной компенсации при наступлении страхового случая.

Важным фактором при оформлении ОСАГО является привязка уровня страховых сумм к степени причиненного вреда.

Особенным субъектом по договору ОСАГО могут считаться государственные органы, которые осуществляют регистрацию транспортного средства и следят за соблюдением Правил ОСАГО автомобилистами.

Ярким примером этого может считаться тот факт, что при наступлении ДТП потерпевший может претендовать на выплаты, но к страховщику он должен принести справку о ДТП, которую выдают работники дорожной службы.

Порядок заключения и срок действия

Договор ОСАГО заключается исключительно в письменной форме (ст. 940 ГК РФ). Соглашение составляется и подписывается страхователем и страховщиком на основании поданного заранее заявления.

Например, согласно с Правилами страхования компании Росгосстрах заявление, которое является неотъемлемой частью процесса оформления ОСАГО, может быть подано страхователем только в письменном виде.

Заявление, которое по своей правовой природе является вызовом на оферту страхователя, становится частью страхового договора. Если оно составляется в письменном виде, то создаются два экземпляра.

Это значит, что владелец транспортного средства должен выразить свое согласие на условия и страховые тарифы, предоставляемые конкретной компанией.

После заключения договора ОСАГО владельцу транспортного средства выдается полис. Это документ, который подписывается страховщиком и гарантирует право на получение денежной компенсации.

Одновременно с полисом застрахованному вручают перечень представительств страховщика и несколько бланков извещений о наступлении ДТП.

Какие необходимы документы

Для оформления полиса ОСАГО необходимо обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом, иным удостоверяющим личность документом;
  • паспортом транспортного средства;
  • свидетельством о регистрации ТС;
  • водительские права;
  • доверенность, если полис оформляет представитель владельца.

Владелец может предвидеть договором возможность управления транспортным средством иными лицами. При оформлении ОСАГО он должен будет предоставить их водительские права.

Для формирования страховых тарифов по ОСАГО очень важны сведенья о техническом состоянии транспортного средства. Страховщик может потребовать ряд документов, которые подтверждают эксплуатационное состояние страхового предмета.

Что делать, если страховая отказывается заключать договор

Если после подачи заявления, страховщик отказывается заключать договор ОСАГО, то в первую очередь необходимо получить мотивированный отказ компании в письменном виде.

Хорошо, если при непосредственном обращении к работникам страховой компании отказ в устном порядке сможет зафиксировать свидетель.

Если страховщик отказывается заключать договор ОСАГО, страхователь имеет право обратиться:

  • в суд с требованием о понуждении подписать обязательный, согласно с нормами законодательства РФ, договор;
  • в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам.

Например, если страховщик требует приобрести вместе с полисом ОСАГО и КАСКО, страхователь имеет полное право обратиться с жалобой в прокуратуру или Союз Автостраховщиков РФ.

Договор ОСАГО – это необходимый гарантийный минимум для владельца автотранспортного средства. Намного выгоднее дополнительно перестраховать свою гражданскую ответственность по ДСАГО. Но этот вопрос должен решаться на усмотрение владельца источника повышенной опасности, а не страховщика.

ОСАГО для юридических лиц рассматривается в статье: ОСАГО для юридических лиц.

Как проверить полис ОСАГО по базе РСА, вы можете узнать на этой странице.

Какой действует штраф на отсутствие ОСАГО для юридических лиц, смотрите тут.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/auto/osago/dogovor-osago.html

Договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра гражданского права

Курсовая работа

Договор об обязательном страховании гражданской ответственности

владельцев транспортных средств.

Руководитель

Автор Работы

Томск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Понятие и значение договора ОСАГО

Глава 2 Структура договора ОСАГО

Глава 3 Правовая природа договора ОСАГО

Заключение

Литература

Введение

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам.

В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер.

В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне.

С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки.

Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, — это страховой полис.

Задачами данного исследования является определение понятия правонарушения, выявление оснований классификаций правонарушений и определение их видов.

В моей работе использовались как учебные пособия, так и труды исследователей теорий правонарушений и других правовых явлений (Кудрявцев В.Н., Денисов Ю.А.), а также литература нормативного содержания (Конституция РФ, КоАП, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс).

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий.

В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны.

Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда.

С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств, обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

Масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. Начальник ГИБДД УВД по Томской области Михаил Горин сообщил, что в 2008 году на территории Томской области было зарегистрировано 847 дорожно-транспортных происшествий, что на 9,4% меньше, чем в 2007-м.

На 13,7% сократилось число раненых и пострадавших в них людей. На 6,4% снизилось число дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей. Однако на 7% увеличилось число погибших в авариях, общее количество которых в 2008 году составило 150 человек.

1 Существенную роль в увеличении этой печальной статистики сыграло то, что в минувшем году на трассах области произошло два дорожно-транспортных происшествия с особо тяжкими последствиями – в Шегарском и Бакчарском районах. В общей сложности в них погибло 16 человек.

Сумму ущерба, причиняемого имуществу, из-за отсутствия единой статистики точно определить невозможно.

Задачами данного исследования является определение понятия Договора ОСАГО, определение его структуры и правовой природы данного договора.

В моей работе использовались как учебные пособия, так и труды исследователей теорий договорного права и других правовых явлений (В.И. Серебровский, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский), а также литература нормативного содержания (Конституция РФ, ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ).

Глава 1 Понятие и значение договора ОСАГО

Начать данную главу я хотела бы с определения понятия страхования. В России страхование практически началось с конца XVIII в., и прежде всего с морского страхования. К нему постепенно присоединились и другие виды страхования.

Непосредственным толчком к развитию отечественного страхования послужило стремление отвлечь предпринимателей от обращения к страховщикам из других государств. С этой целью 28 июля 1786 г. был издан Манифест Екатерины II, которым Государственный заемный банк обязывался, на указанных в Манифесте условиях, страховать недвижимость.

Этим же актом «запрещалось всякому отдавать на страх свои дома, фабрики и заводы в чужие государства и тем вывозить деньги во вред или убытки государственные» Существовавшая в течение некоторого времени государственная монополия страхования была вскоре отменена. Страхование стало быстро развиваться с образованием специализированных акционерных обществ.

Первое Российское страховое от огня общество появилось в 1827 г., а уже спустя 8 лет (1835 г.) было создано и второе с аналогичными и наименованием, и функциями.

Правовое регулирование отношений по страхованию заняло свое место уже в Гражданском кодексе 1922 г. Соответствующая глава («Страхование»), посвященная целиком договорному страхованию, как обычно, начиналась с определения данного договора.

Основы гражданского законодательства 1991 г. отразили определенные изменения, происшедшие к тому времени в экономике страны. В частности, имелся в виду отказ от государственной монополии в соответствующей области.

Небольшая по размеру (охватывавшая всего три статьи) глава ГК «Страхование» предусматривала в качестве основного вида страхования добровольное страхование. Другой вид — обязательное государственное — был признан единственным, который могли осуществлять только государственные страховые организации.

Использование обязательного государственного страхования допускалось лишь в установленных законодательными актами случаях.

Среди других заслуживающих упоминания новелл следует выделить прежде всего то, что Основы отказались от содержащегося в Кодексе 1964 г. указания на непременное утверждение правил страхования Правительством РФ.

Кроме того, были введены нормы, впервые назвавшие в числе объектов имущественного страхования, наряду с имуществом, не противоречащие законодательству имущественные интересы (примерный перечень таких интересов включал возможный имущественный вред, причиненный утратой жизни или повреждением здоровья, риск гражданской ответственности, ожидаемую прибыль, риск предпринимательской деятельности). Была предоставлена страхователю возможность при наступлении страхового случая отказаться в пользу страховщика от прав на застрахованное имущество, ограничившись получением полной суммы страхового возмещения (имелся в виду давно известный морскому страхованию абандон) и др.2

Долгое время законодательство в сфере страхования совершенствовалось, были разные взгляды, точки зрения, но постепенно эта сфера стабилизируется, становится более конкретизированной и в следствии можно выделить такое понятие страхования — это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.3

Так же следует обозначить такое понятие как договор страхования. Договор в целом и договор страхования в частности — это правовое средство индивидуального регулирования общественных отношений.

Договор как основание для возникновения страхованного обязательства является разновидностью правомерного юридического действия, образующего один из юридических актов. В этом смысле он есть акт воли определенных субъектов.4

Данное определение четко закреплено в законодательстве. Таким образом, на основании п.1 ст.

929 по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Так же, достаточно много суждений о понятии договора страхования выделяется в литературе. Так, например, по мнению авторов В.С. Белых, И.В.

Кривошеев страховой договор — это соглашение, в силу которого страховщик обязуется при наступлении соответствующих страховому риску невыгодных последствий реализовать страховой интерес, уплатив страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение или страховое обеспечение (страховую сумму), а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные договором сроки.5

В законодательстве закрепляется несколько видов страхования, но так как целью моей работы является договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в дальнейшем договор ОСАГО) следует раскрыть данное понятие более подробно. Договор ОСАГО, являясь важнейшим компонентом механизма правового регулирования такого страхования, продиктован временем и потребностью человека в предоставлении гарантированной защиты его прав и интересов.

Данный договор четко закреплен в законодательстве. На основании ст.

1 договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).6

Цель создания системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании другими лицами транспортных средств.

Существовавшая до вступления в силу Закона об ОСАГО система возмещения вреда была не способна решить эту задачу эффективно. По мнению специалистов, до 1 июля 2003 г. реально возмещалось менее половины вреда, причиненного гражданам и организациям в результате ДТП.

Между тем в нашей стране ежегодно официально регистрируется почти 200 тыс. происшествий на дорогах, а сколько их происходит на самом деле, сегодня сказать невозможно.

От транспорта страдают сотни тысяч человек, из них десятки тысяч гибнут, материальный ущерб от ДТП в годовом исчислении по стране превышает 200 млрд. руб.

Низкий уровень возмещения вреда до начала действия системы ОСАГО объясняется прежде всего тем, что у многих владельцев транспортных средств, виновных в причинении вреда, не было достаточного имущества для возмещения нанесенного другим ущерба, затем, сложностью существующих судебных процедур, а также значительным числом случаев побега виновных лиц с места ДТП и несовершенством системы поиска таких правонарушителей.

Источник: http://works.doklad.ru/view/x4NC5JlbZl4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть